Мои переводы. Содбо Ешисамбуев. Алханай-6

VI. ИЗ ЖИЗНИ И ПОНЯТИЙ БУРЯТ

РИТМЫ ВЕЛИКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

Зурхай (Астрология) - способ познания жизни человека и Вселенной, учение о мировоззрении восточных народов. Суть учения заключается в том, что все предметы и явления существуют, развиваются и изменяются благодаря взаимодействию и взаимоотталкиванию. Предметы и явления состоят из пяти элементов (стихий). В более широком понимании - это наука о воздействии планет и звезд на природу и человека. Планеты и звезды оказывают на них положительные и отрицательные воздействия, периодически повторяющиеся через определенные промежутки времени. Все это объясняется на основе теории пяти элементов. В теорию практического зурхая входят пять элементов: огонь - красный, земля - желтый, железо - белый, вода - черный, дерево - синий. Взаимодействия этих пяти элементов выражаются во взаимоотношениях матери, сына, друга, врага и выглядят следующим образом:
сын друг враг мать
огонь земля железо вода дерево
земля железо вода дерево огонь
железо вода дерево огонь земля
вода дерево огонь земля железо
дерево огонь земля железо вода
В зурхае годы, месяцы, дни и даже часы обозначаются названиями 12 животных и одного из пяти элементов, обозначенных по цвету. Годы муж-ского пола - мышь, тигр, дракон, конь, обезьяна и собака. Корова, кролик, змея, овца, курица, и свинья - женского пола. Чередование двенадцатилетне-го цикла по пяти элементам составляет рабчжун - шестидесятилетний цикл. Год делится на четыре цикла - весна, лето, осень, зима. В лунном календаре обычно учитывают 24 сезона в году - уларил:
1. Начало весны.
2. Таяние снега.
3. Пробуждение спящих животных.
4. Весеннее равноденствие.
5. Озимь
6. Весенний сев.
7. Начало лета.
8. Скот становится сытым.
9. Хлеб колосится.
10. Конец лета.
11. Слабая жара.
13. Начало осени.
14. Наступление прохлады.
15. Белая роса.
16. Осеннее равноденствие.
17. Холодная роса.
18. Покрытие инеем.
19. Начало зимы.
20. Малый снег.
21. Большой снег.
22. Конец зимы.
23. Слабый мороз.
24. Сильный мороз.
Постоянные ритмические изменения, происходящие во внешней среде, влияют на ритмы организма человека и взаимодействие его с окружающим миром. Религиозные ритуалы, которые проводятся в дацанах, в основном - профилактика возможных неприятностей.

ОГОНЬ

Великий элемент - стихия огня соответствует красному цвету. Народы Азии предпочитают именно культ огня, одаривая его хозяина-эзэна лучшими кусочками пищи с преобладанием жирных частей.
В недалеком прошлом невесты на свадьбах совершали церемонию за-жжения огня в очаге. Это означало соблюдение родовых традиций, продолжение и сохранение постоянства огня в юрте. Огонь - символ жизни. Не отсюда ли на геральдике бурят и монголов - соембо, эмблема пламени?
В старину хозяйка дома одаривала духа огня, обрызгивая свежим чаем, жирными кусочками пищи. Перед началом угощения гость обязательно воздает уважение огню, безымянным пальцем брызгая в него чай или бросая кусочки пищи.
Одаривание огня - это благословение жизни. Все обрядовые воскуре-ния: ладана, смесей трав - атрибуты культа огня. Наукой доказано, что дым этих веществ обладает дезинфицирующими свойствами.

ВОДА

Вода - также великий элемент жизни. Хозяин воды в буддизме - Лусад. С приходом буддизма, ламы в наших краях стали проводить молебен - Лусадай обоо. Суть молебна - приношение пожертвований хозяину воды с тем, чтобы был обильный травостой.
В божницах бурят можно увидеть бронзовую статуэтку божества Замабала, который сидит в специальной водяной ванне. Каждый раз, сменяя воду, скотовод просит у этого божества изобилия воды, молочных продуктов. Вода и его источники всегда требуют к себе бережного отношения. За много веков люди замечали, что при плохом обращении высыхали и исчезали ключи, родники. Люди, осквернившие или загрязнившие источники, и тем самым разгневавшие хозяина воды Лусада, страдали заболеваниями почек и суставов...
Буряты, живущие у берегов рек, стараются присутствовать при разло-мах и движении льда. Поверье это называется Сум. В эти дни буряты совер-шают жертвоприношения хозяину воду, бросают в реку кусочки лучших продуктов. Таким образом, они как бы расстаются с болезнями и нечистота-ми прошедшей зимы и обретают новую жизнь.
В середине осени по лунному календарю буддисты отмечают недель-ный срок - Рихи. В этот период воды накапливают силу и энергию. По народному поверью - вода становится самой чистой, святой, наиболее эффективной для лечебных процедур. Этот промежуток времени связывают еще с появлением на горизонте незаметной звезды, называемой Рихи.
Не зря в буддизме принято успокаиваться душой, смотря по ночам на звезды, а утром - на воду.

ВОЗДУХ

Воздух - основной элемент жизни. В зурхае имеется восьмиритмичная диаграмма местонахождения биоритма человека и соответственно этому - восьмидневная и восьмигодовая периодичность. Существует понятие «хий» (воздух, ветер) и «огторгой» (пространство), которые выражает биоритмы конкретного человека, определяет рекомендации по его поведению в этот период.
Загрязнение воздуха - величайший грех, который всегда имеет отрицательные последствия для человека.

ЗЕМЛЯ

У буддистов земля считается основной из пяти великих составляющих стихий. Древние поверья и предания бурят указывают на то, что духи гневно реагировали на распахивание почвы, вырубку лесов, загрязнение рек, насылая на виновников всевозможные болезни и стихийные бедствия. В целом взаимоотношение человека с природой рассматривалось в рамках причинно- следственной взаимозависимости.
Плодородие земли всегда являлось для бурят важнейшим фактором жизнедеятельности. Они изучали - на каких угодьях и как лучше содержать животных, а потому старались оберегать землю. Недаром у бурят-монголов носовая часть обуви всегда загнута.
Большим грехом считалось не только копание земли, но даже царапа-нье почвы. Добывая луковицы сараны клубни и корни лекарственных трав, буряты разравнивали почву, засевали место семенами этих же растений. При перекочевке обязательно удаляли остатки кольев из земли, ведь это равнозначно занозе в теле человека, а земля - мать. Место, где стояла юрта, всегда очищали, удобряли землю золой и навозом. Даже при пастьбе сгоняли отару или гурт по пологому склону, не допуская перекатывания камней на пастбищные и сенокосные угодья. Вообще, сдвигание с места камней считалось большим грехом, если только это не было очищением дороги. Тот же, кто чистил дорогу, считался благодетелем, способствующим очищению жизненного пути своих потомков. Поэтому каждый бурят старался убрать с проезжей части дороги предметы, которые мешали проезду или ходьбе.

ДЕРЕВО

В буддизме существует культ дерева. Сандаловое дерево считается символом тибетской медицины. А кедр - божественным деревом, так как из него выполняют остовы статуй богов, применяют при строительстве дацанов, багетов для икон и алтарей. Из кедра вырезают фигурки богов. Вообще в тибетской медицине широко применяют почки и сережки березы, хвою лиственницы, смолу и сок бузины черной, корни барбариса сибирского, других деревьев. В шаманских обрядах используется смола пихты. Принято считать, что хвоя обладает способностью извлекать из организма человека радиоактивные вещества, ускоряет заживление ран, обмен веществ.
Вообще, культ дерева у бурят очень велик. Вырубка деревьев без надобности считается страшным грехом, если человек вырубил одинокое дерево, то кара за содеянное увеличивается многократно...

ТООНТО - МЕСТО РОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Буряты говорят, что человеку на земле дано пировать три раза - рождение, свадьба, поминки.
Первый праздник - рождение. Тоонто - это родина человека, место, где зарыт его послед. Обычно после рождения ребенка, через день или два, проводили обряд - тоонто тайлган. Хозяин дома и его близкие родственники готовились к этому обряду заблаговременно. Забивали на мясо откормленного барана и бычка. Приглашали родственников, соседей. Собравшиеся земляки клали в обмазанный дегтем туесок послед, заворачивали туесок в кошму и закапывали его в заранее выкопанную ямку глубиной с аршин - до 75 сантиметров. Над ямкой сооружали небольшой балаганчик с урса - наконечником из хвороста, который разжигали, обрызгивая топленым маслом. На обряд тоонто тайлган приходили женщины, особенно те, у которых еще не было детей. Они рассаживались вокруг костра. Старые люди говорили, что женщина, на чью сторону падал сгоревший наконечник, на следующий год обязательно рожала.
После этого люди собирались в юрте или доме хозяина, а в теплое время года у костра и пировали. Блюда были национальными, искусно сваренными. Опоздавших обмазывали копотью, сажей, устраивали всевозможные потехи. Тут же, во время пира, давали имя новорожденному. Родители ребенка и женщина, которая приняла роды, купали новорожденного, укладывали его в зыбку. Участников пира называли милаангуд.
Слова - тоонто и нютаг - почти тождественны, оба они переводятся как Родина. Только слово тоонто обозначает точное место связи человека с Родиной и природой, ведь именно на этом месте зарыт послед. Еще живы буряты, которые точно помнят свое тоонто, называют ту или иную падь, то или иное место, где его тоонто. И где бы ни был бурят, он всегда помнит о своем тоонто, тоскует по нему и воспевает его. Многие буряты приезжают на свое тоонто, совершают обряды одаривания местных духов, отдыхают, молятся, лежат, распластавшись или кувыркаются. И тогда неведомая науке сила вливается в человека!
Молодому поколению бурят надо знать о великом значении слова то-онто, о месте рождения своих предков, делать обряды тоонто тайлган при рождении детей. Ведь только тогда крепок человек и его род, если он связан с Родиной и матерью-землей...

ЮРТА

Жизнь кочевников, скотоводов, воинов и пастухов немыслима без юрты. Юрта - это и жилище, и символ мироздания со сводом, пространством и плоскостью. Юрта - это также и символ миролюбия, где нет острых углов... Сегодня еще живы буряты, которые помнят юрту и запахи очага. Печаль по юрте становится сильнее год от года. Выяснилось, что юрта - самое экологичное жилище. Это ли не преимущество!
Во все времена юрты устанавливали относительно, иногда с неболь-шими отклонениями, к Полярной Звезде, которую буряты называют Золотым колом, то есть центром вокруг которого вращается мироздание.
Юрта легка и удобна во всем. Ее можно переносить и перевозить с места на место, быстро устанавливать. За счет обтекаемости юрта никогда не пострадает от ураганных ветров. В ней всегда сильны ароматы трав и ветров, дождей и снегов, зимой в ней тепло, летом - прохладно...
Каждая юрта имеет свою полезную площадь. Это зависит от количе-ства решетчато-складных секций или стен. Верхний круг называется тооно, который удерживается жердями - уняа, которые одним концом вставляются в тооно, а другим - укрепляются в секции. Диаметр тооно полтора метра, длина уняа - более двух метров. Их может быть около ста штук. Верхнюю, войлочную и мягкую, кровлю называют дээбэри, боковые -туурга, а откидную макушку - ;рхэ, нижний подол, который укрывают окружность юрты - хаяабши. Вся юрта опоясывается веревками из конского волоса - дээпэн уяа, бэсээ. Дверь раньше была тканной - шэрэ- мэл, позже она стала деревянной - хаалга.
Гость, обходя очаг по движению солнца, как правило, должен был пройти к хоймору - почетному месту. Выходил гость также, обходя очаг по движению солнца.
Каждый предмет в юрте имел свое постоянное место и назначение. Солнечные лучи проникали в юрту через тооно - окна в верхнем своде. Степняки по движению луча определяли время. Например, луч падал на кровать, находящуюся на западной стороне юрты, это соответствовало одиннадцати часам дня, на сундук - двенадцати, на божницу - 13, на кровати с восточной стороны -15 часов... По таким приметам наши предки определяли время выгона скота и овец на пастбище, дойку, водопой. Уходя на пастьбу скота или уезжая по делам, родители наказывали детям выполнить какие либо работы, указывая на место, где в это время должен быть солнечный луч. Старики, таким образом, определяли время с точностью до минуты...
О юрте можно рассказывать бесконечно. Не пора ли бурятам, и не только бурятам, задуматься о производстве юрт на промышленной основе, как это уже делают в некоторых азиатских странах?

ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА СРЕДНЕГО РО-СТА

Шэмхэ - щепоть. Щепотью захватывают порошкообразные вещества, обрядовые и бытовые: адиса, лекарства, соль, перец и др.
;;;м (хуом) - 17 см, расстояние между концами большого и указательного пальцев.
Мухар h;;м -13 см, расстояние до среднего вогнутого сустава указа-тельного пальца.
Т;; (туо) - 20 см, от конца большого и до конца среднего пальцев, 5 т;; -1м.
Хурган - 2 см, толщина 1 пальца.
Дурюу - 8 см, толщина 4 пальцев. Измеряют среднюю толщину свиного сала, внутренний жир лошадей при забое и др.
Барим - размер внутренней окружности от кончика большого пальца до замыкания с другими. Обхват черенка лопаты, вил...
Адха - горсть. Горсть ореха, семечек...
Хоер альган - пригоршня двух ладоней - в 2,5 раза больше адха: воду пьют и так далее.
Тохой - локоть, от кулака до локтя, 35-40 см.
Тэбэри - охапка, 8-10 кг. Охапка сена, дров...
Алда - расстояние между размахом рук в рост, более или менее 2 мет-ров.
Хахад алда -1м.
Алха - 1 шаг, 1 метр.
Бэhэ - 1метр, от земли до пояса.
Балга - 1 глоток. Глоток чая, воды, молока...
Yмхэ - 50 граммов. Yмхэ мяса, хлеба...

ЭЛЕМЕНТЫ ДЕВЯТИ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ (ЮУ;ЭН ЭРДЭНИИН ЗУЙЛ)

Золото - алтан.
Серебро – м;нгэн.
Коралл – ш;рэ.
Жемчуг - субад.
Бирюза - оюун.
Лазурит - номин.
Сталь - булат - ган.
Медь - зэд.
Перламутр - эржэн - тана.
Частицы этих элементов закладывают в ступу-субурган.

ЗАПАХИ ПЯТИ ВИДОВ (ТАБАН ТУРЭЛЭЙ ;АЙХАН YНЭР)

1. Сандаловый - дерево.
2. Мускусный - кабарга.
3. Мускатного ореха - дерево.
4. Шафрановый - гур-гур (цветок).
5. Камфарный - дерево.
Применяется в тибетской медицине и изготовлении парфюмерных средств.

ОБРАЗНЫЕ СРАВНЕНИЯ ВОЗРАСТА ЧЕЛОВЕКА

10 лет-«арбан шагай», десять лодыжек - весь устремлен на игры.
20 лет - «хорото шара», оса. Жгучие и легкомысленные юнцы, макси-малисты, воины. Это время учебы и приобретения профессии.
30 лет - «гунан буха», трехгодовалый бык. Человек заботится о семье, обретает навыки труда, опыт, у него появляются организаторские способно-сти.
40 лет - «дунан сар», опытный вол. Это возраст, когда человек занят производительным трудом, творчеством, он может стать начальником, руководить людьми.
50 лет - «табин тахяа», пятьдесят куриц. Человек начинает все собирать под себя, создает бытовые условия, обустраивает жизнь потомков.
60 лет - «жалга руу 60 гуроhэн», шестьдесят косуль бегут под гору. Годы стремительно уходят, падает энергия, стареет организм.
70 лет - «далдын н;хэр», приятель невидимого, потустороннего, мира. С этого времени человеку нужны - мягкая постель, мягкая пища и мягкое обращение. Это зависит от уровня сознания потомков.
80 лет - «нарай х;;гэд», младенец. Человек подобен новорожденному, за ним нужен хороший уход.

БУРЯТЫ О СНЕЖНОМ ПОКРОВЕ

Хярмаг - пороша, 0, 5 см.
Шаазгай сабар - лапки сороки, 1 см.
Хониной т;р;;н - баранье копытце, 2 см.
Yхэрэй т;р;;н - глубина, равная копыту скота, 4-5 см.
Бэрбэгы - щиколотка (до лодыжек), 10 см.
Нарин шэлбэ - до голени, 15-20 см.
Yбдэг - до колена, 30-40 см.
Гэдhэсэн - до живота коровы, 50-60 см.

О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В БУРЯТСКОЙ СЕМЬЕ

Кочевой образ жизнедеятельности и суровые климатические условия делали бурят полностью зависимыми от природы, требовали от них умения взаимодействовать с природой, беречь природу, разумно расходовать ее богатства. Вековые наблюдения и борьба с невзгодами подсказывали, что их жизнь зависит именно от природы. В соответствии с этим пониманием они и воспитывали свое потомство, которое, прежде всего, должно осознать, что люди - неотделимы от природы.
Воспитание, а трудовое особенно, занимало у бурят важнейшее место. Дети работали с малых лет, принимали участие в общем хозяйствовании и работах, оттачивали навыки в ремеслах.
Проснувшись, ребенок видел, как мать подносит божествам забелен-ный чай, брызгает молоко духам, как она наводит в доме порядок, как далеко, в специально отведенное место, выносит помои и мусор. Ведь выливать помои и выносить мусор возле жилища, на дороге, в месте хождения и проживания людей считается страшным грехом и неуважением, прежде всего, к земле, небу, людям, себе... Сквозь сон он слышал, как отец собирается на работу, делится со своими планами с матерью. Ребенок понимал, что пора вставать и начинать трудовой день. Ему не надо было напоминать о времени или о деле, который надо сделать в тот или иной день.
Начиная трудовой день, отец брал с собой сына...
Прежде, чем войти в дом, ребенок должен был оглядеться, ведь у него обязательно спросят - в каком направлении идет скот, где находятся лошади, кто и куда едет, откуда дует ветер, не заметил ли он дыма или еще чего-нибудь... А девочки учились быть хозяйками. Их учили шитью, наказывали, как хранить иголку, шило, ножницы. Их обучали быстро разжигать огонь, готовить пищу, выделывать шкуры. Девушки должны были овладеть семью женскими умениями.
Юношей обучали девяти народным умениям, включая - кузнечное де-ло, мастерство по изготовлению изделий из дерева, охотничье ремесло, умение объезжать лошадей, шорное дело, стрельба из лука, умение ударом руки сломать кость, национальную борьбу...
С раннего возраста дети знали о противостоянии луны с яркими планетами - тохеолгон, которое обязательно сопровождается осадками и ветрами, также по поведению животных они учились предугадывать погодные изменения, определять время по солнцу, стороны света - по звездам...
Но самое главное - с раннего возраста дети бурят учились ценить жизнь, любить ближних и Родину, жить самостоятельно и помогать людям. Нравственные качества были очень высоки!
Помыслы их были всегда чисты, ибо они жили в гармонии с окружающей природой и сами были природой.

Может быть настало время напомнить мудрые слова великого Чингисхана, который мечтал о том, что: «Каждый мальчик, родившийся в местности Баргуджин-Тукум, на Ононе и Керулене, будет мужественным и отважными, сведущим и сметливым от природы, без принуждения и выучки.
И каждая девочка, которая родится там, будет хороша и прекрасна лицом без убранства, причесывания и румян и будет безмерно искусна, проворна и добродетельна».
В годы смуты и размывания нравственных устоев, об этом должен ду-мать каждый вдумчивый родитель, желающий потомству и своему народу всяческого благополучия.
(Примечание курсивом Виктора Балдоржиева).

АЛХАНАЙСКИЕ ЛАМЫ

В этой книге мы приводим список лам (имена и фамилии даны в бурятской транскрипции), родившихся и живших у подножий Алханая. Мы не знаем точных дат их рождения и смерти, разбросанные и скупые сведения о каждом из них собирались в народе годами. Надеемся, что читатели внесут необходимые поправки и исправят наши ошибки…
Многие из этих лам родились у подножий Алханая, некоторые приехали из других краев, но все они жили у отрогов Алханая и создавали прекрасный мир Великого Блага, обогатили этот мир атмосферой высокой духовности, сострадания и милосердия. Все они учились в дацанах Ара-Халхи, Монголии, Тибета, прошли через лагеря и ссылки, годами жили отшельниками на алханайских вершинах, молились за нас и завещали нам жить в пределах истины, по совести...

1. Сэрэнэй Галсан-Жамсо - дооромбо.
2. Жабай Дандара - дооромбо.
3. Нохойдоон Ламажаб - дооромбо.
4. Ошорой (Поонеоной) Ендон-од - габжа.
5. Хултын Сандан - габжа.
6. Тугмадай Гончик-Жамсо - габжа.
7. Сондоол Жалсан - габжа.
8. Сонгол Тугмад - габжа.
9. Дампиин Гэндэн-Жалсан - габжа.
10. Дэлгэрэй Самбу -
11. Сэбээнэй Жимба (Цыбенов Жимба) - настоятель Цуголь-ского дацана.
12. Идамай Гаваа - габжа.
13. Сэбэгэй Жамбал-Доржо - шаваран.
14. Гомбын Содном-Даржаа -
15. Балданай Балдан-Жамсо -
16. Шойробой Жанчип -
17. Жабай Жунды (Жунды-лама) - эмчи, лекарь.
18. Дашин Гэндэн-Жамсо,
19. Жигжидэй Шираб (Баханхай) -
20. Сэмпилэй Дубжид - шоглин гэбшэ.
21 Ошорой Содном -
22. Банзарай Арагва - из Челутая
23. Абидын Жигжээ -
24 Хабтаргын Тарбин (Бадмацыренэй) -
25 Ринчинэй Шойбоон -
26 Ринчинэй Л;нгэриг -
27. Мухадайн Сэдэн -
28. Жамсаранай ;эр;;гэ -
29. Сэбэгэй Дамба-Рабжаа -
30. Дампилэй Нима-Гурэмбэ -
31 Максарай Еши-Самбуу -
32. Мижидэй Т;гмэд -
33. Жабай Шой-Жамсо -
34. Бухын Сойсорон -
35. Жамсаранай Пиранлай -
36. Шандиин Лубсан -
37. Шандиин Жалсан -
38. Уханаашиин Балдан-Жамсо -
39. Гармын Содном-Дагба (Гарма-лама) -
40. Даржаа-лама -
41. ;ухын Доржо -
42. Халзаамын Сэрэн -
43. Доорин Шойнжин -
44. Б;;бэйн Шойнжин -
45. Шоодорой Дамшаа -
46. Сэрэнэй Л;ндэг -
47. Балданай Намчин - погиб на фронте, служил мичманом.
48. Нэндэнэй Даржаа -
49. Сэрэнэй Шойдор -
50. М;нхын Жамсо -
51. Х;хэж;;нэй Шангараб -
52. ;абаа Шойдоб -
53. Гомбын Ажаб - эмчи-лама.
54. Югэлдэйн - габжа.
55. Эрдэниин Жамсо - из Убэр-Аргалея.
56. Сэлхэйн Балдан-Доржо - был на фронте.
57. Гомбын Монходой - был на срронте.
58. Лэгдэнэй Шираб-Нимбуу -
59. Жабай Дамба-Жамсо -
60. Зоригтын Самбу -
61. Жигмэдэй Шойжинима - погиб на фронте.
62. Галсанай Шойдоржо - погиб на фронте.
63. Ошорой Сэдэн - был на фронте.
64. Хандын Дугар-Жаб -
65. Сэрэнэй Сэдэн -
66. Дугарай Гомбо-Жаб -
67. Сэрэнэй Норбо - был на фронте.
68. Убашиин Гончик -

ПОКИДАЯ АЛХАНАЙ,ПОМНИТЕ ОБ АЛХАНАЕ!

Спускаясь с вершины и покидая Алханай, Вы убедились и почувство-вали, что Забайкалье - одно из немногих мест в России, где сохраняется благополучная социальная обстановка, где все еще чиста природа, а нравы людей бесхитростны и благородны. Это ли не богатство, которое хотели бы иметь жители задымленных мегаполисов? Вы увидели, что Забайкалье может стать прибежищем для туристов и тех, кто желал бы отдохнуть от дикого рынка и суетности рыночного мира... Начало этому положено - у нас есть национальный парк «Алханай».
Покидая Алханай, Вы искренне радуетесь тому, что сегодня в Забайкалье заговорили о Родине не как об абстрактном понятии или обширном географическом пространстве, а именно как о родном крае, экологической и эволюционной нише проживающих здесь этносов, к которым должен относить себя каждый забайкалец.
Спускаясь с вершины, вспомните еще раз - что же такое Алханай? Ис-покон веков сюда стремились тысячи паломников. Если все религии мира - лучшие иллюстрации человечества к таинственной книге мироздания, то Земля — реальное создание Бога, в каждой части которого творец создал рай для человека.
Побывав на Алханае, Вы открыли Шамбалу Забайкалья! Вместе с тем Вы открыли самого себя. Это дорого и на всю оставшуюся жизнь, ибо поняли, что самое ценное - жить в пределах истины, то есть - по совести...
Покидая Алханай, Вы представили, как миллионы лет назад здесь ки-пели и буйствовали огненные лавы вулкана, застывшие потом причудливыми изваяниями. По их ложбинам и впадинам журчат чистейшие родники, шумит вековечная тайга, неумолчно щебечут птицы. Так на месте глубинных разломов возник уникальный, неповторимый по красоте и разнообразию, уголок Восточной Сибири - Алханайский горный массив, место паломничества верующих и неверующих, природный курорт, исцеляющий душу и тело, который сегодня стал мерилом нравственной чистоты забайкальцев.
Покидая Алханай, Вы будете надеяться, что чувство Родины и ощущение причастности к сохранению биоразнообразия родного края присуще руководителям администраций области и районов, городов и поселков, руководителям фирм и предприятий, которые обязаны не только помогать Алханаю, но и развивать забайкальский туризм, способствовать просветительской работе. Туризм - это ведь тоже благополучие Родины, а не отдельных предпринимателей. В современных условиях жить без упорядоченного, системного оповещения о себе и контактирования с внешним миром на цивилизованном уровне невозможно.
С 15 мая 1999 года, благодаря усилиям патриотов родного края и По-становлению Правительства Российской Федерации № 533 «О создании в Агинском Бурятском автономном округе национального парка «Алханай» Федеральной службы лесного хозяйства России», был создан национальный парк «Алханай», ставший первым национальным парком на территории Юго-Восточного Забайкалья. Это был упорный и неутомимый труд многих и многих людей — энтузиастов, ученых, лам, руководителей регионов. Сбылась многолетняя мечта жителей Забайкалья.
Границы парка сформированы по бассейновому принципу и включают в себя территорию бассейна верхнего и среднего течения реки Иля — левого притока реки Онон, которая впадают в реку Шилка, откуда начинаются верховья реки Амур. Общая площадь парка - 138 234 гектара, площадь охранной зоны - 105 355 гектара.
Забайкалье находится на территории мирового водораздела, Ал- ханай - на стыке бореальных лесов Евразии и великой Даурской степи, Сибири и Дальнего Востока. Это расположение и определяет уникальность биоразнообразия национального парка. Побывав на Алханае, Вы поняли, что путешествия на далекие расстояния для того, чтобы увидеть уникальные места, может заменить недельное пребывание на Алханае. Ибо Алханай соединил в себе прелести Востока и Запада. Здесь сочетаются уникальные взаимопроникновения различных фауны и флоры. Достаточно сказать, что из 340 видов растений встречающихся на Алханае 180 находит применение в официальной и народной (в том числе тибетской) медицине. И еще - национальный парк «Алханай» расположен в условиях резко-континентального климата, среднегодовая температура воздуха колеблется от - 1,2 до - 1,8°С. Продолжительность солнечного сияния в мае-июле, за счет прозрачности атмосферы, достигает 16 часов.
Но природа Алханая, как и ваша собственная, внутренняя, природа, таит еще много загадок и открытий. В каждом человеке есть неисчерпаемые возможности, которые может открыть Алханай.
Любая наука остановится перед беспредельностью тайн, а вера и рели-гия врачуют души. Алханай — единственное место в России, где историче-ски сложилась система культовых памятников буддийской религии, а потому является сокровищницей материальной и духовной культуры. Вы побывали в этой сокровищнице, прошли по тропам паломников, побывали в природных храмах буддийских божеств. Алханайский природный комплекс отнесен к числу немногих священных вершин северного буддизма. Особенность ауры Алханая отметил Далай-лама ХIV-ый, посетивший и освятивший эти места в 1991 году. Философия буддизма, которая в силу своего возраста, воплотила в себе ценности всех мировых религий, способствовала и способствует сохранению уникального природного заповедника, многие объекты которой получили официальный статус памятников природы.
Вас приняли наши чистые аршаны, Вы теперь полны бодрости и жиз-нелюбия. Вы прошли через арку Храма Ворот и побывали, как бы, в другом мире. Помните - наши предки верили, что через просвет Храма Ворот можно общаться с хозяином острова Ольхон. Были Вы и в Промежуточном мире — Загуурди, посетили Эхын Умай — Чрево Матери, Вы побывали в храме Небесной Музыкантши — Нара Хажад, а может быть даже молились хранителю Алханая — божеству Димчик. Ведь это он призвал вас посетить его мир — Мир Великого Блага.
Созерцание горных вершин в голубой дымке, чистота воздуха и воды создали особый настрой вашей души. Вы теперь полны жизненных планов, решимости преодолеть проблемы, помочь ближнему. С вершины Алханая Вы увидели необъятные и прекрасные дали, почувствовали, что освободи-лись от грехов и суетности, шагая по каменным тропам, которые веками то-рили ваши предшественники, Вы открыли уникальность Алханая и... себя, а потому остро ощутили, что таких мест на Земле становится все меньше и меньше.
Прикоснувшись к буддизму, Вы поняли ценность всех мировых рели-гий, взглянули по-новому на себя и свое место в мироздании. Ведь основа буддизма - любовь и уважение ко всему окружающему нас миру. Национальный парк «Алханай» отличается от всех других национальных парков России именно наличием природно-культового комплекса - святыни буддизма. Забайкальцы, потомки родственных этносов, поклонялись и поклоняются Алханаю, где множество мест для уединения и молитв. На вершине священной горы дремлют причудливые скалы и каменные россыпи, тянутся к небу кедры, развеваются на деревьях и шестах разноцветные, шелковые, лоскуты материй паломников... Алханай обновил вашу душу и тело, ибо все здесь благотворно и божественно. Помните об Алханае, и Алханай не забудет вас!
Покидая Алханай, Вы еще раз убедились, что Алханай - это не только горный массив: Алханай - лесостепная зона, где некогда развивались события глобальных масштабов. Вокруг Алханая веками жили монголоязычные племена, а сегодня - забайкальцы. Отсюда, с берегов Онона, берут начала движения гуннов и монголов, определивших рождение и развитие цивилизаций двух тысячелетий. Здесь, в местности Делюун-Болдог, родился великий Чингисхан. По этим степям и горам путешествовали великие исследователи и мыслители Степан Петрович Крашенинников, Петр Симон Паллас, Владимир Афанасьевич Обручев и многие другие. Алханай богат археологическими памятниками. На ковыльных просторах лесостепи Вы увидели древние могильники и ощутили дыхание веков...
Отсюда Вы открыли Восток и Запад, красоту которых соединил и показывает нам Алханай.
Берегите Алханай, и Алханай не забудет вас. До новых встреч с Миром Великого Блага!

Завершающая статья написана мной.


Рецензии