Отголоски шаманизма в мировых верованиях
Речь пойдёт о становлении верований древнего человека, их эволюции, развитии одних представлений и отмирании других, иногда и о их деградации. В рассмотрение я беру верования шаманистов, таких как чукчи, известную нам по немногочисленным источникам скандинавскую мифологию, некоторые элементы из героических эпосов вроде Калеваллы, и наконец аврамические религии.
Итак, об источниках знаковых моментов наиболее раннего витка поиска людьми иномировых сил.
Первейшими источниками являлись откровения конкретных людей, которыми они делились с соплеменниками. Такие откровения могли быть получены в изменённых состояниях сознания, как то транс, не важно от наркотических веществ, голода, или чего ни- будь ещё. Далее, когда была накоплена достаточная фактологическая база такого характере, человечество пошло по пути осмыслени,я и это уже гностический путь познания. Таким образом начали складываться мифы различных первобытных племён, и соответственно чем больше между ними различий, то тем раньше в своём историческом развитии эти племена выкристаллизовались из общего прачеловечества. Расхождение это происходило неодновременно, от неолита вплоть до настоящего времени, если говорить о древнем Шумере и современных папуасах.
Какие- то племена в своём духовном развитии были столь стремительны, что начали доминировать над соседями, ассимилировать их, а поскольку большая духовная высота сопровождалась и более мощным экономически- социальным уровнем, то они физически поглощали соседей заменяя веру прачеловечества своей собственной. Далее начались активные противодействия между соседними цивилизациями по мере расширения их сфер влияния и столкновения их границ. В конечном итоге это привело к появлению империй, и наконец, в духовном плане, к нескольким доктринам, охватившими всю планету. Последними к доктрине христианства приобщились первобытные папуасы в Полинезии, и конечно сохраняемые ими верования зари мира погибнут под давлением мощи христианского мира. Такое же явление происходило в конце позапрошлого века на Чукотке, да ещё и советизация с её богоборчеством не прошла бесследно. Но благодаря огромной работе выдающегося учёного В.Г. Тан- Богораза, собравшего, обобщившего и сохранившего для нас подробнейшие описания веры собранные от шаманов, мы можем вести рассуждение дальше.
В рассказах шаманов упоминается множество миров, населённых всевозможными духами и телесными существами. Есть строго выстроенная схема прохождения этих миров людскими душами посредством смертей и рождений. Подробно описаны существа этих миров, так сказать их аборигены, описаны их приметы, характеры, как с ними себя вести. Так же, о чём более подробно, описаны путешествия в их миры не умерших, то есть шаманов. В своей монографии с лаконичным названием «Чукчи» В.Г. Тан- Богораз приводит рассказы тех, кто по их словам побывал там лично. Описаны способы перехода, впечатления, есть даже карты- схемы некоторых миров. Но более для данного рассуждения важны сведения чукоч о существах нашего мира. У них имеется собственная систематика живущих параллельно с нами под солнцем народов.
Злонамеренные сущности деляться на безтелесных духов, полуматериальных великанов- людоедов, и мелких духов, которые в материальном мире являються реальными обьектами вроде камней, вещей и прочего, но могут действовать в нашем же мире как бы принимая иной вид. Вид этот как правилло очень характерен- один глаз, или рука, или нога, и об этом далее я буду говорить более подробно в тоя части, где речь поёдйт о деградации мифа. Животные так же наделены душой, но у них имеюся хозяева, например каждый олень- одна «душа», а тот кто о них заботиться( о всех вообще оленях)- их хозяин. Это духи рангом повыше. Так же чукчи говорят о духах- хозяевах геологических объектов, как то : реки, горы, озёра. Существуют существа такого же ранга материально присутствующие в нашем мире, но иногда и нет, так гигантский орёл, что сидит на севере мира и гонит холодный ветер, огромный червь(чукчи не знают о змеях, и слова такого не имеют, так как те у них не водятся,), что живёт в море и ест китов по их представлениям вполне реальны и их можно увидеть своими глазами, а другие чудовища хоть и живут в нашем мире, бестелесны. Далее идут повелители сторон света, солнце, луна, рассвет, и так далее- это не объект наделённый духом, нет- это отдельные самостоятельные существа, которые взаимодействуют между собой. В пантеизме их назвали бы богами. И наконец Верховный Творец, который создал все миры и всех, кто там есть.
Всё это Тан- Богоразу рассказывали в пропахших дымом от тюленьего сала полутёмных ярангах люди, которые с иноплеменниками до этого общались только на языке копья и ножа. Подчёркиваю- всё вышеперечисленное ни в коей мере не является заимствованием из каких- либо культур! Заимствования описаны у советского учёного отдельно, и они настолько выделяются на фоне основного пласта народной памяти, то спутать их не возможно.
Всё это сохранено именно с зари человечества, но сохранилось только на краю Евразии благодаря её малодоступности для более поздних культур. Подобным же багажом знаний располагали все народы мира, но утратили практически всё, всё более и более упрощая свои мифы, отсекая всё на тот момент им не нужное, и после появления пророка Авраама, строго запретившего любое идолопоклонничество, дошли до наипростейшего- ислама. Как основная его сентенция- «Нет бога, кроме Аллаха», есть правда ещё ангелы и джинны(демоны), но это как и люди- его паства. (Хотя в иудаизме, в его кабале остаётся образ девяти миров как девяти сефирот и описаны способы подчинения духов(демонов) основанные на заклинании их имён(что бледно и полносьтью искуственно перешло в христианскую демонологию средневековья вроде "Гоэтии")) Христианство, как более прогрессивная религия по сравнению с вышеперечисленными с закостенениями иудаизма борется так же яро, как и с идолами. Подвиг Иисуса Христа избавил людей от необходимости самим разбираться с духами, крещение защищает от всего, с чем должен был сам справляться древний человек, и в том числе упразднил монополю жречества как язычников, так и фарисеев. то, что произошло позднее с укреплением церкви постигло и ислам, появившийся позднее, и все религии предшествующие христианству. Но это вообще тенденция присущая любой людской организации...
Теперь пойдём по более конкретным примерам.
У скандинавов, благодаря Снорри Стурулсону мы кое что можем узнать о их вере, шаманские элементы присутствуют в достаточной мере.
Шаман- Один. Он может путём транса(жертвоприношения самого себя) видеть многие миры. Он может вызывать духи мёртвых и говорить с ними, он может телесно побывать в Царстве Смерти и вернуться. Он мог бы и вернуть к телесной жизни убитого Бальдра, но из за козней Локи это не вышло. Он скиталец по всем мирам, он повелевает духами-валькириями, которые уводят павших воинов в его чертоги. Это то, что сохранилось в образе бога- шамана со времён зари мира. А вот указание на то, что сохранилось не всё есть в «Видении Гьюльви»- один из королей( богов- трёх ипостасей Одина) упоминает в перечне миров, что есть «наверное» ещё миры, которые с их тронов плохо видны, а так же есть мир, в котором живут праведники, и он не пострадает от Рагнарёка. То есть зрение скандинавских богов по сравнению с шаманским замутнено. Возможности Одина меньше сил шамана. Боги сильно очеловечены, среди чудовищ то же только материальные (из камня, льда и т. д.) великаны, или тролли. Духов как таковых не упоминается нигде в обоих Эддах. Есть только одно упоминание о духе, которые жил в человеческом теле, и когда его хотели крестить он тело покинул, и оно умерло(Сага о Олафе святом). Далее после христианизации развитие мифа прекратилось, и из памяти прачеловечества осталось лишь воспоминание о чудовищах с их чертами- многоглавость, одноногость и т. д. это сохранилось лишь в сказках, и там эти чудовища уже строго материальны. То есть одноглазая мелочь чукотских шаманов это духи, а у скандинавов и потомков кельтов британских островов уже однозначно обладающие плотью гоблины, гномы, кобольды и т. д. в некоторых сказках их место занимает бес(чёрт). То есть изначально исключительно духовная сущность и из древних преданий и из церковных книг превратилась в того, кого можно дёрнуть за хвост. Понятий о других мирах, их населении и картографии не сохранилось вовсе что у кельтов, что у германцев, что у скандинавов.
И не приходиться говорить ни о каких заимствованиях! Скандинавы познакомились с эскимосами только после колонизации Гренландии, бывши уже почти христианами, и уж никак предание о Йоммурганде- морском змее и великане , что сидит на севере мира в образе орла и гонит холодный ветер(параллель см. выше.) не могло от викингов, которые и сами его уже скорее всего не помнили к гренландским эскимосам, и перекочевать от них через всю Гренландию, север Америки, беренгов пролив к чукчам, которые к тому же враждовали с эскимосами, и успеть это к времени прихода русских на чукотку так крепко в их народной памяти.
У наследников романо- эллинской культуры всё ещё запущенней. Упоминания о духах сохранилось только в виде веры в гениев места или рода, боги олимпийцы совсем как люди, только могущества у них больше. Интереснее трансформация их представлений о загробном мире. У Гесиода в его «Теогонии» есть упоминания о нескольких(трёх) мирах ада, так же и «райские» миры у них неоднородны(Асфоделевый луг, чертоги Кроноса- Элизий, и неуверенное упоминание о Царстве Урана.) описаны приключения героев(не богов!) в Аиде, разговоры с мертвецами, а в Энеиде есть упоминание о том, как души готовятся к следующей своей реинкарнации. Все эти факты очень разрозненны, и к приходу христианства миф Рима разрушался, а за ним через пару веков отправилась и сама Империя.
У египтян в сказках многократно описываются путешествия в загробный мир иногда в видении, иногда телесно, двенадцать залов Аменти, но это лишь жалкие остатки того, что было им известно в древности. Их боги даже больше люди, нежели у римлян, ведь они стареют и умирают.
У индейцев Древних цивилизаций в эпосе сохранено очень смутное представление о множестве верхних миров и о мирах подземных, где полубоги спустившись туда телесно бились с владыками Шильбальбы. Есть представление о верховном божестве- Триедином Сердце Небес. При учёте того, что даже у североамериканских индейцев, ближайших соседей чукчей совершенно отсутствовал культурный обмен. Шаманского здесь нет уже ничего.
В Калевале многократно упоминается о хозяевах лесов и озёр, о Солнце и Луне, о Верховном Укко, о разговорах с мёртвыми, когда их вызывают к себе(Вяйнемёйнен будит уснувшего(умершего Виипунена, Куллерво взывает к своей мёртвой матери на её могиле(они все люди, а у скандинавов лишь Ас может проделать нечто подобное)), либо приходят к ним сами пешком (Вяйнемёйнен приходит в Маналу пешком, причём его не хотели не впускать ни выпускать местные «жители»), мёртвого сына возвращает к жизни его мать. Карелы с чукчами не контактировали никогда. Ни территориально ни по времени. Карелия крестилась в XII- XIVвеке, а русские к этому времени ещё не добрались.
Таким образом если считать вопрос о невозможности заимствования наиболее древнего пласта мифа одними народами у других закрытым, то стоит признать, что наиболее развитая и целостная картина мира была именно у древнего прачеловечества. На её основе в процессе исторического развития народов возникли все прочие мифы и религии. Встаёт законный вопрос- а откуда были столь глубокие познания о иноматериальности у человека скоблящего сырую шкуру каменным скребком?!
А всё по тому, что человек был ближе к природе не только физически, но и исторически, то есть человек, как и вся природа, весь мир были созданы не так давно, и расходящиеся миры иных существ были ближе и виднее.
Подобное же описание иноматериальности и существ её населяющих содержит книга Даниила Андреева «Роза мира». Только я говорю обо всём перечисленном с позиции гностики и размышления, а он описывает как полученное лично откровение.
Так что и в наше время Безверия возможно пройти по путям духов, видеть миры других существ, греться в лучах Солнца Миров и оставить тем самым страх перед смертью. Нужно лишь открыться на встречу всему тому хорошему, к чему ведёт нас собственная душа.
Свидетельство о публикации №218082201083