Ван дер Вейден портрет женщины 6
Рогир ван дер Вейден нарисовал точно одну из этих фламандок. Крайнюю справа.
Я предполагаю, что это одна и та же женщина, c разницей в возрасте в 20 лет. Относительно старшей, которая находится в Вашингтоне в Национальной галерее, точно известно авторство ван дер Вейдена. Размер 34 на 25 см., около 1460 года, в конце его жизни (1399-1464). Последние годы он был востребован как портретист, по причинам, которые очевидны при взгляде на этот портрет. Если вы обратитесь к искусствоведческим описаниям, то обнаружите много разных деталей относительно формы, цвета, освещения , положения рук и прочих, совершенно не имеющих для вас значения, деталей, потому что, когда вам нравится женщина, то освещение и цвет ее одежды, ее размещение в интереьере вас не интересуют. Значение имеет....
Надеюсь, вы не ждете от меня узнать, что имеет значение?
У себя спросите.
Заболоцкий написал, прямо таки, волшебное, стихотворение о портрете, подобном этому. О портрете Струйской Рокотова.
Пожалуй, я приведу его полностью:
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.
В «Сatalogue raisonn» - название которого на английском остается именно в таком французском написании (на русский это можно перевести как «аргументированный каталог» ), самом полным аннотированным перечне всех известных произведений живописи по художникам и являющимся важнейшим источником информации по атрибуции картин, об этом портрете написано следующее:
«знаменитый среди всех портретов женщин среди всех школ и направлений».
А Эрвин Панофский,(1892-1968) знаменитый искусствовед, охарактеризовал свое впечатление от ее внешности, как «тлеющая страстность», (мой перевод). К этой «тлеющей страстности» мы еще вернемся в последней главе.
Теперь несколько слов о ней же (?) только 20 (?) лет моложе. Эта картина находится в Лондоне в Национальной галерее. Называется она также как и первая «Портрет женщины». Картина выполнена позже первой, в 1466 году (предположительно и спорно). Следовательно, это не может быть портрет той же женщины, а есть воображаемый ее портрет в молодости. И так как ван дер Вейден умер в 1464, то это это могло быть выполнено в его мастерской. Портреты размещены рядом и вам представляется возможность сравнить форму пальцев, носа, подбородка, шеи, ушей, чтобы решить самим – это одна и та же женщина или нет. Это, возможно, дочь и мать.
Продожение: Обратите внимание на руки.
http://www.proza.ru/2018/08/22/1485
Свидетельство о публикации №218082201449
Александр Скрыпник 04.09.2018 22:00 Заявить о нарушении
http://www.proza.ru/2018/08/16/84
Михаил Гольдентул 04.09.2018 23:10 Заявить о нарушении
лики святых на иконах по одному "темнику",
так, может, и портреты... : )
Александр Скрыпник 05.09.2018 08:38 Заявить о нарушении