50 лет назад

 В нашем пионерском детстве многие имели друзей по переписке с детьми из стран соцлагеря для укрепления дружбы народов. Это была не теперешняя моментальная переписка в сетях, от руки писались письма, наклеивались марки на конверт... Каким-то образом через ленинскую комнату школы можно было дать свой адрес или взять иностранный - этого не помню.
 Сначала мне написала девочка из Болгарии. Крупными русскими буквами было написано нечто совершенно непереводимое даже примерно. Вспомнился фильм "Свинарка и пастух" (кстати, по фильму мусульманин влюбляется в свинарку - это тоже для дружбы народов? Типа любовь выше религии и обычаев?)
 С болгаркой не сложилось, зато с девочкой Яркой из ЧССР я переписывалась несколько лет. Ярослава Корбелова, вот вспомнила. Мы слали друг другу марки, открытки, фотографии. Фото ее мамы было очень красивым, с дорогим колье в декольте. К новогодним праздникам мы послали маленькую елочку с миниатюрными игрушками, как раз только начался их выпуск, очень популярный сувенир был. "Папа сказал, что это неужели хороший подарок",-написала Ярка, явно путая слова неужели и очень. В ответ мне были присланы коричневые школьные туфли 37 размера при моем тогдашним 33. Тете они пришлись впору). Ярка все время поражалась частым изменениям наших адресов, но то, что папа военный, я почему-то не писала. Догадывалась ли она? Или и не задумывалась об этом? Она была постарше, и однажды прислала фото своей новой семьи, вышла замуж и родила ребенка, возможно, одновременно. Переписываться мы со временем стали реже, потому многие события выпадали из летописи истории. И сейчас могу вспомнить не вполне точно, но помню, что меня активно приглашали приехать в гости, встретить и отправить назад на своей машине. Я в свои 14-15 лет без родителей могла ездить только на трамвае в бассейн, не то что на поезде-самолете, еще и за границу. А добрые чехи уже почти разработали мне программу пребывания по датам августа. Обещали, что покажут местные красоты, а к 1 сентября я буду дома.
Но тут наши танки вошли в Чехословакию. Вернулась бы я?


Рецензии