Б. Цыбиков. Тугулдур-тайша. Глава 6

Глава шестая

Еще не наступил полдень, а усталый конь Тугулдура уже взобрался на перевал. Внизу сверкала излучинами речка Шивия… Соскучившийся по родным краям, Тугулдур поднялся затемно и несколько верст одолел быстрой рысью. Конь его тоже торопился и теперь был весь в мыле, пена хлопьями летела в траву. Изнемог и Тугулдур. Довольный и радостный, он оглядывал знакомые места.
Как хороша его родина! Всюду степь и вершины сопок. Повсюду машут головками синие, голубые, желтые цветы, ветер приносит их сладкие и терпкие ароматы. И всюду в этом разноцветье, среди колокольчиков и ромашек, мелькают алые лепестки высокой сараны. Важно покачиваются круглые лиловые головки репейника, так похожие на головы лам. В небе звенят жаворонки. Вдруг мелькнут их стремительные тени над самой землей и исчезнут в траве.
Быстрая Шивия бежит меж густыми кустарниками, блестят под лучами солнца ее волны, спеша слиться с водами Агинки. На том берегу Агинки тянутся пологие вершины Уронайского хребта, а в середине их гора Саган-Олуй. На вершине ее – священные камни. Там часто собираются люди и молятся богам и духам. Но самая высокая вершина – Хан-Ула. Среди этого раздолья пасут скот хори-буряты.
– Счастлив и радостен тот, кто родился
В богатом краю Саган-Ула…
Так поют здешние жители. Так сейчас поет и Тугулдур. За вершиной Са-ган-Улы тянутся другие – две Бага-Бэрхэ, Энгэр-Бэрхэ, по ложбинам которых сбегают ручьи, пополняя воды Агинки. Здесь тоонто – родина Тугулдура, здесь он родился. А вон там чернеет стойбище его родителей. Все видят в этом голубом и зеленеющем просторе молодые глаза! Тонтоо Тугулдура у сопки Барун-Бэрхэ, здесь он играл в детстве, а колыбелью его была сопка Энгэр-Бэрхэ.
Сердце полнилость радостью. Он погнал отдохнувшего коня, переехал через знакомый брод Агинку и направился к летнему стойбищу родителей. Подъехав ближе он понял, что родители все еще на зимнике, а на стойбище белела только юрта их зятя. Наверное, старики решили пожить на зимнике до тех пор, пока достроена изба. Они давно мечтали о русской избе!

Мохнатые желтые собаки, узнав его, завиляли хвостами. Тугулдур не спеша привязал гнедого к сэргэ-коновязи и вошел в юрту.
– А–аа, наш Тугулдур-ноен прибыл! Почему ты так долго задержался у коновязи? Ждал, чтобы тебя встретила я? – сразу нарочито шумно и строго заговорила его сестра Дынсылма, хозяйничавшая на женской половине юрты. Она была такой же, как и раньше: говорливой и шумной. Вот и сейчас, дождавшись, пока брат помолился богам и поздоровался с ней, она выговаривала ему:
– Может быть, со временем ты станешь большим начальником над людьми, но никогда не возомни, что стал божеством или пророком. Оставайся таким же, как и все люди, раз ты родился от людей. Пусть рессорные телеги и мягкие подушки не прельстят тебя. Простые люди своим трудом зарабатывают себе на жизнь и пропитание, всегда помни об этом. Их доброта и доверчивость позволяют жить начальникам, а не начальники – народу. Пусть голова у тебя будет ясной, но ноги чувствуют землю.
Сестра усадила Тугулдура за стол, налила чай, поставила сметану, творог и все продолжала говорить, засучив рукава и протирая чашки:
– Почему ты увез из родительской юрты субурган, который привез наш отец из Тибета. Он прошел через столько мучений, чтобы привезти святыню, а ты забрал себе в агинскую юрту, которую еще и домом назвать нельзя. Ты думаешь, что сможешь уберечь святыню, а может быть – потеряешь?
Она села рядом с Тугулдуром, подперла щеку крепким кулаком и собиралась говорить дальше.
– Что вы говорите, сестра? Почему же потеряю? Святыня ведь должна принадлежать всем. Я думаю построить сумэ или большой субурган и поставить святыню там, для всех людей…
– Дунган, субурган… Когда-то они будут. Где сейчас святыня?
– У меня в юрте, в ящике под божницей…
– Ящик под замком?
– Нет, да и юрта у меня без замка.
– Ничего себе! Какой же ты еще несмышленый! Святыня сделана из золота, серебра, в нее вправлены дорогие камни, это же очень дорогая вещь. Многие будут рады прибрать такую вещь. Даже люди из дальних краев могут искать ее, не то, чтобы наши люди… Неспроста мне в прошлую ночь снилось, что будто бы кто-то чужой шурудит в нашем очаге!
Вдруг сестра быстро встала и, пошарив в сундуке, достала новый халат, зашуршала им и начала решительно одеваться, раздраженно приговаривая:
– Управление… тайши… зайсаны… ноены… Сидят над белыми бумага-ми, ничего не понимают, а говорят, что работают. Бездельники и дармоеды… Э–ээ, бурхан! Да как же они могут управлять людьми? Сейчас же снимай эту дорогую одежду, надевай нагольный халат и неси с улицы дрова. Воды натаскай с ключа. Попробуй только возомнить себя ноеном и посиживать, распустив брюхо! Ты рос в свое удовольствие, а теперь совсем изнежился! Скорей сменяй одежду! А я сейчас же  еду в твой Агинск, надо спасать наш святой субурган. Оказывается, этот глупец оставил святыню в незакрытой юрте… Иди и заседлай моего коня, подпругу потуже затяни. Я соберу твоей поварихе масло и сметану.
– Сестра, а где ваши дети и зять-хуряхай?
– Сондолой и Сонихон у бабушки с дедушкой. Пока ты здесь, завтра я их привезу. Твой хуряхай у наших родителей, избу рубит. Вечером он должен появиться.  Тогда ты поезжай к старикам. Ладно, хозяйничай тут…
Тугулдур быстро переоделся в рабочую одежду и отправился работать.
Вечером хуряхай не приехал. Тугулдур носился по стойбищу, загоняя скотину и коней, подоил коров, натаскал воды. Уснул поздно, уставший, но довольный.
Сестра приехала только утром. Довольная, она привезла завернутый в шелк субурган. После завтрака успокоившаяся сестра велела ему идти и вы-мыться в ручье, где была глубокая яма. Она протянула ему душистое мыло.
– Держи мыло. Поди сюда, наклонись, я расплету тебе косу. Хорошенько мойся. Что может получиться из человека, который днем и ночью сидит в закрытом доме и ничего не делает?
– Абжа, какое ароматное мыло!
– Янтарное мыло. Мне его дала Намжилэй Галтэхан.
– А где вы встретились с Галтэхан?
– А-аа, как про девушек, так сразу услышал! – рассмеялась Дынсылма, – жениться тебе надо, братишка. Старики наши уже беспокоятся за тебя…
– Где вы встретились с Галтэхан?
– На обратном пути из Агинска я завернула в Ага-Хангильскую падь, навестила стариков старшего зайсана Мухуева. За ними присматривает Галтэхан. Она и дала мне это янтарное мыло, говорит, что Мухуев привез мыло из Читы.
– Еще какие там новости? – не вытерпел Тугулдур.
– Там вертелся сын бывшего писаря Урбана, Шобогор. Ох, не нравится мне этот прохиндей! Все около Галтэхан вьется. И про тебя, будто бы ненаро-ком, спрашивает. Потом моя седельная сума заинтересовала его. Подходит к коновязи и будто бы конем моим любуется, по гриве гладит, хвалит, а сам к суме прислоняется. Чувствует, видимо, своим собачьим нюхом, что там дорогая вещица. Спрашивает меня ласково о нашем отце, о его хождении в Тибет, когда это было, да что наш отец принес оттуда, да почему монголы нашего отца прозвали Огненным Батором и Гобийском орлом… Конечно, он знает о субургане! Потом вдруг тобой заинтересовался: надолго ли ты выехал, зачем да куда? Хвастался, что Мухуев берет его в свою свиту до Хойто-Хори на праздник главного тайши, жаловался, что туда надо много денег, серебра… Я этого хитреца с малых лет знаю. Ни одному его слову не верю!
– Абжа, а вы знаете историю нашего субургана? – не надеясь остановить сестру, спросил Тугулдур. Та быстро переменила тему:
– Нет, надо у отца спросить. Стареет наш отец. Пока он жив, ты порас-спрашивай его про субурган. Я – женщина, у меня своих забот хватает. А хуряхай твой научился рубить дом, во вкус вошел, теперь его не оторвешь! Из Нерчинска приехал друг нашего отца Иван Головин, учит наших, как дома строить. Отец говорит, что в русском доме нам будет хорошо. Он даже на лет-ник не кочевал, все ждет не дождется, когда дом завершат. – Сестра никак не могла умолкнуть. – Тугулдур, ты из нас самый грамотный. Пока наши родители живы, порасспрашивай их, запиши свою родословную, были и легенды… Ладно, иди, мойся. Вода сейчас теплая и чистая. Вымойся и поезжай к старикам. Со своим хуряхай и строителями встретишься. Хорошо себя впредь веди…
Настроение у сестры было хорошее, а юного брата она совсем не прини-мала за начальника. Заставила его переделать уйму работы.
Вымывшись и посвежевший, Тугулдур заседлал гнедого и отправился к родителям. Какой он счастливый человек! У него такая деловая и умная сестра, работящий хуряхай, родители здоровы и бодры, он еще не раз привяжет своего коня у их коновязи...
Огромный черный пес злобно помчался навстречу всаднику, но узнав коня и молодого коня, тут же завилял хвостом. Недалеко от юрты и изгородей  белела недостроенная изба. Тугулдур, балуя прыгающую от радости собаку, открыл дверь высокой белой юрты.  Сидевший в хойморе отец от неожиданности вскрикнул, мать, возившаяся с посудой на женской половине, застыла с ковшом в руках. Тугулдур быстро, три раза, поклонился богам в божнице и повернулся к отцу:
– Мэндэ.
– Сынок! Сынок приехал, – враз заговорили, смеясь, родители. – Ну, подходи, дай я понюхаю твою голову…
Они по очереди обхватывали голову сына шершавыми руками, наклоняли к себе и нюхали родной запах, глаза их увлажнились. Мать сгорбилась и стала маленькой.  Тугулдур чуть не расплакался.
– Ах, какой молодец! Настоящий ноен! Ну, садись, рассказывай новости, – приговаривал, любуясь сыном, отец.
Голова и борода его стали совершенно белыми, когда-то густые брови поредели, нос заострился, но глаза еще не потеряли задорного блеска. Совсем еще юный его сын становится известным в степи, как не радоваться отцу.
– По каким делам отправился, сынок?
– Подати надо собирать, аба. Перепись населения провести. За Онон направляюсь, там мы давно не были. Меня отправил Намжил-зайсан, велел по пути завернуть домой, получиться благословение родителей.
– А почему он сам не приехал?
– Он передал вам большой привет, просил, чтобы вы мне хорошенько рассказали про тамошние края, людей и дороги.
– А-аа, этот старый волк правильно думает. Значит, дорога у тебя будет долгой. Что это у тебя?
– Это наш священный субурган, который вы привезли из Тибета. Сестра велела оставить его у вас перед дальней дорогой. – Тугулдур протянул отцу сверток из шелковой ткани.
– Святыня наша! Конечно, сестра твоя беспокоится. Надо субурган оку-рить благовониями, помолиться. – Старик принял сверток, развернул его и поставил засиявший субурган на низенький столик. Намжил и Арсалан, эти два зайсана, близкие между собой люди, они же – Саганы. У вас в Агинске появился большой дом управления, вам теперь легко живется. А раньше старший зайсан и писари из Хойти–Хори жили в Анинской конторе. Издалека приезжали в наши степи. Несколько дней на конях добирались...
Старуха, пока разговаривали отец с сыном, подкинула в очаг дрова и по-ставила на треножник котел с водой, загремела посудой, шарила в тумбочках. Скоро на столике появились блюда со сметаной, творогом, толстыми ломтями пенки, черемухой в сметане. Старуха запыхалась и от возни, и от радости за сына, приговаривала:
– Ешь, ешь сынок. Устал с дороги. Ты, наверное, совсем не отдыхаешь. Похудел, осунулся, сидя за бумагами. Надо беречь себя, чаще быть на свежем воздухе, делать простую работу. Умственная работа тяжелая, неблагодарная. Ты, наверное, днями и ночами думаешь. Это плохо. Надо вовремя кушать, от-дыхать.
Она смотрела на Тугулдура ласковыми глазами и не могла наглядеться. Тугулдур набросился на домашнюю еду и уплетал, как в детстве.
– От Галсан-Жимба нагасы-дяди никаких вестей нет? – спросил он у отца, попивая густой и горячий чай.
– Нагаса твой приезжал к нам ранней весной. Он говорил, что в тибетском монастыре Лаврин трое парней хори-бурят сели за переписку священных книг. Еще он говорил, что старуха Пулам Бадмы из Борзи отправилась в паломничество и дошла до Кукунора… Пока о твоем нагасе ничего не слышно.
– Аба, а вы доходили до монастыря Лаврин?
– А как же! О, это святые места.
– Сколько будет учиться там наш нагаса?
– Это ведомо только одному бурхану. Конечно, не один-два года. Там учатся и по десять, и по двадцать лет. Нужны огромные терпение и время для того, чтобы изучить много священных книг. И не в одном Лаврине надо учиться, дальше есть монастыри – Галдан, Сэра, Брайбун. Настоящий лама должен побывать и учиться в каждом из них. Так-то, сынок!
– Я гляжу, у вас все хорошо. Вы все здоровы, да еще строите на зимнике русскую избу. Если бы не служба, я бы объехал всех родственников. Но – дела! Пойду-ка, посмотрю, как строят избу, с хуряхай поговорю, – засобирался Тугулдур.
– Иди, иди, они будут рады тебе. Да, скажи Тэгшэ, что вечером надо будет зарезать овцу. Мясо кончается. – Засмеялся старик.
Парень вышел из юрты, зажмурился от яркого солнца и направился к бе-леющей свежими бревнами избе.
Небо было чистое и голубое, дальние сопки и степь уже подрагивали от наступающего марева. Время от времени налетал легкий ветерок. Вот здесь Тугулдур бегал босиком в детстве. Недалеко сверкает река Агинка, высится сопка, которая названа имена его отца – Тобо-Ундэр, покрытая рощицами берез и осин. Дальше высятся и плавно переливаются в друг друга  сопки – Мойхото, Улиртэ, Эхэ-Толгой, Эсэгэ-Толгой, а вон и пади – Улжоргэнтэ, Алирхатэ… В детстве Тугулдур со своей сестрой собирал там мангир, ягоды, ревень. Какой была мягкой зеленая трава, теплой вода в речушке Бэрхэн, на берегу которого он играл с сестрой, строя из песка юрты и изгороди, представляя белые камешки отарами овец, стадами коров и табунами коней.
Сердце Тугулдура соскучилось по родине. Что может быть дороже родины, кто – лучше отца, матери и родных?

Продолжение следует.


Рецензии
прошу прощение, в каждом приходе свои понятия... Но меня бабка по матери учила, что на алтайских бурханах, особенно женских, было символьное описание причин его строительства, дополнения, крупнейших событий, когда заключали при ЕГО СВИДЕТЕЛЬСТВЕ их...

Екатерина Сыресина   25.03.2019 05:54     Заявить о нарушении