Три эпизода из биографии Иоанна, их связь

(Из конспекта разбора)

Читая Библию, я люблю обращать внимание на изменения, которые происходили с людьми. Обычно в нашем сознании библейские герои – это застывшие, статичные персонажи с определенным набором качеств, но ведь эти качества у них с течением времени изменялись, от некоторых своих свойств они отказывались, а некоторые приобретали. Иоанн в этом отношении один из самых ярких примеров.

На примере следующих трех эпизодов я хочу проследить динамику и вектор изменения характера Иоанна и выяснить, под влиянием чего преображался «сын громов». Я не хочу называть эти эпизоды ключевыми, я выбрал их произвольным образом, чтобы показать узор, который меня особенно привлек в описании пути Иоанна. Конечно, в жизни этого апостола есть и другие детали и истории, которые могут дать и дают пищу для нашего назидания в вере, но ниже я остановлюсь только на трех узловых точках.


А. Иоанн хочет свести на жителей Самарии огонь наказания, убить их

Принято считать Иоанна таким мягким, можно даже сказать чуть ли не женственным апостолом. И правда: на фоне прямых, резких и где-то грубоватых апостолов из рыбаков апостол любви выглядит утонченно (особенно в трех своих посланиях), а его Евангелие отличается, с одной стороны, некоторой философичностью и интеллектуальностью, а с другой, вниманием к диалогом и речам, а не действию и экшену.

Но нельзя забывать, откуда все начиналось и каким Иоанн был, когда его призвал Иисус. А был он таким человеком, что Иисус прозвал его «сыном громовым» (Мар.3:17). В чем же проявлялся «громовержеский» характер Иоанна?
• Сын Зеведея ревниво оберегал монополию своего кружка на истину – запретил не ходившему с ними человеку, именем Иисуса изгонявшему бесов (Лук.9:49, Иисус это не одобрил, если что).
• Когда его мама просила у Иисуса министерские кресла для своих сыновей в будущем царстве, Иоанн был рядом и, очевидно, не протестовал против таких перспектив.
• Иоанн не побоялся войти в сад  первосвященника (или, по крайней мере, подойти к нему) с Петром во время суда над Иисусом, потом рискнул прийти на Голгофу во время распятия Иисуса.
• В Деяниях не раз упоминается, как он предстает перед властями – опять же, демонстрируя поведение твердого и смелого человека.
• Он близко сошелся с другим смельчаком, известным своим порывистым поведением – с апостолом Петром.

Кстати, как-то в статье одного агронома я прочитал о том, что растения, расположенные на грядках с краю, лучше развиваются и приносят больше плода. Если я правильно помню, происходит это от того, что им достается чуть больше солнца, чем соседям. Нагрузка тоже больше (их сильнее треплет ветер и задевают проходящие по грядкам), но урожай свидетельствует о том, что эта «трепка» их только закаляет и на урожае отрицательно не сказывается.

По моим наблюдениям, так же дело обстоит и с «крайними» в церкви, на которых больше нагрузки и которых больше треплют невзгоды и пересуды. Об этом же свидетельствует и евангельская история: Петр и Иоанн, которые были такими «крайними», которым до всего было дело, стали в будущем столпами молодой церкви.

Но возвратимся к началу истории Иоанна. Там есть особо характерный эпизод. Когда Иисус проходил через самарянские селения и захотел остановиться в одном из них, Ему отказали. Иоанн (вместе с Иаковом) тут же попросил у Иисуса разрешения свести на эту деревню огонь с неба, как это делал Илия (Лук.9:51-56). Иисус запретил им, да еще добавил, что они не знают, какого они духа – «ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лук.9:56).

Где-то я читал выражение об отличии верующего от фанатика: «Верующий готов умереть за веру, а фанатик убить». Согласно этому определению Иоанн постепенно превращался из фанатика в верующего. И рассматривая его образ, важно иметь в виду эту динамику. Иисус не взял его в ученики готовым апостолом любви, напротив, сразу после принятия в группу апостолов Иоанн рвался закрывать рты конкурентам и жечь оппонентов небесным огнем.


Б. Иоанн хочет свести на жителей Самарии огонь Духа Святого, спасти их

Передвинем ползунок на шкале времени на несколько делений вперед и посмотрим, кем Иоанн стал, пройдя обучение у Иисуса. Обратимся к эпизоду, на который проповедуют очень редко – Дн.8:14-25. Недавно созданная церковь стремительно растет. Вот ее пределы расширились, как было предсказано Основателем, и на Самарию.

После великого гонения на церковь в Иерусалиме Филипп быстро перешагнул через культурные и религиозные барьеры и начал проповедовать самарянам. Массы людей обратились к вере в Иисуса. У всех на слуху напряженность в отношениях между иудеями и самарянами, а значит, миссионерская деятельность Филиппа и ее плоды могли вызвать неозднозначную реакцию консервативно настроенных членов иерусалимской общины. Поэтому потребовалась «инспекция» со стороны церковного руководства. Апостолам надо было на месте ознакомиться с ситуацией и ясно высказаться по этому поводу.

Руководители церкви посылают разобраться во всем комиссию, состоящую из Петра и Иоанна. Их прибытие было очень своевременным. Если бы они с этим посещением затянули, между иудейской и самарянской «ветвями» церкви могли возникнуть конфликты, и молодые (в вере) христиане могли наломать дров.

Когда мы на молодежном разборе изучали книгу Деяний, я впервые обратил внимание на совпадение ряда деталей этой истории с той историей, которую упомянул чуть выше:
• Одно и то же место событий – Самария.
• Вполне возможно, что одни и те же люди со стороны самарян, по крайней мере, та же народность.
• Тот же апостол – Иоанн (в первой истории в сопровождении Иакова, во второй – в паре с Петром).
• Рассказывает об этом тот же Лука.
• И даже вот еще что стоит отметить: в первом случае апостол хочет низвести на самарян физический огонь, во втором же случае – таки огонь низводит, но огонь Святого Духа (все помним, что во второй главе Деяний сходящий свыше Дух Святой сравнивался с языками пламени).

Написано в Дн.8:14, что Иоанна в эту область послали апостолы. Я не знаю, вызвался ли он идти сюда по своей инициативе или напротив – шел нехотя, внутренно упираясь. Пронеслись ли в его памяти воспоминания о случившемся здесь некоторое время назад? Не могу знать. В любом случае, вызвался Иоанн сам или его «командировали», думаю, в Писании не зря отмечено это совпадение географических признаков, действующих лиц и некоторых деталей антуража. Иоанн отправился на «пересдачу экзамена».

Такие пересдачи бывают и у нас. В послании Евреям это называется «запинающий грех» (Евр.12:1): когда человек снова и снова спотыкается на одном и том же месте. Казалось бы, ведь может Бог водить нас другими путями, в обход определенных искушений, но Он допускает, чтобы мы проходили одной и той же дорогой много раз, ожидая, когда мы станем достаточно зрелыми для того, чтобы перестать повторять какой-то грех или оплошность.

Хочешь избежать встречи с неприятным тебе человеком – а пересекаешься с ним снова и снова. Хотел бы не видеть каких-то картинок, а они оказываются в поле твоего доступа снова и снова. И так далее. Одна пересдача за другой.

Когда же мы наконец усваиваем материал, приобретаем необходимые навыки, успешно сдаем экзамен, а повторяющаяся практика подтверждает, что этот грех перестал для нас быть запинающим, обычно через время мы обнаруживаем, что теперь «запинки» просходят в другом месте. А может, они происходили и раньше, только мы не обращали на них внимания. Ничего не поделаешь, процесс учебы продолжается. Переходим на фильтр с более мелкой ячейкой.


В. Иоанн узнает предателя, но не выдает его

Мы рассмотрели два эпизода, в которых увидели два разных Иоанна, точнее, того же Иоанна, но на разных этапах своего пути. Теперь предлагаю погрузиться в историю, расположенную посередине между этими двумя эпизодами. Я думаю, что в ней – ключ к изменениям характера Иоанна.

В 13-й главе (и нескольких последующих главах) своего Евангелия Иоанн описывает последнюю вечерю и разные части длинного разговора Иисуса с узким кругом учеников. Помимо всего прочего, евангелист упоминает о следующем: «Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту» (Ин.13:22-26 ).

Только что Иисус сказал ошеломляющую вещь: один из апостолов является предателем. Петр знаками просит Иоанна, который возлежал возле Иисуса, выяснить, кто из них есть этот предатель. Иоанн, припав к груди Учителя, тихонько спрашивает об этом. Иисус отвечает ему, что предатель тот, кому Он подаст кусок хлеба, предварительно обмакнув его. И подает хлеб Иуде.

Теперь самое интересное и важное, ответьте на два моих вопросов:
• Понял ли Иоанн, кто предатель? На его конкретный вопрос Иисус дал конкретный ответ, сопроводив Свои слова конкретным действием. Да, Иоанн понял, кто предатель.
• А понял ли Петр (заказчик вопроса), кто предатель? Нет, не понял. Во-первых, мы не видим, чтобы Иоанн сообщил об этом Петру (а Иисус отвечал по версии этого Евангелия Иоанну, не всем). Во-вторых, об этом можно судить по реакции Петра и остальных апостолов, точнее, по отсутствию реакции. Маленькая вставочка о характере Петра: когда он в Гефсиманском саду понял, к чему идет дело, он сразу же отрубил Малху ухо (думаю, целился он не в ухо, а например, посередине головы, но рыбак не привык обращаться с мечом и промазал). Так он обошелся с исполнителем ареста любимого Учителя, а что бы он сделал с непосредственным виновником, с предателем? Думаю, не промазал бы, как в случае с Малхом. Также не будем забывать, что среди апостолов были выходцы из секты кинжальщиков или зилотов, а уж они-то с холодным оружием обращаться умели и были к этому даже пристрастны. Однако Иуда ушел с тайной вечери целым и невредимым, и никто за ним не побежал.

Итак, еще раз ключевой вопрос: сказал ли Иоанн Петру о том, кто предатель? В свете вышеизложенного ясно, что нет. Почему же Иоанн промолчал? Я считаю, что Иоанн, как близкий друг Иисуса, уловил линию поведения Учителя. Иисус точно знал, кто Его предаст. Но до последнего не раскрывал личности этого человека, вероятно, давая ему возможность остановиться. Так действует Любовь.

Иоанн заметил, что Иисус хочет сообщить узкому кругу о самом факте готовящегося предательства, но не о личности предающего. И ученик поступил так же, как Учитель – сохранил эту информацию при себе, не передал ее тем, кто воспользуется ей неправильно. Любовь умеет, когда надо, держать язык за зубами, чтобы не причинить вреда тому, кого любит.

Кстати, почему Иоанн, который больше всех знал о предательстве Иуды, не передает в своем Евангелии последнего диалога Иисуса и Иуды в момент предательства (Ин.18:1-5)? Все три синоптических евангелиста приводят различные реплики из этого минидиалога, Иоанн же (единственный, кто знал, зачем Иуда приблизился к Иисусу в Гефисимании) – ни одной. Снова предположу, что Иоанн, знавший о предательстве больше всех, молчал об этом тоже больше всех, в молчании вторя Иисусу.

Вот как Иоанн стал из сына громова, которым его изображает Лука в девятой главе своего Евангелия, апостолом любви, действующим в Дн.8 и так широко известным по своим посланиям, буквально пропитанным призывами к любви. Он находился рядом с Тем, Кто есть любовь, наблюдал эту любовь в действии, восхищался Им и ей и сам стал похожим на Учителя.

«Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор.3:18).

Эти три эпизода, рассмотренные именно в своей совокупности, подводят вот к какой мысли, передавая не только ее смысловое содержание, но и вдохновляя: абсолютно любой человек способен на изменения в лучшую сторону, на самое коренное и кардинальное исправление. Дышащий желанием убивать или причинять ближнему боль и вред может превратиться в самый лучший из известных лично вам примеров любви, терпения и снисхождения.

Мы склонны при оправдании своих слабостей и пороков ссылаться на свой характер, темперамент и т.п. На среду, полученное воспитание, ограниченные возможности. Пример Иоанна показывает: если смотреть на Иисуса и любить Его, ты точно будешь меняться и становиться похожим на Него. Хотя бы понемногу. А может, и помногу.

23.08.2018


Рецензии
Интересные и весомые рассуждения.

Константин Рыжов   19.01.2019 19:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.