О рыбалке и охоте

               
                НА ЗАЙЦА

         Про охоту на зайца написано много. Первооткрывателем я здесь не являюсь.
  Но как охотник с большим стажем говорю, что это очень интересная и увлекательная охота. И не надо думать, что она очень простая и легкая. Вот вроде взял ружье ,пошел и
  заяц твой. Врагов у зайца много, и спасаясь от всех их, он выработал и способы  защиты .     Это ночной зверек, и на кормежку выходит ночью, а днем не теряя бдительности     отсыпается. Способов охоты на него так же много. Это и петли и ловушки, различной модефикации, загонная охота и охота по следу.
           Я ставил петли на зайца .Но такая охота не впечетляет. Нет интереса и азарта.
Хотя и здесь нужен определенный навык и смекалка.
            Нравилась мне загонная охота на Русака. Служа на Украине, и являясь председателем  охот. коллектива, я частенько организовывал такую охоту.
            Выезжали мы рано утром , еще затемно, коллективом человек10-12.
    По прибытию на место складывали номерки в шапку и поочередно доставали.
           А потом. ,согласно номеров, становились в большую  подкову на расстоянии
 порядка 20 метров между стрелками и начинали прочесывание лесопосадок, виноградников, зеленки, сжимая подкову в виноградниках и   расширяя на зеленке.
        И редко какой заяц ускользал из этой подковы.  Только самые опытные и выдержанные сидели до конца ,  затаясь , а потом ,когда подкова проходила, давали деру.
   При переезде на новое место делились впечатлениями Подсмеивались над давшими промах стрелками. Охоту обычно заканчивали, когда на каждого участника приходилось по зайцу, или в установленное  время.. В конце такой охоты все валились с ног. И от пройденных километров, и от чернозема, который килограммами налипал на сапоги.
    Я всегда брал с собой спаниеля Бардика, которого держал на поводке И отпускал за подранком , когда тот выбегал за приделы подковы. Бардик догонял подранка, прижимал его к земле и держал до моего подхода.
                Но самая интересная и увлекательная охота на зайца по следу. А научил этой охоте меня и моего сына его товарищ, отставной майор Виктор Викторович Осипкин, который и сейчас поживает в пгт Борзя Забайкальского края.
      Это настоящий профессионал заячьей  охоты. При том он сам всем охотам предпочитал именно эту охоту. И когда у него был выбор ехать с одним коллективом на козу , а с другим на зайцев, то он всегда выбирал последнее.  А брали его в коллектив с удовольствием, стрелок он был классный.Я был с ним и на утиной охоте и на куропатку, практически у него нет промахов. Его персональный рекорд в один из сезонов 80 зайцев.
                А по следу на зайцев мы выезжали в Даурские степи на  степного зайца Талая.
  Лучше всего по свежей пороше. Талай за ночь так напетляет, наделает двойных и тройных петель, да еще несколько скидок, а потом выберет укромное место и затаится, попробуй найди его. Можно за одной особью идти 1.5 -2 км, притом след сделает такую
 дугу ,что приведет тебя в начало поиска.
           Виктор Викторович безошибочно определял свежий след и легко распутывал любые хитросплетения. На первых порах , обучаясь этому искусству, я шел с боку от
него, получая пояснения и с разрешения учителя производил отстрел поднятого зайца.
 В своем схроне  талай сидит до последнего, а потом  выскакивает и бежит петляя из стороны в сторону. Любит прятаться под оставленную сельхоз технику, на старых фермах, под заборами, зачастую соседствуя с собаками..На мой вопрос к охраннику хозяйства ,почему зайцы не боятся собак, последний ответил, так они ж его догнать не могут.
          Да .,скорость у Талая отменная. Поднимаясь с лежки, делает прыжки в разные стороны, а потом несется не останавливаясь, пока не скроется с глаз.
                Отличается Талай от своих собратьев рыжеватым мехом, да и вкусовые качества у него лучше, но это сугубо мое мнение
         Нравились мне Даурские степи в разное время года. Весной, летом и осенью от запаха разнотравья не надышишься  ее воздухом. Да и зимой она впечатляет. Выезжали мы затемно, и с первыми лучами солнца начинали охоту, разбредясь по степи в поисках своего зайца      И  когда находишься  часов 5-6, да еще при морозе градусов  под – 30, да с ветерком, вот тогда даже единсвенный трофей становится для тебя значительным.
   


                НА ГОЛОВЛЯ

         В наших краях протекает речонка Убин, или как ее называют местные жители, Убинка. Свое начало она берет в северных отрогах горы Папай . В верхнем течении это типичная горная река, протяженность от истоков до впадения в Шапсугское водохранилище порядка 70 километров. Протекает через станицы Убинская, Азовская, Северская. Она несет свои воды среди поросших лесом старых гор, а затем, выйдя на равнину, течет по обрывистому, извилистому , так же поросшему лесом  руслу.
        Человеческий фактор, особенно в верховьях, сыграл свою роль. Вырубка леса, сброс  сточных вод повлиял на состояние реки. Уровень воды упал, рыбный запас уменьшился. Спасает  речку самоочищение. Во время сильных дождей, таянья снега в верховьях, уровень воды поднимается до 2-х метров. Скорость течения возрастает, несет деревья, кустарник, образуются заторы, которые затем сносятся более сильными паводками, вода от глины и ила становиться мутной. И речка из Убинки превращается в грозный Убин.  Со спадом паводков, вода светлеет и становится прозрачной .Ширина в некоторых местах такая, что как говорят, можно переплюнуть Но остаются заводи и ямы глубина которых бывает до трех метров. Вот в таких ямах и водятся голавль, лещ, плотва. В районе нашего поселка водится в основном голавль. Это рыба из семейства карповых. Достигает длинны до 80см и вес  до 8 кг. Рыба всеядная, полухишник, хорошо ловится на блесну. Кормом для нее являются насекомые, черви, лягушки, молодь рыбы. Имеет цилиндрическое туловище. Вкусовые качества отличные. В нашем районе крупных особей нет. В основном 15 сантиметров, но попадаются и крупные весом до 1кг. Мой личный рекорд 800гр. Я до сих пор удивляюсь, как в таких экстримальных условиях , в период паводков, выживает эта рыба. Кажется ни чего живого не должно в речке сохраниться. Но спадает уровень воды, она светлеет и вот он голавль.
                Я люблю эту рыбалку. Она очень спортивная, при ловле перемещаешься от ямы к яме, от переката к перекату. Ношу с собой длинный фал, привязав который к дереву, спускаюсь по крутому берегу к облюбованной яме и так же поднимаюсь обратно. Получается рыбалка в комплексе с альпинизмом. Голавль ловится кругло годично, лишь бы была хоршая погода и не мутная вода
 И еще меня привлекает то, что ты один на один с природой. Рядом нет , как это бывает на рыбалке, других рыбаков. Ни на что не отвлекаешься и ни о чем не думаешь, созерцаешь природу и отдыхаешь  душой и телом.
     Я изучил повадки этой рыбы, и уже знаю, когда и где ее ловить.
       В теплое время года голавль предпочетает быстрое течение и перекаты.
Здесь я его ловлю, пуская поплавок по течению и ставлю небольшую глубину. В холодное время, особенно зимой, он предпочетает глубокие ямы и держится ближе к обрывистому берегу.
                Особенно хорошо рыбачить осенью в солнечный день. Деревья во всей своей красе. Воздух напоен ароматом  прелых листьев и травы. Вода журчит на перекатах. Отсутствие комаров. Да к тому же еще и хорошая поклевка. После такой рыбалки пол дня ходишь как пьяный от воздуха, природы и самой рыбалки.
              Ловил я в основном на червя и опарыш, пока сосед мне не сказал, что в молодости ловил голавля на куриные  кишочки. Кишочек в наличии не было и я  решил попробовать на куриную печень, которую  регулярно покупаю и варю с крупами для своего заслуженного  «пенсионера» спаниеля Билла. Эксперимент превзошел все ожидания. Результативность рыбалки возрасла во многие разы, да и особи стали попадаться крупнее.
             Вот один такой крупный голавль сыграл со мной злую шутку. При очередной поклевки и подсечки, я понял , что попался крупный экземпляр и что моя леска может не выдержать. Поэтому , приподняв  голову рыбы над водой, я начал ее выуживать на берег. Это мне удалось. Но на берегу леска оборвалась и голавль заскользил по наклонному берегу в воду. Я кинулся за ним и успел схватить под жабры. Но на скользском и крутом берегу мои ноги поехали , ударились об пенек и я вниз головой нырнул в воду. Погода стояла холодная и одет я был в свитер , теплую куртку и шапку. Вынырнув, я обнаружил, что стою по горло в холодной воде и левой рукой держу рыбину. Забросив рыбу в кусты и цепляясь за коренья и кустарник я кое как выполз на берег. Документы, мобильник, часы , электронный брелок от машины все побывало в воде, тем более на берег я выполз только после нескольких попыток, вниз тянули резиновые сапоги, наполненные водой.
            Ни о каком продолжении рыбалки не могло быть и речи. Сняв все с себя и выжав, я поехал домой. Первым, увидев меня вылезавшим из машины в одних подштанниках и носках,  безмолвно замер сосед. Выслушав мой рассказ и оценив улов, сказал, что за таким голавлем можно было и нырнуть, но только без документов, мобильника, часов и теплой одежды Правда пострадал только один мобильник. Жена, увидев меня в таком виде, сказала:-«Я так и знала , что ты когда нибудь упадешь в воду!» Ну жены , они всегда все знают.
      Рыбалка , как я уже отметил, всесезонная.Правда при сильных заморозках речонка покрывается льдом и о рыбной ловле не может быть речи.               
                Сейчас конец февраля.. Я регулярно смотрю долгосрочный прогноз погоды на март и жду теплых солнечных дней, когда можно будет снова поехать на полюбившуюся мне рыбалку на головля.
               
         


Рецензии