Содом и Гоморра. Часть2

    Читая православную литературу мы видим, что святые отцы  много внимания уделяли этому вопросу? Потому что в древности вера у людей была крепче и желание идти за Господом сильнее, поэтому-то верующие во Христа не отделывались исполнением внешних правил ( крашением яиц на Пасху и освящением мёда и яблок), а всей своей душой и всем своим сердцем стремились к достижению святости. А так как мы знаем, что плоть и дух друг другу противятся, то умерщвляли своё тело и жили Словом Божьим. В те времена многие, встыв на путь истинный, уходили в монастыри или в пустыни и там предавались молитве и посту, а это для дьявола всё равно что красная тряпка для быка. Враг человеческого рода не мог этого выносить и нападал на них всеми доступными ему средствами, пользуясь естественными потребностями человеческого тела. А именно разжигал в человеке пожелания плоти, доводя их до немыслимых размеров и всё ради того, чтобы подвижники пали и прекратили свои подвиги во имя Господа.

Древний патерик:

Брат спросил одного из отцов: отчего это - помысл мой постоянно склоняется к блудодеянию, не дает мне покоя ни на один час, -и душа моя возмущается? Отец сказал ему: если демоны посевают в тебе помыслы, не предавайся им; ибо им свойственно - постоянно соблазнять. И хотя они никогда сего не оставляют, но принудить тебя не могут: твоя воля - слушать их, или не слушать.

 …Брат сказал в ответ старцу: что же мне делать? я слаб и страсть меня побеждает.    -Наблюдай за ними, сказал он, и когда они начинают в тебе говорить, не отвечай им; но встань, молись и пади перед Богом, говоря: Сыне Божий, помилуй мя!

   Брат сказал ему: я забочусь об этом, авва, но нет сокрушения в сердце моем, потому что я не знаю силы сего слова.
  - Ты только заботься, - сказал ему старец,- авва Пимен и многие из отцов говорили: заклинатель не знает силы слов своих, но змея слышит, понимает силу его слов и повинуется.
    Так и мы, хотя и не знаем, какую силу имеют наши слова, но демоны слышат и отступают со страхом.

Преп. Нил Сорский:

    "Главное же и сильное оружие против духа нечистоты состоит в прилежной молитве к Господу Богу, как учат святые отцы. Святой Максим Исповедник наставляет вооружиться на блудные помыслы молитвой, заимствуя слова для молитвы у псалмопевца Давида: «Изгонящии мя ныне обыдоша мя» (Пс. 16, 11); «радосте моя, избави мя от обышедших мя» (Пс. 31, 7). И святой Иоанн Лествичник, говоря об этом же предмете, представляет свидетеля, молившегося на блудные помыслы так: «Боже, в помощь мою вонми» (Пс. 69, 1) и т.п.

    Нужно при этом призывать на помощь тех святых, которые известны особыми подвигами и трудами в сохранении чистоты и целомудрия, как например Даниил Скитский одному брату, ратуемому от блуда, велел помолиться и призвать на помощь мученицу Фомаиду, убитую за целомудрие, и сказать так: «Боже, за молитвы мученицы Фомаиды, помози ми!» И боримый брат, помолясь так у гроба мученицы, тотчас избавлен был от блудной страсти. Имея такие свидетельства, будем и мы молиться и призывать на помощь тех, о которых в Священном Писании говорится, что они подвизались в целомудрии и чистоте.

    Если же брань сильно належит нам, то, встав и простирая очи и руки на небо, помолися, как повелел Григорий Синаит, и Бог отгонит помыслы. Молись же так, как говорит святой Исаак: «Ты силен еси Господи и Твой есть подвиг: Ты ратуй и победи в том, Господи, за нас». И как Иоанн Лествичник научает: «Возопий к Могущему спасти тебя, не хитросплетенными словами, но смиренным и простым вещанием - помилуй мя, Господи, яко немощен есмь! И познаешь силу Вышнего и невидимых врагов невидимо отженешь. Всегда бей ратников Именем Иисусовым; ибо крепче этого оружия не найдешь ни на небе, ни на земле»".

Святые отцы учат, что самое главное и сильное оружие против духа нечистоты – прилежная молитва к Господу Богу и святым.

Преподобный Варсонофий Оптинский учит читать против блудных помыслов 90-й псалом:
«90-й псалом “Живый в помощи Вышняго” полезно читать три раза в день: утром, в полдень и вечером. В полдень на человека особенно нападает блудный бес, этот же псалом далеко отгоняет его прочь».

Преподобный Амвросий Оптинский в своих письмых к духовной дочери учит правильно молиться при нападении блудных помыслов:
 
   «Молись так: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную…” Ударяй на слово “грешную”… Вспоминай грехи, которыми оскорбляла Господа, и смиряйся. Если смириться не можешь, а “добродетели” лезут на ум, говори так: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную. О, раба непотребная! Зри блуд твой и прежние твои блудные путаницы!” И сейчас же опять: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную”».

«Крестись чаще, как только возможно. Делая крестное знамение, помни и чувствуй, что ты ограждаешься силою Распятого. Когда сидишь в келье одна, крестись постоянно; имея руки свободными, в особенности изображай на себе крестное знамение. По временам оставь дело, положи несколько поклонов и опять принимайся за дело. Крестись иногда и при других; если спросят: зачем? – скажи: “Так вздумалось”».

Преп. Амвросий Оптинский:

«Береги совесть свою и очи, имей страх Божий, чаще помышляй о смерти, о Страшном Суде и о том, что если теперь не управишь себя в богоугодной доброй жизни, то после уж и совсем ослабеешь к добру. Противу блудных помыслов вооружайся воздержанием в пище и сне, старайся всегда находиться в труде и при деле, а паче всего имей во всем и всегда смирение и самоукорение, не осуждай никого».

   Древний патерик:

    Брат спросил старца: что мне делать, отец? меня убивает срамный помысл.
    Старец говорит ему: когда мать захочет детище свое отнять от молока, прикладывает к сосцам своим горький морской лук. Младенец по обыкновению припадает к груди сосать молоко, но по причине горечи отвращается от нее. Так и ты, если хочешь, положи на мысль твою горечи.
    Брат спросил: какая это горечь, которую мне должно положить?
 
    - Памятование о смерти и мучениях в будущей жизни, сказал старец.


    О благочестивой жизни преподобнаго Мартиниана знали все, живущие в Кесарии и ея окрестностях, и много говорили о нем. Подслушав эти речи, одна блудница решилась искусить его на грех. Переодевшись в роскошные одежды, она надела на себя дорогия украшения и предстала пред Мартинианом во всем блеске своей красоты. Угодник Божий, окрепший в духовной жизни, не поддался козням искусительницы. Он разложил посреди келии огонь и стал на него босыми ногами. Ноги его жестоко опалились огнем.

    «Теперь подумай, Мартиниан (говорил он сам себе), каков огонь вечный, геенский. Если хочешь геенскаго огня, пожалуй, подойди к этой женщине». Пораженная терпением и страданием праведника блудница как бы проснулась от греховнаго сна, бросилась к ногам отшельника, исповедала грехи свои и со слезами умоляла его, чтобы он простил ее и помолился за нее. Через 12 лет после своего обращения, она почила с миром, с именем преподобной Зои.
(Жития Святых, февраль 13).

   Преп. Варсануфий:

Брат! И я в юности моей многократно и сильно бывал искушаем бесом блуда и трудился, подвизаясь против таких помыслов, противореча им и не соглашаясь с ними, но представляя себе пред глазами вечные муки. Пять лет поступал я так ежедневно, и Бог облегчил меня от сих помыслов. Брань сию упраздняет непрестанная молитва с плачем.




             22.08.18


Георгиевна

фрагмент картины Джон Мартин  «Уничтожение Содома и Гоморры». Источник фото wikipedia.org


Рецензии
А как же быть тем, кто воспитывался в других условиях и в пионерских галстуках хулил религию?
Ходим, каемся, прощения просим, а отвечать всё равно придётся.
Спасибо.
С точки зрения литературы, я бы разбивала на более короткие тексты. Читать было бы легче и усваивалось проще.
Спасибо, рада знакомству.

Нина Калашникова   09.03.2025 18:15     Заявить о нарушении
Кающемуся здесь, на Страшном суде отвечать уже не придётся. Все грехи, в которых он покаялся, Господом прощены. Спасибо за визит. Татьяна

Георгиевна   10.03.2025 00:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.