04. Колбаса
Так вот, ее почему-то не устроило, что грампластинки у нас дома были сплошняком Рахманинов, Чайковский, да Верди с Бахом. Ведь дернуло же ее — пойти в ближайший (через три дома) магазин, да и принести из него пять или шесть пластинок с детскими сказками! Она тогда даже не могла себе представить, чем все закончится.
Пластинки со сказками были очень хорошими. Качественными. В те давние времена артистов в СССР образовалось множество (голодных артистов — тем более), а вот кинопроизводства и театральных постановок на всех не хватало. Поэтому записи на радио для детей в артистических кругах пользовались спросом: гонорары неплохие, работа не пыльная, да и без особых вывертов — текст учить не надо, собрались разок на читку, сделали вид, что радиорежиссера внимательно послушали, с двух-трех дублей записали, гонорар получили, да и разбежались.
И вот, вернулась мать из магазина, вся такая загадочная, и говорит:
— Мишутка, ты сказки слушать любишь?
— Люблю, — отвечаю.
— Ну, тогда слушай!
Тут-то всё и началось. Я прямо с этого часа и с этой самой минуты начал слушать. Да не просто слушать, а постоянно, с перерывами разве что на еду и сон. Сказок было вроде много, а вроде и не очень. Голова моя тогда еще была светлая, возрастом, масс-медией и образованием не подпорченная. И стал я все сказки запоминать. Дословно. А потом декламировать. Тоже дословно.
Вначале родители от такого поворота дел приободрились. И даже, как водится, ставили меня торчком на стул в присутствии гостей, дабы я услаждал гостевой слух перлами русских детских сказок. Старательно копируя интонации Зуевой и Яншина, Жарова и Вертинской, а также других, менее известных их коллег, я выдавал на-гора сказочные тексты и, конечно же, срывал заслуженные гостевые аплодисменты.
Так бы оно, наверное, и продолжалось дальше, если бы не безумный поступок моего отца, седого вальяжного мужчины пятидесяти с хвостиком лет (теперь гляжу на себя в зеркало и понимаю, откуда что берется), инженера-металлурга с двадцатипятилетним стажем, к тому моменту — главного инженера металлургического завода. Рабочая неделя у отца была шестидневная, кроме того, с выходами «в ночное», выездами «в центр» в министерство за ценными руководящими указаниями, и прочими прелестями советской плановой экономики — все это означало, что в магазины мой отец ходил редко, точнее, никогда. Но тут у него случился отпуск, а до отъезда в санаторий было еще два или три дня. Этот великовозрастный, с позволения сказать, «атэц», не нашел ничего лучше, чем ранним утром прыгнуть за руль своей служебной черной «Волги» и умчаться вдаль. Вернулся отец вечером. Из сумки он вытащил диаскоп и четыре десятка (!) диафильмов.
Отец был мудр. Он знал, что детские диафильмы в советской действительности — большой дефицит. Я, конечно же, имею в виду хорошие диафильмы, а не всякое пионерско-комсомольское говно, что пылилось на магазинных полках без движения десятилетиями. Но — у отца была под задницей «Волга»! И он, используя служебное положение в личных целях, сделал единственно возможный сильный ход — он поехал по окрестным сельским магазинам. Там, по понятным причинам, покупателей больше интересовали поставки водки, а вот всякие предметы, служащие для культур-мультур, вроде книг и прочей ереси, спросом не пользовались. И вот, проехав штук восемь сельских лавок, отец собрал мне коллекцию диафильмов. Да такую, что закачаешься. Французские, югославские и итальянские сказки, Гофман, Андерсен, Перро — господи, да чего там только не было!
За две минуты я освоил алгоритм заправки ленты в держатель, и вот он — момент истины! Входной титр студии «Диафильм», служебный номер на втором кадре, название сказки, и пошли захватывающие картинки. Одна только беда: под картинками был текст, и его следовало озвучить.
— Папа, прочитай! Да ну, не так быстро!
Отца хватило на один вечер. На первый. На второй он под иезуитским предлогом что-то вроде «важное совещание» (какие могут быть совещания, если ты в отпуске) из дома сбежал, а на третий день — сел в поезд и ту-ту-у-у! — время не ждет, а отпуск в санатории и тем более. Мама читать мне подписи на диафильмах отказалась наотрез — она занята по дому, когда не на работе, и на работе, когда не по дому. Круг замкнулся.
Делать было нечего, и я мертвой хваткой вцепился в последнюю жертву. Бабушка Конкордия была женщиной малограмотной — она успела закончить только Смольный институт благородных девиц Санкт-Петербурга, в связи с чем виртуозно материлась по-русски, мастерски рассказывала скабрезные анекдоты на французском и пускала скупую слезу под итальянское бельканто пуччиниевской «Тоски», декодируя все ее фонемы; куря «Беломор» и (иногда) попивая армянский-три-звездочки из пузатого бокала (бокал бабушкин, никому не трогать, всем смирно стоять!), снисходительно через губу отпуская — фу-у, клопе!
— Баб, а, баб, а почитай диафильмы!
Ну, разве могла она отказать мне, единственному своему чертовски позднему и чертовски обаятельному внуку в такой невинной просьбе — конечно же: нет, не могла. И бабушка читала мне, и день, и второй, и третий — пока ее несгибаемое естество, что не смог сломать даже ГУЛАГ, не сломилось под моим юным напором.
— Все, хватит, я научу тебя читать! — бабушка Кодя была жестока, но непреклонна.
Вооружившись букварем, мы приступили к процессу. Я, конечно же, жульничал. Бабушка, конечно же, об этом знала, но виду не подавала — хорошо смеется тот, кто смеется последним.
Букварь был не школьный, а какой-то особенный, огромный, формата а-три. Устроен он был просто. Сначала была написана здоровенная буква, под ней рисунок, а еще ниже — слово, название того, что на рисунке. Ну, так, наверное, устроены все буквари.
И мы начали «читать». Никаким чтением, конечно же, и не пахло. Мозги у меня были светлые, память отменная, зрением тоже господь не обидел. Ну, если на рисунке нарисовано пирожное — то что может быть под ним написано? Правильно, «пирожное»! Кто молодец? — я молодец!
И вот я «читаю», украдкой проверяя бабушкину реакцию. В первый вечер ни один мускул не дрогнул на ее лице, хотя она прекрасно понимала, что я жульничаю, что ничего не читаю, потому что не умею, а просто называю знакомые предметы. Через полчаса занятий бабушка — без вариантов — была вновь припахана на чтение текстов диафильмов.
На второй вечер все продолжалось в том же духе. Только бабушка оказалась хитрее меня. Она стала предъявлять варианты вразбивку. Она, конечно же, знала, что рано или поздно я сломаюсь. Буква «К» стала роковой для мелкого (во всех смыслах слова) жулика. На рисунке было что-то круглое на срезе, коричневое, нашпигованное белыми вкраплениями. И я с ужасом понял, что я не знаю, что это.
— Ну? — баба Кодя нежно глядела на меня из-под полуспущенных очков, но в голосе ее чувствовался вызревающий металл.
— Ну?!
Я молчал. Глядя ей прямо в глаза. Отвести взгляд означало сдаться.
— Читай! — сказала бабушка — по буквам, бери и читай! Букву за буквой!
С бараньим упорством я смотрел на ее очки, как на новые ворота.
— Не туда смотришь! Читай!
Я опустил взгляд на страницу. Буквы заплясали — казалось, они смеются надо мною — и стали выстраиваться в ряд. Это было волшебно.
— Ка — о — эл — бэ… КОЛБАСА! КОЛБАСА!! КОЛБАСА!!!
Художник был бездарем, понятно; колбаса не так выглядит — но под рисунком б_ы_л_о__н_а_п_и_с_а_н_о именно то самое слово: «колбаса»!
Я вырвал у бабушки из рук букварь и стал ч_и_т_а_т_ь все страницы, пока несчастная, ставшая враз ненужной, книга не закончилась.
— Фильм смотреть будем? — смеясь, спросила бабушка Конкордия.
— Будем! — завопил я дурным голосом, — только, чур, я читаю теперь все сам!
— Слово мужчины — закон для женщины… — повиновалась мне бабушка и с чувством выполненного долга принялась за свое «фу-у, клопе!»
23.08.2018
Свидетельство о публикации №218082301437