4. Потусторонний Кын. Мултык - Лесной Старик

Лодка уральских индейцев скользила по воде. Первый день путешествия в Закынье шёл к вечеру. Позади остался боец Стеновой, Каменная Рыба. Вода священной Чуоси близ правого берега, поросшего берёзами и соснами, казалась зелёной от пышной июльской урёмы. В этот раз Большой Медведь знал, что же там, за поворотом.

За поворотом перед его глазами разворачивалась громадина бойца Мултыка. Что-то в этом камне было страшное и свирепое, одновременно сильное и неукротимое. Чем-то знакомым для старого индейца веяло от этих скал. Где-то здесь последний раз огромный горбатый медведь прилёг к воде, положив голову на лапы прежде, чем обратиться в камень.

 *** МЕДВЕДЬ МУЛТЫК ***
Боец Мултык – последний в Кыновской гряде, самый нижний. Его ущелья и скалы протянулись по левому берегу Чусовой больше, чем на версту. Геологические пласты перемешаны, на известняки пермского периода "надвинулись" более старые известняки девона. Мултык – геологический памятник природы!
На его вершинах в 1737 году вогул Иван Новосёлов из деревни Бабенки нашёл месторождение горнового камня. И мы хотели проехать до той деревни на железных лосях. Хотели по пути посмотреть на бывшую деревню Грязнуху у одноимённой речки, затерявшейся высоко в лесах над Зимняком, да не случилось.

Туристская тропа ведёт по Мултыку от вершины к вершине. На скальных выступах сохранились гнездовья сокола-сапсана, занесённого в Красную Книгу. У перебора по противоположному берегу тянется луговина с "пляжем", где находятся стоянки сплавщиков.

С высоты восьмидесятиметровых глыб видно, как Чуоси преодолела заплот Царь-бойца Высокого. Великанская стена не пустила горную красавицу дальше, и ей пришлось повернуть к Кыну. Мёрзлая Гора повернула Реку Теснин почти вспять и отправила вдоль Плакун-Горы – к Мултыку. А под Мултыком Чусовая  вновь разворачивается и обратно течёт на юг!
Так металась когда-то девушка Чуоси, пытаясь спастись от Подземного Змея…

Оставила тогда она свои слёзы у Плакун-Горы, и попросила помощи у Медведя Мултыка. Послал к ней Лесной Старик ручьи с волшебной водицей, с силой медвежьей. Река Теснин набралась сил и бросилась снова через хребет. Показал ей Мултык лазейку! Пытался богатырь Востряк изловить девчонку, да куда там! Выпорхнула она из его косматых лап и побежала дальше.

Так река прошла узкое Горло и вырвалась из горных тисков, завершив Кыновскую Петлю. Расстояние от стен Высокого до могутного горба Востряка не больше километра.

Та история со Змеем, который пытался заманить Чуоси в своё логово, не закончена. Где-то поблизости колобродит Подземный Змей, высматривая девушку. До сих пор караулит его Медведь Мултык.
Уж и когтищи по скалистому берегу выпустил. Уж и шерсть лесом на горбу каменном вздыбилась. Лапы медвежьи напряжены перед решающим прыжком. Ждёт Лесной Старик добычу. Выставил Медвежье Ухо, прислушивается.
Да знает Змей его силу, прячется за Востряком.

*** О КРАСОТЕ ***
Все люди видят мир вокруг себя по-разному. Кто-то восхитится красотой полевого цветка, нежданно выросшего в бурьяне. А кто-то на сказочной новогодней ёлке заметит перегоревшую лампочку. Так и Мултык поворачивается к людям разными сторонами.
Порой современники пишут о "гряде бесформенных утесов". Сэр Родерик Импи Мэрчисон, открывший миру Пермский геологический период, в 1841 году шёл с экспедицией по Чусовой от Кына к Ослянской пристани. Он любовался Мултыком и, напротив, отметил в дневнике "живописную красоту диких ущелий".

Старый индеец привстал на лодке, чтобы получше разглядеть Медвежий камень. Он был по-своему красив. Да, стройные ноги козочек не сравнятся с медвежьими лапами, а кисточки на рысьих ушах симпатичнее медвежьего уха. Да и хвост у медведя не павлиний.
Но разве не чувствуется красота грозного зверя в его силе, в его мощи и громадных размерах, в неукротимой воле Хозяина царь-Леса? А насколько он умён и хитёр!

Красота видится и в гармонии Медведя с миром предков.
Когда-то близ устья реки Кын жили древние коми, которые в родовом святилище поклонялись Медведю. Медведь для них был неотвратимым наказанием за Ложь.

Медвежье царство до сих пор осталось в тех лесах. Лет пять назад произошёл забавный случай, о котором мне рассказали кыновские рыбаки. Когда на переборе под Мултыком пошёл клёв, сверху в  воду неожиданно полетели камни. Сначала грохнулся первый.
"Наверное, под ногой у туриста сорвался, бывает", - подумали мужики. Затем грохнулся второй. Стены камня обдало трёхэтажным матом.

- Пошалишь ты у меня! – прикрикнул один мужик, пытаясь разглядеть обидчика. И обомлел. С вершины камня мчался со всех лап к берегу красавец медведь. Михайло Потапыч, оказывается, "изволили тута порыбалить". Мишка сдвигал с обрывов Мултыка валуны в Чусовую в надежде изловить затем оглоушенную рыбу.
- Миша, ты не поверишь! Так в забродах до самого Кына бежали! - горячились мужики, вспоминая тот случай.

*** ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЁМ? ***
Оказалось, что одно из названий камня Мултык -  Мултан! Мултан – древнее индоиранское слово. В индоиранских названиях  часть "тан" (дан /дон) означает реку. "Мул" в них означает горло, горловину, шею.
Прежним названием древние люди хотели предупредить об опасном месте, где Чусовая превращается в узкое порожистое горло под большим камнем. Река Теснин бьётся в этом месте между мощными хребтами Мултыка и Востряка, затем выворачивает на Бабенский плёс.
Впоследствии "мула-, мул-" означало флейту из полого рога, затем длинную трубу, ствол.

В Сибири горные шорцы, кузнецкие татары каждый год 18 января отмечают Мултык-Пайрам, праздник охотников. Мултык на их языке означает ружьё. По старинному обычаю охотники, возвращаясь из тайги с добычей, оповещали сельчан об удаче стрельбой из ружей.
В. И. Шесталов из г. Ханты-Мансийска описывает начало медвежьего праздника обских угров, в котором участвует ружьё (мултык):

"Возвращение охотников с добытым медведем. Подъезжая к деревне, охотники подавали сигнал, одновременно стреляя из ружей и выкрикивая слова: "Утщум охов!" пять или четыре раза в зависимости от пола добытого медведя. Остальные жители селения начинали готовиться к встрече, надевая праздничные костюмы и обувь.

Если убивали медведя, то навстречу охотникам из деревни выходили пять женщин, а если была добыта медведица, то выходили четыре женщины, якобы они являлись посланцами от "снохи медведя" (по манс. "манянэ", по хант. "аньхи"). Они выходили с подожженной дымящейся чагой в посудине, которую обычно держали в правой руке, якобы для очищения от злых духов".

Мултык – Камень-У-Длинного-Горла-Реки. Это изначальный смысл имени бойца. Однако для меня он всё равно остался Медвежьим.
Таким он был и для манси, пришедших в XII веке на Чусовую.
Г.Ф. Миллер зафиксировал вогульское название камня Мултык как Aintzuk ku.
Он сопоставил его с мансийским anhix (аньщих, старик) + kew, ku (камень) в Таблице соответствия топонимов.

Получается, что Мултык также носил имя Старик-камень, а точнее – Медведь-камень!
У манси было принято называть медведя иносказательно – Лесной Старик. Страшились они называть его прямо по имени.

*** ЭПОХА ЖЕЛЕЗНЫХ КАРАВАНОВ ***
С воды, когда проходишь горловину под Мултыком на лодке, его массивные скалы смотрятся ещё страшнее, угрюмее. Недаром он был награждён "отличительным знаком" – заплавнями для опасных бойцов. Здесь барки и коломенки прижимало течением к ершистой стене, затем Медведь-камень буквально раздирал судно на ошмётки.

Дно Чусовой в этом месте исследовал дайвер Сергей Кондрашин:
"Запомнилась часть борта судна, полностью обшитого металлом, деревянное колесо с кованым ободом, чугунок для печки. На глубине 2,5 метра на ровном скальном дне красовался массивный старинный якорь с коваными шипами.
В 5-6 метрах от него вниз по течению находился еще один тормозной якорь-лот…. На этом якоре с одной стороны отсутствовали массивные шипы, по-видимому, с колоссальной силой вырванные в момент зацепа с дном. Стало совершенно очевидно, что оба якоря находились в одной связке и были выброшены за борт в последний момент, когда судно уже неминуемо тащило течением прямо в скалу".

Мултычить, мултыть, мултывить – название бойца навсегда вошло в обиход выражений чусовлян, означая изнурительную и напряжённую работу гребцов, бурлаков и плотогонов на сплавах.
В 1959 году филологи УрГУ в деревне Пермяковой записали от А.С. Пермякова, 1889 г.р., что значит мултывить:
"Тут у нас камень Мултык - течение там большое, сильное; к нему и притягивало. Сильно грести надо. Вот и говорят: "Помултывишь ты тут!".

Тогда же, филологи в деревне Ёкве записали рассказ от А.Н. Долматовой, 1895 г.р.
"Ну, Мултык, он тоже сильный боец был. К нему как подплывёшь, так чуть не версту надо мултыть (работать). Тут не робей да и гляди в оба.
Однажды у нас с мужиком то ли заминка вышла, то ли еще что, только выправить вовремя не успели плот, да и стукнуло нас об Мултык.
От плота одни бревёшки. Мужик-от половчее, он сразу на камень выскочил, а я уцепилась за бревёшки. "Сашуха, - кричит он, - плыви!"
Я и поплыла на этих брёвнышках-то, до самого Долгого лугу доплыла, это у Бабенок".

***
Медвежье Ухо выглянуло из Леса большой каменной аркой. Мултык послушал всю историю о себе. Медведь пропустил беспрепятственно лодку индейцев, едва шевельнув на ветру шерстистой тайгой. Когтистые скалы расступились, и мы устремились по узкому горлу к хмурой громаде Востряка.


Рецензии