Мои переводы. Содбо Ешисамбуев. Алханай-4

IV. АМИТАНАЙ АЙМАГ - ЖИВОТНЫЙ МИР

Животный мир Алханая богат, разнообразен и еще не изучен основательно. В общей пояснительной записке эколого-экономического обоснования при организации национального парка учеными было зафиксировано более 120 видов позвоночных животных, представителей 4-х классов. Из них - 95 птиц, 23 - млекопитающих, 4 - пресмыкающихся, 2 - земноводных. Из земноводных есть лягушки и жабы, ученые обнаружили 4 вида рептилий - живородящую ящерицу, узорчатого полоза, гадюку и щитомордника. Ящерицы встречаются по берегам источника, в зоне отдыха. Размер взрослых особей достигает 10 сантиметров. Змей в зоне отдыха нет. Они встречаются по долине реки Дульдурга до самой Байсы. Видимо, зимуют в южных, каменистых и крутых, отрогах гор. Характерно, что с организацией национального парка впервые в нашей области под охрану попали популяции змей, места их обитания и зимовки.
Мелодии алханайского леса - птицы. Зимой часто встречаются лесные сороки-кукши. На сухостойных деревьях постукивают дятлы. Их у нас не-сколько видов: пестрый, черный и сизый. В рощах с ерниковыми кустами, там, где поднимаются ледяные накипи, часто вспархивают рябчики. Это наиболее популярные обитатели наших лесов, а на открытых участках, осо-бенно по краям полей, много куропаток.
На степных участках можно увидеть множество зябликов. Алханай и вообще хвойно-лиственничные леса - место обитания глухарей, кедровки и других пернатых. В последние годы становится больше тетеревов. По краям березовых рощ и на горных седловинах, в апреле, часто можно услышать их брачные «улюлюканья». Стали появляться хищные птицы - орел, лунь, сапсан и другие. Орлы гнездятся по Чиконде и Тулатаю. По долинам реки Дульдурга постоянно кружат коршуны. Зимуют ворон и вороны, сороки. Из отряда совиных можно увидеть филина, сову, сыча. Галки появляются к середине апреля, говорят, они зимуют недалеко - за Большим Хинганом. К Благовещенью прилетают 40 разных птиц, замечено, что в это время случается ненастье. Буряты называют этот период времени Шубуунай Зада, якобы от порханья крыльев сгущаются облака.
Обитает у нас и множество болотных птиц. Самые яркие представите-ли из них - это журавли-красавки, черные аисты, утки, турпаны и несколько видов куликов. Местность Урей с живописными озерами стала местом, где садятся на отдых перелетные лебеди, гуси, встречаются даже незнакомые виды пернатых. Можно предположить, что некоторые виды исчезли. Например, дрофу мы видели в последний раз в Убжогое в 1965 году. Разнообразие птиц подтверждает тот факт, что наши территории богаты их пищей: мелкими грызунами, озерным зоопланктоном, рыбой, семенами растений... В лесных массивах часто встречаются бурундуки, в россыпях - каменные хомяки, мелкие грызуны. На степных участках водятся хорьки, суслики, мыши-полевки и так далее.
В последнее десятилетие в наших водоемах интенсивно размножается ондатра. После больших пожаров 1998-1999 годов начала увеличиваться плотность расселения грызунов на сенокосных угодьях, в снежные зимы в открытой местности можно увидеть следы лисиц.
Засушливое лето 2000 года благоприятно повлияло на развитие и раз-множение зайцев. Но уменьшились популяции белок, летяг, колонков и со-болей. Известно, что в 1954 году были завезены особи черного мелкопушнистого хабаровского соболя, которые были выпущены в районе останца З\рхэн Шулуун. В последующие годы охотникам нередко удавалось добыть красивые помеси соболей. Пища соболя характеризуется чрезвычайным многообразием. Он преследует и поедает практически всех лесных обитателей, уступающих ему в размере и силе.
В таежных дебрях обитает росомаха, очень хитрый и осторожный хищник. Но росомаху в наших краях, можно сказать, никто не изучал. Встречается и рысь, мех которой пышный, мягкий и дымчатый с расплывчатыми пятнами очень ценится. Рысь ведет скрытый образ жизни, что затрудняет наблюдение за ней, охотится на зайцев, мелких грызунов и лесных птиц.
Конечно, есть в лесу и лисицы.
В последние годы развелось много волков. Шкура волка ныне не це-нится, волчатников, которых очень мало, никто не поощряет. Некому ис-треблять волков. А волки между тем нападают на домашних животных, наносят большой ущерб фермерам, колхозам, едва удержавшимся на волне рыночных реформ.
Двенадцать лет назад в местечке Хара Шугы чабаны были удивлены, обнаружив, задушенного собаками незнакомого зверя. Им оказалась еното-видная собака. В нижнем Соктуе в петлю попадал камышовый кот-манул. В Нури-Хунды механизаторы ловили тарбагана. Эти и другие случаи подтвер-ждают, что мир диких животных находится в движении. Ими осваиваются новые ареалы существования... Наши предки давали названия местностям по увиденным там зверям. Например Хара Гурооhтээ переводится дословно - перевал черной косули, но фактически, по смыслу, - это Медвежий перевал. Здесь уместно дать толкование народных названий, где слово гурооhэн - косуля означает - зверь. Например: боро гурооhэн - косуля, хара гурооhэн - медведь, эреэн гурооhэн - тигр, хун гурооhэн - снежный человек. Волк имеет несколько иносказательных бурятских названий: х\хэ шоно, гарюсан, h\\лтэ, гэндэн Жамсо... Можно привести как пример названия: падь Бугата (Буганда) - Изюбриная, Шонтуй - Волчья падь, Доргото - Барсучий распадок, Yнэгэтэ - Лисий, Тарбагатай - Тарбаганья, Такеча - Куриная, Могойтуй - Змеиное место.
Самый крупный хищный зверь Алханая - бурый медведь. Численность точно не установлена, но медведь и его следы часто попадаются косарям и ягодникам. Медведь всеядное животное, в его пище преобладают растительные корма. Питается хвощем, злаками, осокой, листьями и ягодами, корневищами. Он - большой любитель муравьев, различных древоточцев, добывая которых ворошит гнилые пни и валежины. Любит поедать протухшее мясо. В 1962 году наблюдалось повсеместное появление бродячих медведей, которые принесли немало неприятностей. Причиной тому - бескормица из-за плохого урожая ягод и орехов.
В алханайской тайге водится сохатый - самый крупный представитель парнокопытных, обитающих в нашей тайге. Благородного оленя - изюбря, красота которого неоднократно воспета в песнях и описана в литературе, тоже можно встретить в алханайской тайге. Но численность его сокращается катастрофически. Главная причина - браконьерство.
Наиболее типичные парнокопытные наших лесов - косули. Они равномерно заселяют южные части территории национального парка «Алханай». Когда выпадает много снега, косули чаще встречаются вблизи животноводческих стоянок. Старожилы по их поведению определяют сроки наступления теплых дней и вообще изменение климата. Таежники даже гадают по лопатке косули, прогнозируя предстоящие сезоны.
Есть на Алханае мох и лишайник, значит есть и кабарга. Встретить ее можно на возвышенных каменистых местах. Численность кабарги тоже резко сократилась, поскольку высоко ценится мускус самцов. Естественно, бьют кабаргу браконьеры, которые не думают о сохранении природного разнообразия. Ценнейшее сырье уходит за рубеж.
В одно время не стало кабанов. В народе говорят, что они заражаются от домашних свиней. Были случаи, когда охотники находили трупы кабанов в таежных дебрях. Но в верховьях реки Дульдурги начали появляться свежие следы кабанов, можно увидеть вырытые ямы на местах их кормления...
Тайга живет полнокровной, деятельной жизнью. Но вот появился человек и - все замерло. Мы проходим совсем рядом от зверьков, птиц и даже больших зверей. Они притаились так, что мы не подозреваем об их существовании. И только когда мы уйдем и скроемся с их глаз, зашевелится, задвигается таежная жизнь, и все снова пойдет своим чередом.
Мы почти не знаем о жизни животных. Собственный опыт наблюдения не так уж и велики, а потому поведаем же то немногое, что сохранилось в нашей памяти из рассказов наших предков...

КОСУЛЯ - БОРО ГУРОО*ЭН

В наши дни об особенностях и брачных играх некоторых диких животных многие уже не знают. Возможно, кому-то это неинтересно, но кто-то найдет здесь для себя что-то важное и полезное. Ведь жители Алханая испокон веков, помимо скотоводства, занимались и охотой. Наши предки жили рядом с дикой природой, а потому были храбрыми, крепкими, ловкими и очень меткими. Простой и непритязательной образ жизни, наблюдательность, сноровка научили их хорошо ориентироваться в тайге, ночевать у костров в лютые морозы, изучать места обитания и повадки диких животных. Долгими зимними вечерами у жарких очагов они часто затевали охотничьи байки о жутких происшествиях, интересных явлениях в природе...
Начало гона косули можно заметить в конце августа, в Успенье. В народе этот брачный период называется эрью\сэн. Гуран - самец, улаандай - самка. Перед гоном чаще встречается гураны, ищущие самок. Уткнув голову вниз, они возбужденно скачут по их следу взревывают, мнут и крутят на рогах ветви молодых деревьев и кустарников. Во время гона косуль характерной особенностью погоды является продолжительность мелко распыляющихся дождей - гуран шээрэн. По тому, на каких местах косули спариваются, старожилы предсказывают погоду предстоящей зимы и весны. Если они встречаются на низинах, открытых местах, то можно ожидать умеренной зимы, если же гуляют на высокогорье, в лес- ной гуще, то будет холодная снежная зима. Если косули спариваются раньше Успенья, то можно ждать ранней весны, когда кустарники покрываются листьями. Наверное, это связано с внутриутробным развитием детенышей. Ведь заросли кустарников - благоприятное укрытие для выводка и развития приплода. В середине июня утром или во время вечернего заката солнца можно встретить матку с козленком (инзаган), идущих к водопою. Косули с марта активно выходят на солнцепечные лесные опушки, майлы. Подснежники - их самое любимое кушанье, эти сильные алкалоиды удаляют подкожных оводов. Затем косули переходят на кормление цветами багульника, а это опять же - сезонное профилактическое средство после долгой скудной зимовки.

ИЗЮБРИНЫЙ РЕВ

Изюбриный рев на бурятском языке называют бугын дуун - изюбриная песня. (Не будем портить это прекрасное и мелодичное выражение словарным, где вместо «изюбриная» стоит «изюбровая»). Самец - буга, самка - хогоон. Начало изюбриного гона совпадает с «бабьим летом» или Семеновым днем. По времени изюбриного рева старые охотники судят о смещении теплых или холодных времен. В июне можно увидеть изюбриху с теленком (зоргол). Изюбров, маралов и косуль люди относят к благородным животным. Жители забайкальской тайги в осеннюю пору старались услышать мелодию изюбриной песни, иные из-за суеверных побуждений даже выезжали на лошадях в таежные дали. Существует сложенная народом заповедь изюбра:
Если ты пришел отведать мяса моего,
Получишь жизнь короткую,
Подобную судьбе моих рогов.
Коль явился услышать мелодию души моей,
Подарю тебе - долголетие, милость и щедрость богов.
По числу ответвлений рогов определяют возраст изюбря. Самцов, имеющих по 10-12 остроконечных ветвей, относят к зрелым, а имеющих по 14 и более отростков - к сравнительно старым особям. К началу кукованию кукушки, мягкие и нежные рога, покрытые шерстяным покровом, ценятся как целительное лекарство - панты. К началу лета рога достигают возрастных размеров, а со дня летнего солнцестояния они начинают линять и костенеть. К брачным поединкам самцы начинают готовиться с середины июля, интенсивно жируют на сочных кормах, ходят на солонцы...
Пусть трубит в забайкальской тайге прекрасный и благородный зверь - изюбрь, а мы, люди, будем слушать зовущую мелодию его души!

ЛОСИ

Старожилы утверждают, что брачный гон лосей происходит в конце августа, под осень. Сохатый, а по-бурятски - хандагай, это крупный, довольно мирный и спокойный представитель парнокопытных. Обычно, лоси обитают в горно-таежных зонах Забайкалья. Эти лесные великаны легко переносят снежные зимы, питаются кустарниками и ветками молодых деревьев.
Самца лося буряты называют буйр, самку - энгин. Рога самца имеют лопатообразную сплошную середину с выступающими острыми ветвями. По мере созревания водорослей и другой подводной растительности, лоси охотно посещают ночами озера и иные водоемы. В лунную ночь можно наблюдать, как лось передвигается по водной глади, подобно темной ладье. Лось приспособлен к бесшумному плаванию, надолго может уходить под воду, добывать растительность из глубины озера. Может быть, поэтому жировые отложения лося имеют специфический привкус.
Рассказывая интересные случаи, охотники часто отмечают, что ране-ный буйр представляет большую опасность для людей: нападает напролом и без страха. Способен бодать, кусать, со страшной силой лягать и бить передними копытами. Был случай, когда охотники наткнулись под скалой на труп волка, разрубленного напополам мощными ударами копыт сохатого
В период гона лоси удаляются глубоко в тайгу. Издают глухие, часто повторяющиеся гортанные звуки.
В наше время лоси встречаются очень и очень редко.

МЕДВЕДИ

В период цветения улаалзай (сараны) медведи ходят группами. Июль - время гуляния медведей. Чаще всего они бывают в густых зарослях таежного ерника. Взрослых самцов буряты называют шара майхай. Стрелять в это время медведя категорически запрещено. Из ерника могут выскочить до десяти разъяренных шара майхай...
После гона медведи поодиночке переходят на ягодники, затем подни-маются в кедрачи. Сытные орехи дают медведям жировые запасы для спячки, которая продолжается в течение шести месяцев. Изредка, когда лето не ягодное, из-за бескормицы некоторые медведи не успевают набрать достаточный жир, их биологические циклы нарушаются, и они становятся шатунами. Шатуны представляют большую опасность для домашних животных и людей... Большинстве же медведей уже к Покрову готовы для зимовки, встречаются ближе к берлогам. Старые охотники старались добывать медведя поздней осенью, во время спячки, так как к этому времени высоко ценились медвежьи мясо, шкура, жир. Медвежья домхин (желчь) является одним из компонентов тибетской медицины.
Из берлоги медведи выходят в середине марта, после дня Евдокии. И снова начинается активная жизнь хозяев тайги.

ВОЛКИ

Возбужденные волчьи стаи встречаются уже в середине января. Гон волков длится около месяца. Этот период совпадает с бурятским праздником Саган Сара - Белый Месяц... В это время нельзя отправляться одному в дорогу, ездить верхом Озлобленные и голодные волки очень опасны.
Волчья «песня» вызывает в каждом человеке чувство страха. В народе бытует поверье, что волки просят добычу у небес, якобы ими движут злые духи. С незапамятных времен волки наносили огромный ущерб животноводам, а потому были их первыми врагами. Буряты старались не называть вслух волка, чаще говорили - горюуhан, гэндэн Жамсо, h\\лтэ...
Волки очень умные и коварные хищники. До недавнего времени охотники устраивали на них облаву. Опытные волчатники определяли местонахождение хищников, группы всадников по два-три человека на хороших конях выгоняли волков на открытое, заранее договоренное, место. Потом охотничью эстафету принимали следующие загонщики. Этот прием охоты на волков называли х\сэхэ - догонять.
В апреле и мае охотники добывали из волчьих нор щенят. За уничто-жение волка полагалась хорошая премия... В конце августа можно наблюдать на вершинах, лесных полянах и окраинах волчицу с уже взрослыми волчатами, кормящихся саранчой. За последнее десятилетие волков стало очень много. Народная память подсказывает, что размножение волков - верная примета смуты, войн и государственного неустройства.

КАБАНЫ

Многолетние наблюдения показывают, что брачный период кабанов начинается в начале декабря. Гон проходит в самые короткие морозные дни ранней зимы. В это время кабаны очень чувствительны, подвижны и остав-ляют множество следов или глубокие борозды, по которым нетрудно определить их численность. По сложности движений, месту и сроку гона опытные таежники предугадывают климатические особенности будущего года.
Готовясь к брачным поединкам, дикие кабаны «наращивают» на лопатках и боках что-то вроде «брони» толщиной в три-четыре сантиметра. Для этого они отдирают клыками кору старой лиственницы и втирают в бока смолу, затем валяются в песке, после этого ложатся в холодные ключи. Все это способствует образованию толстого слоя крепкой ткани под кожей. Песчано-cмолистая щетинистая масса становится непробиваемой даже для картечи. С такой «броней» кабану не страшны никакие противники. Взрослый кабан не боится даже медведя.
Снежные годы для кабанов неблагоприятны, в поисках корма они подходят к животноводческим стоянкам, находящимся в лесостепных полосах. Были случаи, когда люди находили мертвых кабанов с признаками болезней домашних свиней.
Раненый бодон, так буряты называют кабана, весьма опасен. Он стре-мителен и безрассуден, бродит по кругу и нападает на охотника как бы из засады. Самки кабана - мэгэжэ находятся в густых таежных зарослях. На месте их пребывания встречается много веток, ветоши и старых сосновых шишек. Лето они проводят в глухих болотистых кустарниках.

ТАНЦЫ ПТИЦ

Токование тетеревов начинается с 20 апреля. В это время, ранним утром, можно услышать негромкое улюлюканье на краю березовой рощи, там, где растут кустарники. К тетеревам трудно подойти, так во время игр, на вершине березы, обязательно находится «сторож». Увидев чужого, он предупреждает остальных, и все мгновенно улетают. Еще в шестидесятых годах прошлого столетия можно было увидеть стаи тетеревов, кормящихся на пожнивных остатках. В наши дни они встречаются очень редко, их брачные танцы или тетеревиный ток может увидеть только опытный таежник. Черными принцами самцы расхаживают по лесной поляне, подпрыгивают и гоняются друг за другом, а самки порхают невдалеке, привлекая к себе внимание.
В последнее время заметно, что численность тетеревов увеличивается.
Глухари довольно крупные птицы. Они токуют в мае на горных пере-валах. Наблюдать за брачными играми глухарей очень интересно, это - зре-лищное явление. Перелетая на другое дерево, самец преображается, фигура его становится грациозной. В момент, когда он издает непрерывное щелка-нье, человек может подойти близко к этой осторожной и пугливой птице. В период осеннего листопада, так называемой листопадной жары, глухари стаями спускаются в низинные рощи.
Июнь - это месяц, когда леса наполнены птичьими голосами, песнопе-ниями. В это время происходит цветение и опыление деревьев, приносят приплод все дикие парнокопытные.
Животный мир Алханая еще не изучен полностью. Территория национального парка «Алханай» огромна и может стать местом, где будет сохранено в наиболее полном виде живое биооразнообразие нашей Родины... Гибель природы можно остановить. В мире нет ничего фатального. Есть надежда, что сотрудники национального парка «Алханай» в скором времени будут заниматься откормом парнокопытных, чтобы ими могли любоваться туристы и паломники. Ведь в буддизме мирно пасущиеся косули и изюбри - символ гуманизма и благородства. Территория национального парка «Алханай» должна стать царством зверей и птиц, местом, где в душе человека пробуждаются лучшие чувства.

Продолжение следует.


Рецензии