Люди и их доли

               
    Книга с таким названием вышла на днях в издательстве BoD (Norderstedt).
    Объём книги - 252 стр. ISBN: 9783752870480.

    Ниже - «Вступление».

Заглавия очень многих знаменитых (да и не знаменитых - тоже) литературных произведений включают слово «судьба»: например, от рассказа (повести) «Судьба человека» Михаила Александровича Шолохова (1905 - 1984), опубликованного в 1956-1957 годах, до романа - эпопеи «Жизнь и судьба» Василия Семёновича (Иосифа Соломоновича) Гроссмана (1905 - 1964). Оба этих шедевра литературы — о войне, которая именовалась в СССР «Великой отечественной». Но как разнятся су'дьбы этих книг! Рассказ М. Шолохова был опубликован в предновогоднем и новогоднем номерах (31-го декабря и 1-го января!) газеты «Правда», а роман В. Гроссмана, законченный в 1960-м году, был отвергнут издательствами и изъят в 1961-м году КГБ; в России он издан впервые только в 1988-м году, причём с купюрами (с вырезанными фрагментами). Полная редакция романа «Жизнь и судьба» была опубликована, после возмущения узнавших о купюрах читателей, в 1990-м году.

А сколько литературных сборников носит название «Люди и су'дьбы»! Но я дал своей книге название «Люди и их доли» не столько для оригинальности, сколько для того, чтобы подчеркнуть бо'льшую (в сравнении с «судьбой») смысловую ёмкость понятия, вкладываемого в слово «доля» (в значении - не части чего-то, а именно — полностью исполненной той же «судьбы»).

Но начнём с «судьбы'». Что понимается под этим словом? Чаще всего - складывающийся (сложившийся) - независимо от воли человека - ход событий, произошедшее стечение обстоятельств. «Всё за меня: и люди и судьба», - утверждал Самозванец у  А. С. Пушкина («Борис Годунов»). «От своей судьбы не уйдёшь», - вторит этому поговорка. Отсюда — и выражения:  «Перст судьбы», «Оставить на произвол судьбы», «Не судьба», «Ирония судьбы», пр.

Одним из синонимов слова «судьба» является слово «участь» (смысловое ядро сло'ва - «часть»). То есть, по моей трактовке, «судьба» индивидуума может и должна рассматриваться как часть судьбы страны, народа, населения какой-либо территории, любой группы людей, и тому подобного. Человек — единица общества — и его судьба, как правило, является частью общественной судьбы, о каком бы обществе речь не шла. «Участь» — как бы переход к другому синониму - «доля».

Православная религия рассматривает «судьбу», прежде всего, как исполнение земного предназначения, как земную реализацию данных от Бога сил во славу Божию, то есть, как выполнение на земле программы, заложенной в человеке сверху, как исполнение (или неисполнение) своего предназначения. Но, с другой стороны, та же религия расценивает «судьбу» как результат «Промысла божьего» - непрестанного действия в мире всеблагой, всепремудрой и всемогущей воли Божией, всё обращающей ко благу и направляющей к вечному спасению каждого человека в отдельности и человечества в целом. И «судьба», мол, неотвратима (рок).
Понятно — очень многое в объяснении «судьбы» не так гладко, как бы этого хотелось…

Если выразиться по-иному, то судьба — это результирующая того, что нам было дано от Бога (научно выражаясь - с генами), и того, что мы сотворили в своей жизни сами, вне зависимости от нам предначертанного, от жёстко запрограммированного «сверху».

Конечно, у каждого свои пропорции как бы неотвратимого и содеянного (в допустимых параметрах) им самим. Можно родиться слепым, глухим, с другой врождённой инвалидностью или с каким-либо генетическим заболеванием — и это, что' говорить, разительно повлияет на жизнь. Можно получить тяжкие повреждения в результате природных или технологических катастроф. И - тому подобное. Но даже в состоянии казалось бы предрешённости возможно избежать фатальности. Примеров  сего в истории — множество, самый свежий — судьба и жизнь физика-теоретика, космолога Стивена Хокинга (1942-2018). Его жизненный подвиг - наперекор фатальности судьбы - вероятно, не имеет аналогов в истории человечества!
Считать судьбу простой совокупностью всего происходящего, всего того, что не может не произойти — значит жить пассивно, грубо говоря — существовать.

И понимаешь, что' вложил Василий Гроссман в название своего романа «Жизнь и судьба». Судьбу изменить нельзя, жизнь — можно!
И надо всегда помнить, что благосклонность судьбы — событие весьма редкое. Как иронизировал по этому поводу великий философ - автор афоризмов Станислав Ежи Лец (1909 -1966): «Судьба переменчива: плохие дни чередуются с очень плохими.»

Когда я решил озаглавить книгу «Люди и их доли» (на немецком - «Leute und ihre Geschicke»), я имел в виду не ту долю, о которой писал М. Ю Лермонтов: «Плохая им досталась доля: немногие вернулись с поля...» («Бородино») или с печалью поведал наш земляк Н. А. Некрасов: «И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил.» («Кому на Руси жить хорошо»). Нет, я подразумевал под «долей» то, как прожил свою жизнь человек в обстоятельствах, на которые он не мог - решающим образом или абсолютно никак - повлиять. Но - несмотря на это! - жизнь свою, насколько это было возможным, построил так, как считал верным для себя и своего окружения. Ограничивалось ли таковое семьёй или включало всю страну, континент, вселенную — не имеет значения. Речь идёт, в конце концов, не о роли личности в истории, а личности - в её собственной судьбе или жизни: понимайте последние два понятия как хотите — как одно и то же, как взаимозависимые или как одно, исключающее другое…

И эта  ж и з н ь  - от ничтожно малой до значимой -  д о л я  того, что обозначают судьбой страны, народа, поколения, пр.

Можно взвалить на себя невообразимые заботы и тяготы ради идеи использовать создавшиеся обстоятельства для построения независимого государства, можно воспользоваться вре'менным хаосом для реализации своих далеко не возвышенных стремлений, можно уступить под чредой преходящих неудач и растратить на совсем никчемное свои, отмеренные судьбой таланты.
Речь — о Симоне Петлюре, Шепеле, героине «Лошадиной фамилии».

О ней, чтобы объясниться до конца — ещё несколько слов.
Я довольно резко отповедал ей, потому что так надо было для достижения эффекта. Я даже специально (требование избранного мною жанра повествования) «перегнул палку», обвиняя её в бедности словарного запаса и тому подобном. А ведь я (у)знал её и другую.

Сначала — как автора отзыва на мою статью «Анархитектура Винницы 2010-го года». Почитайте-ка сами, если не верите, в «Прозе.ру» этот восторженный отзыв (http://www.proza.ru/comments.html?2010/07/30/1546):
«Здравствуйте, Нил Крас, читаю ваши воспоминания о Виннице и размышления опять-таки о Виннице и ее жизни и... балдею. Спасибо за неравнодушие и любовь к нашему родному городу! Он и его жители достойны того, чтобы о них знал Мир. С уважением, Елена Остапенко-Меленевская, винничанка (родилась в том же роддоме, что и вы, только в 1965 году, детство прошло на ул. Коммунистической 18 над Бугом-рекою, училась в 17 школе...).»

А потом ещё раз - в этой, полной доверия к моему «замечательному материалу» и к моим возможностям, рекомендации занять редакторские должности сразу в трёх версиях ВикипедиИ (упустила, правда, она немецкую версию): «Вы можете тоже войти в редакторский отдел и внести собственные правки в статью Википедии, как ее украинскую, так и русскую, и английскую версии, в частности, всех тех лиц, о которых вы упомянули в вашем замечательном материале.» (http://www.proza.ru/rec_writer.html?ostapenko).

Но недаром упоминаемый выше В. Гроссман задавался вопросом: «Вечно ли, неизменно ли добро, или вчерашнее добро сегодня становится пороком, а вчерашнее зло сегодня есть добро?». А  там же упомянутый  Ежи Станислав Лец  пояснял, в чём заключается сложность различения добра и зла: «Границы добра и зла подвижны, но всегда проходят через нас.» Через нас!

Короче говоря, игнорирование моего знания немецкого, освоенного в середине шестого десятилетия жизни (!), я ей тут же простил, зла на неё не держал, а редакторской работой в  ВикипедияХ пренебрёг не назло ей, а просто потому, что уже навалившуюся на меня славу вынужден был подпитывать свежими «замечательными материалами», дабы новым моим почитательницам было отчего обалдевать!..

То, что она написала через пять с половиной лет, можете прочитать там же, в Прозе.ру, в моей статье «Лошадиная фамилия» или в этой вот книге. Я специально не напомнил ей тогда об отклике 2012-го года, о котором она забыла. Чтобы не нарушать тональность статьи. Но оставил в своей памяти обязательство, при случае, написать о ней и другое.

Перед отповедями на, мягко говоря, неуважительную критику я всегда знакомлюсь с возможно бо'льшим материалом о будущем герое (героине) моей «антикритики». И я - при том ознакомлении - обнаружил талантливую от рождения, высоко образованную, отлично владеющую словом как на русском, так и на украинском языках зрелую журналистку и, могу вас заверить, писательницу. На её странице — прекрасные миниатюры, рассказы, публицистика самой разнообразной тематики, место которым — в книгах, раскупаемых словно жареные семечки. Чтобы не искать её личную страницу где-то ещё, можете обратиться к той же Прозе.ру, где вы сейчас читаете меня. И ознакомьтесь c тем небольшим, что опубликовано моим оппонентом (http://www.proza.ru/avtor/ostapenko).

Но это — работы предыдущих лет. А пото'м, как я себе это представляю, последовал ряд «ударов судьбы» (от распада СССР до чего-то сугубо личного) — и выскочило то, о чём я уже писал. Кто виноват в этом? Судьба, участь, доля, рок или отсутствие противопоставления им? Не буду далее в этом разбираться: просто привёл для примера. (И для сброса с души греха, который я обещал себе взять лишь на время.)

                ***

В этой книге только первые две публикации можно как-то связать одну с другой. И важнейшей, забравшей у меня немало душевных сил, является самая объёмная статья - о Симоне Петлюре. Кто читал — поймёт без пояснений, кто ещё не прочитал — рекомендую. Узнаете, как это плыть в густо замутнённой воде, да ещё против течения и сквозь водовороты…

Но и другие работы появились на свет не просто так, а возникли как следствие размышлений о прошлом и будущем личности, сообщества личностей и ими сотворённого.


Рецензии