В общем, все умерли
В чем же здесь дело?
В художественном произведении ход событий останавливается в тот момент, когда обрывается повествование. Дальше уже ничего не происходит, и подразумевается, что герой, который к этому моменту жив, уже вообще не умрет, тот, кто добился любви, уже ее не потеряет, победивший не будет в дальнейшем побежден, ибо всякое дальнейшее действие исключается.
Этим раскрывается двойная природа художественной модели: отображая отдельное событие, она одновременно отображает и всю картину мира, рассказывая о трагической судьбе героини — повествует о трагичности мира в целом. Поэтому для нас так значим хороший или плохой конец: он свидетельствует не только о завершении того или иного сюжета, но и о конструкции мира в целом"(Ю.М.Лотман. Структура художественного текста).
Если протагонистов было несколько, и кто-то из них умер/погиб, как Дамблдор в ГП, - это усиливает художественную достоверность. А если финал истинно шекспировский - гора трупов, - или как у Гюго - достойные мертвы, недостойные живы и процветают, - тогда упс. "Конструкция мира в целом" вызывает грустные мысли.
И еще. Дамблдора жаль, но если бы погиб Гарри - возникло бы послевкусие безнадеги и того, что "ни жить, ни петь почти не стоит"(с). Благородство и самопожертвование ведут к гибели, "люби себя, наплюй на всех - и в жизни ждет тебя успех".
Если те, ради спасения которых герой пожертвовал жизнью, показаны читателю, тогда он может утешиться тем, что жизнь продолжается для этих конкретных людей - хотя бы для жен и детей, с которыми герои прощались, уходя в бой. А если это абстрактная, безликая масса - тогда конкретных героев, которых читатель успел полюбить, жаль до слез, а выжившие за их счет вызывают неприязнь. И острое ощущение неправильности происходящего, несоразмерности цены, уплаченной за чье-то пошлое маленькое щастьице (Мариуса с Козеттой, например). Что-то вроде "Васю сбил грузовик, зато у Вити теперь не болят зубы" - где логика? Почему Витины зубы стоят таких жертв?!
Для меня эталон в этом смысле - "Заказ" Марии Семеновой: один из главных героев, Сергей Путятин, погибает, но правое дело доведено до победного конца его друзьями, которые остаются жить. Все они настоящие люди, каждый из них по-своему симпатичен, и мысли "Ну почему отличный парень погиб, а они живы?!" не возникает.
Также настоящие люди - Артур и Молли Уизли, которые хотят нормально жить, дождаться и вырастить внуков, но тем не менее идут драться, потому что иначе нельзя. Потому что иначе не будет никакой нормальной жизни ни для кого. Они - не спецназ, как Тонкс и прочие авроры, не избранные герои, как Гарри, и не великие волшебники, как Дамблдор. Они - ополченцы, невоинственные и несколько нелепые, после победы с облегчением возвращающиеся к мирной жизни, обывательской, если хотите (недаром всячески подчеркивается, какая Молли курица-наседка - суетливая, обабившаяся, погрязшая в домашних хлопотах).
А вот придумывать персонажей как расходный материал нехорошо, они хоть и не из плоти и крови, но люди. Как-то это... цинично. Булгаков писал: "Героев надо любить!"
В противоположность гибели, брак главного героя или героини в финале несет сугубо положительную функцию: "Лорна Дун", "Капитан Фракасс", "Валькирия", "Гордость и предубеждение", "Разум и чувства", "Огнем и мечом", "Айвенго", "Властелин Колец" и т.д. В структуре романа брак несет функцию увенчания, вознаграждения главных героев, переживших суровые испытания (инициацию) и заслуживших счастье. Именно поэтому, кстати, так царапает незаслуженное счастье той же Козетты с Мариусом - награждение непричастных. И наказание невиновных, ага.
Данная структура генетически восходит к очень отдаленным временам, к эпохе язычества и родового сознания, когда, собственно, инициация и вступление в брак были необходимыми элементами вирильности (мужчиной - мужем - считался только взрослый, посвященный, женатый член рода). Это считалось настолько важным, что в случае кончины неженатого знатного человека ему полагалась посмертная жена - обычно невольница, которую убивали на его тризне. Кстати, коннотации слова "холостой" - "холостой", т.е. бесполезный, патрон, "холостить", т.е. кастрировать, жеребца и холостой - неженатый - мужчина - отсылают нас к той же системе ценностей, где наличие супруги есть важнейший показатель полноправности, высокого социального статуса. Тогда как холостяцкий статус - несовершенство, неполнота. Поэтому, кстати, "детиной" в русской деревне называли взрослого парня, не желающего жениться и заводить собственное хозяйство и живущего с родителями. И оценочный характер - "большой, но ущербный/туповатый" - это слово сохраняет до сих пор.
А вот пример гибели персонажа, которая может считаться эталоном с точки зрения писательского мастерства. В "Повести о двух городах" Диккенса есть персонаж второго плана, но достаточно подробно прописанный, - он жертвует собой ради счастья любимой женщины, заменив ее мужа в камере смертников и на гильотине (они похожи внешне). Там масса деталей, нейтрализующих возможную читательскую неприязнь к спасенному и к самой Люси:
1. Товарищ умный и одаренный, но сильно пьющий. Жертва ради любимой для него - вершина самореализации, поскольку любимая замужем и любит мужа, а у нашего героя в перспективе - безрадостное будущее алкоголика.
2. Роковая любовь к чужой жене длится не первый год и не сулит надежд на счастье с другой.
3. Он не дает спасаемому времени подумать, застав его врасплох и ошеломив; тот плохо понимает, что, собственно, происходит.
4. Люси и ее муж благодарны ему всю жизнь, чтят его память, как римляне чтили своих ларов, рассказывают детям-внукам о подвиге их покойного друга. И люди они хорошие, достойные жизни и счастья.
Свидетельство о публикации №218082200748