Глава пятая. Тайные кабинеты

Родства своего не помнят
               
       История татар Поволжья сложнее, чем история русских, историография здесь стоит вверх дном. И приняла она такую форму не по своей воле. Сегодня волжский татарин свое древнее прошлое не знает в принципе и принципиально. Что поделать, ну не хочет…
       Что ему известно: булгары, казанское ханство, хан Батый — вот пожалуй и весь его арсенал из исторического познания. Слово «татарин» для него — гордость или презрение!? Завоеватель Батый его прапрадедушка, и «Золотая Орда» — безусловно — его великая история. Сегодня житель Поволжья, кроме всего этого, пожалуй, и не сможем ничего рассказать. Что с этим делать он не решил, не знает. И с XIII века течет отчет времени. Что означает слово — татарин? И что было до прихода сюда монголов, нам неизвестно! Не скрывая очевидного, заметим, невежественность берет свое начало не по причине отсутствия достойной литературы, а скорее по причине нежелания ознакомиться с той, которая есть. 
      Одним словом — волжский Иван, не помнящий родства...
      Во времена Петра I в Россию приезжали заморские гости, кто по делам государственным, а кто в поисках прописки. И удивлению их не было предела. Житель Московии не знал практически ничего. Большинство не умело писать, науками не владело, о знаниях своего прошлого — даже говорить не приходится. Мужик был совершенно темен, невежественен... А в XIX столетии в России уже появилось такое понятие — «Иван, не помнящий родства». (Когда поступающие на службу, на работу, не помнили своих предков.) Здесь не важно, в какую пору возникло это выражение: тогда или чуть раньше. И  высказывание это, естественно, к человеку по имени Иван не имеет никакого отношения. Обращено оно (в современном смысле) к тем, кто не ведает своего прошлого, кто не знаком со своей историей... Не помнит предков, не знает своего родословного древа. 

      Автор книги «Etoile Polaire» Виконт де Арлякур заметил: «Русские, которых вы спрашиваете и которые вводят вас в заблуждение, делают это обыкновенно по незнанию, для насмешки или по расчету; первые обманывают добросовестно, ибо сами верят в то, что сообщают; или кажется забавна доверчивость любопытного; наконец последние обманывают из патриотизма, почитая необходимым для блага своего отечества не сообщать путешественникам верных о нем сведений». Это наблюдение иностранца, давшего беспристрастную оценку россиянину. Историк К.Н.Бестужев-Рюмин отметил следующее: «В новой Руси иностранцев принимали с распростертыми объятиями, но те, с которыми они сближались, по большей части стыдились невежества своего народа, им мало известного, и старались выдавать себя за образованных европейцев». А вот что заметил французский путешественник Кюстин, побывавший в России в первой половине XIX века, вот как им описана красота русской женщины: «Краска проступает у них сквозь кожу, отличающуюся прозрачностью и необыкновенной нежностью. Прибавьте к этому зубы ослепительной белизны и — большая редкость — прелестные, поистине античные линии рта. Но глаза, по большей части голубые, имеют монгольский разрез и, как всегда у славян, смотрят плутовато и беспокойно». Увиденное им в чужой стране заставляет отметить и следующее: «Я уже говорил и повторяю еще раз: русские не столько хотят стать действительно цивилизованными, сколько стараются нам казаться таковыми. В основе они остаются варварами». Что тут мы можем возразить чужеземцу? Пожалуй, каждый, приехавший в чужую страну, для себя видит там варвара. Для француза варвар тот, кто живет от него в отдалении, для россиянина тот, кто пожаловал к нему в гости… 
       А что касается «цивилизованности», то тут можно поспорить.

***            
       О том, что существовало государство Волжская Булгария, как я уже выше писал, историкам известно давно. Ученый мир с этим знаком с XVIII века. ...Но это историкам. А вот потомки этого государства о его существовании ничего и не знают. Взяв на себя смелость, посмею дерзнуть — и не хотят знать! Пожалуй, так удобнее... легче; быть «не помнящим», «не знающим», чем ведать что-то о своих далеких предках. Российская академическая наука утверждает, что народ булгар принял веру в 922 году; религию, которая называется Ислам. Если придерживаться выше приведенной трактовки, то татары Поволжья — мусульмане с десятого века. То есть, у нас тысячелетняя исламская культура. И стоит признать, у нас Великая история (?). Чем, без преувеличения, стоило бы гордиться!.. Имеются мечети, есть религиозное духовенство, литература, язык... Все есть, все довольно уютно скомпоновано — у нас тысячелетняя мусульманская культура.
       Но духовности, к сожалению, у нас нет… Как бы там ни старались, как бы ни радовались...

       В первой половине XX века в Боннском университете открывают Восточные семинары — «Международный научный центр». Это обуславливается интересом ученых к древней истории Востока. Куда привлекаются многие востоковеды. Одним из ведущих специалистов этого  «уголка просвещения» был Пауль Кале. 
            
J  Пауль Эрик Кале (1875-1965). Уроженец Восточной Пруссии. Прослужил шесть лет лютеранским пастором в Каире. Преподавал в университетах Германии… в 1923 году становится руководителем Восточного семинара. В Оксфорде получил докторскую степень по философии и по теологии. Написал двадцать семь научных трудов.

       Кроме всего прочего, Европу заинтересовала и история «древнего хазарского государства», заинтересовался им и Пауль Кале. По этой теме появляется ряд ученых-историков. И последователи бывшего лютеранского пастора, один из них, американский востоковед Д.М.Донлоп, в 1954 году, по наставлению самого Кале, издает книгу «История иудейских хазар». Ставшую важной вехой в изучении темы, в противовес бельгийскому историку Анри Грегуару, еще в 1937 году опубликовавшему статью, где «Хазарские переписки» смело ставились под сомнение.
       По хазарскому вопросу начинаются споры, так, полемика за стенами этого научного учреждения накаляется докрасна. В чем собственно и выражается работа коллектива. На то она и наука. Но наукой здесь и не пахло. Задача стояла особая — создать государство с религией. Следовало найти иудаизм у древних хазар. Нашли ли они иудаизм в недрах древнего тюркского каганата? У хазар?.. На этот вопрос любой студент исторического вуза вам даст ответ! Издательством Принстонского университета в 1954 году издается книга «История иудейских хазар», и подлинность «Хазарской переписки» безапелляционно доказывается. «Таким образом, двумя главными апологетами хазарского иудаизма стали добросовестные протестанты-северяне».
       Следующим учеником лютеранского пастора, доктора философии и теологии Пауля Кале, был сын башкирского народа — Зеки Валидов.

J  Ахмед Зеки Валиди Тоган родился в Уфимской губернии. Учился в Казанском университете. Вел научную работу в Петербургской Академии Наук. Состоял в Российской Думе. Входил в «Комитет Шести…» (Ленин, Сталин, Троцкий…). В первую мировую войну создает башкирское войско. Жил в Персии, работал в Турции советником министра в Анкаре. Преподавал (профессор) турецкий язык в Стамбульском университете. В Вене защитил докторскую диссертацию. Почетный профессор Боннского университета.

       Этот загадочный субъект был не из Западной Европы, а родом из России, с Урала. В 1924 году в Анкаре Зеки Валиди, при Мустафе Кемале, становится советником министерства образования. А когда в Турции начинает процветать пантюркизм, профессор турецкого языка Стамбульского университета З.Валиди выходит в отставку. И как только «от стамбульских профессоров потребовали, что бы они учили своих студентов, будто вся мировая цивилизация происходит от тюрков», Валиди покидает Турцию, и переезжает жить в Европу. И в Вене плотно берется за дело по изучению средневековой истории… По характеристике Артура Кеслера: «Это был настоящий ученый, человек обширной эрудиции, всегда готовый учиться, сотрудничество с которым всегда было очень плодотворным».
       «Отец тюрков» (ата-тюрк) Мустафа Кемаль в первой половине XX века в своем средневековом государстве совершил революцию. Поменяв прежние нравы, ввел новые законы и правила, выдернув свой народ из средневековых дебрей, «выступал за поддержание дружеских отношений с Россией». Что — по всей вероятности — и стало главной причиной бегства профессора из земли обетованной к истокам мировой историографии. Жизненный путь Ахмеда Зеки Валиди сродни походам древних завоевателей, уж очень обширная биография! Хватило бы на несколько жизней...
       Но вернемся к истории.
       На чем здесь следует акцентировать свое внимание, так это — на блестящей защите докторской диссертации Валидовым! Озаглавленная как «Путешествие Ибн-Фатлана к северным болгарам, тюркам и хазарам». Как замечает Кеслер, «арабский текст которого сам обнаружил в Мешхеде». Само название научной работы вызывает здесь предельный интерес, — «...болгарам, тюркам и хазарам», — предлагая скорее нам геополитический аспект дела, чем научный. Ведь сегодня бесповоротно доказано, болгары и хазары — это этнические тюрки! Народы тюркоговорящие: люди одной крови, одной веры... Не знал ли профессор об этом? 
        ...В чем же важность анализа этой темы?
        Записки «Ахмеда Ибн-Фадлана» (секретаря посольства) — это единственный в мире источник, который взят за основу принятия веры булгарами в X веке. Больше никаких документов, свидетельствующих об официальности данного государственного акта — нет! Это «единственный известный список “Записки Ибн-Фадлана были обнаружены востоковедом А.З.В.Тоганом в 1920-х годах в библиотеке при гробнице имама Али ибн-Риза в Мешхеде (Иран)”». И еще, что довольно прискорбно, если знакомиться с материалами, современная наука сожалеет, «что конец рукописи отсутствует, причем неизвестно, сколько листов не хватает».

J    В 1937 году фотокопия мешхедской рукописи от правительства Ирана была передана в дар Академии Наук СССР. Востоковед, доктор исторических наук А.П.Ковалевский переводит ее на русский язык, а в 1956 году производится дополнительная переработка. Сегодня именуется как «Записки Ибн-Фадлана».    
               
       Существует несколько версий. Первая — это не иначе как подделка, умело изготовленный памятник, вторая — написана со слов очевидцев. Но повторяю — это лишь версии. Посмотрим некоторые интересные моменты: Зеки Валиди сам находит, сам переводит, и сам же блестяще защищает докторскую диссертацию. Для одного человека, пожалуй, многовато, непосильная ноша. Отметим, что в кулуарах Боннского университета «добросовестные протестанты-северяне» активно дополняют недостающие звенья в цепи истории, шлифуя эпоху далекого Средневековья. Сначала эти семинаристы доказывают подлинность «Хазарской переписки», чем смело присуждается религия древним «хазарам»; ну а затем и древние «булгары» получают свою веру. Ислам. ...Так сыном башкирского народа обнаруживается затерянная правда… Чем в истории древних Булгар Поволжья и латают брешь в дальнейшем.
               
J   Что такое  «Хазарская переписка»? Это письма Хасдая с Иосифом. Первая «рукописная» версия этого документа хранится в библиотеке колледжа Церкви Христа в Оксфорде. Первая «печатная» версия содержится в еврейском памфлете «Кол Мебашер». Была напечатана в Константинополе, примерно в 1577 году И.А.Акришем. Хранится в Бодлеанской библиотеке в Оксфорде.

Ибн-Фадлан

       Восточные источники, памятники российским историкам были известны еще в XIX веке. Они были доступны. С.М.Соловьев, Н.И.Костомаров, В.О.Ключевский и многие другие ученые руководствовались ими в своих научных работах. Их титанические труды наводнены ссылками... 
       Кратко приведу некоторые документы. В сокращениях доходит «Книга путей и государств», автор Ибн-Хордодба. Этот источник X века сообщает о торговых отношениях с Русью. Преподаватель богословия и права в Багдаде Язидат-Табари (839-923) оставил «Историю Царей». Али Ибн-Хусейн (957), путешественник и энциклопедист, написал сочинение «Золотые луга». Абу-Исхаку аль-Истахри аль-Фарси принадлежит «Книга климатов». Багдадский ученый Ибн-Хаукаль в 977 году написал «Книгу путей и государств». Ибн-Ал Надим — которого считают отцом истории и литературы Древнего Востока — оставил «Книгу росписи наукам». В ней есть упоминания о письменности руссов...
       Во второй половине XIX века, как удостоверяет нас историк К.Н.Бестужев-Рюмин, находят «драгоценный восточный источник для древней истории России». Это Ибн-Дост (Абу-Али-Ахмед Бен Омар), который в начале X века трудился над этнографией народов, населявших тогда территорию сегодняшней России. Также есть позднейшие авторы. Ибн-Батута (Абу-Абдолах-Магомет, 1302-1377), путешественник, объехавший Азию от Китая до Суматры. Так же: Якут Бен-Абдалах, Эль-Андализи, Казвини, Димешки, Абдульфед, Бакуви и многие другие.

J   Этот список всего-навсего приведен из книги Бестужева-Рюмина «Русская История». К.Н.Бестужев-Рюмин (1829-1897) — профессор русской истории Петербургского университета. В 1851 году окончил Московский университет, историко-филологический факультет. Докторская диссертация: «Состав русских летописей до конца XIV века». Член Археографической комиссии и Географического общества. Академик Петербургской Академии Наук. Труды: «Крещение Руси…», «Владимир Святой…», «Князь Владимир Всеволодович Мономах…», «Московское княжество…» и другие. Состоял в Петербургском Славянском комитете.
               
       Доктор наук Константин Николаевич Бестужев-Рюмин работу над своей книгой «Русская история» заканчивает в 1885 году. В предисловии академик пишет: «Я готов покаяться в тех заблуждениях, которые будут мне показаны и доказаны».  А вот цитата из его книги, «Ибн-Фадлан участвовал в посольстве от халифа к новообращенному царю Болгарскому (921), оставил известие о болгарах, хазарах, руссах» (Ахмед-бен Фадлан-бен Аббас-бен-Рашид-бен Гаммад). Русскому академику и в голову не могла прийти мысль, что меньше чем через полвека на эту тему защитят докторскую диссертацию. То есть, еще раз найдут эти «записки»! Константин Николаевич  заметил: «Из всего указанного нами при обозрении источников и пособий видно, что сделано много, но многое еще остается сделать: еще многие вопросы только затронуты. Зная это, мы должны стараться быть как можно более осторожными в своих общих выводах».
       Рассматривая значение ислама у булгар и иудаизма у хазар, невольно приходишь к мысли — ведь все правильно! Профессор русской истории К.Н.Бестужев-Рюмин пишет: «Летописи рассказывают, что к Володимеру приходили послы от разных народов: от болгар, хазарских евреев, немцев и, наконец, греков, и каждый из них хвалил свою веру и предлагал князю в нее обратиться». Дальше мы с вами знаем, что князь Владимир выбрал греческую веру. Православную.
       Перекопавший вдоль и поперек древнюю историю, Бестужев-Рюмин сообщает нам и интересные изюминки прошлого: «первым русским князем, принявшим крещение, был Аскольд <…> В 957 году крестилась Ольга, а в 988 году  внук ее Володимер».
       Интересно. И при том очень!..
       Стоит признать — в девятнадцатом веке лицо русской исторической науки выглядело неважно. Это можно понять. Ведь к тому времени только-только научились писать и читать по-русски, понимать то, что написано... Русское слово только-только встало на ноги. Один из титанов русской исторической мысли того времени Н.И.Костомаров свою научную работу начинает со слов: «…и летописи, сообщающие его историю, передают немало таких черт, в достоверности которых можно скорее сомневаться, чем принимать их на веру».
            
       Единственный щекотливый вопрос — касающийся ислама у волжских булгар!.. Откуда все же пришли послы от иудеев и от мусульман к русскому князю Владимиру («послы от разных народов»)?.. Если о «Записках» Ибн-Фадлана было известно еще в девятнадцатом веке, то что же, в таком случае, обнаружил Зеки Валиди в Мешхеде в библиотеке при гробнице имама Али ибн Ризы? Вот вопрос… Входил ли Валиди в общество иезуитов, или в другие организации (кроме как НСДАП), об этом ничего не известно. Но известно другое: он трудился в европейских школах, активно способствуя продвижению науки. (В 1935 году — профессор Боннского университета.) 
      Главная концепция титанического труда — решение «долгого» вопроса: «откуда пришли мусульмане к Киевскому Князю»?.. Значит, было откуда приходить?..


Рецензии