Сказание об озере выгода

               
    Озеро Выгода, или Мыслочанское, как называют его жители района, находится в 7-и км от Глуска, около 3-х км от д. Мыслотино. А так как жители деревни любили порыбачить на карася, которого в озере всегда было много, то их прозвали «карасями».  Это одно из найболее крупных озёр Могилёвской области ( площадь 0,7кв.км или 78га, длина 1,3 км, ширина 0,84 км). С озером связаны истории и легенды. Его красотой любовались все, кто находился на его берегах. Оно своей гладью вдохновляло фотографов, художников и поэтов. Свою известность озеро получило, когда выяснилось, что у озера Выгода «золотое» дно, которое буквально услано ценнейшим природным ископаемым – сапропелью, который может использоваться в медицине, сельском хозяйстве, производстве удобрений и минерально-витаминных кормовых добавок, и начались работы по добыче этого ценного продукта. Но, как бы мы не относились к озеру, оно, как  и всё на земле, умирает. А ведь его название имеет прямое отношение к моим предкам. Поэтому я попытаюсь рассказать о возникновении названия озера и всем тем, что связывало некогда предков-выгодчан, а потом и карничан с ним.
   Было это в конце 70-х годов XIX столетия. На крутом изгибе большака, идущего из Глуска на Ольницу и дальше, ходоки за счастьем остановились на ночлег. Место с изобилием грибов и ягод, где были видны следы дичи, а лесные птахи своим пением радовали их уставшее от ходьбы тела, понравилось. А главное, рядом распростирало свои воды огромное озеро, в котором рыба плескалась у самого берега. По его глади плавало много диких уток. Поэтому куда-то дальше идти не было смысла, да и от добра добра не ищут.
   Так, выше изгиба за бугром (по дороге идущей на Карницу), появилось поселение из десятка хат. Приволья поселенцам хватало, удобства приносил большак. Выгодно было жить рядом с большим озером, которое снабжало  птицей и рыбой, которое впоследствии будет называться Выгода, как и поселение. Как населённый пункт, Выгода была обозначена  на спецкарте Европейской России (1868 г.). Только, видимо, не совсем устраивала выгодчан та благодать. Их тянуло ближе к людям, к цивилизации. Буквально в двух километрах  от Выгоды они нашли место, где было решено обустроиться и начать новую жизнь. Так появилась деревня Криница. Со временем название деревни потерпело трансформацию, то есть изменение: Криница превратилась в Карницу. Когда это произошло - неизвестно.
   Сколько существует деревня Карница (1907 г.- первые упоминания), почти столько же карничане ходили к озеру за ягодами: черникой, голубикой, брусникой, клюквой. К озеру ходили порыбачить на карася взрослые и дети. Со стороны Мыслотино, на так называемом песчаном берегу, можно было искупаться. Было интересно наблюдать, как ужи, которых было очень много в прибрежных зарослях, охотились на лягушек. Как утки высиживали своё потомство, а потом с ими водились, обучая жизни. Озеро жило своей жизнью.
   Был случай, который для меня мог оказаться весьма печальным. Однажды я со своим другом Валерой (нам было по 10 лет) решили покататься по озеру на лодке. Обычно хозяева свои лодки привязывали к чему-либо и топили, чтобы их не было видно. Такую лодку мы нашли, вытащили и привели в порядок. Отплыли от берега, гребя вместо весла руками, метров на 200. Было жарко и я, как любитель ныряния, задумал произвести нырок. Только сложил ладошки, а Валерка предложил прыгнуть «солдатиком» то есть ногами вниз. Я и прыгнул, но понял, что мои ноги в чём-то увязли. К тому же голова оказалась в воде и я стал ощущать не-хватку воздуха. Видя, что я стал барахтать руками, Валера как-то умудрился схватить за руку и стал вытаскивать. Потом я схватился за борт  и при помощи друга залез в лодку. Тогда до моего сознания дошло, чем мог закончиться мой нырок, если бы я нырнул головой вниз и застрял в тине, которой из лодки не было видно. А спустя какое-то время мы вернулись на озеро, примерно, на тоже место, где я нырял, но чтобы измерить там глубину. Для этого связали несколько жердей, а это около десяти метров, только дна не достали.    
   В начале 60-х годов мне пацаном приходилось бывать на месте, где некогда находилась поселение Выгода, тогда в урочище  Выгода уже были колхозные картофельные поля. Ходя за бороною, которую таскала лошадь, доводилось находить глиняные черепки и даже монеты царской чеканки. Специальные поиски монет ни к чему не приводили, а случайно попадались. С черепками всё ясно, но как остались в земле монеты, имевшие по тем временам цену, остаётся неясным. Может предки были так богаты, что не знали им счёта, а может карманы были дырявые? Сегодня урочище Выгода заросло лесом, но название осталось.
Были времена, когда по большаку, вдоль озера, шли екатерининские обоза и обозы Наполеона,  техника фашистов. Ходили слухи, что в озере покоится золотая карета Наполеона. Но проводимые на озере работы по добыче сапропели ничего подобного не обнаружили. Может ещё не время. 
   По рассказам старожилов было известно, что не все скитальцы оказались в поселении Выгода. На правой стороне поворота дороги - большака – на поляне, ближе к озеру жил Захар Понтус, который помыкавшись по просторам Российской империи и хлебнув горюшка сполна, теперь уже с женой Дарьей и годовалым Илюшей, в группе таких же скитальцев, шел по большаку в поисках пристанища, чтобы более-менее обустроиться, обжившись пустить корни, построил себе хату. Причину такого отчуждения от всех не знал никто, даже члены его семьи, ибо Захар был человеком замкнутым и своими мыслями ни с кем не делился. Если жиль-цов Выгоды, не смотря на окружающие их богатства, еще и тянуло ближе к людям, к цивилизации, и они поменяли свое место жительства, построив новую деревню, то Захар так и остался отшельником. Только однажды его прихватили сильные боли в животе. Так от резачки он и отдал Богу душу. Отошел к нему держать ответ за свою прошлую греховную жизнь. За то, как будучи молодым, связался с кочующими цыганами и воровал лоша-дей, как впоследствии передавал воровские навыки своего ремесла уже подросшему Илье, который стал пособником в его похождениях и сбыту ворованного.
   О Илье и его сыновьях, воровавших до войны скотину из крестьянских подворий,  по деревням ходили легенды. Их знали в близлежащих деревнях, как и в Карнице, не понаслышке, ибо они там бывали по праздникам. Мы, деревенская детвора,  тоже знали место, где стояла хата Понтусов и бывали там, чтобы не только посмотреть на то, что осталось, но и в надежде что-нибудь интересное найти.
   И вот прошло полста лет после услышанной мною до мелочей истории о братьях Понтусах. На поляне, где когда-то еще просматривались некие остатки их жилища, сегодня стоит лес, поют птицы, растут грибы и ягоды. Меня никогда не покидало желание когда-нибудь об этом поведать. Оставалось собрать реальные факты и события воедино, включив свою фантазию. И это случилось. В моей повести «По следам гончих псов» рассказывается о жизни семьи Понтусоа, которую каждый состряпал по-своему рецепту. И каждый шел своей дорогой, ибо одинаковых дорог, как и жизней, нет. Встав с юных лет на очень опасную стезю, переступив все грани человеческих и Божьих дозволенностей, они нашли в себе сил с неё сойти. Да и не желали. За что были сурово наказаны.
   События повести проходили в довоенное время на территории Глусчины (Ольница, Хвастовичи, Глуск), Стародорожчина, озеро Выгода и его прибрежье. С началом Великой Отечественной войны братья Понтусы покидают пределы своего обитания в поисках лучшей жизни. Но после окончания войны, возвращаются опять на эту землю, только не по своей воле, ибо за все в этом мире надо отвечать, если не перед человеческим судом, то перед судом Божьим.
    P.S. Озеро Выгода по-прежнему притягивает к себе любителей рыбалки и отдыхающих. Главное, чтобы они вели себя, как дома: не наносили своим присутствием вред природе, не мусорили, а отдых будет гарантирован.
 


Рецензии