Наш отдых в израиле

      В Тель-Авив мы прилетели в двенадцать часов ночи, обычным пассажирским авиарейсом в июле 2008 года. Почти все пассажиры «Боинга – 737» были жителями  Израиля. Мы летели по гостевой визе к моей двоюродной сестре Марине и тетушке, родной сестре моего отца, которых я не видел больше двадцати лет.
    В аэропорту имени Бен-Гуриона, за вновь прибывшими пассажирами ведется строгий фэйсконтроль.
 Их гоняют по длинным переходам и эскалаторам аэровокзала,  контролируя поведение на экранах видеомониторов. При подъеме на эскалаторе, вас встретят несколько сотрудников службы безопасности, стоящих в ряд и внимательно вглядываясь в лица, это профессиональные психологи, следящие за выражением глаз, жестами, мимикой и поведением  всех прилетевших пассажиров.
   При прохождении пограничного контроля, женщина-пограничник, говорящая по-русски,  но с ужасным акцентом, долго распрашивала о цели прибытия, выясняла мою степень родства с приглашающей стороной, род их занятий и место проживания, после чего с недовольным лицом и явной неохотой, поставила штампы в паспортах и сообщила, что можем находиться в Израиле до даты указанной в визе, как будто бы, мы этого не знали.
   В аэропорту нас встречала подруга жены Света, которая с матерью Кларой и братом Михаилом, все бывшие иркутяне, с 2001 года живут в окрестностях Тель-Авива.
На своей новенькой «Мазде» Света привезла нас в город Ашдод, и из рук в руки, передала нас  Марине и ее мужу Виктору.
      Марина работает старшим провизором в аптеке при городской поликлинике, Виктор электросварщиком в порту. Марина, ее дочь Оксана и зять Аркадий в совершенстве владеют ивритом. На мой вопрос Виктору, как у него обстоят дела с языком, он ответил «Как у собаки, все понимаю, но не говорю».                Младший  брат Марины, то есть мой двоюродный брат, Виталий живет в Ташкенте, а его взрослые дети переехали в Израиль на постоянное жительство.
Его сын Ринат, у которого мать татарка, по приезду на землю обетованную, поменял свое имя на Давида. На момент нашего приезда он служил в израильской армии в саперных частях. В январе 2009 года принимал участие в военной операции в секторе Газа.
Дочь Виталия училась на формацепта в медицинском колледже в Тель-Авиве. Они оба находятся под патронажем и неустанным вниманием Марины. Дочь Виталия подумывает о службе в армии. Девушки, отслужившие в армии, получают массу льгот, возможность получения компенсации за оплату учебы в университете и «зеленый свет» в карьерном росте. Виталий  периодически приезжает в Израиль проведать своих детей, родителей и сестру, при этом никогда заранее не предупреждает о своем приезде. Его поездки носят не предсказуемый характер. Он может целый год хранить молчание, не связываться по телефону с родителями и Мариной, потом может неожиданно приехать на один день и на следующий день уехать, потом может в течение месяца прилететь два раза подряд и тому подобное.            
      Все мои израильские родственники из Краснодара, кроме Аркадия, который приехал с родителями из Иркутска. Его отец был известным в Иркутске гинекологом.  Сейчас его родители на пенсии,  живут в соседнем  городе Ашкелоне, там же, Аркадий работает врачом в городской поликлинике.
 Он и Оксана,  минимум два раза в год едут в туристические турне по разным странам Европы. По несколько раз  бывали в Чехии, Испании, Андорре, Германии, но больше всего им, нравится Италия, в которую едут регулярно.
Аркадий, с полной уверенностью считает, что совершать туристические поездки в другие страны, это самое правильное вложение денег. Кроме туристических поездок, его как минимум  два раза в год,  отправляют в служебные командировки в Германию, при этом он умудряется взять с собой Оксану.
   Если судить по интерьеру их квартиры, мебели, машине, одежде и частым путешествиям  за границу, они хорошо обеспеченные люди. В Израиле врачи получают очень высокую зарплату, ведь они считаются одними из самых лучших специалистов в мире.
                .  .  .
      Ашдод понравился, хотя не могу сказать, что это идеально чистый город, наверное, брошенный  на улицах мусор, объяснятся большим количеством выходцев из России.
    Первые дома здесь начали строить в 1957 году, а в 1968 году, когда численность населения перевалила за 20 тысяч, по израильскому законодательству, он оавтоматически получил статус города.  В 70-е годы Ашдод стал главным центром расселения грузинских евреев. Очень редко, некоторые из них уезжали назад домой, в основном, это были  пожилые и старые люди, которые не смогли адаптироваться в новых условиях. В конце 80-х годов, по центральному телевидению показали документальный фильм о семье грузинских евреев, выехавших на ПМЖ в Израиль и после нескольких лет проживания в нем, вернувшихся в Грузию. Они поочередно рассказывали об ужасных условия жизни и дискриминации, поджидавшие прибывших репатриантов. С их слов, в еврейском государстве, простым людям, жить вообще невозможно. Фильм, явно носил заказной и пропагандисткий характер, но в нем, меня удивило другое. Оказывается, что большинство обгрузиненных евреев, имеют не еврейские, а грузинские фамилии с окончанием «швили» и по паспортам, считаются грузинами. 
В 90-е, начался массовых приток из России. Сейчас население города приближается к 240 тысячам человек.
Свое название он получил от древнего филистимского города Азод времен Ветхого Завета, в котором он упоминается 13 раз, но находился не на берегу моря, немного в глубине суши, что подтверждают археологические раскопки.
   Ашдод главный грузовой порт Израиля, хотя нельзя сказать, что он большой, но через него проходит две трети всех грузоперевозок Израиля.
Слева от городского пляжа построена гавань для яхт (марина), которая считается самой крупной на Средиземном море.   
     Кроме суперсовременных зданий, в том числе недавно построенных по оригинальным проектам  и красивых синагог, здесь много пальмовых аллей, ухоженных газонов, цветочных клумб и цветочных скульптурных композиций в виде животных.
      Обращает на себя внимание огромное количество государственных флагов в городе, как и на всей территории страны. Голубая шестиконечная звезда Давида на белом поле видна  буквально везде: на государственных учреждениях, офисах, школах, пляжах, АЗС, аптеках, отелях, на многих балконах и окнах жилых домов. Может быть,  таким способом израильтяне демонстрируют  свой патриотизм?
                .  .  .
   Немало чернокожих жителей, по внешнему облику, которых я определил, что это выходцы из Эфиопии, где большинство населения исповедуют христианство и относятся к Коптской церкви, но достаточно много приверженцев иудаизма.
    Эфиопский народ, это очень интересная нация, так как они не относятся ни к одной из известных человеческих рас. Эфиопы вобрали в себя черты негроидной и европоидной рас. Антропологи выделяют их в самостоятельную эфиопоидную расу или в отдельностоящий антропологический вид. Среди ученых нет единого мнения о происхождении этой расы. По настоящее время продолжаются споры, толи эфиопы являются родоначальниками негроидной и европоидной рас, или наоборот, они являются результатом смещения этих рас.
Сами эфиопы считают себя прямыи потомками легендарного царя Соломона и царицы Савской, так называемой «Соломоновой династии».
    Арабов практически нет, во всяком случае, людей в арабских одеяниях или хотя бы с арабским мужским платком на голове - шемагом, который в народе называют арафаткой, в городе не видел. Конечно, я мог просто их не распознать среди евреев, если они одеты в обычную европейскую одежду.
       Город заполнен русскоговорящим народом, повсеместно слышна русская речь. Неоднократно встречались лица чисто славянской наружности, рязанского типа. На некоторых магазинах, кафе и ресторанах вывески с названиями заведений на русском языке, между прочим, заместитель мэра выходец из России.
В доме, где живет Марина, находится 72 квартиры, из них только в четырех живут настоящие израильтяне, которые родились и выросли в Израиле и не знают  русский язык, в остальных 68 квартирах  выходцы из России и стран СНГ.
Выходя из квартиры в подъезд, спускаясь или поднимаясь на лифте, возникает ощущение, что ты в России, потому что все соседи говорят по-русски.
Официально, в Израиле, русскоговорящими считается 20% населения, но мне кажется, что в этом случае статистика ошибается или значительно занижает этот показатель, фактически он намного  выше.
                .  .  .
     Мои родственники живут в самом центре города - Сити, в четырнадцати этажных новых домах, расположенные напротив друг друга. Наружные стены домов облицованы белой блестящей плиткой и при восходе или заходе солнца, дома сверкают и переливаются. На некоторых этажах имеются большие балконы, на которых стоят зонты от солнца, под зонтами столы и стулья. По периметру балконов выставлены цветы в горшках и кашпо.
Подъезд имеет два входа, со двора и с центральной улицы.  На первом этаже находятся кафе, два магазина, туристическое агентство и пункт обмена валюты. Вдоль выложенного плиткой тротуара растут высокие деревья, вперемежку с пальмами.
   Подъезд мне понравился. На его первом этаже, в отделанные белым мрамором стены, вмонтированы большие зеркала, много свисающих и плетущихся по стенам цветов, тихо играет музыка. Остается не решенной проблема с парковкой автомобилей во дворе, мест явно не хватает.
     По утрам, рядом с мусорными контейнерами во дворе, можно увидеть выставленную на выброс хорошую мебель и бытовую технику. Однажды увидел совершенно новый, в упаковке гидромассажер для ног и двух кассетную магнитолу «Панасоник» в рабочем состоянии. В основной массе, здесь проживают люди не бедные, которые периодически меняют комнатную обстановку и электробытовые приборы. Существуют фирмы специализирующиеся на сборе и такой мебели и бытовой техники. После косметического ремонта (при необходимости), ее охотно покупают по бросовым ценам, только, что прибывшие на ПМЖ в Израиль репатрианты.
    У Марины и Виктора, полнометражная  четырехкомнатная квартира, с большой кухней, кладовкой, лоджией,  двумя туалетами и ванными комнатами. Работает сплин-система. Еще больше по площади была квартира у семьи ее дочери Оксаны. Говорю в прошедшем времени, потому что, в 2009 году они переехали в купленный коттедж, а свою квартиру выставили на продажу.
У родителей Марины, моей родной тети и её мужа, большая трехкомнатная квартира в соседнем доме. Кстати, только здесь я узнал, что муж тети, которого, всю жизнь все знали, как Григория Ивановича, а для меня он был дядей Гришей, имеет другое имя и отчество, оказывается он Герш Иосифович. Об этом не знала даже Марина и мои родители. 
По приезду в Израиль обоим старикам положили хорошую пенсию. Дяде Грише, как ветерану ВОВ (был моряком Черноморского флота, воевал в Одессе и в Севастополе, имеет боевые награды), его жене, как участнице войны (служила санитаркой в военном госпитале в Краснодаре). Одновременно,  им  начисляется пенсии в Краснодаре, за которой,  раз в год, они летают прямым рейсом из Тель-Авива.
                .  .  .
     Виктор всю жизнь был заядлым рыбаком. Помню, что еще в Краснодаре он постоянно ездил на рыбалку на Кубань и Затон. Здесь он каждый день после работы ходит  на рыбалку на море и делает это круглогодично в течение всех лет проживания в Ашдоде. Рыбу ловит на удочку с огромных камней, огораживающих гавань (марину) с яхтами. Изредка выходит в море с приятелями на лодке. Пока те ставят сети на крабов, он ловит рыбу на удочку. Без улова никогда не возвращается, во всяком случае, у их морозильная камера всегда забита рыбой не известных для меня видов и названий, на балконе в несколько рядов висит сушеная и вяленая рыба. Раз в месяц,  едет с приятелями рыбачить на озеро Кинерет на Голанских высотах, не далеко от  границы с Сирией. 
   В Израиле Голаны считаются севером. Западнее от них расположены санатории, дома и базы отдыха, в которых, время от времени, отдыхают и лечатся мои родственники. Можно, без проблем снять на любой срок, небольшой домик, возле которого есть беседка и мангал, и отдохнуть семьей, что довольно часто делают Оксана и Аркадий.
      Как-то, вернувшись со своей вечерней рыбалки, сидя за ужином, Виктор спросил  меня,
- Как ты думаешь, где я сегодня работал?
Я пожал плечами - Откуда мне знать, ну и где же?
- На самой границе с сектором Газа! Утром, я и мой напарник, получили задание от босса на работу в этом районе. В наш микроавтобус принесли большую сумку-холодильник с минеральной водой, соками и корзинку с сухими пайками. По приезду на место, на всякий случай, чтобы не заполучить от арабов пулю, мы поставили машину так, чтобы она загораживала нас со стороны сектора, но все равно, весь день были в напряжении.   
     На его работе в порту, очень хорошо организована социальная защита рабочих. Виктор может в любой момент уйти на неделю или две в оплачиваемый отпуск, но не за счет дней основного отпуска, а за какие то, накопленные дни, но не за переработку.                За сверхнормативное рабочее время им идет двойная оплата. Например, если его просят поработать после окончания рабочего дня, который заканчивается в 18 часов, то с 18 часов, 5 минут начинается двойная оплата. Проезд на работу и с работы и двухразовое питание за счет предприятия. Выдается фирменная спецодежда вплоть до нательного белья и носков.
    Ради смеха, в качестве маленького сувенира, подарил Виктору, солнцезащитные очки, с изображением на стеклах желто-зеленного улыбающегося черепа. Он как мальчишка, обрадовался такому прикольному подарку, и в качестве ответного шага, предложил выбрать, что-нибудь из его, ни разу не использованной, спецодежды, которой был забит большой комод.
 Эти вещи трудно назвать спецодеждой, в нашем понимании. Здесь были тонкие демисезонные и теплые куртки (зачем им теплые куртки при таком климате), в которых можно было без стеснения появиться в любом европейском городе, джинсовые комбинезоны, свитера, пуловеры, майки, бейсболки, кроссовки, все с логотипом их компании. К сожалению, предложенные вещи были для меня малы, ограничился теплым пуловером и курткой, которые, по приезду в Ахтырку, подарил своему отцу.
                .  .  .
     Идти пешком до городского пляжа, который называется Лидо, далеко. Несколько раз, нас туда подвозила на своей машине Марина, назад уезжали на такси, один раз шли пешком, чтобы полюбоваться городским пейзажем. Цены на такси ничем не отличаются от цен иркутских таксистов. Возле пляжа есть автобусная остановка, но автобусы и маршрутки, по неизвестной нам причине, здесь не проходят.
     По дороге к морю, после городских застроек, слева находится большой пустырь, покрытый песчаными барханами, за ним вновь поднимаются новые красивые десятиэтажные дома, которые тянутся почти до стоянки яхт (марины). Виктор рассказал, что когда город только начинал строиться,  этот кусочек пустыни купил один еврей. Лет десять назад, он умер, пустырь по наследству перешел к его сыну. Виктор с этим наследником  вместе работает в порту и тот является его непосредственным начальником. Муниципалитет и директора строительных компаний, не однократно обращались к его боссу, с просьбой продать участок под застройки, последний раз предлагалось 5 миллионов долларов, но тот пока не соглашается, ждет роста цен. Об этом,  рассказываю, между прочим, так сказать, попутно.
     Марина нас предупредила, что загорать можно до девяти, максимум до десяти часов утра, позже можно запросто получить солнечный удар или, по крайней мере ожоги.
  Городской пляж песчаный, широкий и очень чистый. Вместо зонтов установлены стационарные деревянные навесы, стоящие на четырех столбах, расстояние между навесами, примерно метров пятнадцать. Есть открытые душевые, фонтанчики с питьевой водой, которая, что меня удивило, несмотря на жару и раскаленный песок, оставалась холодной,  кафе, два двухэтажных спасательных пункта и кафе, на этом все. Стандартный набор пляжных развлечений, таких как миниаквапарки, серфинг, гидроциклы, «бананы», катера с привязанными к ним парашютами, педальные катамараны т.п., здесь отсутствует. В будние дни людей на пляже очень мало, да и то, в основном пенсионеры с внуками. Да это и понятно, ведь город не является курортным. С левой стороны пляжа находится марина, со множеством яхт, с правой стороны, начинается промзона грузового порта, в котором работает Виктор.
   В один из дней, жена уехала со Светой, которая обещала ей показать достопримечательности Тель-Авива, уговаривали поехать меня, но я отказался, для меня море дороже. Марина завезла меня на пляж и уехала на работу.
    Пляж был пустой, не считая нескольких человек на километр. Разместился под деревянным навесом. Под соседним  навесом, на раскладном кресле сидел пожилой мужчина и читал книгу, рядом стоял его велосипед.
Через некоторое время под навес, где сидел мужик, пришли четыре израильтянки среднего возраста. Они, громко разговаривая на иврите, разложили покрывало, свои вещи развесили по всем четырем опорам навеса. По всему было видно, что здесь они собираются расположиться надолго. На мужика внимания не обращали, как-будто его там не было. Заказали по мобильнику еду. Посыльный службы доставки привез два больших контейнера с продуктами и напитками. Два часа подряд они ели без перерыва, я тогда даже поразился, вроде бы дамы не толстые, можно сказать стройные, но как они могут поглотить столько еды. Но, кроме того, все это время они не переставали разговаривать, причем все четверо одновременно. Меня всегда поражала эта способность женщин, как можно говорить одновременно и при этом понимать друг друга. А может быть, они не понимают собеседницу, а слышат только себя?
    В 2008 году летел из Иркутска в командировку в Москву. В самолете, рядом со мной сели две молодые женщины, которые, как я понял, были старыми знакомыми, но давно не виделись и случайно попали на один рейс. Они, попросили мужчину, поменяться с одной из них местами, чтобы было удобнее разговаривать. В течение пяти с половиной часов, то есть все полетное время, они ни на минуту не закрывали рот, при этом, обе говорили одновременно. Даже когда принесли обед, они не переставали болтать с полными ртами. Несколько раз пытался заснуть или просто отключиться, но из-за их безпрерывной трескотни, ничего не получалось. Если бы я находился рядом с работающим дизель-генератором на 300 Кв, наверное, устал бы значительно меньше. Под конец рейса мне реально хотелось их придушить.
    Продолжу про пляж. После еды, тетки  расстелили еще какие-то дополнительные подстилки, на которых развалились, продолжая бесконечную болтовню. Бедному мужику практически не осталось свободного пространства.
    В конце концов, он не выдержал, сложил свое кресло, вещи в рюкзак, взял велосипед и пошел  под мой навес.
- Мужчина, можно я здесь побуду. Эти чертовы оккупантки, меня совсем выжили! обратился он на русском языке.
Познакомились, он еврей из Одессы, живет с женой в Ашдоде пять лет, и хотя здесь условия жизни намного лучше, чем дома, но все равно его тянет назад и он бы, с удовольствием уехал, но жена была категорически против. По этому вопросу, они находятся в состоянии постоянной конфронтации. Почему-то мне представилось, что этот человек, когда-то, все равно уедет в свой родной город, вполне возможно, что один.
       На следующий день история с захвата места под навесом повторилась, с той лишь разницей, что сам стал ее жертвой.
Я лежал под навесом один, когда пришли две супружеские иудейские пары и столько же их детей. Более часа, лежа на подстилке лицом вниз, мужественно терпел детские вопли  и громкий галдеж взрослых, даже пытался задремать, чтобы их не слышать. Но когда, ни на секунду не прекращающие орать и визжать, беснующиеся дети, несколько раз ногами задели мою голову, затем начали наступать на ноги и в конечном итоге, обсыпали всю спину песком, не выдержал, собрал вещи и пересел на лавочку, стоящую на входе на пляж.  Ругаться было бесполезно, они не понимали русского языка.Уверен, что все это делалось намеренно, с подачи их родителей, чтобы я убрался.   
  За мной должна была заехать Марина.  Боясь с ней разминутся, не уходил и сидел на лавочке. Солнце палило нещадно, очень хотелось спрятаться в тень, но свободных навесов не было. В пяти метрах от меня на здании кафе был небольшой навесной козырек, дающий тень, но там сидел полицейский патруль – парень и две девушки, одна их которых была эфиопка. Через каждые полчаса они поднимались и делали обход пляжа и возвращались на то же место. Без паспорта и знания иврита, мне не стоило к ним подходить. Пришлось оставаться под солнцем. Когда становилось совсем невмоготу, шел под прохладные струи открытого душа, надевал майку и бейсболку. Но все равно вечером, моя кожа по цвету напоминала вареного рака. Так я пал жертвой не дружественных семитских проявлений (шутка).
     Каждую пятницу, на большой пляжной автостоянке, устраивается базар. Ставятся прилавки и  навесы, привозятся овощи, фрукты, различные товары ширпотреба. Цены, на экологически чистые продукты, совсем  не высокие. Народ закупает мелким оптом продукты  на неделю.
                .  .  .    
Организация службы безопасности на пляже находится  на высоком уровне, как, в общем, по всей стране.
     Через каждые пятнадцать-двадцать минут по пляжу курсирует полицейский «Форд», другой полицейский патруль по три человека, о котором я говорил выше, патрулируют по границе пляжа, кроме этого многократно видел проезжающих по пляжу армейские «Хаммеры» набитыми вооруженными солдатами.
    В городах, солдаты могут зайти в любой магазин и провести выборочную проверку документов у покупателей. Я поинтересовался у сестры, что она ощущает, когда в магазин вваливаются человек пять вооруженных людей. Оказывается, ей это нравится, в такой обстановке чувствует себя защищенной и спокойной.
   В небе барражируют армейские вертолеты, а еще выше, оставляют следы в небе реактивные F-16, (раньше на вооружении ВВС были французские «Миражи»), несущие боевое дежурство вдоль границ, на морском горизонте, снуют катера морского патруля.
 По оценке военных аналитиков НАТО, боевая авиация, средства ПВО и ПРО Израиля, являются самыми современными и наиболее боеспособными на всем Ближнем и Среднем Востоке. Кстати, среди военных летчиков, очень много выходцев из России и стран СНГ. Эта категория военных является самой высокооплачиваемой в израильской армии.
    На входах  в супермаркеты и гипермаркеты проводятся обязательные проверки всех входящих через магнитные рамки, аналогичных  установленным в аэропортах, покупатели показывают охранникам содержимое своих сумок и пакетов, демонстрируя отсутствие оружия и взрывчатки.
   При проведении, каких либо мероприятий для детсадовцев, школьников всех возрастов и студентов, таких как прогулки по городу, экскурсии в музей или посещение кинотеатра, театра и тому подобное,  обязательное сопровождение группы, охранником, вооруженного винтовкой М-16.
Руководители дошкольных и учебных заведений заключают договоры с охранными предприятиями и агентствами, на вооруженную охрану и сопровождение детских и молодежных групп.
    В Эйлате видели стайку девушек студенческого возраста, которых охранял парень, не на много их постарше. Когда подошли к огромному торговому комплексу, девушки не выдержали ожидания осмотра товаров и возможных покупок и наперегонки побежали к центральному входу. В первый момент охранник растерялся, но потом начать возмущенно орать на иврите, пытаясь собрать их вместе, но бесполезно, его никто не слушал. Я тогда подумал, как же он будет их сопровождать внутри комплекса, ведь они наверняка разбегутся по разным этажам и отделам? 

      В один из вечеров, Виктор, мне пожаловался, что ему осточертело спать в бункере. Сначала я не мог понять, о каком бункере он говорит. Виктор говорит, а ты посмотри на дверь моей комнаты. Прожив в квартире сестры несколько дней, я, ни разу не обратил внимания на эту дверь, постоянно открытую нараспашку и прислоненную к стене. 
Оказалось, что дверное полотно с обеих сторон, обшито металлом, толщиной 10 миллиметров, общая толщина двери, почти десять сантиметров. Открыв окно, Виктор крючком подтянул ставню, которая была изготовлена  из такого же стального листа. Все четыре стены, пол и потолок комнаты, внутри бетона усилены частой стальной арматурой диаметром двадцать  миллиметров. Это действительно был бункер, который может выдержать прямой выстрел гранатомета.
Оказывается, что почти  все дома в Израиле имеют такие же или подобные им так называемые «военные» комнаты.
                .  .  .
      Находясь в окружении враждебно настроенных арабских государств, правительство Израиля вынуждено прибегать к чрезвычайным мерам безопасности по защите своего населения и быть в постоянной готовности к войне. Арабские смертники-шахиды продолжают взрывать пассажирские автобусы, был такой взрыв автобуса и в Ашдоде. По мирным городам периодически выпускаются ракеты или ведется минометный обстрел. Интифада продолжается.
   Во время нашего нахождения в Израиле, в Тель-Авиве, один араб сел на вилочный погрузчик и протаранил автобус с людьми, естественно, что он сразу же был застрелен полицейскими.
Тогда же между палестинцами и израильтянами  произошел обмен пленными. Израиль выпустил из тюрьмы тридцать боевиков, Палестина вернула двоих израильских солдат, но перед этим их умертвили. Смотрел прямой репортаж с похорон этих солдат, который  транслировался по все каналам телевидения в течение нескольких часов в режиме реального времени.
       Не подумайте, что стараюсь оправдать жесткие (не жестокие) действия израильской армии к палестинцам. Но, возьмите любой последний год и проведите сами элементарный анализ причин нанесения израильтянами ракетных и точечных бомбовых ударов по палестинской территории. Убедитесь, что ни один удар не был нанесен израильской стороной первой, а являлся ответом на очередной минометный обстрел, террористический акт, повлекший многочисленные жертвы мирного населения или убийства солдат на блок постах.
      19 июня 2008 года Израиль и Палестина заключили перемирие на шесть месяцев, но и в этот период боевики ХАМАС и других террористических группировок, продолжали минометные обстрелы и пуски ракет. За полгода перемирия из сектора Газа по израильским городам, было выпущено более 1000 ракет.
    После неоднократных предупреждений палестинской стороны о прекращении ракетных атак на мирные города, в ноябре, правительство Израиля решило наказать арабов. После окончания срока перемирия (19 декабря 2008г.), к сектору начали стаскивать войска. 27 декабря началась военная операция под кодовым названием «Литой свинец», целью которой было уничтожение военной инфраструктуры боевиков и прекращение ракетных ударов. Первую неделю наносились авиаудары, а 3 января началась наземная часть операции. 17 января огонь был прекращен. Со стороны арабов потери составили 1166 человек, из них более 800 боевиков, со стороны изральтян – 13 человек, из них 10 военнослужащих, 3 мирных жителей.
     В тот  Новый год, я ежедневно поддерживал телефонную связь с Мариной и Виктором. При очередном разговоре с сестрой, за несколько дней до начала наземной фазы операции, она сообщила, что звонил Давид (племянник), который ее предупредил, что в последующие дни звонить не сможет, так как он, как и все солдаты, сейчас сдаст свой мобильный телефон командиру. Это могло означать только одно, что вторжение сухопутных войск, вот-вот начнется. Так и получилось, через два дня израильская армия с боем вошла в сектор Газа.
   Боевые действия шли полным ходом, когда в очередном телефонном  разговоре, я спросил Марину, где они прячутся во время воздушных тревог, в бомбоубежище или в «военной» комнате. Она объяснила, что  до бомбоубежища бежать далеко, их «военная» комната «смотрит» окном в сторону Газы и они не уверены, что она выдержит прямое попадание ракеты, поэтому при воздушных тревогах выходят в при лифтовый холл, на своем этаже. Они и их соседи считают это место самым безопасным, потому что в случае попадания ракеты в их этаж, ей придется пробить четыре стены, две из которых несущие, что является маловероятным. По телерепортажам из Израиля было ясно, что арабские ракеты, не смотря на внушительные размеры, изготовлены кустарным способом и имеют слабый боезаряд.
                .  .  .
   Но вернемся к пляжу. Заход в море мне понравился, понижение дна относительно быстрое, вода более соленая, чем в Черном море.
. Все те дни, что мы находились, а Ашдоде, на море были большие волны, вроде бы оно находилось в режиме постоянного не большого шторма. Марина уверяла, что такие волны здесь всегда.
Странно, ведь берега  Греции и Франции омывает это же самое Средиземное море,  но там оно было спокойное, по крайне мере на период нашего пребывания.  Плавать на волнах я люблю, но выходить из моря при таких волнах было весьма проблематично. Даже зайдя в воду по грудь, выйти из моря очень трудно, все время тянет назад. Стоя в воде, чувствуешь, как песок под ногами стаскивает тебя в глубину сразу на несколько метров. Позже мне объяснили, в этих местах закручиваются два разных подводных течения, поэтому море в состоянии постоянного волнения.  Каждый год в районе пляжа тонут несколько человек, в том числе опытные пловцы-спортсмены.
    По выходным на пляж приходят семьи, вроде бы все так же, как и на всех пляжах мира. Но евреи приходят на пляж не купаться и загорать, а  устраивать пикники и, так между прочим, окунуться в море.
    В выходной день наблюдал такую картину. Подъезжают машины, из них выгружаются семейства. Затем начинается разгрузка таборного имущества. Из машин вытаскиваются и устанавливаются: раскладные столы и стулья, зонты, жаровни для барбекю или мангалы для шашлыков, дрова или древесный уголь, шампура, кастрюли, посуда, скатерти и покрывала, сумки с продуктами и напитками и прочее, прочее. Каждому из нас эта картина  знакома. Но существенное отличие в том, что все это происходит в центре городского пляжа и в массовом порядке. Большинство обитателей пляжа целый день готовят и жрут шашлыки и привезенные продукты, но в отличие от россиян практически не пьют спиртные напитки, максимум, что себе позволяют это немного пива. Если компания приехала на пляж без домашних продуктовых заготовок, тогда делается заказ по телефону в фирму доставки и привозятся готовые блюда и напитки и вся эта многочисленная толпа целый день жрет, жрет и жрет.
                .  .  .
       Света свозила нас на своей машине в древний город Кейсарию, имеющий статус Национального парка. Он находится не далеко от Тель-Авива, за Ходерой, не доезжая Хайфы. Город был построен в первом веке нашей эры, царем Иудеи Иродом, имя которого стало нарицательным, как Новозаветинский злодей, но, по сути, он остался в памяти поколений,  как  великий строитель и созидатель.
Когда то Кейсария (Кесария) был древнеримским городом с высоразвитой инфраструктурой. Понравился  местный амфитеатр, уменьшеная копия римского Колизея, в котором в наше время проходят концерты классической музыки, средневековый замок крестоносцев, построенный на искусственной каменной насыпи, выходящей в море. В затемненных арочных галереях, подступающих к замку, живут колонии летучих мышей, которые в дневное время суток висят под потолком вниз головой.
      На берегу древнего города,  волны были намного меньше, чем на пляже Ашдода, море назад не затягивало, по этому, с удовольствием искупался  в его теплых водах.
                .  .  .
                Я уже упоминал, что на первом этаже дома, в котором живут родственники, находится турагенство, в котором мы купили однодневный экскурсионный тур по святым местам, под названием «Иерусалим христианский».
                Из Ашдода поехали в Тель-Авив, где покружив на автобусе по улицам, остановились в месте сбора экскурсий. Внешне, город мне понравился. Архитектура самая разнообразная. Выделяются новые небоскребы, если можно так назвать 30-40 этажные дома-башни.
              Посетили  Вифлеем, который находятся на территории  Западного берега реки Иордан. На границе с Палестиной, которая отделена высокой стеной из больших бетонных блоков, в наш автобус поднялись израильские военные и выборочно проверили паспорта у нескольких человек.
           Библейский Вифлеем, известный как место рождения Христа, это маленький городок, расположенный в нескольких километрах от Иерусалима, фактически с ним слившийся, сейчас называется Бейт-Лехем, что переводится с арабского, как «дом хлеба».               
            Экскурсию в Вифлееме проводила молодая женщина-экскурсовод (гидесса), наша бывшая соотечественница. В России, будучи студенткой, вышла замуж за палестинского араба, и переехала в автономию на постоянное место жительство, здесь родила двух сыновей (показала нам их фотографии - возможно будущих боевиков). Она была одета на мусульманский манер - длинное платье, шальвары, платок, завязанный под подбородком, хорошо, хоть не в чадре. Здесь мы видели, еще несколько молодых женщин славянской внешности, одетых точно также. Было немного их жаль, закутанных в платки и платьях до пят, при сорока градусной жаре. Согласитесь, что исламские каноны портят или полностью скрывают женскую привлекательность.
     Русскоговорящий еврейский экскурсовод, который сопровождал нас из Ашдода, привез в Вифлееме к лавке торгующей сувенирами на христианскую тематику. Как он убедительно проинформировал нас в автобусе,  цены здесь на 15 процентов ниже на аналогичную продукцию, чем в самом Иерусалиме. Перед магазином толпились молодые арабы, продающие нательные крестики из черного камня, деревянные и каменные четки, медальоны и прочую мелочь.  Туристы кинулись сметать с прилавков свечи, кресты, святую воду и землю, колокольчики, иконки и тому подобное. Там было много и дорогих сувениров из золота и серебра.
Супружеская пара из Афин, закупила большое количество  христианских сувениров и антрибутики, только одних свечей они набрали здоровенную сумку. Муж был греком и русский язык не понимал, но его жена бывшей россиянкой. Спрашиваю, зачем им столько свечей, она объяснила, что выполняют заказы родственников и знакомых, но мне кажется, это куплено на перепродажу.  Свечи продавались комплектами по 33 штуки, по количеству лет Христа. Мы купили два комплекта свечей, деревянную икону Божьей матери, бронзовый колокольчик с крестом, два каменных нательных крестика, четки, набор с елеем, святой водой, святой землей и миниатюрным распятием и настенное панно с изображением иерусалимских храмов, вышитых серебристыми нитями на черном фоне. 
Возле ясель, под фундаментом  храма Рождества Христова, где по преданию родился Христос, православный священник освятил наши приобретения, после чего они приобрели значимость и маленькую толику святости.
К храму Рождества Христова примыкают православная греческая  и армянская церкви, а также францисканский монастырь.
     Уверен, что ашдодский экскурсовод,  имел свой процент от продажи, за поставку покупателей в этот магазину. В Иерусалиме такие же товары оказались значительно дешевле. Поэтому специально, гид, чтобы мы не успели сравнить цены, почти бегом, повел нас  по древним  улочкам Старого города, на которых  очень вяло шла торговля самыми разными товарами, а в темных арочных переходах, на выступах стен, лежали в дремотной истоме ленивые арабы. Он постоянно подгонял, не давая возможности не то, чтобы поторговаться с продавцами, но и даже узнать цену товара.
Запомнился такой момент. Пробегая по одной из таких  улочек, увидел набор посуды, состоящий из резного кувшина в арабском стиле и пяти маленьких стаканчиков на подносе, выполненных под серебро, с красивыми узорами. К таким вещам всегда был не равнодушен. По ходу движения,  не снижая темпа бега,  спрашиваю
 - Сколько?», хотя совсем не был уверен, что продавец поймет мой вопрос. Тут же последовал ответ на ломаном  русском:
- Пятнадцать долларов,- продолжаю бежать. Вдогонку, продавец орет,
 - Десять, пять, один! - в последний момент,  чуть было не развернулся назад, но вовремя  одумался, разве можно что-то хорошее купить за один доллар и продолжил гонку. 
Две русских женщины из группы, присмотрели какой-то товар, остановились буквально на минуту, сразу же отстали и заблудились, они вышли на нас  через два часа, благодаря наличию у них номера мобильника гида.
    Когда собрались на площади возле «стены плача», выяснилось, что только что, мы повторили часть пути Христа к месту его казни. Мне это не понравилось. Это что же получается, вещевой рынок, где арабы развешивают свои товары на древних стенах и выкладывают на лотках, оставляя очень узкие проходы для пешеходов, и есть тот скорбный путь Христа на Голгофу. По каким моральным критериям можно оценить и квалифицировать действия арабских продавцов, если в этом святом для христиан всего мира месте, продаются товары ширпотреба, в том числе женское нижнее белье и бюстгальтеры. В настоящее время Иисус, вряд ли смог бы пройти этим маршрутом, тем более с крестом на плечах.
     Старая часть Иерусалима пропитана древностью и историей. С горы видны бесчисленные серо-белые саркофаги старинного городского иудейского кладбища.
    Постояли с женой  возле знаменитой «стены   плача», мужчины отдельно, женщины отдельно. Подходить блико к стене не стал, из-за отсутствия у меня головного убора. Жена засунула в расщелину между камней записку с пожеланиями.
    Посетили храм гроба Господня, Голгофу, комнату, где проходила Тайная (последняя) вечеря Христа со своими ученикаи, будущими апостолами.
Как я понимаю, эти святые для всех христиан места, по сути, все являются условными. То есть, совсем не значит, что именно в этой комнате состоялась Тайная вечеря, на этом самом месте распяли Христа. Истинные места событий, описанные в Новом Завете, история не сохранила. А если верить Новой хронологии истории, то Христа казнили в на территории современной Турции, на берегу Босфорского пролива.
      Город заполнен ортодоксами и равинами. Несмотря на почти сорокоградусную жару, они, обливаясь и воняя потом, ходят в одинаковых черных костюмах и черных широкополых шляпах, что является их своеобразной  униформой,  с развевающимися длинными пейсами и бородами.
    Не далеко от «стены плача» ко мне подошел один из таких «слуг Господа». Это был крупный, толстый, какой-то рыхлый, молодой мужчина, с реденькой рыжей бородкой и пейсами. На ломаном русском языке спросил, есть ли у меня дети? Получив подтверждающий ответ, сказал, что хочет за них помолиться, но для этого надо положить ему в руку денежку. Хотя своим поведением он здорово напоминал наших привокзальных цыганок, я подумал, что молитва за благополучие моих сыновей лишней не будет и высыпал на его ладонь горсть монет. Но он потребовал, чтобы денежка шуршала, то есть была бумажная. Дал ему банкноту в пять шекелей, после чего, он обхватил двумя руками мои ладони, закрыл глаза, задрал голову верх, начал, что-то быстро шептать на не понятном языке. Буквально, через пять секунд сообщил, что молитва закончена, и потеряв ко мне интерес, повернулся и пошел в поисках других страждующих утешении. Понял, что меня обманул обыкновенный мошенник.  Увидел, его разговаривающего с девушкой из нашей группы, крикнул, чтобы она не давала ему денег, но было уже поздно.
-Я дала ему всего один доллар, чтобы он от меня отстал,- смущено пояснила она.
 Интересно скольких туристов-лохов, он успевает охмурить за день. Почему то интуиция мне  подсказывала, что этот пройдоха от религии, выходец из России или СНГ, а его плохой русский, это лишь игра, чтобы туристы и паломники из России, видели в нем коренного иудея, выучившего наш язык.
                .  .  .
        По возвращению из Иерусалима, по моей просьбе, Марина организовала встречу с ее знакомой, русскоговорящей еврейкой, которая занимается организацией туристических поездок  по Израилю. Приехали в престижный  район города, застроенный красивыми виллами, все одинаково белого цвета. Немного запутались с адресом, и, созвонившись с туроператором, стали ждать ее подхода.
Во время ожидания, обратил внимание на стайки кошек, которые бегали по высоким, белокаменным заборам, перепрыгивая с крыши на крышу хозяйственных построек. Они, хоть и отличались расцветками, но в них присутствовала схожесть – все практически лысые и одинаково худые. Нет, шерсть конечно на них была, но, она была как кожа, что возможно объяснить жарким климатом. Крайнею худобу, вернее сказать истощенность, местных кошек, связываю со скупердяйством и скупостью евреев, что является их врожденной, национальной чертой.
    В Израиле, в западных странах, в том числе в бывших Прибалтийских республиках, жители покупают продукты и пищевое сырье очень и очень экономно, в расчете на минимум отходов. Не потому, что не могут себе этого позволить, а просто, в целях экономии,  умеют рассчитывать не брать лишнее.
Это только наши люди, в основном женщины, подкармливают безхозных кошек и собак, ежедневно выносят им остатки с обеденного стола и ставят блюдцы с молоком. Большинство русских людей жалеют беспризорных  животных.
      Опять отвлекся. Дождались туроператора. Холеная женщина пенсионного возраста, провела нас на второй этаж своей виллы, где находился ее кабинет. Для начала она поинтересовалась, куда мы хотим поехать, какие отели нас интересуют, и на какой срок. Я выставил два простых условия, чтобы было не дорого и поближе к морю. Еврейская мадам начала предлагать и рекламировать различные отели Эйлата, но Марина их забраковала по причине  отдаленности от моря. Нам же пояснила, что идти из отеля до пляжа, десять или  даже семь минут, а потом, столько же назад, при той страшной жаре, это очень тяжело и вредно для здоровья. Она несколько раз отдыхала в Эйлате, хорошо знала специфику местных условий, поэтому в этом вопросе, нам пришлось положиться на нее.
  . После еще нескольких отбраковок отелей, туроператор предложила последний козырный вариант – «Прима музик отель». Отель находится на коралловом берегу, в трех минутах ходьбы от пляжа, и менее, чем в двух километрах от границы с Египтом. Спрашиваю, почему отель называется музыкальным, на что та, не моргнув  глазом, пояснила, что в отеле, с утра до вечера, не навязчиво играет музыка, причем на каждом этаже звучат разные музыкальные направления и стилей, вот поэтому, он «музик отель».  В этом отеле мы прожили пять дней, но, ни на одном этаже, никакой музыки, ни разу не слышали.
                .  .  .
   Уже следующим утром,  мы катили на комфортабельном автобусе, на самый юг Израиля, в курортный город Эйлат.
Большой отрезок пути проходил вдоль границы с сектором Газа. Граница огорожена высоким сетчатым забором с установленными на нем, примерно через каждые полкилометра,  широкоформатными видеокамерами. Вдалеке за ограждением видны дома и минареты Газы.
Далее идет каменистая пустыня Негеев. Примерно за 50 километров не доезжая  Эйлата, по левой стороне от дороги потянулись плантации финиковых пальм, за которыми поднимаются скалистые горы и проходит граница с Иорданией.
  Эйлат расположен в северной части Эйлатского залива Красного моря,  рядом с прилегающей к нему с восточной стороны Иорданией, в которой залив называется Акабским  или просто Акаба (раньше Агаба). Залив находится в пустыне, окруженной с двух сторон горами, из-за чего происходит высокая испаряемость воды, что приводит к концентрации в ней солей. Эти факторы обеспечивают образование кораллов. Эйлатский залив – самый северный пункт тропических коралловых рифов, отсюда и название его правой стороны – коралловый берег.
Эйлат (Элат) существовал еще во времена царя Соломона, конечно, не как город, а простое рыбацкое поселение. Много веков это место было арабским.
Сейчас  это  город-курорт, большая часть населения которого, занята в туристической индустрии . Многочисленные отели поражают своим разнообразием и вычурностью архитектуры. Ни один отель не повторяет архитектуру другого, присутствуют самые различные стили от модерна до мавританского и готического. При каждом из них, один или два плавательных бассейна, с чистейшей водой.  По городу, иногда в самых неожиданных местах, установлены абстрактные разноцветные скульптуры.
Аэропорт находится непосредственно в городе.

   Номер в отеле, нам понравился, по всем критериям он полностью соответствовал своим четырем звездам. Это действительно так, но израильтянское окружение на этаже, это что-то, невообразимое. В летний период из-за жары западноевропейцы в Израиль едут крайне редко, поэтому на местных курортах контингент отдыхающих представлен израильтянами и небольшим количеством немцев и россиян.
     Когда проходишь  коридору своего этажа, ко мне с криками и воплями,  бросались дети, играющие в догонялки, норовя спрятаться за ногами и попой большого дяди, то есть меня. Их родители не вмешивались. Еврейские дети очень избалованные, не знают никаких ограничений и запретов, этим они схожи с японскими детьми.
Двери их номеров, почему то,  все время раскрыты нараспашку и проходя мимо них, непроизвольно замечал, царящий в них беспорядок, разбросанные на полу одежду и другие вещи, как будто там только, что прошел чекисткий обыск. Русская горничная, рассказала, что для них разбросанные по всему номеру вещи в порядке вещей (получился каламбур), то есть беспорядок, для них обычное состояние, нормальное явление, и вообще, израильтяне жуткие неряхи.
Контролируя или делая вид, что контролируют, своих беснующихся чад, проводящих большую часть времени в коридорах отеля, взрослые сами  постоянно находятся там же, сидя или  лежа на кововровых покрытиях коридоров. Проходя в свой номер или к лифту, нам приходилось переступать через лежащие и полулежащие тела пап и мам, что согласитесь, не очень приятно.
                .  .  .
      Из окна нашего номера открывался  красивый вид на  Эйлатский залив и противоположный иорданский берег, на котором расположен небольшой город Акаба, в нескольких километрах от которого проходит граница с Саудовской Аравией.
В Акаба привлекал внимание самый большой флаг в мире с гербом иорданского королевства, это подарок  королю Иордании,  от бессменного ливийского лидера Кадаффи.  Не знаю его подлинные размеры, но как мне сказал один иудей, длина и ширина примерно совпадают с размерами футбольного поля, врет наверное.
   По пути в отель находится грузовой порт, в котором на протяжении полутора километров стоят тысячи  легковых автомобилей из Японии. Удивляло, что все они одной марки «Мазда» с левым рулем, из них лишь четверть остается в Израиле, остальные отправляются на продажу в страны Западной Европы.
Мне никто не смог объяснить, почему сюда завозятся именно «Мазда» и практически нет других японских авто.
    Посетили кинотеатр «IMAX» в котором все фильмы показывают в формате 3D, посмотрели прекрасный фильм Би-Би-Си об океане, в фойе сфотографировались с восковыми фигурами легендарных битлов.
     При нашем отеле был большой бассейн с пресной водой, которая нагревалась от солнца и не приносила свежести. Вблизи бассейна, на зеленом газоне, в тени высоких пальм, стоит открытый шатер в арабском стиле, устланные внутри атласными перинами, накрытые шелковыми покрывалами, на которых разбросаны длинные подушки с вышитыми орнаментами и узорами. Прямо таки иллюстрация к «Тысяча и одна ночь». Захотелось расслабиться, падай на перины и релаксируй.
     За территорией отеля находится бутафорский городок, имитирующий поселение времен освоения американского «дикого» Запада, в котором снимают фильмы в стиле вестерн, окружающий ландшафт похож на пейзажи штата Невада.
     От купания в заливе я был в восторге, хотя в этом отношении мне угодить не просто. Пляж песчаный, наверняка песок здесь привозной, потому что на кромке берега он резко заканчивался, и начиналось каменистое дно из скальных пород, по которому можно ходить босиком, без опасения поскользнуться или порезаться. Вода чистейшая. В трех метрах от берега вода доходила мне до груди, поэтому можно с разбега нырять, и не бояться удариться головой о дно.
 Из Ашдода привез с собой маску, трубку, ласты, предложенные Виктором, которые позволили хорошо рассмотреть подводный мир залива. Дальше дно уходило в глубину, где было много расщелин и нависающих над ними карнизов, под которыми рядами прячутся колонии черных морских ежей. На каменистом дне много кораллов, но сломать коралловую веточку на память, голыми руками у меня не получалось.
      Впечатляет огромное количество разнообразных по формам и цвету рыб – черные, красные, желтые, зеленые, синие и полосатые. Их размеры тоже разные,  от десяти сантиметров до полуметра. Рыбы обступают каждого человека, входящего в воду в надежде получить кормежку. Если бросить в воду кусочек булочки, среди них мгновенно начинается свалка и через секунды, от булочки ничего не остается. Тогда рыбы начинают тереться о ноги человека, как это делают кошки и покусывать ноги. Решил пошутить и кинул несколько маленьких кусочков хлеба рядом с женой, которая этого не видела. Рыбья свора, моментально  бросилась на нее, напугав своей атакой.  Несколько раз эти наглющие рыбки, довольно ощутимо укусили меня за пальцы рук, а одна из самых крупных, прокусила до крови.
      На следующий  день, жена специально принесла с собой хлеб и булочки из ресторана отеля. Покормив рыб, жена спросила:
- Может быть, сходить в кафе и купить для них еще булочек?,
- Если тебе охота идти по такой жаре, сходи.
Супруга пошла в ближайшее кафе на соседний пляж.
       Вернувшись, она со смехом рассказала, что попросила у двух чернокожих работников кафе продать хлеба ей немного хлеба, как она его назвала «броот». Негры поняли, что это голодная побирушка, но решили в этом убедиться и спрашивают ее, «ням-ням?», показывая пальцев на рот, в смысле хочешь кушать? Жена подтвердила кивком головы и словами, «йес, ням-ням». Они сунули ей несколько булочек и протестующе замахали руками на протянутые ею деньги. Проводили е жалостливыми взглядами и укоризненным покачиванием голов, типа до чего же эта женщина докатилась, ходит голодная по пляжным кафе и просит хлебушек на пропитание. Наверное, в этот момент они гордились собой, что имеют работу и возможность помочь голодающим людям.
      Понравилась экскурсия по Эйлатскому заливу на кораблике с прозрачным дном.
После посещения фабрики бриллиантовых изделий, где жена приобрела колье из «эйлатского камня», нас завезли на автобусе за шлагбаум израильско-египетской границы, на египетскую сторону. Было очевидно, что подобные  приезды туристов за государственную границу здесь практикуются давно и часто,  во всяком случае египетские пограничники относятся к этому совершенно спокойно, они без интереса поглядывали на нас и иногда посмеивались между собой. Фотографировать себя никому не разрешили. Мы пробыли за пограничным постом минут пятнадцать-двадцать, и хотя меня никогда не тянуло поехать в арабские страны, теперь можем без обмана говорить своим знакомым, что побывали  в Египте.
Марина мне объясняла, если в заграничном  паспорте стоит израильская виза, то в Египет и некоторые другие арабские страны въезд будет запрещен.
Возможно, так было раньше, а в последние годы положение изменилось. Приведу пример. У жены в Иркутске есть подруга, которую, как и мою жену, зовут  Ирина. Она еврейка. Ее родители из Иркутска перебрались в израильский Ашкелон, где живут поныне. Сын Ирины несколько лет прожил в Израиле, там же служил в армии. Недавно вернулся в Россию, но в Иркутске жить не захотел, обосновался в Москве. В 2009 году он, со своей девушкой ездил отдыхать в Египет, и этому не помешало его бывшее израильское гражданство и служба в израильской армии.
        Один день посвятили поездке в Иорданию, в храмовый комплекс Петра, вырубленный в огромной скале. Ехали на автобусе примерно километров сто, а к самому месту подъехали на ишаках. Да, увиденное впечатляет, но пятьдесятиградусная жара, отбивает желание двигаться, вообще шевелиться, мозги плавятся и отказываются, что-либо воспринимать. 
      Жара просто убивает.   В Эйлате, от жары можно спасаться сидя часами по шею в заливе, прикрыв чем-нибудь  голову от палящих лучей сонца, хотя это мало помогает, ведь температура воды тридцать градусов, или в номере отеля под кондиционером.
 Поздним вечером, сидя в прохладном холле отеля, общался с евреем, переехавшего из России пятнадцать лет назад и полностью адаптированного к местным условиям. Курение в отеле запрещено, поэтому я периодически выходил покурить на задний дворик, где стояли кресла и столики с пепельницами.
Отдыхая на Черном море, я привык к тому, что обычно, после дневной жары, вечерний ветерок несет с собой, если не прохладу, то хотя бы толику свежести, особенно морской бриз в ночное время. Но, здесь ощущался непрерывный поток горячего воздуха, поднятый от раскаленных песков Синая.  Мне было трудно дышать.
По ходу общения со своим визави,  узнал, что в данный момент температура воздуха составляет 42 градуса и это в одиннадцать часов вечера!
                .  .  .
 Из Эйлата   поехали на Мертвое море.
Когда ехали в автобусе, жена попросила меня посмотреть на водительское  зеркало заднего вида салона. В зеркале отражалось лицо пожилого водителя, его глаза были закрыты. Я подумал, что не может быть, чтобы он спал, наверное,  его глаза просто прикрыты, с нашего дальнего ряда четко не разглядишь, закрыты они или нет, а может быть, нам так показалось. Решил проверить. Впереди нас сидели две пожилых еврейки, понимающие русский язык. Толкнул одну из них и показал на водителя «Как вы думаете, он спит, или нам кажется?». Та, сначала сама  присмотрелась, потом вместе со своей соседкой,  после чего, обе громко заорала на иврите, переполошив пассажиров. Водитель вздрогнул и открыл глаза. Женщина начала объяснять пассажирам причину, те заахали и заохали, начался скандал. Водитель доказывал, что им показалось, он не спал. Мы не понимали слов, но суть происходящего была ясна. Примерно, через полчаса езды, по прямой, как стрела, дороге, водителя опять потянуло на сон. Чтобы не провоцировать новый скандал, он нацепил темные очки. Оставшийся путь, проехали в нервном напряжении.
   В четырех звездном отеле «Прима оазис», для нас был забронирован комфортабельный номер, в котором  мы прожили четыре дня.
     Отель находится прмерно в 60-ти метрах от моря, хотя это озеро никак нельзя назвать морем.
                .  .  .
    С древнейших времен вода в Мертвом море считается целебной. Это самое  низкое место в мире (405-420 метров ниже уровня моря). Где-то на его западном берегу находились библейские города Содом и Гоморра, то что они действительно существовали, во втором тысячалетии до новой эры, подтвердили предварительные археологические раскопки.
Этот водоем действительно мертвый. Из-за большой концентрации соли в воде в (более 300 грамм соли на один литр воды) в нем не живут даже бактерии. Некоторые виды бактерий существуют лишь в северной части моря, в районе впадения реки Иордан.
Уровень, моря постоянно падает. Если за последние сто лет он понизился на 25 метров, то в настоящее время понижение уровня составляет один метр в год.
 Это происходит по следущим причинам.
Первая. Палестинские арабы интесивно используют воду реки Иордан на орошение замель. Река стремительно мелеет и сейчас она все больше становится похожа на ручей, соответственно Мертвое море недополучает необходимое пополнение воды.
Вторая. Королевство Иордания проводит постоянную откачку из моря воды, которая опресняется и также используется для орошения. Из откаченной  воды, отделяется рапа, и если первая идет на поливы полей, то из последней, добывают органические вещества, из которых идут на производство  минеральных удобрений.
 Третья. В южной части моря израильтяне построили дамбы, от своего берега  к иорданскому. Это сделано  для упрощения технологии добычи солевой рапы, которая является основой для приготовления различных кремов, мазей, скрабов и т.п.  Они  продаются по всему миру, под известным брэндом «дары Мертвого моря». Дамбы разделяют зеркало моря на  отдельные, замкнутые  части, что также способствует ускорению падения его уровня. На юго-западном берегу израильской стороны находится крупный завод по выпуску этих самых даров.
   Если обмеление Мертвого моря будет продолжаться таким темпом, эти места ждет экологическая катастрофа, и оно разделит печальную участь Арала. Для пополнения объема и поднятия уровня воды, разработан Иордано-Израильский совместный проект строительства канала, соединяющего Мертвое море с Эйлатским заливом. Принятие решения правительства о начале реализации проекта по переброске воды из Красного моря находится в стадии модулирования. Ученые пытаются предсказать последствия строительства канала и его влияние на экологическую обстановку Эйлатского залива.
                .  .  .               
      Нас предупредили, что перед заходом в воду надо снять кольца, перстни, браслеты и тому подобное, потому что они могут незаметно сползти с рук, как в мыльном растворе.
      Первое купание в Мертвом море (оно же и последнее) страшно не понравилось.
Дно состоит из мелких и крупных, белых  кристаллов соли, по которым, при моем немалом весе,  ходить босиком  больно, а если заходить  в резиновых шлепанцах, то потом, последние можно выбросить.
    Температура воды, вернее густого солевого рассола, хотя и прозрачного, примерно тридцать пять градусов, а может быть и выше, мне она показалась почти горячей. Понижение дна постепенное. Зная, что в этой воде можно спокойно лежать на спине и читать книгу, зайдя примерно по грудь, едва оторвал ноги от дна и сразу же оказался лежащим на спине. В этом так называемом море, ни один человек, желающий совершить акт суицида путем утопления, не сможет этого сделать, потому, что вода буквально выбрасывает все живое на поверхность, ну если он не захочет зацементировать свои ноги в тазике. Нет смысла даже пытаться нырнуть, во первых, это не получится, во вторых нельзя, чтобы рассол  попал в глаза.
   Отдыхающие заходят в воду плавно и постепенно, а некоторые заносят с собой на мелководье пластиковые стулья, садятся на них и ведут тихие, неторопливые беседы, также не спеша, как во сне, выходят на берег. У меня сложилось впечатление, что большинство присутствующих здесь людей, какие-то заторможенные, похожие на зомби. В основном преобладали люди преклонного возраста, да это и понятно, ведь сюда приезжают лечиться.
     На море мне нравиться плавать, нырять, а не изображать надувной матрац на воде. Полежав на спине несколько минут, решил встать на ноги. Это оказалось совсем не просто, ноги не хотели опускаться вниз, значит надо перевернуться на живот, не касаясь дна. Это удалось  после нескольких попыток. Зомбирующие иудеи глядели на меня с удивлением, чего это мужик барахтается и крутится в воде, здесь так себя не ведут. Во время моих кульбитов, капля воды, вернее рассола, все-таки попала в глаз, в котором сразу началось жжение и резь. Я ринулся из воды и помчался под душ, благо он находился в пяти метрах от кромки берега. Сначала тщательно помыл ладони, затем промыл глаз. Обмываясь под душем, испытывал ощущение, будто бы мое тело покрыто густым мыльным раствором, который под струями воды очень плохо смывался. Тут же дал себе слово, что  больше в это болото, ни ногой.
                .  .  .
    При отеле есть два бассейна. Один открытый с пресной водой, второй,  закрытый в здании SPA, которое соединяется с отелем стеклянным переходом.
Закрытый бассейн заполнен водой из Мертвого моря, но, как мне показалось, с меньшей концентрацией соли. На открытой террасе есть еще один маленький бассейн с такой же водой.
На каждой стене висят часы, чтобы люди могли контролировать, время выхода из воды, в которой можно находиться не более 15 минут, если больше, то это может навредить здоровью.
Последующие дни купался только в открытом бассейне.      
    В отеле предлагалось множество лечебных процедур. Практически весь  обслуживающий и медицинский персонал SPA, представлен  выходцами из России и стран Содружества.
  Не предупредив меня, жена заплатила 50 долларов, чтобы я прошел процедуру гидромассажа. Этакий неожиданный лечебный сюрприз с ее стороны. Я не хотел никаких процедур, но так как деньги были уплачены, а жена буквально требовала, пришлось согласиться.
   В процедурном кабинете стояла большая, не знакомая мне конструкция. Начал раздеваться, но медсестра сказала, что это не обязательно.
- Не понял, ведь это же гидромассаж?
 Она  объяснила, что прямого контакта воды с пациентом с водой нет. Лег на живот, сверху опустились, какие-то черные бурдюки, заполненные водой, и начали передвигаться по спине и ногам. Медсестра на пульте регулировала скорость, давление и направление движения воды, подбирая для меня оптимальный режим. Вода в бурдюках постоянно перекатывалась и вибрировала, создавая ощущение массажа.
Может быть, это и дает  какой-то оздоровительный эффект, но для этого надо проходить курс лечения, а не разовую процедуру, к тому же, мне не понравилась духота и замкнутое пространство, поэтому попросил прекратить сеанс.
                .  .  .
   Дневная жара, а вечером горячий, тяжелый воздух продолжали угнетать. В Иркутске у меня есть знакомый еврей, работающий таксистом. В 90-е годы, он два года проработал сварщиком на строительстве того самого завода на Мертвом море. Он рассказывал, что из-за жары, у него и других рабочих совершенно не было сил спускаться с верхнего яруса стройки вниз на обед, поэтому контейнеры с едой им привязывали на спущенные веревки и они поднимали их вверх. Теперь я его прекрасно понимаю.
      Поражали арабы, которые поставили несколько маленьких палаток в трех метрах от  воды, как раз напротив наших окон. Если на открытом пространстве, от духоты нечем было дышать, представляю, что творилось в их закупоренных палатках. Арабские  женщины купаются в платках, черных, длинных балахонах до пят и шальварах, которые после купания в рассоле наверняка становятся  коробом, известное выражение - искупался заодно и постирался, к данной ситуации не подходит .
     Израильские женщины купаются в закрытых купальниках, нижняя часть которых выполнена в виде лосин доходящих до колен и ниже, отделанных маленькими юбочками, в основном преобладают  купальники черного цвета. Они очень похожие на купальники начала прошлого столетия, хорошо хоть не полосатые. Молодые девушки купаются в обычных купальниках и  даже в бикини, но в стрингах не видели,  ни одной.
  В нашем отеле русских встретили один единственный раз. Это было так. Мы с женой вечером спустились посидеть в баре. В большом прохладном помещении собралось много народа, почти все столики, на которых стояли в основном прохладительные напитки, были заняты. Себе взял бокал холодного пива, жене сок. На небольшой сцене молодой парень пел на иврите, красивым, сильным голосом, многочисленные слушатели ему подпевали. Во время исполнения очередной песни, мы услышали клацающие звуки ударов бильярдных шаров. Народ начал поворачиваться, чтобы увидеть того, кто мешает исполнителю. Мы сидели в мягких, низких, креслах, из которых не было видно бильярдный стол.  Когда песня закончилась, я подошел к стойке бара и оттуда увидел, что в бильярд играли трое – здоровенный парень и две девушки, на борту стола стояла початая литровая бутылка водки и три бокала, на стоящем рядом стуле, лежала закуска. Сразу появилась мысль, что они русские, израильтяне, так себя не ведут. Через полчаса мы пошли в свой номер. В примыкающем к бару коридоре, на диване расположилась та самая троица, перед ними стоял стул с водкой и закуской. Между собой они разговаривали на русском языке и судя по заплетающимся языкам, пить начали не сейчас.   
     По вечерам, совершая шопинг, передвигались короткими перебежками от магазина к магазину, то есть от одного  кондиционера к другому.
 Буквально в каждом магазине продавались «дары Мертвого моря», которые лежали на полках, на вращающихся стойках и валом в сетчатых контейнерах, причем на одни и те кремы и мази, разбег цен, в разных магазинах, весьма значительный.
      На пятый день пребывания, после обеда, за нами в отель заехал автобус.
Возвращались в Ашдод по другой дороге, по пустыни, через арабские деревни. У арабов дома маленькие и большинство находятся в плачевном состоянии. Проезжая мимо них, нигде не заметил линий электропередач. То ли у них вообще отсутствует электроэнергия, то ли имеются свои дизельные генераторы. Рядом с  каждой деревушкой бродят верблюды, из-за чего возникало ощущение, что находимся в какой-то арабской стране.
                .  .  .
    В день отлета в Москву, за нами в Ашдод, заехали на своей машине Света и ее мать Клара. Они пробыли с нами в аэропорту до окончания регистрации пассажиров.
   В аэропорту нам понравился дьюти фри. Если обычно в этих беспошлинных магазинах преобладает парфюмерная, алкогольная и табачная продукция, то здесь был широчайший выбор телевизоров, ноутбуков, музыкальных центров и наручных часов от ведущих мировых производителей и все по весьма либеральным ценам, во всяком случае, значительно дешевле, чем в Москве и Иркутске.
Почти что все купленные женой «дары Мертвого моря» не пропустили на пограничном контроле и были выброшены в мусорный контейнер.Обидели.
    После двадцати дней, проведенных в Израиле, пришли к выводу, что приезжать  туда летом реально опасно для здоровья. Европейских туристов, относящихся к своему здоровью очень трепетно, в летний период практически там не увидите. Надо ехать ранней весной, март-апрель, а лучше поздней осенью, октябрь-ноябрь, тогда вода в море еще теплая, можно нормально купаться и загорать, и нет жары.
 Когда поздравлял по телефону своих ашдодских родственников с Новым 2009 годом, Виктор мне сообщил, что купальный сезон на Средиземном море не закончился, температура воды плюс 22 градуса, народ еще купается.
 Если отбросить некоторые негативные моменты, нам в Израиле понравилось, и мы не прочь поехать туда еще раз, тем более, что через два месяца после нашей поездки,  визовый режим был отменен.
    

  2009г.               


Рецензии