Б. Цыбиков. Тугулдур-тайша. Глава 15
Назавтра людей стало еще больше. На поляне теперь было не протолк-нуться. Сегодня молебен будет на открытом воздухе. Поэтому все заранее готовили себе места, варили мясо, насыщались, ведь с завтрашнего дня не придется есть, пить и даже разговаривать. Но лица у всех были веселые. Чтения молитвы ламы разогнали в людях сомнения, страхи, вселили уверенность в завтрашний день.
Собравшиеся читали про себя, всяк по-своему, известные им молитвы.
Одухотворившему вокруг все живое,
Ставшему каганом в познаниях книжных,
Крепко учение религии держащему,
Всепобеждающему Цзонхаве – Молюсь!
Арья Бала ом ма ни бад ме хум,
Арья Бала ом ма ни бад ме хум,
Арья Бала ом ма ни бад ме хум!
Обретшему в трудах божественное тело,
Воплотившему мудрость перерождений,
Всем помогающему Шакья–Муни, отдаю
Им просветленную душу свою и – Молюсь!
Арья Бала ом ма ни бад ме хум,
Арья Бала ом ма ни бад ме хум,
Арья Бала ом ма ни бад ме хум!
Каждый вспоминал божественные книги, о том, что есть срединный путь, что надо изгнать «десять черных грехов» и призвать «десять белых добродетелей». Только поднявшись над злом и самим собой человек может возвыситься, ничто другое не поможет ему. Все беды и суеты в этот миг становились мелкими, незначительными, все можно было преодолеть, всем простить…
Ламы читали молитвы, сложенные в далекой Индии, Тибете, слова были непонятны, но суть – ясна: будь человеком, смири гордыню, обрети высокое смирение, а с ним и достоинство. Мысли птицами уносились ввысь, а оттуда яснее видна земная жизнь и сам человек.
Никто не знает – есть ли Бурхан, но ведь он не человек, чтобы судить его человеческими мерками, Так думал Тугулдур, глядя на склонившиеся головы своих сородичей. Он знал, что после молитвы обостряются слух и обоняние, мысли свежи и ясны. Знал и то, что после этого молебна каждый решит свои заботы по-своему, каждому станет радостнее жить…
Вдруг Тугулдур в стороне от поляны, где шел молебен, увидел высокого Урбанэй Шобогора, державшего под уздцы рыжего, беломордого, коня и низенького, коренастого, Шамбэя. Они, видимо, не на шутку ругались. Шобогор пятился и отклонял лицо, перед самым его носом плясал твердый указательный палец наступающего Шамбэя. Он что–то яростно доказывал и говорил. Внезапно перед носом возник смуглый и крепкий кулак. Они стояли друг перед другом, как две разъяренные собаки, готовые вот-вот вцепиться друг в друга. «Как бы не разодрались! – забеспокоился Тугулдур. – Весь молебен испортят…» Но тут между ссорящимися встал огромный и чернолицый Бахалзур Сада. Отступавший от Шамбэя Шобогор быстро и испуганно вскочил на коня и поскакал в степь. Шамбэй, не обращая внимания на чернолицего, грозил ему вслед кулаком. Чернолицый увалень двинулся на Шамбэя, но тут подбежала к нему Янжудэй и, что-то громко крикнув, отвела его в сторону. Но их сразу же окружили картежники и друзья Шобогора – Солхоб Жамбал, Харгаса Дугар, Ветреный Балдан и другие…
«Наверное, Шамбэй что-то узнал о своих пропавших конях, вот и налетел на Шобогора!» – решил Тугулдур. Хоть и жаль было табунщика, но урезонить его все же придется… Молебен молебном, но все же нужны жесткие законы для людей. И знать их должен каждый. Только тогда будет порядок.
После молебна Тугулдур подошел к Хурин–зайсану и напомнил ему о собрании, которое они намечали. Перед собравшимися должен быть выступить с проповедью шэрэтэ-настоятель, Тугулдур следовало рассказать о работе агинского управления, других светских делах. Сказал он зайсану и о стычке между Шамбэем и Шобогором.
– Пусть будет по-твоему. Сегодня же собрание и проведем, – сказал не-многословный зайсан.
Солнце достигло зенита, было жарко. Ласково блестела гладь озера. Кони лениво отмахивались от паутов и оводов.
– Уважаемые земляки, ламы, гости, сегодняшний молебен закончился. Но дел у нас впереди еще много, – обратился Хурин-зайсан к собравшимся, которые уже собирались расходиться. – Отдохните немного, пообедайте, а потом будет собрание. Перед вами выступит наш уважаемый шэрэтэ, после него – главный писарь Харгатыйского управления Тобын Тугулдур. Все, что вы хотите спросить, спросите, передать – передадите. Готовьтесь. Согласны послушать?
– Согласны, согласны! – закричали из толпы. – Нам тоже есть, что сказать, накопилось…
Толпа быстро разбилась на группы родственников, знакомых, соседей. Задымили костры, снова запахло вареным мясом и прочей едой. Зазвенели серебряные украшения женщин, сбруя и узды лошадей.
После обеда все снова стянулись к дугану. Тучный шэрэтэ Пагбын Рэгдэл, оказывается, нисколько не устал. Он легко прошел на свое место, оглядел проницательным взглядом, людей, рядом с ним сели ламы, зайсаны, Тугулдур.
Шэрэтэ встал, молитвенно сложил ладони, беззвучно прочел короткую мантру и начал проповедь.
– Трудно родиться человеком, трудно продолжать жить жизнь умирающему, трудно услышать благородную истину, трудно увидеть Будду.
Побеждающий сеет ненависть, а побежденный живет в боли. Тот, кто отстранится от побед и поражений, будет жить в покое и счастье.
Трудно найти благородного человека. Он всюду не рождается. Племя, в котором рождается такой умный человек, живет в счастье и процветает.
Рождение Будды – это счастье, услышать благородное учение Будды – счастье, единство Сангхи – счастье, объединение усилий – счастье.
Объединим же наши усилия!
Будда Шакья-Муни прошел по всем ступеням человеческих страданий и желаний, но в конце концов очистился и создал учение, которое сегодня проповедуем мы. Как же его учение дошла до нас, сегодняшних бурят-монголов?
В этих степях учение Будды было и раньше, когда мы были монголами. Но два века тому назад мы оторвались от монгольского государства, перешли многоводные реки и стали подданными Российской империи. Были с нами и ламы, и наши шаманы. В 1712 году к нам из Тибета пришли 150 лам и поселились среди наших собратьев, живущих у Селенги. Они и стали распространять, тогда редкое, учение Будды. В 1741 году императрица Елизавета Петровна официально утвердила буддизм и утвердила штат лам в 150 человек. С этого времени буддизм стал одной из государственных религий России, с этого времени стали строиться дацаны. Первый дацан был построен в 1735 году, построил его лама Дарма–Даржа Заяев, впоследствии он стал бандидо-хамбой, в 1741 году был построен Гусиноозерский дацан. В 1775 году главный тайша одиннадцати родов хоринских бурят построил дацана на берегу рек Кижинга и Худан, этот дацан называется Даши Лхумболинг. В этом году закончено строительство нашего, агинского дацана, который недавно освятили на большом молебствии…
Это была уже не проповедь, а история, и потому шэрэтэ-лама часто оста-навливался и трудно подбирал слова. Люди слушали, затаив дыхание.
– Учение Будды проповедует четыре истины, – уже свободно, снова переходя к проповеди, продолжал Пагбын Рэгдэл. Жизнь – страдание, старость – страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание. Недостижение желаемого – тоже страдание. Страдания всех живых существо одинаковы. Все страдания имеют свои причины. Но поток страданий можно остановить. Надо подавить желания. Помнить: правильное всегда останется правильным, а неправильное всегда будет неправильным. Легко ли у вас на душе, хотя тяжело в быту? Слушайте свои ощущения, они подскажут вам все!
В этом мире алчности и страсти человек рождается один и умирает один. Возмездие за совершенные деяния никто за него не примет в будущем, он сам должен принять возмездие.
Добро и зло воздаются по-разному. За добро человек получает счастье, а за зло – бедствия. Это непреложная истина. Притом каждый получает то, что заслуживает за свои деяния. Итак, прислушивайтесь почаще к своим ощущениям, они всегда помогут вам выбрать правильный путь!
Есть много книг, открывающих учение Будды. Они написаны на разных языках, но суть у всех одна – спасти человека. Мы, бурят-монголы, можем чи-тать и писать на монгольском. Поэтому читайте книги, открывающие мир Буд-ды…
Тут шэрэтэ-лама вопросительно повернулся к хувараку. Тот быстро взял сто стола продолговатую книгу и показал народу.
– На этой книге золотыми буквами написано – «Путь спасения человека». А вот другая книга – «Доржо Жодбо». Если вы хотите, чтобы ваши дети выросли счастливыми людьми, почаще читайте эту книгу и совершенствуйтесь сами. Также есть 108 томов священного «Ганжура» и 225 томов приложений к нему, которые называются «Данжур». Знать хотя бы по одному зерну истины – обязанность каждого из нас. А теперь прочитаем все вместе молитву, посвященную пятнадцати божествам, которая так популярна среди нас.
Шэрэтэ-лама молитвенно сложил ладони и обратился к собравшимся, которые низко склонились перед началом молитвы, и начал:
Одухотворившему вокруг все живое,
Ставшему каганом в познаниях книжных,
Крепко учение религии держащему,
Всепобеждающему Цзонхаве – Молюсь!
Арья Бала ом ма ни бад ме хум,
Арья Бала ом ма ни бад ме хум,
Арья Бала ом ма ни бад ме хум!
Обретшему в трудах божественное тело,
Воплотившему мудрость перерождений,
Всем помогающему Шакья-Муни, отдаю
Им просветленную душу свою и – Молюсь!
Арья Бала ом ма ни бад ме хум,
Арья Бала ом ма ни бад ме хум,
Арья Бала ом ма ни бад ме хум!
Лотос которого весь в красно-белых бликах,
Колокол вещий держащему в правой руке,
Дарующему всем бессмертный дар жизни,
Бесконечножизненному Аюше – Молюсь!
Арья Бала ом ма ни бад ме хум,
Арья Бала ом ма ни бад ме хум,
Арья Бала ом ма ни бад ме хум!
Исполняющему бессчетные благопожелания,
В дивном райском саду Суковати живущему,
Достойно сидящему в окружении бодисатв,
Ведущему в рай Абиде – Молюсь!
Арья Бала ом ма ни бад ме хум,
Арья Бала ом ма ни бад ме хум,
Арья Бала ом ма ни бад ме хум!
Просветленному, живущему в стране богов,
В удивительном и радостном райском саду,
Рождающемуся из прекрасных цветов,
Перерожденному Майдари – Молюсь!
Арья Бала ом ма ни бад ме хум,
Арья Бала ом ма ни бад ме хум,
Арья Бала ом ма ни бад ме хум!
Почитаемому живыми существами,
Очищающему от трех болезней черных,
Лучезарному и зеркалоподобному,
Исцелителю богу Отошо – Молюсь!
Арья Бала ом ма ни бад ме хум,
Арья Бала ом ма ни бад ме хум,
Арья Бала ом ма ни бад ме хум!
Искусную правую руку поднявшему,
Левую – над святым цветком держащему,
Книгу мудрости призвавшему и дающему,
Воплощающемуся в пять лет Манзаширэдэ – Молюсь!
Арья Бала ом ма ни бад ме хум,
Арья Бала ом ма ни бад ме хум,
Арья Бала ом ма ни бад ме хум!
Благомыслящему и тысячерукому
И ими же призывающему Абиду,
Жалеющему все живые существа,
Одиннадатиликому богу своему – Молюсь!
Арья Бала ом ма ни бад ме хум,
Арья Бала ом ма ни бад ме хум,
Арья Бала ом ма ни бад ме хум!
Находящейся в стране вечной Мысли
И среди священных книг Белой Мудрости,
Сидящей в изящной позе и имеющей
Двадцать одно превращение Матери–Даре – Молюсь!
Арья Бала ом ма ни бад ме хум,
Арья Бала ом ма ни бад ме хум,
Арья Бала ом ма ни бад ме хум!
Распростершему тридцать четыре рук своих,
На шестнадцати стопах стоящему,
Жестоко учение защищающему,
Всеочищающему Ниман–Даге – Молюсь!
Арья Бала ом ма ни бад ме хум,
Арья Бала ом ма ни бад ме хум,
Арья Бала ом ма ни бад ме хум!
Проживающему в северной вечной стране,
Строжайще следящему за канонами,
Подавляющему воинствующих врагов,
Всем в этом помогающему Ошор Вани – Молюсь!
Арья Бала ом ма ни бад ме хум,
Арья Бала ом ма ни бад ме хум,
Арья Бала ом ма ни бад ме хум!
Держащему в правой руке четки и барабан,
В левой – чашу из скальпа, копье и саблю,
Превращающему врагов в крошево и пыль,
Шестирукому Гомбо–Махагаде – Молюсь!
Арья Бала ом ма ни бад ме хум,
Арья Бала ом ма ни бад ме хум,
Арья Бала ом ма ни бад ме хум!
Хозяину восемнадцати преисподних,
Отделяющему все блага от грехов,
Предержащему всевидящее зеркало,
Наипрегрознейшему Эрлиг–хану – Молюсь!
Арья Бала ом ма ни бад ме хум,
Арья Бала ом ма ни бад ме хум,
Арья Бала ом ма ни бад ме хум!
Сидящему на пегом муле с белым пятном на лбу,
Ядовитой змеей украшающей сбрую,
За миг – небо, землю и подземелье
Обходящей, сильной Деве–Всевышней – Молюсь!
Арья Бала ом ма ни бад ме хум,
Арья Бала ом ма ни бад ме хум,
Арья Бала ом ма ни бад ме хум!
Улыбающемуся доброжелательно,
Ему же, бодрость духа людям дающему,
Искренне дарящему благополучие,
Хану добра и богатства Бисману – Молюсь!
Арья Бала ом ма ни бад ме хум,
Арья Бала ом ма ни бад ме хум,
Арья Бала ом ма ни бад ме хум!
Молитесь, молитесь! Благодаря молитвам
Расширилось учения Познания,
И живые, обретая покой и счастье,
Могут скорей божествами стать!
Арья Бала ом ма ни бад ме хум,
Арья Бала ом ма ни бад ме хум,
Арья Бала ом ма ни бад ме хум!
Легкий гул и ропот медленно испарились в летнем воздухе. Каждый чув-ствовал, что мир и он сам немного преобразились. Шэрэтэ-лама сел. Хурин-зайсан обратился к народу:
– Земляки, поблагодарим высокочтимых лам за их благодеяния и молитвы за нас, за то, что они укрепляют нашу душу и веру. И с этим пожелаем их хорошего отдыха после трудов на благо нас.
– Возблагодарим, возблагодарим! – загудели в толпе.
– Высочтимые ламы, желаем вам приятного отдыха. Молодые ноены, проводите шэрэтэ-ламу.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №218082300135