О Благодатном огне

Явление Благодатного огня в Иерусалиме сегодня считает чудом только одна из христианских церквей — русская православная. Остальные честно признаются, что это просто обряд, имитация, а никакое не чудо.

Накануне православной Пасхи в иерусалимском храме Гроба Господня Бог якобы сотворяет удивительное чудо — зажигает огонь. Этот огонь, однако, «самовозгорается» не у всех на виду. Два священника высокого ранга заходят в небольшую каменную каморку, которую называют кувуклией. Это особое помещение внутри храма, типа часовенки, где располагается каменное ложе, на котором якобы лежало тело распятого Христа. Зайдя внутрь, они закрывают за собой дверь, а через некоторое время выносят из кувуклии огонь — горящую лампаду и пучки пылающих свечек. К ним тут же кидаются толпы фанатиков, что-бы зажечь от благодатного огня принесенные с собой свечки. Считается, что огонь этот в первые минуты не жжется, поэтому впавшие в экстаз паломники, которые до этого много часов томились в ожидании, «омывают» им свои лица и руки.

«Во-первых, огонь этот не обжигает, что является доказательством чуда, — пишут сотни верующих на десятках форумов. — А во-вторых, чем, как не Божьим чудом, можно объяснить, что при такой скученности народу и таком количестве огня в храме никогда не было пожаров?»

На самом деле, огонь этот самый обыкновенный, и потому храм уже несколько раз горел, что не удивительно при старой постройке и такой тесноте прихожан с огнем. Во время одного из пожаров в храме заживо сгорели 300 человек...
А в другой раз из-за пожара у храма обвалился купол, серьезно повредив при этом кувуклию.
Технология огня, который не обжигает, проста — возить огнем по лицу в районе подбородка или проводить рукой сквозь пламя надо быстро. Именно так паломники и делают, в чем может убедиться каждый, посмотрев телевизионную хронику с места события. И многие из них — те, что недостаточно проворны, — таки обжигаются «нежгущим» огнем! Они выходят из храма с ожогами и опаленными бородами)).

Ещё в середине XX века профессор кафедры Священного писания Ветхого Завета и кафедры древнееврейского языка, магистр богословия и протоиерей Александр Осипов, обработав огромный исторический материал, показал, что никакого регулярного «чуда самовозгорания» не было. А был древний символический обряд благословения огня, который зажигали священники над Гробом Господним в кувуклии.

Примерно в то же время, что и Осипов, похожую работу провел магистр богословия, доктор церковной истории, почетный член Московской духовной академии, а также член двух Поместных Соборов профессор Н. Успенский. Человек он в церкви не последний и очень уважаемый, награжденный многими церковными орденами... Так вот, в октябре 1949 года на Совете Духовной академии он сделал обширный научный доклад об истории иерусалимского огня, в котором констатировал факт обмана паствы, и даже объяснил причины возникновения легенды о самовозгорании.

«Перед нами стоит еще вопрос: когда появляются сказания о чудесном происхождении Святого огня, и что было причиной к их возникновению?.. Очевидно, когда-то, не дав своевременно энергичного разъяснения своей пастве об истинном смысле обряда Святого огня, в дальнейшем иерархи оказались не в силах поднять этот голос перед все возраставшим в силу объективных условий фанатизмом темных масс. Если это не было сделано своевременно, то позднее стало невозможным делом без риска за личное благополучие и, пожалуй, целость самих святынь. Им осталось — совершать обряд и молчать, утешая себя тем, что Бог "как ведает и может, так и вразумит и успокоит народы"».

А что касается морального аспекта этого обмана, Успенский восклицает: «Сколь велика и священна в православном отечестве молва о возжжении Святого огня, столь тягостно для взоров и сердца самое зрелище оного в Иерусалиме!»

Выслушав доклад Успенского, церковники возмутились: зачем выворачивать грязное белье перед верующими? Тогдашний ленинградский митрополит Григорий Чуков выразил общее мнение: «Я не хуже вас знаю, что это только благочестивая легенда. По существу — миф. Знаю, что есть в практике церкви немало и других мифов. Но не разрушайте легенд и мифов. Ибо, сокрушая их, вы можете сокрушить в доверчиво верующих сердцах простых людей и саму веру».

По его мнению, простые люди — это простаки, которые без обмана верить не смогут... Ну что тут скажешь, кроме того, что возмутитель спокойствия Успенский — честный человек?..

Вот и недавно Армянская апостольская церковь, непосредственно участвующая в церемонии схождения благодатного огня, рассказала правду о природе огня, выносимого из Гроба Господня.

«Чуда не происходит, мы никогда об этом не заявляли, что огня не было, и он с небес сходит» — прокомментировал настоятель церкви святых архангелов Иерусалима архимандрит Гевонд Оганесян, который 12 лет присутствовал на церемонии освящения огня, и лично знаком с священниками Армянской Апостольской церкви, входящими внутрь Кувуклия для освящения огня вместе с греческим патриархом.
Он пишет:

«К часу дня двери Гроба запечатывают воском. Где стоят 2 священнослужителя: армянин и грек. К двум часам, отрывают двери и греки вносят туда закрытую (зажжённую) Лампаду и кладут на Гроб. После чего начинается крестный ход греков вокруг Гроба, на 3 круг к ним присоединяется армянский архимандрит и вместе они продвигаются к дверям. Первый заходит греческий патриарх, а за ним армянин. И оба входят во Гроб, где, встав на колени, вместе молятся. После первым свечи от зажжённой лампады зажигает грек, а потом армянин. Оба идут и подают свечи народу через отверстия, первым из Гроба выходит грек, а за ним армянин, которого на руках несут в нашу игуменскую».

Остаётся констатировать, что армянская церковь, хотя и является непосредственным участником церемонии, не поддерживает верования в чудесное появление огня.

Косвенным свидетельством возжжения огня от горящей уже лампады является текст молитвы патриарха, который он читает внутри Кувуклия. Этот текст разбирается в статье "Миф и реальность Благодатного огня" протопресвитера Георгия Цециса:

«..Молитва, которую возносит патриарх перед зажжением в святой Кувуклии, совершенно ясна и не допускает никаких неправильных толкований.
Патриарх не молится о совершении чуда... Он лишь "воспоминает" о жертве и трехдневном воскресении Христа и, обращаясь к Нему, говорит: "Благоговейно приняв сей возжигаемый на светоносном Гробе Твоем огонь, раздаем верующим в свет истинный, и молимся Тебе, дабы Ты явил его даром освящения".

Происходит следующее: патриарх зажигает свою свечу от негасимой лампады, которая находится на Святом Гробе. Точно так же, как и всякий патриарх и всякий клирик в день светлой Пасхи, когда получает свет Христов из негасимой лампады, которая находится на святом престоле, символизирующем Гроб Господень».

В разные исторические времена появление "Благодатного огня" происходило по-разному. Например, с 9 по 13 век существовала серьёзная разница между современным и древним обрядом, играющая важную роль в понимании источника появления огня внутри Кувуклия.
Если в наше время священники вынуждены входить внутрь Кувуклия для обретения  огня, то с 9 по 13 век огонь возгорался в закрытом, пустом Кувуклие, и о его появлении судили, заглядывая через отверстия во вратах Кувуклия.

В 1834 году очередная драка в храме переросла в жестокое побоище, в которое  пришлось вмешиваться турецкой армии. Погибло около 300 паломников. Английский путешественник оставил воспоминания о разговоре с местным начальником Ибрагим Пашой, где описана решимость правителя публично обличить этот обман, но и его боязнь по поводу того, что данное действие может быть воспринято как притеснение  христиан на святой земле. 

О действиях предпринятых Ибрагимом Пашой по прошествие 15 лет мы  узнаём из дневников видного учёного и деятеля православной церкви, основателя Русской Православной миссии в Иерусалиме, епископа Порфирия (Успенского).
Порфирий вёл дневник, куда заносил свои впечатления от событий исторического масштаба, размышления на отвлечённые темы, описания памятников и разные мелочи. Изданы они были в 8 томах Императорской академией наук на иждивение Императорского Православного Палестинского Общества под редакцией П. А. Сырку после смерти Успенского, третий том вышел в свет в 1896 году.
Вот точная цитата:
 
«В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в великую субботу есть огонь не благодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою. Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5000 пунгов (2500000 пиастров), а в случае лжи, пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский епископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня. После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн.

Ибрагим паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня. Рассказавши всё это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба.

Мы, – продолжал он, – уведомили патриарха Афанасия, жившего тогда в Царьграде, о домогательстве Ибрагима паши, но в своём послании к нему написали вместо “святый свет”, – “освящённый огонь”. Удивлённый этой переменою, блаженнейший старец спросил нас: “почему вы иначе стали называть святый огонь?”. Мы открыли ему сущую правду, но прибавили, что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады всё-таки есть огонь священный, получаемый с места священного» (2).
 
В этой записи важно обратить внимание на следующие моменты: 
1. Признание было сделано в тесном кругу высших иерархов православной церкви. 
2. Рассказал Успенскому о беседе непосредственный её участник, очевидец признания в подлоге митрополита. 
3. Ибрагиму пригрозили обострением отношений с Россией. Замечу, Крымская война показала, как опасно властям вмешиваться в религиозную жизнь Православной церкви на Святой земле. 
4. «Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня». А значит, результатом признания стала потеря веры в чудо святогробского духовенства. Перемене отношений  уже  был свидетель сам епископ Порфирий.

Кстати, изначально церемония посвящённая т.н. Благодатному Огню проводилась ночью с субботы на воскресение. Но постоянные драки между верующими вынудили мусульманское иерусалимское начальство перенести божественное чудо с ночного времени на дневное. Проф. АА Дмитриевский, ссылаясь на проф. АА Олесницкого, пишет:
«Некогда праздник огня при Гробе Господнем соединялся непосредственно с пасхальною заутренею, но вследствие некоторых беспорядков, случавшихся при этом торжестве, по требованию местной власти он был перенесён к предшествующему дню».

В древние времена первые разоблачители (правоверные мусульмане) не особо утруждали себя серьёзной исследовательской работой. Они полагали, что огонь появляется с помощью специального приспособления наполненного составами для самовозгорания.
Так эту технологию описывал историк 12 века Ибн-ал-Каланиси «Когда они находятся на Пасху там… то вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамоваго дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом. Он обладает ярким светом и блестящим сиянием. Они ухитряются провести между соседними лампадами натянутую железную проволоку наподобие нити, непрерывно идущую от одной к другой, и натирают ее бальзамовым маслом скрывая это от взоров, пока нить не пройдет ко всем лампадам».

По мнению исламских писателей, между мусульманскими властями и священниками существует договорённость о взаимовыгодном сотрудничестве и честном распиле средств полученных от пожертвований паломников.
Так ал-Джаубари (ум. 1242) пишет: «Ал-Мелик ал-Му'аззам, сын ал-Мелика ал-Адиля вошел в церковь Воскресения в день субботы света и сказал монаху (приставленному) к ней:

"Я не уйду, пока не увижу, как сходит этот свет".

Монах сказал ему: "Что приятнее царю: это богатство, которое стекается к тебе таким способом, или знакомство с этим (делом)? Если я открою тебе тайну его, тогда правительство лишится этих денег; оставь же ее скрытой и получай это большое богатство".

Когда правитель услышал это, он понял скрытую суть дела и оставил его в прежнем положении».

Доход от чуда действительно большой, - проф. Дмитриевский пишет: «...Палестина питается почти только теми дарами, которые приносятся ей поклонниками святого гроба из Европы. Таким образом, праздник гроба Господня есть праздник счастья и благосостояния страны».
Мусульмане даже додумались взимать плату за вход в православный храм, - случай действительно уникальный.
Кстати, билеты продают до сих пор... только доход идёт уже в израильскую казну.
Святыни всемогущего Бога и Христа Его - по билетам??? АМОРАЛЬНО...
 

И, пожалуй, самый главный довод против "чуда" Благодатного огня:
Почему он появляется всегда втайне от народа, за закрытыми дверями? Чего опасаться - Богу?..

Вспомним Писание, - по молитве пророка Илии " .. ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве."

Пред глазами ВСЕГО НАРОДА!

Когда на Пятидесятницу на учеников Христа сошли огненные языки и они заговорили на иных языках, - это было также ЯВНО, у всех на виду.

А не где-то в темном углу... За закрытыми от всех дверями.


Рецензии
Спасибо Владимир! Вы убедили меня ,что благодатный огонь -это обман и он дорого стоит для Израиля,чтобы его обнародовать!
С уважением Вера.

Вера Шиленкова   04.10.2019 23:38     Заявить о нарушении
Очень многие люди просто не способны поверить правде, потому что ложь куда привычнее... Особенно если это касается религии, где все ищут и ожидают каких-то чудес.
Вот и подсовывают народу то мощи животворящие,то иконы мироточащие, то - чудо благодатного огня... Лишь бы на волне религиозного ажиотажа поиметь денежку.)

Ищите всегда Истину Божию и Правду Его, Вера. И тогда жизнь ваша будет наполнена присутствием Бога, благословением Свыше.

Добра!

Соль Земли   05.10.2019 14:42   Заявить о нарушении
Благодарю за ответ! Вы правы-главное искать Истину,а не быть овцой в стаде!
С уважением Вера.

Вера Шиленкова   05.10.2019 14:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.