Старообрядцы в России историософский аспект

«Кто не знает истории раскола,
 тот не знает истории России».
                А.Герцен
Рост исторического самосознания людей в современном мире дал толчок к исследованию  сюжетов, «следов» прошлого в общественной жизни национальных государств. Для российского общества подобная ситуация имеет актуальность в связи со  сменой модели государственного обустройства, переходом к новой экономической парадигме развития и возрождением традиционного для россиян социально-культурного института – религии. На волне общественного интереса к российской социальной истории приобрел значимость факт 350-летнего существования  старообрядческого социума, возникшего в середине XVII вследствие церковных реформ патриарха Никона, который  сохранился до настоящего времени.

I.Старообрядчество – социально-исторический феномен в российском обществе XVII – XXI вв.
Старообрядчество зародилось в России вследствие раскола Русской Православной Церкви (РПЦ) в середине XVII века и просуществовало 350 лет, оставив глубокий след в истории страны. В русском обществе весь этот исторический период времени функционировало два религиозных социума православных верующих: сторонники богослужебных церемоний, признавших  греческий (Иерусалимский) устав, введенный реформатором церкви Никоном – никониане, и сторонники сохранения старого (Константинопольского) «староправославного» устава, принятого Киевской Русью при князе Владимире – старообрядцы (староверы, раскольники).
За этот период исторического времени старообрядцы, несмотря на гонения и ограничения     в социально-экономической сфере российского общества, сохранили свои верования, уклад жизни  и значительно повлияли на  развитие экономики и культуры в государстве

Причины раскола православной церкви, возникшего в середине XVII века, можно охарактеризовать: внутренние, отражающие состояние социально-экономического положения в государстве,  внешнеполитические, связанные с
 укреплением Московского государства. В истории российского государства XVII век отмечен  сложными событиями, недаром он получил определение у историков «бунташного века». Сложная внутренняя обстановка в государстве характеризовалась следствием разорительной войны, смены династии Рюриков на Романовых, крестьянскими волнениями, голодом и разрухой, которые повлияли на общественное сознание многих россиян, зарождение мятежного духа среди  отдельных групп населения.
   
Факторы внешнеполитического содержания были связаны с политическими амбициями царя Алексея Михайловича Романова, основой которых  являлось его стремление к объединению под двуглавым орлом Московского государства восточнославянских православных народов. Молодой царь, воспитанный в семье в грекофильских традициях, поддерживал идею об установлении главенства Русской Православной Церкви во вселенской церковной иерархии.

В это время в связи захватом турками территории Греции, Сербии, Моравии и Болгарии,  в обществе  этих государств за период османской оккупации произошли изменения в православном богослужении, допускалось упрощение обрядов, подверглись частичному пересмотру тексты священных книг. Как писал протопоп Аввакум «православие пестро стало от насилия турскаго Магмета».

В московском государстве получило утверждение мысль о Руси как единственном оплоте православной веры, а о Москве – третьем Риме. В богослужении держались твердо за византийскую уставную службу и считали свою церковь последней твердыней обрядов этого  богослужения, неизменного атрибута старой веры, древнехристианского предания. Москвитяне считали, что истинное православное христианство сохраняется только в Москве–третьем Риме. Эта идея, принадлежащая Филофею, старцу из псковского Елеазарова монастыря, постоянно вносилась в московское общество.

Греческие иерархи и особенно патриарх Паисий Иерусалимский внушали царю Алексею Михайловичу идеи о необходимости приведения богослужения в московском государстве в соответствии с греко-сербской православной церковью, которая должна стать объединяющей силой между государствами, исповедовавшими православное христианство. Это, в свою очередь,  по их мнению, позволило бы освободить Царьград от турок и тем самым воссоздать великую Византию, в которой  русскому царю уготовано стать самодержцем всего православного мира. Этой идее придерживался и близкий к царю человек, московский патриарх Никон, которому в православной империи даровался бы статус Папы нового Рима.

Тщеславный и честолюбивый царь Алексей Михайлович Романов, проявивший вкус к власти, вместе со своим советчиком и близким помощником Никоном решился на проведение унификации русского церковного ритуала богослужения по образцу греко-сербского православного богослужения. Все православные церкви, по представлениям царя, должны  были «петь в один голос». Для богослужения «в один голос» предполагалась более точная сверка церковных текстов.

Следует отметить, что сверка текстов церковных книг и их поправка осуществлялась и ранее по  славянским спискам. Исправления и редактирование богослужебных текстов имели место в середине XVI – начале XVII вв., однако при этом имелись некоторые небрежности при переписи со списков славянских текстов. Учитывая эти обстоятельства, московским патриархом Гермогеном в начале XVII века, было установлено звание книжных справщиков.
 
С целью осуществления поправок в священных книгах  и приведения их содержания в соответствие со священными книгами греко-сербской православной церкви была отправлена    дипломатия на Афон за древними достоверными списками. Дипломатия в течение двух лет отбирала книги в монастырях Афона и других местах. Всего было отобрано 500 священных книг, но  большинство изданий были новогреческими списками.

Люди, которым патриарх Никон поручил сверку и перепись книг, не обладали знаниями, необходимыми для работы с древними рукописями. Поэтому им было проще пользоваться современными греческими и западнорусскими - малорусскими и белорусскими печатными книгами. А чтобы новые книги пользовались доверием и уважением, патриарх Никон велел писать в них, будто бы они исправлены по древним рукописям. Это был преднамеренный обман, что было очевидно, не только староверам, но даже никонианам.

Сверка и исправление текстов церковных книг по греческим оригиналам положили начало церковной реформе, в ходе которой  должно быть достигнуто "единогласие" в богослужении вместо "многогласия". По всем церквям: было отдано распоряжение "петь в один голос и неспешно".
 
Никон со всей энергией проводил церковную реформу. На церковном соборе в 1656 году он  потребовал введения в богослужительную практику новых церковных книг, сверенных с греческими текстами, и сожжения старых книжных списков. Кроме этого на том же Соборе все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию. Ещё через год Собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины, а также наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды. С протестом против мероприятий Никона и царя выступил епископ Павел Коломенский и Каширский. Позднее епископ Павел поплатился жизнью за это выступление, как и многие другие противники церковных реформ. Репрессиям были подвергнуты монахи Соловецкого монастыря, оборонявшиеся от правительственных войск (1660 – 1670-е гг.), казни – участники стрелецкого бунта в Москве, в заточении были умерщвлены сестры-боярыни Морозова и Урусова, в Пустозерске в 1682 году были сожжены протопоп Аввакум и лидеры старообрядческого движения. Сторонники старого церковного обряда по решению Большого Московского Собора 1667 года были прокляты и  преследовались государственными и церковными властями.

Действия патриарха Никона по проведению церковной реформы и унификации богослужения в соответствии с современными по тому времени греко-сербскими образцами, вызвали сильнейший протест сторонников старых обрядов и традиций. Протест среди многих русских людей объяснялся тем, что они видели в церковных преобразованиях «погибель Церкви». Замена старого русского православия на греко-сербскую церковь отсекало корни духовной жизни, определявшую национальную русскую идентичность, начало  которой было положено в X веке нашей эры. Действия царя и патриарха Никона создали прецедент своеобразной вестернизации русской духовной жизни.

Таким образом, глубокие причины возникновения «церковного взрыва» в русском обществе коренились в основах русского религиозного самосознания, в стремлении сохранения чистоты вероучения независимо от времени и обстоятельств, в которых находится общество. Церковные книги, по которым осуществлялось богослужение, сохраняли традиции непрерывности духовной жизни (тексты в этих книгах правились, но с переводов по славянским древним спискам). По мнению историка В. Ключевского, главная причина раскола РПЦ состояла в личности Никона, его необдуманных, порывистых действиях, поддержанных московской иерархией, «ревнуя о единении церкви вселенской, он расколол свою поместную».

Гонения на старообрядцев были повседневным явлением. Религиозная часть страны фактически оказалась в состоянии войны. В 1685 году царица Софья по просьбе духовенства издала документ под названием "12 статей", предусматривающий различного рода репрессии в отношении к староверам: изгнания, тюрьмы, пытки, сожжение заживо в срубах. Но даже такие репрессии не убили старообрядческого движения. Многие  из них вынуждены были бежать в глубинку России и жить «в лесах и  горах», а также переселяться за пределы страны. Так, в Австрии сформировалась Белокриницкая община, Ветковская община – в Польше, Стародубье –  в белорусских землях и др. На Урал и в Сибирь «стянулись» раскольники из-под Москвы, из Тулы, из Выгорецких обителей, с реки Керженец, уральские Екатеринбург, Касли стали центром раскола. Старообрядцами был заселен Южный и Средний Урал. После изгнания старообрядцев из Стародубья и Ветки, они переселились в 1760-е годы на территорию Алтая (в народе их называли польские старообрядцы). На новые земли они принесли свой уклад: верования, ремесла и промыслы, старинные обычаи и тем самым влияли на быт и жизнь местных этносов.

Многовековая история старообрядческого движения вызывала к себе интерес с момента его зарождения и привлекает внимание в настоящее время. В историографии этого социально-исторического феномена выделилось ряд направлений: церковное и светское (до 1917 года),  в XX веке –  советского и постсоветского периода истории России

Материал о старообрядцах в России стал собираться с 1721 года, для этих целей в Москве была учреждена специальная «раскольническая контора». С 1820 года этим занималась Особая канцелярия министра внутренних дел, позднее –   Департамент общих дел, а затем дела о расколе перешли в третье отделение министерства. Также создавались архивы старообрядческих дел при Сенате, Синоде, Государственном архиве, а также при горном управлении, военном и морском министерствах.

С середины 1850-х годов стали составляться отчеты чиновниками МВД, основой которых являлись материалы археографических экспедиций, привозимые с мест массового проживания старообрядцев (первоначально осуществлялись экспедиции в Нижегородскую, Ярославскую и Костромскую губернии, позднее в 35 губерний страны). Феномен старообрядчества нашел отражение также в сочинениях церковных историков (в некоторых духовных семинариях  читался курс «Расколоведение"

Материал о старообрядцах в работах светских исследователей способствовал  пониманию этого движения, отличного от данных официальных государственных и церковных историков]. Из   археографических экспедиций привозились  старопечатные книги, изучалось их содержание, из отчетов приводились статистические данные о численности старообрядцев, сословном составе членов общин, распределении старообрядцев по толкам и согласиям, определялись миграционные направления и периоды их отлучек из общины, давались сведения о деятельности на территории губерний скитов и молельных домов, образе жизни и нравственном состоянии членов общин, роде занятий старообрядцев, степени их образованности, приводились данные о лидерах общин, средствах связи между общинами и их финансовом положении.

Часто поездки по местам проживания старообрядцев осуществлял нижегородский чиновник по контролю за расколом П. Мельников-Печерский, который позднее в качестве исследователя народной жизни россиян, и как писатель, сделал глубокий анализ их жизненного уклада и верований в своих романах «В лесах» и «На горах». Он же настаивал на изучении этого феномена русской жизни, оправдывал явление раскола и обвинял духовенство в представлении ими  старообрядцев в качестве врагов государства и самодержавия.

Оценки социально-исторического феномена старообрядчества в дореволюционной социальной истории России сводились к следующим моментам: 
      – во-первых, в большинстве случаев старообрядчество рассматривалось в качестве антигосударственного, антицерковного явления, протестного и бунтарского по своей сути;
       – во-вторых, старообрядческий уклад светскими историками рассматривался как исконно-православный, принятый на Руси еще в X веке, старообрядчество – как явление русской народной жизни, сохраняющее культурно-историческую самобытность русского человека; 
–в-третьих, старообрядчество–неоднородное   по своему составу, в нем выделялись два крупных направления: поповское и беспоповское согласия. Внутри каждого из них существовали обособленные толки (группы), которых насчитывалось более 30. В беспоповском согласии: поморский, Спасово согласие (нетовцы), федосеевцы, Выговская община, Любушкино согласие, филипповцы, странники, капитоновцы и др. В поповском согласии: единоверцы, беглопоповцы, Белокриницкое согласие, Стародубье, Ветковская община, Гуслицы, Иргиз. Беспоповцы отрицали присутствие священников, однако сохраняли старую веру, придерживались старых обрядов и старых книг. В поповском согласии признавались обряды церкви, религиозные таинства (священничество для спасения души);
– в-четвертых, объединяющим началом старообрядцев обоих согласий являлись Антихристология (учение о царе – антихристе, антихристианской политике правительства, никонианская церковь  -  измена учения предков) и отрицательное отношение к церковной реформе;
– в-пятых, старообрядческие общины отличались экономической состоятельностью  и  зажиточностью по сравнению с православным населением. Объяснялось это нравственным
состоянием старообрядцев, они не были подвержены таким порокам, как лень, пьянство, излишняя трата денег; капитал общин нередко служил фактором сохранения раскола.

Исследователями истории старообрядчества  России обращалось внимание на «послабления» к ним в политике государства. Так, Петр I ввел двойное налогообложение на старообрядцев, но при этом отменил указ о «12 статьях». 

Екатерина II своими указами вернула старообрядцам гражданские права и отменила, двойное налогообложение, разрешила им возвращаться из Литвы и Польши в  родные для них места, заниматься торгово-промысловой деятельностью и осуществлять свои религиозные практики. Эти «матерные щедроты» способствовали активизации старообрядцев в торговой и промышленной деятельности.

Либеральным отношением к старообрядцам характеризовалась политика императоров Александров (I, II, III). Она представляла совокупность мер по поощрению вольнонаемного труда, запрещению покупки крестьян к фабрикам и заводам, провозглашала принцип «свободы предпринимательства», т.е.  права всем сословиям, в том числе, крестьянам открывать фабрики и заводы (указ от 1818 года, Манифест 1824 года, реформа 1861 года). Признавалось  также право открытого доступа для мещан и крестьян к записи в купеческие гильдии. В царствование Александра III был принят закон «О расколе» (1883 г.), подтверждавший гражданские права старообрядцев в обществе, и который предоставлял им возможность занимать общественные должности. В начале XX века Николай II 17 апреля 1905 года подписал указ «Об укреплении начал  веротерпимости». Согласно ему отменялись все существовавшие законодательные ограничения в отношении староверов. Из нормативных актов изымались их характеристики: раскольники, староверы.

При всех, так называемых «послаблениях», долгое время жизнь старообрядцев была строго регламентирована, что находило отражение в переписях населения страны (1720, 1811, 1850, 1863, 1897, 1912 гг.). Конечно, перепись не смогла учесть «тайных» старообрядцев, поэтому в переписях численность их была явно занижена (в 1897 году указывалось о 2,14 млн., а в 1912 году – 2,2 млн. старообрядцев). По мнению сторонников старой веры в стране числилось около 10 млн. человек.

В социальной структуре дореволюционного российского общества старообрядцы были широко представлены среди городского населения (мещане), богатого купечества (Морозовы, Третьяковы, Бурышкины, Крестовниковы, Бурылины, Гарелины, Бугровы и др.), казачества Дона и Кубани (некрасовцы), крестьян дворянских вотчин и интеллигенции.

С 1800 года в среде старообрядцев стал наблюдаться переход в единоверие (соединение с официальной православной церковью), что позволяло им избегать гонений и ограничений в социально-экономической жизни. Надо заметить, что этот переход был в большей степени формальным, компромиссом официальной политике, но не затрагивающим глубинной духовной сущности.   

В социально-политической истории России советского периода  оценка старообрядчества была неоднозначной. Первоначально отношение к нему было как к движению противников государственного царского строя, и, с этой точки зрения, власть большевиков до середины 1920-х годов не затрагивала старообрядцев. В политических дискуссиях оценка старообрядцев,  особенно в период НЭПа давалась: «культурный элемент в деревне, трезвые и честные, трудолюбивые работники» [Бонч-Бруевич]. Однако в связи с официальной антирелигиозной идеологией советской власти со второй половины 1920-х годов отношение к старообрядцам стало отрицательным, их нередко отождествляли с деятельностью сект, представителей мелкой буржуазии. Исходя из такой оценки, к ним применялись репрессии. Естественно, в советский период исследования в области истории старообрядчества были незначительными, с соответствующим оценками в духе того времени.

В постсоветской России интерес к истории старообрядчества значительно возрос.  В научной среде исследования активизировались на проблемах  не только истории старообрядческого движения, но и хозяйственной практики старообрядческих общин и отдельных старообрядцев, деловой этики, корпоративной деловой культуры и социальной ответственности старообрядцев-предпринимателей, оценки вклада в социально-культурную сферу общества и др. Среди зарубежных историков приобрели известность труды о старообрядчестве С. Зеньковского киевского историка С. Таранца, канадского социолога А. Басе  и др.


2. Старообрядческое предпринимательство

Старообрядческое предпринимательство было уникальным феноменом российской экономической жизни и развивалось вопреки деятельности властей. Оно сформировалось в особых социально-исторических условиях, выработав деловую этику и  корпоративную культуру, рациональный хозяйственный менталитет и предпринимательский этос.

На развитие предпринимательской деятельности в старообрядческих общинах повлияло ряд обстоятельств. В первую очередь, на нее повлияли петровские преобразования в конце  XVII – XVIII вв., которые в определенной мере послужили толчком, разбудившим предпринимательскую энергетику в старообрядцах. Старообрядческие общины подверглись двойному налогообложению, что заставило их перейти от изоляции от общества к осознанию необходимости внешних контактов, посредством активной хозяйственной предпринимательской деятельности и расширения сферы общения. В свою очередь, это повлияло на изменение ментальности людей, установок в их отношении к торговле и промысловой деятельности. Только в этом случае они могли выплатить двойной налог. В сознании руководителей и членов общин сформировалась новая модель поведения, признающая хозяйственную деятельность «благим и богоугодным делом». Отношение к торговле стало характеризоваться как «богоугодное дело», даже появилось в лексике старообрядцев понятие «добрый прикуп».

Другое обстоятельство связано с политикой Екатерины II, которая в своих указах 1762-1763 гг. проводила политику привлечения старообрядцев к более активному участию в жизни российского общества. Эти указы позволяли эмигрировавшим старообрядцам возвращаться в Россию в родные  места их проживания, отправлять религиозные обряды и заниматься торгово-промышленным делом. Им также гарантировались: права судебного свидетельства, занятие общественных должностей, отмена двойного налога, разрешение записываться в любое сословие, кроме дворянства. Третье обстоятельство было связано с проведением правительством с 1800 года политики единоверия, снимавшей со старообрядцев ограничения и притеснения в экономической деятельности.
И наконец, следует обратить внимание на политические меры трех императоров России Александров (I, II, III), проявлявших определенную лояльность по отношению к старообрядцам. 

Старообрядческая предпринимательская деятельность осуществлялась во многих регионах России. Так, правительственный чиновник  администрации времен Екатерины II В. Татищев писал: «...Самые промышленники – это раскольники, и, ежели оных выслать, то, конечно, заводов содержать некем, а при многих мануфактурах всеми харчами и потребностями торгуют – все раскольники». На это обстоятельство через 50 лет указывал ревизор Кабинета министров С.Д. Нечаев: «…Хозяйственная жизнь Урала и даже управление больших торговых городов этой важной горнопромышленной области  находятся почти целиком в руках местных купцов-старообрядцев». В уральском регионе крупные промышленники Демидовы, не будучи старообрядцами по своим убеждениям, оказывали повсеместную поддержку старообрядческим общинам Выга, Шаргана и  Касли, нередко   ставили их членов на должность управляющих предприятиями. В центральной части России в городах и торгово-промышленных селах старообрядцы также проявляли свою активность. Как замечал А. Мельников-Печерский:    «…в Москве и в ее окрестностях, во Владимирской и  Ярославской губерниях, то и дело появлялись фабрики, и все раскольничьи».

В старообрядческой среде в процессе активной предпринимательской деятельности по реализации массовой продукции «от ситцев и хлеба до сундуков и дров» и участию в промышленном производстве сформировалась рациональная хозяйственная мотивация, которая способствовала накоплению капитала. Как писал П.Мельников-Печерский «…Расчетливые, бережливые и осторожные в делах своих постепенно накапливали миллионы и, что гораздо важнее, умели сохранять их,  нерастраченными». Многие купцы-старообрядцы без обмана вели свои коммерческие дела, т.к. купеческое «честное слово» ценилось очень высоко. Их хозяйственная ментальность, характеризовалась:
- чувством меры, уравновешивающим порывы, эмоции, страсти и соизмеряющим важность различных целей;
-практическим расчетом, позволявшим жертвовать ближними целями во имя возвышенной цели; 
-трезвостью поведения, силой воли, поддерживающих бодрость духа, господство рассудка над порывами чувств;
-накоплением капитала с целью расширения хозяйственной деятельности и доминирования в той или иной экономической нише;
- сочетанием честности в коммерческом деле и ответственностью за свои слова и поступки;
      - осуждением показного богатства, низкого качества труда,  проявлений такого поведения, как воровство и тунеядство.

Старообрядческие общины  концентрировали внушительные финансовые средства от коммерческого, торгово-промышленного дела, страховых и кредитных операций. В сфере их контроля находились: лесопромышленный промысел, хлебный извоз, рыбный промысел, торговля между волжскими городами и коммерция в столицах, рудное дело на Урале и др. Экономическая деятельность старообрядцев осуществлялась только между единоверцами, со свойственными общинам правилами и уставам. Накоплению капитала в общинах также способствовала передачи имущества бездетных членов общины в ее распоряжение.

Многомиллионные капиталы  общин нередко направлялись на выкуп крепостных крестьян, которые становились фактически зависимой даровой рабочей силой для старообрядцев, владельцев мануфактур. Использовались также капиталы и для дачи взяток местным светским и духовным властям, «взятки берутся с раскольников почти всегда безнаказанно», а также на привлечение в раскол православных крестьян. В виде кредитов (беспроцентных и безвозвратных) капиталы передавались зачастую, успешно действующим предпринимателям, также они использовалось на обустройство административно-духовных центров в городах.

Предпринимательская деятельность старообрядцев объективно способствовала развитию мест их проживания. Наиболее четко это наблюдалось в Москве, подмосковных Гуслицах, торгово-промышленных селах Владимирской и Нижегородской губерний, на Урале, в городах Сибири. Это влияло тем самым и на развитие экономики страны.

Предпринимательство старообрядцев находилось в тесной связи с их религиозными представлениями. Нередко их хозяйственный рационализм отождествляют с европейским протестантизмом. Однако при кажущейся близости этих двух религиозных направлений, по сути, они не тождественны. Идеологическая основа предпринимательства старообрядцев базировалась на установках Священного Писания и Священного Предания, которые целеполагали его как «служение Богу, спасению по завершению земного пути». На базе духовно-этического православного отношения к труду сформировалась в среде старообрядцев деловая этика, центральными установками в которой являлись честное слово (сделка под честное слово), совесть, честь (честь дороже и превыше прибыли). Эти этические установки для старообрядцев были идентичными выражению «верности Богу». Один из лидеров старообрядческого мира в России В.Рябушинский замечал: «Мы никогда не поступались ни нашей честью, ни нашими принципами и на компромисс с нашей совестью не шли».

Как следствие смягчения политики властей по отношению к старообрядцам и их активной экономической деятельности уже со второй половины XIX века они заняли доминирующее положение в российской промышленности, страховой и банковской сферах дореволюционной российской экономики.

Политический переворот 1917 года и последующие события, связанные со становлением  советского общества, приостановили   экономическую динамику старообрядческого предпринимательства и разрушили хозяйственный уклад старообрядцев. Новая атеистическая идеология за долгие 70 лет коммунистического эксперимента в стране постаралась «вытравить» из сознания россиян историю о старообрядцах.      

3. Современное состояние старообрядчества в России

Распад СССР в 1990-е годы и самоопределение России как самостоятельного суверенного государства внесли сильные коррективы в отношениях между властью и религией. Возрождение религии в современном российском обществе восстанавливало статус конфессиональных обществ, их религиозную  практику, это свидетельствовало о новой толерантной модели отношений между государством и религиозными организациями. В разработанных «Основах социальной политики между церковью и государственными институтами» четко регламентируются вопросы их взаимоотношений. Религиозным организациям возвращаются церковные и монастырские сооружения, восстанавливаются учебные религиозные учреждения, главы государства часто встречаться с духовными лидерами и нередко присутствуют на религиозных церемониях. В 1990 году религиозные конфессии получили права юридического лица, позволяющие им осуществлять свою духовно-нравственную, просветительскую миссию и заниматься хозяйственной деятельностью (Гражданский кодекс РФ, ст.117). В 1997 году в РФ был принят закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».
В российском обществе возродились общенациональные конфессиональные практики,  отмечалось тысячелетие крещения Руси князем Владимиром, в крупных городах ежегодно проходит церемония крестного хода в честь того или иного святого или крупного религиозного праздника. Кроме православия на территории страны возродилась религиозная практика представителей ислама, буддизма, иудаизма, протестантизма, католицизма, различных ньэ-эйдж. В настоящее время в России осуществляется богослужебная практика в более чем 25 тысячах  религиозных организациях, относящихся к 60 вероисповеданиям, функционируют более 200 духовных образовательных учреждений. Юридической основой религиозного возрождения является современная Конституция РФ (ст. 44), гарантирующая мировоззренческое, религиозное многообразие.

Возрождение религиозной жизни в России на рубеже XX – XXI вв. повлияло также на изменение отношения к старообрядческой церкви в официальной доктрине Московской патриархии Русской Православной Церкви. Начало такому  отношению к старообрядцам положил Патриарший Священный Синод еще в апреле 1929 года, о чем свидетельствует его постановление «Об упразднении клятв Московского Собора 1656 года».  Поместный Собор от 1971 года утвердил  это постановление, а также отменил постановление  Большого Московского Собора 1667 года «считать эти клятвы, «яко не бывшие». Это постановление подкреплялось Церковным Собором 1988 года о «равночестности старых обрядов». Соборное обращение отметило общенациональное значение древних святынь, как сокровища «древлего благочестия» и древних памятников национальной культуры.
 
В 2000 году на Архиерейском соборе РПЦ за границей было принесено покаяние перед старообрядцами.
Собор Русской Православной Церкви 2012 года уравнял права на религиозную деятельность старообрядческих общин и осудил многолетнюю практику гонения на них.
Центр духовной и административной жизни старообрядцев восстановлен и осуществляет свою деятельность в Москве. Главенствующей у старообрядцев является Русская Православная Старообрядческая Церковь. В Москве действует более десяти старообрядческих храмов и главный духовно-административный центр – Рогожская слобода.

В настоящее время численность сторонников старой веры составляет от 3 до 5 млн человек в разных согласиях и толках (есть более уменьшенная статистика, около 2 млн старообрядцев). В России в настоящее время – 157 зарегистрированных общин и около 260 действующих храмов. Старообрядцы проживают в странах СНГ (более 300 тысяч). В дальнем зарубежье –  в Румынии (200 тысяч), в Польше в районе Мазурских озер функционируют старообрядческие общины. Множество старообрядцев проживают в Австралии, странах Латинской Америки, Канаде,  США и Японии.
Ареал распространения старообрядческих общин в настоящее время в России неширокий, они функционируют в Удмуртии, Пермском крае, на Алтае, в Сибири, Костромской, Московской и Нижегородской областях. Сократились или перестали существовать старообрядческие общины в традиционных для них местах на Дону, Яике, Урале, они исчезли на Кавказе. Сокращение прихожан в наибольшей мере проявилось в беспоповском согласии, уменьшилась значительно численность в федосеевском, филипповском, спасовском и бегунском деноминациях.

В российском обществе советского периода в  сознании людей формировалось искаженное представление о старообрядцах. Вследствие этого  знания о старообрядческой церкви в настоящее время являются минимальными. Так, на вопрос социологов: «Что Вы знаете о старообрядчестве?» респонденты-россияне ответили: ничего (48 %), секта (29 %),  христиане, отколовшиеся от РПЦ (8 %), остатки древнерусской Церкви (4 %).
Старообрядческая Церковь является крупным религиозным объединением, вторым по численности православным духовным институтом после РПЦ. Главой старообрядческой церкви  является митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов), избранный в 2005 году.

Современное старообрядчество продолжает оставаться, в некотором роде, оппозицией государственным, официальным церковным и общественным институтам. В нем соблюдаются принципы отказа от союза с государственной властью в направлении европеизации страны, и сохраняется строгое отношение к обряду. Однако  заметны и перемены. С этой позиции интересен факт посещения президентом страны В.В. Путиным в мае 2017 года (впервые из всех глав российского государства в прошлом и настоящем) главного старообрядческого административно-духовного центра – Рогожской слободы, которая функционирует уже 250 лет. Президент России встречался с главой старообрядческой церкви митрополитом Московским и всея Руси Корнилием. Эта встреча происходила в год 350-летия начала религиозного раскола. Президент осотрел историко-архитектурный ансамбль Рогожской слободы, Покровский кафедральный собор, выставку «Сила духа и верность традиции», на которой демонстрировались иконы кисти Андрея Рублева и книги «Жития протопопа Аввакума». Эта встреча – знаковое событие, т.к. она возвращает доверие к власти, что должно способствовать единению государственной власти с духовным миром верующих россиян.


Рецензии
Спасибо. Очень интересно. Современные люди должны знать это!

Варя Алексеева   29.04.2020 11:47     Заявить о нарушении