Месхетинцы

   Обособленной этнической группой, появившейся на Кубани совсем недавно, являются турки-месхетинцы. 
 Впервые мне пришлось случайно столкнуться с ними в 1989 году.
В то время я работал в Ахтырской экспедиции глубокого бурения в городе Радужном, Ханты-Мансийского национального округа. Географическая отдаленность от Кубани, вынуждала придумывать разные способы, чтобы приехать в родные места с обязательным посещением Черного моря. В то лето, организовал себе очередную недельную командировку в Ахтырку, где ипользуя старые связи, выполнил командировочное задание, буквально за половину рабочего дня. В появившееся свободное время, каждое утро  уезжал в  разные места на море, вечером возвращался в Ахтырку.
   Возвращаясь вечером с моря на попутном «Икарусе», остановились возле родника в поселке Горном.
Этот родник мне знаком с раннего детства. По пути в пионерский лагерь в Анапу и назад в Ахтырку, было устоявшейся традицией останавливаться в этом месте. Вода в роднике по своему составу аналогична источникам Святой ручки Неберджая, до которых от Горного совсем близко через две горы.
 Попив ледяной водицы, отошел в сторонку, чтобы спокойно покурить, в ожидании остальных пассажиров.  Обратил внимание, на четверых молодых мужчин не славянской наружности, все они были одеты в черные рубашки.
   Прислушиваясь к не знакомому языку, не мог понять, кто они по национальности. Понятно, что не греки, не армяне, не грузины и уж тем более не адыги. Вежливо извинился, спросил их, на каком языке они разговаривают. Те с готовностью ответили, что на турецком языке, точнее на его месхетинском диалекте.
Когда я работал буровым мастером на Севере, у меня в бригаде  были два турка-месхетинца из Абинска, но они работали в разных заездах, между собой не общались, поэтому мне не приходилось слышать турецкую речь.
Между нами завязался разговор. Турки-месхетинцы рассказали, что они приехали из Ферганской долины Узбекистана, где их народ подвергся страшным гонениям со стороны злых узбеков. И тут, одновременно из четырех уст, посыпались рассказы о подробностях массовой резни их земляков, сопровождаемой зверствами - заколотых вилами беременных женщинах, сожженных живьем старушек, cтариков и детей, разможенных о стволы деревьев младенческих головках. Они меня, буквально ошеломили, своей страшной информацией, к тому же, преподнесенной очень эмоционально.
   Тут же, вспомнилось, что действительно, в центральных газетах было несколько  коротких заметок и пара репортажей по телевидению о межэтнических столкновениях, между узбекским населением и турками-месхетинцами, в ходе которых имелись жертвы с обеих сторон, причиной тому, послужило неправильное размежевание земельных наделов.
После прихода к власти Горбачева, была провозглашена свобода печати, но СМИ, зажимаемые коммунистами в течение семьдесяти лет, сразу не могли перестроиться, поэтому информация о событиях в Узбекистане выдавалась крайне дозированная и тщательно отфильтрованная. При этом не скрывалось, что основной причиной погромов и убийств, являлся переизбыток народонаселения в Ферганской долине, которое хронически не может поделить между собой эти плодородные земли.
На мой вопрос, что их привело на Кубань , один  из них, молодой турок, с задатками лидера, объяснил, что в Узбекистане им жизни нет и не будет, поэтому они сейчас ищут места, куда можно переехать жить со своими семьями. Больше всего им понравилось на Кубани, потому что здесь теплый климат, плодородная земля и красивая природа.
Начали распрашивать  меня о ценах на жилье в станицах, показывая на видневшиеся невдалеке  старенькие хатки, интересоваться, стоимостью частных домов в Ахтырке. На эти вопросы я не мог ответить, так как в то время, жил на Севере, существующие на тот момент цены на недвижимость на Кубани не знал.
 Пора было возвращаться в автобус.  Прощаясь, пожали друг другу руки, пожелал им удачи в поисках жилья и всего хорошего.
Наверное, находясь на Кубани, им не часто доводилось иметь нормальное человеческое общение с местными жителями, потому, что направляясь к автобусу, услышал за спиной в свой адрес: «Хранит тебя Аллах, брат!». Меня это покоробило, никогда не считал себя братом мусульман.
   Еще работая в Западной Грузии, мне рассказывали, что этот народ, является отуреченными грузинами и частично смешался с турками, раньше жил на  юго-западе Грузии, это Ахалцихеский, Ахалкалакский районы (частично Махарадзенский и Богдановский районы), пограничных с Турцией, это примерно два с половиной-три часа езды от нашей промбазы в поселке Супса. Эти места обобщенно называются Месхетией ( не путать с Мцхетой под Тбилиси), от которого пошло название турок-месхетинцев. Также знал, что в этих районах существует много армянских сел, в которых живут потомки  армян бежавших от турецкого геноцида.
Вообще-то происхождение месхетинцев весьма туманно. По одной версии это потомки турок-османов и грузинского племени месхов. С другой стороны специалисты не отожествляют их с другими народами, указывая это самобытную и этнически самостоятельную народность.
По приказу Сталина, в 1944 году, все турки-месхетинцы, около 90 тысяч человек, были депортированы в Казахстан и Среднею Азию, так как, в то время Германия и Турция были союзниками.
В случае вступления Турции в войну против Советского Союза, не было ни какой гарантии, что месхетинцы не встанут под турецкие знамена.
Это походило на ситуацию с поволжскими русскими немцами, которых в 1941 году всех выслали в Казахстан.
Признаюсь, что в тот момент, я им посочувствовал, как нации, подвергшейся репрессиям сталинского режима, а теперь еще «кровожадные» узбеки прогнали с насиженных мест, а вернуться на историческую родину в Месхетию, не разрешает нынешнее российское правительство.
                .  .  .
    Когда турки-месхетинцы начали бежать из Узбекистана в Россию, правительство им определило им следующие места проживания – Ростовскую, Курскую, Ярославскую и другие области. Руководство Кубани официально разрешило поселиться 300 человек, но сюда их заворачивало все больше и больше. «Дайте нам отдышаться после Ферганы и мы уедем», - говорили они. Местные их жалели:»Натерпелись, бедные…».
К 2000 году в Краснодарском крае их насчитывалось уже 26 тысяч человек, в основном  в нашем Абинском и соседних Крымском, Анапском, Приморском  районах.  Временную регистрацию имели 1400 человек, остальные являлись нелегалами. Это не беженцы из горячих точек России, а граждане другого государства.
   Почему то они не стали селиться в северных и восточных (исключительно степные) районах Краснодарского края, а ринулись в предгорье Кавказа на самые лучшие плодородные черноземные земли, поближе к теплому морю Больше всего мигрантов пришлось на Крымский район, немного меньше, на наш, Абинский район. Возможно, что их заселение в Крымском  районе могло дополнительно  привлекать из-за проживающих здесь крымских татар, как-никак братья-мусульмане сунниты. Правда, как раз в то время, в конце восьмидесятых, начале девяностых годов многие крымские татары начали выезжать на постоянное место жительство на свою историческую родину в Крым, но на Кубани  их оставалось еще не мало.
В первое время местное население относилось к ним хорошо,
    Турки, начали покупать дома, но это были совсем  не те  дома, о которых расспрашивали мои собеседники в Горном. Покупались  за большие деньги капитальные кирпичные дома, размерами 9 на 10, 10 на 12 метров, в основном двухэтажные. Из-за возникшего спроса, цены на недвижимость резко поднялись. Также покупались дома у уезжающих крымских татар.
Многие купленные дома были новыми, построенные специально для продажи, с внутренними дворами, вымощенные плиткой или асфальтированные, летними кухнями, капитальными гаражами, подвалами, большими участками земли. Но бывало, что покупались по дешевки  старые хатки, крытые камышом, их сносили и на этом месте строились  большие дома, причем строились очень быстро.
   Откуда у бедных беженцев такие шальные деньги? Ведь когда люди бегут с насиженных мест при наступивших чрезвычайных ситуациах, вряд ли они смогут продать свои жилища по обычным ценам.
Общеизвестно, и подтверждено многочисленными примерами массовых выездов русскоязычного населения из мест постоянного проживания в государствах СНГ, что в такие периоды дома и квартиры,  уезжающих, обесцениваются до минимума. Большинство  семей месхетинцев, при бегстве из Узбекестана, не имели возможности продать свои дома, а многие их вообще лишились.
      После обустройства на новом месте, их основной деятельностью стало земледелие, в основном огородничество и бахчеводство, направленное на продажу выращенной продукции, оптом и в розницу. Этим занимались в основном женщины, старики, подростки обоих полов и дети. Розничная торговля велась на местных базарах, на центральных рынках Новороссийска, Анапы и Краснодара, а в туристический сезон, дополнительно,  вдоль федеральной автодороги на Краснодар-Новороссийск.
 Приехав с братом Володей на городской рынок в Крымске, был поражен большим многочисленным  количеством смуглых, черноглазых женщин – продавщиц, очень плохо говорящих по русски. В тот момент, появилось ощущение, что я попал в Среднею Азию или куда-то на Восток. Надо признать, что овощи, фрукты, арбузы и дыни визуально смотрелись красиво, как образцовые эксземпляры с селькохозяйственной выставки, может быть, этому способствовало супербольшое количество нитратов.
    В 2006 году, я и мой брат направлялись в Христову Щель. По пути заехали в Крымск на базар, затем остановились у придорожного базарчика в поселке Нижнебаканском, чтобы докупить фрукты. Мое  внимание привлекли среднеазиатские дыни, сложенные на земле горкой. Ими торговали старый турок и мальчишка лет семи-восьми, наверное его внук, а может быть правнук. На вопрос, почем дыни, мальчишка ответил, что пять рублей. Естественно, я подумал, что это цена за один килограмм, но у них не было весов. Решил уточнить, что значит пять рублей, мальчишка пояснил, что пять рублей за одну дыню. Дыни были большие и маленькие, но цена одинаковая для всех. Выбрал дыню средних размеров, примерно 20 сантиметров в диаметре и полметра в длину. В Щели, в течение двух дней, мы смаковали это чудо бахчеводства, она была сладкой как мед и таяла во рту, по сравнению с ней, рекламируемое по телевизору «Раффaэлло» просто отдыхало.   
     Но на полях, бахчах и огородах работа лишь мизерная часть мигрантов, большинство совсем не работали а занимались перепродажей сельхозпродукции. Через несколько лет, экономическая деятельность турок-месхетинцев вышла за рамки обычной базарной торговли овощами, Они начали создавать фирмы различных направлений, большинство которых были торгово-закупочные, крупнооптовой  продажи овощей и фруктов, параллельно с этим  открывались  продуктовые магазины и овощные лавки. Через подставных лиц (славян, за взятки) оформлялись большие земельные наделы, которыми турки  реально пользовались.    
Не скажу точно, насколько это правда, но от знакомых неоднократно слышал, что турки подмяли под себя продуктовые рынки в Анапе и Новороссийске, хозяевами которых традиционно  считались местные греки и армяне.
                .  .  .
      После не продолжительного проживания турок в этих районах, местные жители постепенно начали все более и более, настраиваться против прибывших мигрантов.
    Причиной тому были не разные вероисповедания.  Кубанцы, в основном станичники, хотя по своей сути являются националистами,  могли бы мириться с проповедуемым турками исламом, как раньше мирились с крымскими татарами, но не могли терпеть их вызывающего, наглого  поведения и множества уголовно наказуемых деяний.
    Начались угоны коров и лошадей, с целью продажи их на мясо, чего раньше никогда не было, а также случаи крупных краж сельхозпродукции (зерна, комбикорма, муки) из мест хранения.
   Турецкая молодежь избивала станичных и поселковых школьников. Избивали взрослых мужчин, казаков, русских, армян, греков. Избиения одиноких жертв совершались в основном группами турков, что само по себе говорит об их природной подлости и трусости, ведь пятеро на одного всегда считалось верхом немужского поведения.
 От зашедшего посетителя в кафе, они могли запросто потребовать магарыч, только за то он находится на «их земле» (с каких это пор, она стала их землей), в случае отказа, его могли избить, забрать все деньги и документы.
    Пошла не прекращающаяся  волна групповых изнасилований девушек, зрелых женщин и не только. В разных отделениях милиции Крымского района были зафиксированы факты изнасилований турками, девочек, мальчиков-подростков и даже старика-армянина. Уверен, что таких преступлений было значительно больше, ведь не каждая семья отважится переступить через страх быть опозоренной, и подать заявление в милицию. Многие русские и казачьи семьи, дети которых подверглись насилию, чтобы избежать позора, срочно продавали свои дома и уезжали навсегда в места, где их никто не знает. К каждой уехавшей  семье, можно прибавить еще несколько семей, не желающих подвергать своих детей подобной опасности. Некоторые пойманные и разоблаченные насильники, были подвергнуты казаками публичной порке нагайками возле позорного столба в присутствии местных жителей и высылке из района без права возвращения.
Но более страшные события начали происходить в дальнейшем.
   Начались  грабежи жителей, сопровождаемые зверскими избиениями, произошло несколько   убийств казаков. Эти преступления в основном совершались группами молодых турок против одиночек. Жертвам, если они не являлись «суперменами», шансов  отбиться или выйти в схватке победителем, не оставалось. Если турки проявляли себя так в Узбекистане, становятся понятны мотивы ответных действий  узбеков.
       Турецкие общины в перечисленных районах  росли и крепли. Была создана официальная организация турок-месхетинцев проживающих в Краснодарском крае с названием «Ватан», что в переводе с турецкого означает «Родина».  Надо понимать, что Кубань они считают своей второй родиной, то есть частью Турции?
        В поселке Нижнебаканском в школе из трех первых классов - два класса турецкие. В соответствии с научными прогнозами социологов,  учитывая темпы рождаемости турок, через десять лет демографическая ситуация могла бы измениться таким образом, что пятьдесят процентов населения Крымского района могло быть турецким.
   Мои знакомые буровики, которые летали вахтой в город Радужный, где я проживал в то время, из станицы Хомской, как то пожаловались, что проходя по центру станицы в вечернее время, от обилия стоящих и прогуливающихся групп  и группок турков, в основном молодежи, у местных жителей складывается впечатление, что они находятся где-то в Турции. Большинство жителей станицы, перестали выпускать своих детей на улицу.
        За очень короткий срок (10-15 лет), который, по историческим временным меркам, можно считать мгновением, турки почувствовали себя полноправными хозяевами на кубанской земле, исламизация наших районов шла полным ходом.
       Такое поведение турок не было спонтанным и не являлось проявлением агрессивности хулиганствующей молодежи или  особенностью их национального характера. Эти действия  носили направленный, целеустремленный характер, с целью создания местному населению не выносимых условий для проживания и постепенного его вытеснения с Кубани. Это была спланированная этническая чистка, с примением, так называемой, техники «выдавливания».
   Кто же будет терпеть такой безпредел? Поставьте себя на место жителей края,  в чьих районах хозяйничают эти не христи.
Инициаторами борьбы с турецкой экспансией стало кубанское казачество. Атаманы забили тревожный набат. Казачьи атаманы собирали, фиксировали и систематизировали  факты совершенных турками преступлений, организовывали митинги протеста, писали гневные петиции и призывы губернатору края, привлекали СМИ к анализу и поиску решения межэтнических проблем, организовывали и проводили  переговоры с  турецкими лидерами с участием глав районных администраций. 
     В нашей Ахтырке и в соседнем поселке Хомском (станица Хомская) произошло несколько кровавых побоищ  между молодыми турками и местной  молодежью. Убитых не было, но десятки  человек оказались в реанимации.
 Эти  события были широко освещены краевыми СМИ (с перепечатками в Интернете) и были преподнесены так, что турки оказались невинными жертвами молодых расистов и фашиствующих молодчиков. В средствах массовой информации появились заявления и призывы турок найти и наказать виновных в их избиениях. Не помню, чтобы что-то похожее происходило между русскими и крымскими татарами за последние десятилетия. Конечно, происходили не большие стычки на бытовом уровне или при выяснении личных отношений среди молодых парней.
     Наверняка за хорошие деньги, месхетинские лидеры смогли привлечь специалистов центрального телевидения, которые создали полнометражный  документальный фильм об угнетаемых казачеством бедных мигрантах. Этот заказной фильм я смотрел, отдыхая в Дивноморске в 2005 году. В нем описываются страдания совершенно невинного турецкого народа, в Абинском и Крымском районах, которые им приносят кубанские казаки.
Как,  в результате не «прекращающихся гонений», они  вынуждены продавать свои дома и уезжать в США на правах политических беженцев. В конце фильма рассказывается о  гостеприимных заокеанских друзьях, как они встречают месхетинских беженцев, расселяют, обучают английскому языку и даже помогают с трудоустройством. При этом скромно умалчивается, что вновь прибывшие обязаны в течение 5 лет вернуть все деньги потраченные их переезд, выплату пособий, обучение английскому языку и помощи в трудоустройстве. Если не знать истинного положения дел, то несведующий человек вполне можно поверить создателям этого заказного фильма.
    Наверное, американцы согласились на эту акцию, чтобы предстать перед мировой общественностью  в роли миротворцев и заодно получить дешевую рабочую силу, но через определенное время они поймут, какую змею пригрели на своей груди.
                .  .  .
      Корни это проблемы значительно глубже и опасней, чем казалось на первый взгляд.
Почему именно Кубань была выбрана турками, ведь здесь очень большая плотность населения. Сам факт появления значительного числа мигрантов уже порождал конфликтную ситуацию.
Федеральная служба безопасности определила, что все это является частью плана турецких спецслужб, по созданию на территории Кубани, которую они именуют «жемчужиной Османской империи», «Великого Турана». Для этих целей в Краснодарском крае и была создана организация «Ватан».
      Деятельность «Ватан» отслеживается и анализируется  краевым управлением ФСБ, которое установила, что программой минимум этой организации является регистрация на Кубани административной турецкой автономии.
    Финансовая подпитка «Ватан» производится турецкой разведкой и исламскими международными организациями. Этим объясняется покупка турками домов, стоимость которых компенсировалась из этих средств, наверняка из этих финансовых источников была оплата создателям документального фильма о «преследованиях» месхетинцев.      Мужская часть общин по местам проживания, разделена на группы, которые возглавляются старшими, имеющие четкие инструкции по руководству действий в различных ситуациях. Молодежь проходит военную подготовку на своих полигонах и стрельбищах. У них четко отработаны методы очень быстрого сбора мужчин в указанных местах. Турецкие авторитеты объясняют наличие оружия и обучение боевиков, вынужденной необходимостью «гонимой нации» на случай обострения ситуации с местным населением.
   В конце девяностых годов, между поселками Нижнебаканским и Верхнебаканским, турки, за хороший «бакшиш», смогли взять в долгосрочную аренду земельный участок сроком на 49 лет. На участке построили большой терминал для автомобилистов. Там находятся общежитие для водителей, столовая, ремонтные боксы и большая автостоянка, для большегрузных фур из Турции, которые везут в Россию овощи, фрукты и  ширпотреб. У ФСБ есть данные, что это один из каналов поставки зарубежного оружия.
    В 2001 году в этом терминале был задержан большегрузный турецкий грузовик, перевозящий большую партию взрывчатки.
 В те годы, на федеральной автодороге Краснодар-Новороссийск я видел не прерывный поток турецких фур и рефрижераторов, с тягачами в основном немецкого и шведского производства («Манн», «Мерседес», «Вольво»).
   В том же году были расстреляны из автоматов  два турецких водителя, а фура разграблена, поговаривали, что это дело рук армян.
     Места расселения турок-месхетинцев в Краснодарском крае вызывают большие подозрения и тревогу. Их поселения возникают рядом с объектами, имеющими стратегическое значение. Это узловые железнодорожные станции, федеральные автотрассы, нефтяные терминалы, хранилища пресной воды, аэродромы, электростанции, туннели.
     Моя позиция такова, если вы являетесь простыми мирными земледельцами, то и жить вам надо  в местах наиболее благоприятных для земледелия, выращивайте свои урожаи фруктов, винограда, бахчевых и овощей и не влезайте в места, имеющие развитые промышленные предприятия.
   В случае,  не приведи Господи,  дня «икс», месхетинцы  смогли бы отсечь крупнейший российский порт на Черном море – Новороссийск, и в придачу, магистральный нефтепровод Баку – Новороссийск (с последующей остановкой работы  нефтеналивного порта международного значения Шесхарис). Нефтепровод проходит по территории  Абинского и Крымского районов, никем не охраняется и имеет свободный доступ.
В настоящее время такой острой проблемы нет. Большинство месхетинцев уехали в Америку и Турцию, осталось меньшинство, приехавших на Кубань в числе первых переселенцев, то есть в конце 80-х, начале 90-х годов прошлого столетия.


2009г.



Рецензии