О корпусе янычар. Часть 1

Заинтересовавшись историей янычар, я нашел очень любопытный, на мой взгляд, османский трактат об организации янычарского корпуса (Yeni Ceri  – новые воины).
Трактат относится к самому началу XVII в.
 
В предисловии отмечается, что это сочинение представлено семью известными нам рукописями, часть из которых находится в Турции, а часть в европейских собраниях.
Название документа в различных списках звучит по разному.
Исследователи обычно называют трактат - «История происхождения законов янычарского корпуса» (МЕБДЕ-И КАНУН-И ЙЕНИЧЕРИ ОДЖАГЫ ТАРИХИ).

Имя автора трактата неизвестно, однако текст предваряется небольшим вступлением, в котором автор говорит о том, что его предки из поколения в поколение служили в янычарском корпусе еще со времен покорителя Константинополя - султана Мехмет-хана  (ФАТИХА) и жертвовали своей душой и телом в походах за веру.

Лично о себе автор кратко сообщает, что он принимал участие в большей части победоносных кампаний османов, начиная с операции по завоеванию Туниса, и на момент написания трактата находится на действительной службе в должности КОРУДЖИ  т.е. ветерана на пенсии, который числится  в списках личного состава корпуса (в обязанности КОРУДЖИ входила охрана янычарских казарм во время походов).
 
«Однажды, - пишет далее безымянный янычар, - когда (автор) всецело предался своим извечным молитвам о благе падишаха, его внутреннему взору явился некий мудрый старец и произнес: - Изложи подробно…  для Его Величества, тени Бога на земле, законы и установления ОДЖАК (т.е. «очага», как принято было называть у янычар свой корпус ) так, как ты слышал о них от своих дедов, а также согласно тому, что знаешь сам…
Милостью Бога, покровителя царей, да не будет это бесполезным.
И тогда я, сей несчастный, изложил это…».

Мальчиков 15-16-ти лет, набранных  в христианских  областях для дальнейшего прохождения службы в качестве воинов или чиновников, османы называли  АДЖЕМИ ОГЛАН.
Этот термин  обычно переводят как «чужеземные мальчики»: АДЖЕМИ – скорее всего, восходит к арабскому АДЖАМ (говорящий на непонятном языке) и тюркскому OGLU – сын, мальчик.

«Впервые АДЖЕМИ ОГЛАН - собрали в Гелиболу (Галлиполи)  в славные времена Его Величества султана Мурад-хана Гази, — да будет над ним милость и благоволение Бога!» (Мурад, – первый османский правитель принявший титул султана, внук Осман-бея, основателя династии)

Идея набора АДЖЕМИ ОГЛАН в османскую армию, поначалу, не отличалась  особой оригинальностью.
«Тогда, набрав, их сразу же делали янычарами с жалованьем в два акче (в день)  и посылали на войну …»
Судя по тексту, вначале ни специальной  подготовки, ни проживания в казармах  - от янычар не требовалось. Они не были регулярным войском, набирались для выполнения конкретной военной задачи, а после ее завершения – возвращались домой.

«Так было до тех пор, пока Его Величество султан Мурад-хан Гази, — да будет над ним милость и благоволение Бога! - не направился против неверной Валахии и не велел построить два судна, чтобы переправить конное анатолийское войско … (в Европу).
Когда потребовались люди для того, чтобы вести эти (суда), они оказались шайкой сброда.
Пользы от них не было никакой …
К тому же надо было платить им по два акче.
Расход большой, а  исполняли они свои обязанности - спустя рукава.
Возвращаясь из похода в свои вилайеты,  они дорогой грабили и разоряли РЕАЙЮ …
(РЕАЙЯ или РАЙЯ – термин, обозначающий податное население, как правило, немусульманское)
И подумали: а что, если отрядить для этого особых слуг (т.е. воинов)?
Пригласили бывшего в то время великим везиром Шахин-пашу, доставили из области Теке известного тогда своим даром ясновидения и чудодейства Алаэддина и вместе с некоторыми из улемов и ученых мужей держали совет».

Совет решил, что вместо того, чтобы сразу же делать АДЖЕМИ ОГЛАН янычарами, сначала посылать их на обучение с жалованьем в одно акче, с тем чтобы они становились янычарами с жалованьем в два акче - только после подготовки.

Со времени султана Мехмет-хана, завоевателя Константинополя, перед зачислением в корпус янычар, АДЖЕМИ ОГЛАН стали отдавать в турецкие семьи.

Автор приводит следующий анекдот о причине такого решения:
«После того как был счастливо завоеван Стамбул … султан изволил отправиться на пятничную полуденную молитву и, возвращаясь во дворец, отвечал на приветствия ЙОЛДАШ янычарского очага, выстроившихся для приветствия Его Величества падишаха, опоры мира». (ЙОЛДАШ переводится,  примерно, как «соратник».  Этот  термин подчеркивал  дух товарищества, взаимопомощи и тесного сплочения янычар в рядах корпуса).

Отвечая на приветствие султана, один из янычар воскликнул:  -  Алейкум ас-селям, Мехмет-баша!
Султан очень удивился такому приветствию, ведь назвав его «башой» солдат сильно понизил его в должности.
Возвратившись во дворец,  Мехмет позвал к себе великого везира Махмуд-пашу и спросил его, почему янычар ответил на приветствие султана таким странным образом?

Махмуд-паша объяснил, что  поскольку ОГЛАН становятся мусульманами из неверных -  они совсем невежественны. Именуя же султана «башой», солдат  выказывал особое почтение к нему.

«Тогда Его Величество падишах сказал: «Ты прав.  Однако какой же это грамотный человек, если он до такой степени не знает турецкого языка!
А нельзя ли, набрав (АДЖЕМИ ОГЛАН), отдавать их туркам для обучения турецкому языку, а уж потом зачислять на жалованье, назначать на службу и посылать в победоносные походы?»

С тех пор ОГЛАН, перед поступлением на государственную службу, стали отдавать на воспитание в турецкие семьи.
При этом,  мальчиков набранных в европейской части государства (Румелии) отдавали в семьи азиатской Анатолии и наоборот.

Между прочим, предусмотрительные османлисы не просто отдавали ОГЛАН в семьи турок, а продавали их за символическую сумму в одну монету (алтун), чтобы мальчики не говорили своим воспитателям: «Я - слуга повелителя, а тебе не служу!».

Теперь, государственное жалование им стали платить «лишь после того, как они, прослужив у турок четыре-пять лет и выучив турецкий язык, привыкнут к невзгодам».

Набор АДЖЕМИ ОГЛАН, которым в дальнейшем предстояло стать чиновниками или янычарами, происходил по системе ДЕВШИРМЕ (этот термин обычно переводят как обращение (в ислам), набор или «налог кровью»).

Связывая появление ДЕВШИРМЕ с именами почитаемых суфийских мудрецов, автор отмечает, что закон о наборе ОГЛАН «появился мудростью Тимурташа Деде, одного из сыновей Его Святейшества Хаджи Бекташа Вели, — да освятит Бог его тайну! Эмиршаха-эфенди, представителя рода Его Святейшества Мевляна, а также некоего мудрого везира по имени Бекташ-паша…»

В трактате автор излагает основные принципы набора по ДЕВШИРМЕ:

- в ОГЛАН не следует набирать не только турецких мальчиков, но и христианских детей, владеющих турецким языком, поскольку «окажется, что он не из тех мест, что и остальные …
Если в походе во время боя он обратится в бегство, то не будет стыдиться их и не скажет себе:
- Как же ты будешь смотреть в лицо (своим товарищам)! Ведь он не их земляк. Во время похода такой сброд и обращается в бегство».

К тому же, если дети турок «попадают на службу к повелителю, то все их близкие и родственники, живущие в их родных местах, заявляют:  - Я стал слугой повелителя! И притесняют и угнетают РЕАЙЮ …».

Да и местные власти, - отмечает автор, - полагая, что турецкие юноши действительно являются придворными слугами, не смеют им приказывать и наказывать их за притеснения РЕАЙИ и другие преступления.
«Когда в провинции оказываются неизвестные (как бы янычары), которые на самом деле не являются слугами повелителя, их невозможно наказать. Как только нужно (послать) донесение о них в Обитель Счастья (т.е. во дворец султана), это вызывает их бунт и возмущение …»
Поэтому, обязательным является осмотр лекарем «места обрезания», с тем, чтобы среди ОГЛАН не оказалось уже прежде обрезанных;

Трактат отмечает случаи, когда, за бахшиш (взятку), берут в ОГЛАН сыновей турок,
велев назвать какое-нибудь «гяурское» имя для отца и матери …
«Из-за проникновения в очаг (т.е. в янычарский корпус) турок, бесполезно (ожидать) проявления доблести … АДЖЕМИ ОГЛАН  незаконно быть никому, кроме (набранных по) ДЕВШИРМЕ …».

Рассказывая об одном таком наборе, автор пишет:
«Явились желающие, и начался набор.
Мало того, что делалось это, - совершенно ясно, - вопреки закону, явились еще сыновья турок, которые, будучи детьми мусульман, сами были мусульманами.
Они завязывали в узелок на виду у лекаря по 20 - 30 алтунов, и тот, обрезая кончик шнурка (их шаровар), приговаривал: - Этот стал мусульманином! и загребал себе алтуны.
Он приказывал записывать (выдуманные) гяурские имена их отцов и матерей, и в дефтер (ведомость)  заносились их личные приметы. Сколько последователей посланника Аллаха, желая быть слугою повелителя, - упаси Боже от этого впредь! - называли вымышленные имена своих отцов и матерей! …
Все это происходит и ныне. Да свершит Аллах свой правый суд!».

- Совсем другое дело, когда в ОГЛАН набирают христианских  детей.
В этом случае, «польза в том, что с переходом в ислам в них рождается религиозное рвение и они становятся врагами своих сородичей.  Каждый из числа этих (ОГЛАН)  на победоносных границах проявляет перед лицом врага доблесть и отвагу …
Вот почему постановили производить набор детей неверных».

Закон о ДЕВШИРМЕ предписывает брать преимущественно «самых лучших из детей неверных», а именно сыновей знатных лиц и священников. У тех, кто имеет двоих детей, следует брать только одного ребенка, который «производит лучшее впечатление».
Единственного ребенка забирать не следует, «потому что он является помощником отцу …».

Не следует забирать сына «деревенского старосты, потому что (старосты) - из самых подлых жителей деревни. И дети их подлые», а также детей из среды погонщиков и пастухов, потому что они росли в горах и неграмотны. «Разве что это сын знатного человека, из страха пристроившийся к ним …»

- Не следует забирать сирот. 
Однажды, - пишет автор, - янычарский ага Пертев-паша, наблюдая за проверкой ОГЛАН, прибывших из Албании, «вдруг увидел среди этой партии одного, который, не обращая внимания на лекаря, производившего проверку, чесал свой половой орган. Пертев-паша узнал, что этот ОГЛАН - сирота и что он был лишен отцовского воспитания …
Из этой партии не взяли ни одного, ибо, если есть хоть один, вызывающий сомнение, то достойны ли (они) очага? (т.е. стать янычаром)»;

- При наборе следует обращать внимание на состояние здоровья детей: «покрытых паршой не берут»;

- Не следует брать также болтунов, т.к. «словоохотливый и болтливый будет ничтожным (человеком), окажется завистливым и упрямым»;

- Нельзя записывать в ОГЛАН мальчиков «с нежными чертами лица», поскольку они «склонны к смуте и бунту, а врагу они покажутся жалкими»;

- «Не берут ОГЛАН, который от природы таков, словно уже обрезан. При проверке, поскольку он (как бы) обрезан, подумают, что это сын турка. Возникнут сомнения»;

- Не берут женившегося ещё  будучи неверным, «потому что он будет бесстыдным. Женатый - падишаху не слуга»;

- Не берут ремесленников, «потому что ремесленник не станет переносить тягот ради жалованья»;

- Не нужно брать мальчика очень высокого роста, т.к. «он окажется глуп. Разве что он внушительного вида, (тогда берут), для того чтобы, став СОЛАКОМ падишаха, он устрашал врага.
(СОЛАК – нечто вроде «почетного караула» - янычары  60-й, 61-й, 62-й и 63-й ОРТА (роты), которые должны были обладать представительной внешностью)
Мальчиков слишком маленького роста тоже брать не следует, т.к. от них «неизбежна смута».
«Следует брать ОГЛАН среднего роста»;

- Трактат сообщает, что жители селения, где проходит набор, должны оплатить обмундирование ОГЛАН, однако специально оговаривает, что «следует быть осторожным, как бы не взять денег хотя бы на одного человека больше.
С бедных людей не следует требовать много …»;

- «Янычарские аги должны назначать для  ДЕВШИРМЕ людей честных и благочестивых …
Они не должны приставлять к каждой партии (ОГЛАН)  по 30 - 40 янычар, получив с каждого по три-четыре тысячи акче, дабы те, под предлогом, что они заплатили деньги, не притесняли и не грабили по пути РЕАЙЮ …
Пусть не берут продовольствия больше (чем им положено).
Останавливаясь на постой во встречающихся по пути деревнях, они не должны совершать набегов на близлежащие деревни и взимать деньги на продовольствие»;

- Красивых и привлекательных наружностью ОГЛАН, - отмечает автор, - отдают в султанский дворец, а крупных (телосложением) - в БОСТАН (султанские сады), где они служат. Остальных отдают в турецкие семьи. Затем, после нескольких лет обучения и службы, всех их записывают на жалованье;

- При передаче ОГЛАН туркам – их отдают исключительно в крестьянские семьи, где они привыкают к физическому труду и лишениям.
Передача ОГЛАН жителям Стамбула запрещается, поскольку  «проживание в городе делает их хитрыми людьми. К тому же (в городе) они не терпят лишений.
Незаконно продавать (ОГЛАН) ремесленникам. Тому, кто является слугой повелителя, нельзя быть ремесленником, потому что он за три-четыре акче в поход не пойдет. Занимаясь ремеслом, они пренебрегают службой»;

- Хотя «набирать кого-либо, кроме сыновей неверных» запрещается, для боснийских мусульман делается исключение.

«Причина ТАКОЙ МИЛОСТИ в отношении упомянутой группы», - отмечает трактат, - в том, что «когда завоеватель Константинополя Его Величество султан Мехмет-хан соизволил направиться со своим победоносным войском против Боснии, местные РЕАЙЯ … познав силу и мощь Его Величества падишаха, опоры мира, единодушно явились пред ним и припали к султанскому стремени.
Когда все они разом приняли истинную веру, Его Величество падишах, опора мира, узнав об этом, понял, что это - не плохой народ и сказал тем, кто удостоился чести (обращения в ислам): - Просите у меня, что пожелаете!

Когда же они попросили: - Пусть производят набор ОГЛАН из наших мест, султан внял их просьбе и постановил производить набор из числа (жителей Боснии).
И, будь то обрезанный или необрезанный, их набирают.  Нет закона проверять их.
Однако, несмотря на это, - пишет автор, - хорошо бы проверять, чтобы в их число по ошибке не затесались не принадлежащие к этому народу …  С ТЕМ, ЧТОБЫ НИКТО ИЗ ТУРОК НЕ ПОПАЛ В ИХ ЧИСЛО ЗА ДЕНЬГИ…

До сего времени большинство набранных из этого народа показывали себя с хорошей стороны, находясь во дворце, БОСТАНЕ или других местах, а те из них, кто достиг высоких постов, оказались людьми мудрыми. Вот поэтому-то их и отдают в султанский дворец и БОСТАН, а туркам не продают» (т.е. не отдают на воспитание в турецкие семьи за один алтун);

- Однако же не всех сыновей неверных следует брать по ДЕВШИРМЕ.
«Тарабузанцев (т.е. жителей города Трапезунд), хоть они и сыновья «неверных», брать не следует, т.к. «мало того, что порочность тарабузанцев превосходит все, что можно себе представить, еще ни один (из них) … не проявил в походах ни отваги, ни доблести.
Они совершали лишь обман и злодейство»;

- «Нет закона набирать ОГЛАН из Белграда, Центральной Венгрии и пограничных (земель) Хорватии, потому что из мадьяра и хорвата никогда не получится настоящего мусульманина. Улучив момент, они отрекаются от ислама и бегут…;

Да не будет вреда порядку мира из-за того, что по небрежению в мусульманское войско допускается всякий сброд! …».

«Янычарский ага должен быть человеком мудрым.
Янычарские аги должны быть преданы государству душой и телом. По завершении набора гулямов  (т.е. АДЖЕМИ ОГЛАН)  аге следует посылать в те области, (где производится набор), нескольких известных своей честностью людей и, если (выяснится, что населению)  было какое-то притеснение со стороны ЧОРВАДЖИ  (старшие янычарские офицеры)  либо находившихся при них КЯТИБОВ  (писарей) и КЕТХЮДА (янычарские офицеры), наказывать (их) по закону.
Если же притеснений не было, если (они) действовали согласно закону, (ага) должен оказать им милость».

На картинке: Османская миниатюра, изображающая набор по ДЕВШИРМЕ

Продолжение: http://www.proza.ru/2018/08/25/819


Рецензии
Очень интересно и познавательно, Кузьма!
Жестокие были нравы в то время во всех странах...
Но обычай "дань кровью" характерен только для азиатских порядков, как мне представляется.
Умели они (турки) вбивать в голову "неверным" свою веру, нравы и обычаи!
С уважением,

Сергей Дроздов   03.09.2018 09:07     Заявить о нарушении
Для меня, Скргей, было удивительно, что (если судить по трактату) многие пытались попасть в набор и стать "слугами султана" за взятку. Описывая набор, автор пишет "явились ЖЕЛАЮЩИЕ" и далее, рассказывает как турки (к которым автор относитися довольно презрительно) выдавали своих детей за "неверных", чтобы их зачислили в "оглан".
Спасибо за отклик,
С уважением,

Кузьма Калабашкин   03.09.2018 11:14   Заявить о нарушении
Думаю, дело в деньгах, что им платили, ну и почет свою роль играл.

Сергей Дроздов   03.09.2018 11:56   Заявить о нарушении
Ну да, - "девширме" оказалось совсем не похожим на дикий отъем детей и забор их в беспросветное рабство.

Кузьма Калабашкин   03.09.2018 12:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.