Остап Нетудыхата в справедливом обществе

Остап Нетудыхата в справедливом обществе

Направленность: Джен
Автор: Льлес (https://ficbook.net/authors/388611)
Фэндом: Булычёв Кир «Приключения Алисы»
Рейтинг: G
Жанры: Романтика, Философия, Антиутопия

Размер: Мини, 17 страницы
Кол-во частей: 5
Статус: закончен

Описание:
Люди хотят, чтобы у них было право на еду, на жильё, на медицину, на образование, на...
Желания понятные.
И многие люди готовы сами работать для получения необходимого.

Но некоторые хотят получать необходимое даром.
На том основании, что это связано с базовыми потребностями, без удовлетворения которых человек погибает или не может жить полной жизнью.

Но кто обязан даром работать на них, чтобы обеспечить эти потребности бесплатно для халявщиков?

Посвящение:
халявщикам, мечтающим всё получать бесплатно и без труда -
за счёт рабского труда других людей

Публикация на других ресурсах:
Уточнять у автора/переводчика

Примечания автора:
Есть такой персонаж - Остап Нетудыхата в повести "Секрет чёрного камня" Кира Булычёва.
И вот однажды он попал в справедливое общество лучше социализма.
Право на жильё
— Я имею право на жильё! Общество, государство и граждане обязаны мне предоставить бесплатное жильё! Я же человек! Я хочу социализма!

— Хорошо. Будет тебе бесплатное жильё.

— Когда?

— Скоро.

— Ух ты как здорово.

— Вот тебе билет.

— Куда?

— В твоё жильё.

— На самолёт?
А это что, далеко что ли?

— На Замчатке.

— Чего? Я не хочу на Замчатку! Вы не имеете права!

— Тише ты, никто тебя не заставляет.
Но бесплатное жильё есть у нас только на Замчатке. Нам надо осваивать отдалённые районы.

— Это нечестно. Другие-то живут в Паскве. Я тоже в Паскве хочу.

— А как всех желающих поселить в Паскве?
Ты понимаешь, что это невозможно?

— Тогда в Подпасковьи.

— Хм… Ну, можно в 300 км от Пасквы. Устроит?

— Да, да.

— Ну поехали.

***

— Долго ещё?

— Приехали.

— Как это приехали?

— А так. Вот твоё жильё. Бесплатное.

— Но это же пустырь!

— Это земля. Участок. Даром, как и положено.
Ты имеешь право поставить тут твой дом.

— Где я его возьму? Из воздуха?

— Ну почему же из воздуха.
Вооон твой дом едет.

Вдали показался грузовик.

— Он везёт мой дом?

— Да.

— Что-то не похоже на дом…

Грузовик сгрузил кирпичи, доски и прочие стройматериалы. И уехал.

— Это что такое? — спросил Ваня.

— Сам видишь. Стройматериалы. Подарок от общества.

— Подарок?

— Да.

— А жить в таком подарке как? Кирпичи под себя, а досточками прикрыться сверху?

— Что ты как маленький? Построишь стены из кирпичей. Ну и всё прочее.

— Построю? Я?

— Ну да.

— Но я не умею!

— Тогда учись.

— А жить где, пока учусь?

— Попросишься к деревенским. Договоришься.

— Это нечестно. Мне говорили, что тут справедливое общество, лучше социализма.

— Ну да, справедливое. Никто тебя в рабство не берёт, никто не эксплуатирует.

— Но мне должны бесплатно удовлетворить базовые потребности. В том числе в жилье.

— Тебе должны бесплатно построить дом?

— Да!

— Ты хочешь сказать, что кто-то должен на тебя бесплатно работать?

— Ну нет конечно…

— А чем тогда ты собираешься расплачиваться с рабочими?

— Не знаю. Но тут же как социализм.

— Знаешь что, у нас нет рабов. Никто на тебя даром работать не собирается.
Стройматериалы тебе и так предоставили, землю предоставили.
Сказал бы спасибо, что хоть это дали.

— Скажу, если дом построите. Ну не умею я.

— Попроси деревенских помочь.

— Они помогут?

— Возможно.

— Даром?

— Что ты всё заладил про даром? Ты сам-то что даром готов делать?

— Что-нибудь.

— Нам не надо что-нибудь. Надо что-то полезное для нас.
Кстати, если ты принимаешь эти стройматериалы и участок — то ты должник. Должен отработать.

— Ага, вот и раскрылась ваша истинная сущность.
Ничего не даёте даром. Всё отработать надо.

— Не всё. Воздух даром. Сырьё даром.
А остальное даётся только трудом. чьим-то. Понимаешь?
А даром работать никто не обязан.

— Не нравится мне у вас.

— Никто не держит.

— И что же я должен делать, чтобы рассчитаться за услуги?

— Спроси у председателя, какие есть вакансии.
Он тебе подберёт или тут, или на вахтах.

— О боже. И это называется справедливое общество…

— Что ты ноешь постоянно. Может, не умеешь ничего?
Тогда можем научить. Если захочешь учиться. Я слышал, что в оркестр нужен балалаечник.
Пойдёшь учиться на балалаечника?

— Вы что, смеётесь?

— Да нет. Ну тогда другое по себе ищи.
Пожить пока можешь в общаге. Там и кормят. Потом рассчитаешься.

— Чем?

— За труд у нас начисляют баллы. Из них и спишут.

— Жулики вы.

— А ты хотел, чтобы тебя другие обслуживали? Нет. Только сам. Ты же трудоспособный.

— И что совсем никак без кредита? Даром? Ну хотя бы стройматериалы.

— Ну почему. Сырьё у нас даром. В объёме, нужном на дом.
Только добывать и таскать придётся самому.

— Жлобы вы, оказывается. А не социалисты. А ещё называете себя справедливыми.
Не понимаете вы, как устроено справедливое общество.

***
Право на еду
***

— Распишитесь.

— Зачем это?

— Ну вы же получили обед?
А это ваша роспись, что вы его получили.

— И что мне за это будет?

— Ничего не будет. Просто рассчитаетесь потом.

— За еду?

— Да.

— Чем?

— Трудом.

— И это называется справедливое общество?
То, в котором человек вынужден рассчитываться даже за хлеб наш насущный? За еду? За то, без чего он умер бы?

— А вы как хотели? Даром?

— Конечно. Если здесь в самом деле справедливое общество.
Базовые потребности должны удовлетворяться даром. Те, при неудовлетворении которых человек погибнет.

— Чтобы дать вам суп — кто-то должен поработать в поле, на кухне и так далее.

— Ну и что?

— И кто обязан делать это для вас даром?

— Кто угодно. Если это справедливое общество.

— То есть вы считаете других рабами?

— Нет конечно. Но люди же должны быть милосердными, любить ближнего.

— И поэтому даром кормить?

— Да.
К тому же люди должны любить трудиться.
Вот вы, например, любите готовить?

— Да.

— И людей наверное любите?

— Да.

— Неужели вы даром не можете накормить голодного супом? Чтобы бедняга не умер.

— Могу.

— Ну вот видите.

— Один раз.
А потом бедняга должен сам себе варить суп и выращивать овощи для него на своём огороде.

— Значит, вы жадная и злая.

— Мне всё равно, как вы это называете.
Никто не должен работать на трудоспособных граждан.

— Мерзкое у вас общество. Никакого милосердия. Никакой гуманности.

— Никакой халявы, да?

— Никакого понимания, что базовые потребности должны удовлетворяться даром, из милосердия.

— А сами вы что готовы делать ради милосердия?

— Я? Да что-нибудь. Обязательно что-нибудь.
А вы сразу — распишитесь, рассчитайтесь.
А если я не смогу?
Что тогда? Не дадите больше супа? Оставите умирать от голода?

— А кто вам мешает спасти себя от голода самому?

— Как?

— Выращивайте на огороде еду да ешьте сколько хотите.

— Не привык я на огороде работать. В земле возиться.

— А кто должен возиться вместо вас, чтобы накормить вас же?

— Добрые люди. Но, похоже, что у вас таких не бывает.

— Значит, от огорода откажетесь?

— От огорода? Не. Вдруг пригодится.
Может, продать получится.

— Да кто же его купит у вас.

— Неужто никому не нужен?

— Просто у нас не разрешается продавать землю.
Только пользоваться, да и то по правилам, исключающим снижение плодородия и так далее.

— Ну совсем «хорошо».

— Обед-то подавать или нет?

— Подавать.

***
Право на образование
***

— Я решил учиться.

— Очень хорошо.

— Но с условием, что мне предоставят стипендию размером с зарплату, на которую можно прожить. А также квартиру и питание.

— Это можно. Но в кредит. Беспроцентный.

— Да знаю, знаю. Вы же жлобы, которые даром из гуманизма ничего не дают. Так что пусть кредит будет.
Кстати, а если не смогу вернуть кредит?

— Что вы, не волнуйтесь об этом. Условия возврата очень мягкие — можно много лет возвращать, а сумма-то небольшая. Обычно все справляются.

— Ну, а если всё равно не смогу?

— Тогда новый не получите.

— И всё?

— Ну, если за пятнадцать лет не вернёте — тогда придётся привлечь вас к общественным работам.

— Чего? Привлечь? Против моей воли что ли?

— Вы можете отказаться от таких условий кредита.
Так что не против вашей воли.

— А что за работы? Рудники? Лесоповал?

— Да вы что. Кто вам даст лес-то валить?
И на рудниках у нас работают автоматы.

— Тогда что?

— Да не волнуйтесь вы так. Можете со списком работ ознакомиться. Там пустяки разные. Вроде посадки цветов на газонах.
Разве халявщикам кто-то доверит что-то особо серьёзное?
Нет, так, мелочи всякие.

— А зачем обществу пустяки и мелочи?

— Ну так хоть и мелочь, а приятная. Одно дело газоны зелёные, а другое — разноцветные.

— Так, я понял. Давайте кредит.

— На кого учиться решили?

— Я ещё не выбрал. А что?

— Некоторые специальности дают право на льготы.

— Это интересно. И какие же это специальности?

— Инженерные в основном, технические.

— Это мне не подходит. А на другие есть льготы?

— Нет.

— Это плохо. Что общество не ценит гуманитарные специальности. Такое общество плохо кончит.

— Вот ваш кредит и ваш пропуск в библиотеки.
Подробнее расскажут там.

— А… в аудитории пропуск не нужен?

— Какие аудитории?

— Ну в которых лекции читают.

— Понимаете, у нас это не так работает.
Сначала студент учится сам по учебникам.

— А как же роль учителя, его голоса?

— Вы не дослушали. Это тоже есть. Вы можете хоть заслушаться голосами в аудиолекциях.

— Но учиться проще, когда видишь лектора.

— И смотреть можете. Там есть и видеолекции.

— Хм… А не проще экономить электричество, слушая лекторов вживую?

— Многие так и делают. Не слушают и не смотрят, а сами читают. Это обычно и проще.

— Значит, я должен сам читать?

— Не должны, а можете. Это право, а не обязанность.

— А обычных лекций нет совсем?

— Есть. Но обычно их организуют сами студенты?

— Это как?

— Просто скидываются и нанимают лекторов, которые их устраивают.

— Как странно. А государство совсем не помогает?

— Государство просто не мешает этому. Этого достаточно.

— А кто же поддерживает лекторов материально?

— Сами студенты.
Хорошие лекторы пользуются большим спросом.
Им хорошо платят, не волнуйтесь.

— Как студенты могут платить? У них же нет денег!

— А кредит на что? Из этих средств и платят.
А многие сначала зарабатывают, а уже потом идут учиться.

— Может, общество хоть аудитории предоставляет даром?

— А кто их даром построит и согреет?

— Значит, даже за аудитории надо платить?

— Конечно. На то и кредит.

— Стесняюсь спросить — а вот эти вот библиотечные и прочие материалы — случайно не платные?

— Конечно платные. И совсем неслучайно.
Кто-то работал, чтобы произвести их. Понимаете?
Это результаты труда.
Поэтому это не может быть даром.

— Какое алчное общество. Я просто не могу поверить.

— Вы можете отказаться от учёбы.

— Да нет уж. Это мой шанс. А то заставляют дом строить самому, на огороде копаться самому. Лучше уж я в кредит поживу и попитаюсь, пользуясь тем, что студентам дают такие льготы.

***
Право на медицину
— Это регистратура?

— Да. На что жалуетесь?

— На жадность вашего общества.

— С этим не к нам. У вас болит что-то?

— Нет.

— Тогда, может, вы хотите пройти диагностику?

— Но это же не даром?

— Можно в кредит, если нет баллов.

— Тогда не надо.

— Тогда что вы хотите здесь?

— Просто узнать, что мне делать, если мне понадобится лечение.

— Можете приходить сюда. Или вызвать помощь.

— Даром или в кредит?

— Разумеется.

— Ну и дела. Даже лечение — и то в кредит.

— А вы как хотите?

— Даром. Из милосердия.

— Это можно устроить.

— Как?

— Получайте специальность врача — и лечите даром из милосердия.

— Как вам не стыдно.

— За что мне должно быть стыдно?

— Вы попрекаете человека его желанием получить помощь. Медицинскую. Но вам не понять, насколько это подло.

— Но я предлагаю вам заняться как раз этим — оказанием медицинской помощи даром.

— Как вы не понимаете, что не всем дано лечить. У меня другое призвание.

— Хорошо, можете не лечить других. Лечите только себя.

— Без образования?

— Можете изучить медицину и лечить себя.

— Не могу. И с вашей стороны очень гнусно попрекать человека тем, что ему не дано изучить медицину.

— Тогда не изучайте, а получайте помощь от других.

— Но вы отказываетесь лечить даром.

— А что вам мешает после получения помощи отработать полученные услуги своим трудом на благо общества?

— Ничего не мешает. Но ведь дело не в этом.
Дело в самом принципе — лечение должно проводиться из гуманизма.

— Послушайте, а из какого гуманизма появятся лекарства и прочие средства лечения?
Оно всё появляется в результате труда людей, а не само по себе.

— Это так. Но ведь оно уже есть. Почему бы теперь это даром не дать нуждающемуся?

— Тогда средства лечения закончатся. И откуда возьмутся новые для новых нуждающихся?

— Но кто-то же их производит всё равно.

— Этот кто-то не будет их производить, если не подучит еду за свой труд.
А пойдёт на огород выращивать себе овощи. Потому что нуждается в пище. Неужели это непонятно?

— Вы ничего так и не поняли. Но я не виню вас, прелестное дитя.
Ведь это не ваша вина, что вы не понимаете принципов справедливости и милосердия.
Это просто вас так воспитывали с детства. Неверно устроенное общество с неверным воспитанием.
Вам просто внушили, что ваше общество, где ничего не даётся даром, с его кредитами и обязанностью отработать все блага — единственно справедливое устройство.

— Простите, но дело не воспитании. Я тоже считаю, что у нас всё устроено разумно и справедливо.

— Вы просто не знаете альтернативы.
Что и не удивительно, учитывая, что в вашем обществе общественные науки ценятся ниже инженерных.

***
Право быть избирателем
***

— Простите, но вас нет в списках.

— Чего? Не может быть. Проверьте всё ещё раз. Да повнимательнее.

— Всё проверено. Нет.

— Это просто безобразие какое-то.
Как же я буду голосовать, если меня нет в ваших дурацких списках?

— Не переживайте.
Может, у вас есть при себе удостоверение избирателя?

— Чего? Какое ещё удостоверение?

— Удостоверение избирателя.

— Что это такое?

— То, что следует из названия.

— Значит, следует? Хотите сказать, что я такой несообразительный?

— Нет. Давайте я дам вам почитать про удостоверение.
Вот, тут всё написано.

— Хм… Хм… Я не понял. Вы что, хотите сказать, что я не имею права участвовать в голосовании? Нет, вы это серьёзно?

— Имеете. После того как получите удостоверение и статус избирателя.

— Я имею этот статус с 18 лет! На том простом основании, что я гражданин страны!

— Пока вы спали — у нас поменялись порядки.
Теперь избирательное право имеют хоть и все подряд, но только после сдачи экзамена.

— Ещё не легче. Какого же экзамена?

— Того, который даёт право голосовать.

— Кто придумал такую ерунду?
Это антинародный порядок!

— Народ и придумал.
Думал-думал, и надумал, что не совсем удачно, когда голосовать по важным вопросам могут невежественные люди.

— Это я-то невежественный! Не хамите мне, девушка!

— Разве я говорю о вас? Я в общем.
И не мной это придумано.

— Бррр… Так, значит, сначала экзамены, да?

— Да.

— Это вроде аттестата зрелости что ли?

— Ну, в общем похоже на прежние аттестаты зрелости, да.
Только это реальный аттестат. За реальные знания, а не лишь бы не остаться в школе на второй год.

— Ну-ну, нечего подозревать меня в том, что я оставался на второй год.

— И снова я говорю не про ваши вторые года, а в общем.

— Ладно, кому сдавать экзамены?
Только давайте поскорее. Мне надо успеть к голосованию получить удостоверение.

— Успеть можно только к следующему голосованию.

— Это почему?

— Сдача экзамена требует времени. Не час.

— Ё-моё! Охренеть просто!
Ладно, пусть хоть к следующему будет.
Экзамены, блин, придумали…

— Может, вы хотите заранее узнать программу экзамена?

— Да, это вы хорошо придумали. Обязательно надо узнать заранее. Давайте сюда вашу программу.

— Это не один лист.

— Ну давайте два. Или брошюра? Что там у вас?

— Я могу только ссылку на сайт дать.
Программа слишком обширная. Это несколько томов.

— Скоооолько? Томов?

— Да. Но не переживайте.
Список вопросов очень подробный.
И на все даны сразу ответы. Готовиться очень удобно.

— А скока там этих вопросов в штуках? — прищурился Остап.

— Точно не знаю. Тысячи.

— Ай да подстава. Вы что, думаете, что у меня есть время учить ваши дурацкие вопросы?

— Не волнуйтесь. Это совсем несложно.
Те, кто хочет участвовать в голосованиях, спокойно сдают эти экзамены.

— А если не сдают?

— Тогда не участвуют и не голосуют.

— Вот! Вот именно. Но это грубейшее нарушение прав человека. Грубейшее.

— У нас считается иначе. У нас считается, что голосовать могут только люди компетентные.
И желающие голосовать настолько сильно, чтобы выучить все нужные вопросы.
И достаточно способные, чтобы всё запомнить.

— Неправильно у вас считается. И вы обязательно это поймёте. И очень скоро.
Вы все заблуждаетесь.
Потому что голосовать имеют право все-все. Даже если ничего не знают.

— Но как же люди, которые ничего не знают, могут принимать верные решения?

— По здравому смыслу, девушка. Знаете, что это такое?
Похоже, что не очень. Иначе не завели бы такие порядки.
Это надо же придумать такое нарушение прав граждан — разрешать голосовать только после сдачи экзамена.
Вы бы ещё высшей математике экзамен потребовали.

— В том-то и дело, что экзамен совсем не сложный.
Там только основы.
Даже высшей математики нет.
Но должен же человек, желающий голосовать, знать хотя бы проценты и дроби? Это же в третьем классе школы проходят.

— Ну не скажите. в пятом и шестом.

— Теперь в третьем.

— И тут, значит, непорядок. Перегружаете детей учёбой.
Когда же им расти и развиваться?

— Так они сами хотят учиться.

— Хто? Дети? Не надо врать-то.
Может, они у вас ещё и историю хотят учить?

— В первую очередь. Мы согласны с Ефремовым в этом вопросе, в отличие от некоторых других вопросов.
Историю мы учим почти с рождения. До того как научимся писать и читать.

— И что — по истории тоже есть вопросы на удостоверение?

— Да. Половина.

— Охренеть.
Но нахрена? Зачем знать даты и имена давно прошедших времён?

— Это необходимо, чтобы понимать настоящее.

— Неа. Чтобы понимать настоящее — достаточно просто ума.
А вы лишаете обычных умных людей доступа к голосованиям.

— Не лишаем. Все умные люди обычно склонны что-то изучать и знать.

— Неправда ваша.
Я всё изучаю на ходу. Решаю проблемы сходу.

— Но решение проблем часто требует знаний, которые невозможно приобрести даже за день. Нужны годы изучения.

— Чепуха. Это выдумки ботаников, которые ничего не имеют, кроме как читать.

— А разве не ботаники двигают прогресс?

— Да ну. Вы хоть одного ботаника видели в цехе?
Хотя вы вообще наверное цехов не видали.

— Видали.

— И какие же цеха? Кондитерские?

— Нет. Я технолог.

— Чего технолог? Мазей от морщин?

— Технолог фармацевтического производства.

— А, ну понятно. Я так и знал, что ничего серьёзного. То ли дело — металлургия.

— Вы металлург?

— Я? Нееет. Что вы. Берите выше. Я философ. Вот это технологии так технологии.

— Распишитесь, пожалуйста, вот здесь.

— Что там?

— Отметка, что вы получили консультацию и ссылку на сайт по экзаменам для голосований.

— Погоди-те, но я ещё не смотрел ссылку-то.

— Можете посмотреть.

— Оп-па! География? Серьёзно? Нет, я конечно знаю, что земля круглая. Этого достаточно ведь, да?

***


Рецензии