Марьина роща

       По пути из Кабардинки в Геленджик стоит указатель село Марьина роща, которое с автотрассы практически не видно. Марьина роща входит в Кабардинский муниципальный округ города Геленджика. Село не имеет выхода к морю, не является курортным, в нем проживает примерно тысяча жителей. Оно расположено внизу южного склона Маркотхского перевала, от Геленджика 5 км, от моря на прямую через горы примерно семь километров.                По поводу происхождения названия села, каждый его житель вам расскажет легенду о прапорщике Кузьмине-Караваеве и его жене-красавице Марье.
Молодой прапорщик с похищенной им Марьей прибыл служить в Кабардинский полк, подразделение которого находилось в этом укреплении. Однажды прапорщику стало известно, что в лесу стянуты большие силы неприятеля (читай шапшугов), который намеревается штурмовать укрепление. Кузьмин-Караваев собрал отряд и нанёс опережающий удар. В этом  бою прапорщик погиб. Узнав про гибель мужа, Марья надела мужскую одежду, взяла оружие и ринулась в бой. Враги окружили храброго бойца и, думая, что перед ними мужчина, предложили сдаться в плен, но получили отказ, после чего была зарублена в бою. При падении с коня, с ее головы слетела шапка, черкесы увидели длинные  косы, рассыпавшиеся по земле, и только тогда они поняли, что воевали с женщиной. Марью и её мужа русские солдаты похоронили в роще. Вполне возможно, что почти так и было на самом деле.
      В заметках про Новороссийск, уже упоминал, что во время войны в Марьиной роще был Леонид Брежнев. Во время его правления и до конца 80-х годов, этот факт был самой большой гордостью селян.
 Одновременно со строительством  бункера на Мысхако, из которого якобы руководил оборой Малой земли подполковник Брежнев, в семидесятых годах авральном порядке, была выкопана и обустроена землянка в Марьиной роще. Как утверждали путеводители и туристические буклеты, именно в этой землянке, Леонид Ильич, писал воззвания и листовки для советских солдат и моряков – малоземельцев. На счет существования землянки во время войны, конечно, не правда, так как общеизвестно, что он проживал в нормальном сельском доме, а вот в написание воззваний и листовок, охотно верю, ведь будучи политруком, что еще ему оставалось делать, не вести же за собой в атаку солдат, в самом деле
 Еще одной достопримечательностью Марьиной рощи, является старый етырёхствольный дуб.
Местные жители рассказывают о нем такую легенду. Как-то на жителей Марьиной Рощи (естественно название поселения было другим) напали враги. Женщины и дети спрятались в ущелье, а мужчины стойко оборонялись. В неравном бою выжили лишь четыре брата. Они стали плечо к плечу, заслонив село своими телами. Храбрецы погибли, а на этом месте вырос могучий дуб, из корня которого отходят четыре ствола.
   Легенда, конечно красивая, как и большинство легенд, но почему то, в ней не уточняется, кто на кого нападал, и кто от кого оборонялся. Если, для основы легенды послужили события  Кавказской войны, тогда получается, что на шапшугский аул напали регулярные части русской армии, и погибшие храбрецы, были адыги. Если это было до прихода русских  и аул (естественно он назывался не Марьиной рощей) пал жертвой междуусобных черкесских войн, тем более в этом случае, четыре погибших героя, являются адыгами.   
Но, погибшие герои никак не могли быть русскими солдатами. Во-первых, как могло получиться, что в одной армейской части одновременно служили четыре родных брата. Во-вторых, откуда у солдат, на месте службы женщины и дети, которые при нападении, спрятались в ущелье. В-третьих, в начале легенды говорится о жителях села, но не о служивых. Вот и получается, что современные жители Марьиной рощи, всем рассказывают шапшугскую легенду, но при этом стыдливо замалчивают о народе, который ее сложил.                С западной стороны к Марьиной роще примыкает маленький  хутор Черёмушки, который фактически является частью села. В нем проживают несколько десятков  человек. У жителей Черёмушек не было своей отдельной дороги на  федеральную автотрассу «Дон», чтобы выехать на трассу, им приходилось каждый раз делать приличный крюк через село. Пишу в прошедшем времени, так как не знаю, как обстоит дело сейчас, может быть ситуация изменилась в лучшую сторону, точно не скажу. 
      Лесополосы возле Черемушек превратились в  несанкционированные мусорные свалки, которые периодически пополняются грузовиками с мусором и спецмашинами-мусоровозами из Кабардинки и Геленджика.  На узаконенной геленджикской свалке за утилизацию  каждого кубометра мусора надо платить (в 2008 году эта плата составляла 50рублей за1 кубометр), а здесь, пользуясь темным временем суток, можно бесплатно загаживать природу. Э-э-э-х, Россия матушка!
2008г.
   


Рецензии