Дом, открытый для всех

 

Из серии “Семейный Еврейский Общинный Центр в Санта-Барбаре”. Ч.2

Со временем я узнала, что в Семейном еврейском центре, помимо занятий йогой, успешно осуществляются и другие программы: занятия по компьютерной грамотности, преподавание идиш и поэзии, круглый стол по финансам и инвестициям, еврейские кинофестивали, ежегодные еврейские фестивали в парках Санта-Барбары, еженедельный бесплатный ланч, образовательная программа по Холокосту, художественные выставки, клуб комедий, концерты; посетители центра с удовольствием играют в китайскую игру маджонг.

Центр предоставляет стипендии для еврейских лагерей, в нём работают отделы по делам женщин, детского труда, семьи и детей, людей старшего возраста. Он открыт для всех жителей большой Санта-Барбары, а не только для еврейского населения. Его деятельность осуществляется за счёт пожертвований и грантов и связана с предоставлением социальных услуг и различных программ для всех слоев общества.

В центре есть помещение для заседаний Совета попечителей, библиотека, кабинеты директора еврейской семейной службы и портретной галереи переживших Холокост, координатора программ для детей и семьи Рут Штайнберг, исполнительного директора Майкла Расслера, координатора клинических услуг, программ для лиц старшего возраста и еврейской семейной службы Говарда Коэна, администраторов по развитию Дебры Роуз и Руби Варгенсон, бухгалтера Пэм Райс, менеджера по маркетингу и связям Джулии Соломон, руководителя женского отдела, отдела развития финансовых ресурсов и координатора отдела молодёжи Джилли Спир, координатора услуг волонтеров и менеджера по строительству Майка Витта и др.

Раз в неделю всем желающим независимо от возраста, национальности и вероисповедания предоставляется бесплатный ланч, по окончании которого присутствующие слушают концерты музыкальных ансамблей или выступления лекторов по разным вопросам. В последнюю неделю месяца микрофон предоставляется гостям центра, которые читают свои стихи. Перед входом в столовую стоит стол с продуктами, и каждый желающий может взять домой банки с зелёным горошком или фасолью, спагетти, чай, сладости и многое другое.

Ланчи обслуживает команда волонтёров, которые, стоя за раздаточным столом, передают друг другу тарелки с едой для каждого посетителя, последовательно наполняя её разными блюдами: густым супом, наливаемым в отдельную тарелку, салатом, овощным пюре или рагу, рисом, бобами или другими гарнирами, хлебом, булочками, фруктами, сладостями. Каждый желающий может также налить себе чай или кофе с молоком, однако многие американцы предпочитают пить просто холодную воду.

Среди людей, посещающих ланчи и концерты, есть те, кто присутствует на них постоянно, но часто можно видеть и незнакомые лица. Иногда я тоже приезжаю на ланч и тогда встречаю здесь своих знакомых, занимающихся вместе со мной йогой в классе Кэрол: Холли, Лори, Натали, Мела. Сюда приходят и престарелые, и молодые люди, такие как симпатичная чернокожая Мария. На фотографии в нижнем ряду запечатлена женщина в шляпе, которая в прошлом году отпраздновала своё 90-летие. В столовой я также видела женщину, которой сейчас 97 лет.

На ресепшн посетителей центра радушно встречают двое сотрудников. Оба они доброжелательны, отзывчивы и всегда готовы прийти на помощь.
Один из них, симпатичный молодой человек, Райан Гастингс-Эхо, на мою просьбу рассказать что-нибудь о себе, сообщил:
- Моя история звучит несколько эклектично. Я вырос в Сан-Диего, Калифорния, и  до поступления в колледж учился в школе. В то время я был большим театралом и, увлекшись хоровым пением, обучался по программе классического тенора и дважды пел с калифорнийским хором.
Поступив в колледж Тафтса в Бостоне, выбранный потому, что я «безрассудно хотел сезонов» (в отличие от Калифорнии, где, как кажется жителям других регионов, всегда только один сезон – лето), я решил стать математиком, потому что она в полной мере обобщает ту логику, в которой я был заинтересован. Я осваивал теорию трансфинитных множеств (в основном проблему, насколько велико бесконечное множество?) и закончил колледж с отличием. В колледже в течение двух лет я был также главным редактором юмористического журнала, работал директором по развитию нашего братства и каждый семестр руководил более чем тремя сотнями студентов, занимавшихся в танцевальной группе университета.
Мои хобби - кемпинг и скалолазание. Я также являюсь внештатным писателем - пишу статьи, оптимизированные для поисковых систем для рекламных блогов.
В настоящее время я нахожусь в Санта-Барбаре в «летнем сезоне», поскольку взял годовой отпуск, но вскоре планирую вернуться в Бостон, чтобы продолжить карьеру в некоммерческом cекторе.

Второй сотрудник на ресепшн оказался ещё более удивительной личностью. Внешне – это улыбчивая девушка с огромными карими, искрящимися глазами. Я попросила её написать о себе пару слов и из её записки узнала, что ей 23 года, она родилась в Сан-Диего, в семье была четвёртым ребёнком, окончила Корнельский университет (сегодня он считается одним из самых престижных вузов США, год обучения в нём обходится более чем в 65 тысяч доллара. Для постоянных жителей штата Нью-Йорк, где находится университет,  действует 30-ти процентная скидка).
В записке было также указано имя сотрудника - Дилон. Это мужское имя. Говоря о своей гендерной принадлежности, Дилон написал, что является транссексуалом. Эта информация не могла не поразить меня. В Фейсбуке у Дилона есть страница, где выставлена его фотография вместе с подругой.
Дилон профессионально занимается регби и преподаванием. Скоро он собирается покинуть Санта-Барбару, чтобы принять участие в тренировках своей команды, а затем – и в соревнованиях. В круг его интересов входит музыка, жонглирование, чтение художественной литературы, пение. В Санта-Барбаре он вместе с Райаном снимает двухэтажную квартиру за 2900 долларов в месяц, при этом его родители платят за неё 1900 долларов, а вклад Райана составляет 1000 долларов.

По традиции перед национальными американскими праздниками по окончании ланча слово берут Рут Штайнберг и Майк Витт. Накануне празднования Дня Независимости Майк напомнил собравшимся некоторые связанные с этим праздником факты из истории США. Он с 2005 года входит в состав основного персонала Центра. На посту координатора услуг волонтеров и менеджера по строительству Майк зарекомендовал себя ответственным профессионалом. Он искренне верит в благородную миссию центра и чувствует полное удовлетворение от того, что он лично и центр в целом делают для американского общества.

После выступления Майка слово взяла директор еврейской семейной службы Рут Штайнберг, познакомившая собравшихся с историей евреев в Америке. Эта тема заинтересовала меня, поэтому я дополнила её рассказ некоторыми сведениями из статей в интернете.

Еврейская община США является одной из самых крупных в мире - она насчитывает более 5,5 миллионов человек. Наиболее крупные места компактного проживания – территории с пригородами Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Майами, Филадельфии, Чикаго и Бостона. В начале XX века еврейские переселенцы зачастую жили в гетто и работали в качестве наёмных работников в промышленности, но через несколько десятилетий ситуация в корне изменилась. К 1957 году среди "белых воротничков" уже было более 70 процентов евреев. 30% лауреатов Нобелевских американских лауреатов в науке – евреи. Многие еврейские активисты принимают участие в муниципальной и государственной политике, побеждают на выборах в государственные органы.
 
История евреев в США является неотъемлемой частью общей американской истории. Еврейское население США образовалось благодаря нескольким волнам иммиграции. Первоначально эмиграция притягивала предпринимателей большими возможностями, которые сулила Америка, позже она стала убежищем от усиливающегося европейского антисемитизма, который в США всегда был менее распространен, чем в христианской Европе и мусульманских странах Ближнего Востока.

Первыми евреями в США в 1790 году были голландские сефарды и евреи из Англии. В середине XIX века большую часть еврейских иммигрантов составляли ашкенази, выходцы из немецкоязычных государств. Они селились в небольших городах по всей территории Юга и Запада. После Калифорнийской золотой лихорадки немецкие евреи обосновались на Западном побережье, особенно в Сан-Франциско. Многочисленные предприниматели открывали здесь магазины  для обслуживания горнодобывающей промышленности. Самой популярной становится профессия продавца, евреи становятся владельцами множества небольших производств, принимают активное участие в розничной торговле.

Ни один миграционный поток в США не имел такого масштаба, как появление сотен тысяч евреев из России и соседних с ней стран. Это явилось результатом погромов и антиеврейских выступлений в России. Большинство иммигрантов прибыло на Восточное побережье, но многие обосновались в Техасе, а также на территории западных штатов. К 1924 году численность евреев-иммигрантов из Центральной и Восточной Европы составляла два миллиона человек.
 
Рост антииммиграционных настроений в Соединенных Штатах привёл к квоте 1924 года, по которой строго ограничивалась иммиграция из многих регионов, включая Восточную Европу. Еврейская община взяла на себя ведущую роль в противостоянии иммиграционным ограничениям, остававшимся в силе до 1965 года. В период Холокоста США приняли 21 000 беженцев из Европы. Ещё одна волна еврейских беженцев из Европы и арабских стран обосновалась в США уже после Второй мировой войны.
 
Начиная с 1967 года, СССР позволил некоторым еврейским гражданам уезжать на воссоединение семьи в Израиле. Из-за разрыва дипломатических отношений между Израилем и СССР большинство эмигрантов ехали через Вену или Будапешт, откуда их переправляли в Израиль. Однако большая часть эмигрантов, выезжавших с израильскими визами, предпочитала оставаться в Вене,  стремясь переселиться на Запад. Некоторые американские еврейские организации помогали получать визы для переселения в Соединенные Штаты и другие страны.
 
Все годы существования американской еврейской общины основой её деятельности была филантропия. Первоначально все накопленные средства шли бедным евреям: в 1880—1930 годы богатые немецкие евреи-реформисты субсидировали вновь прибывавших бедных ортодоксов и помогали их американизации. Во время Первой мировой американская еврейская община мобилизовала все свои ресурсы для оказания помощи жертвам войны в Европе. Различные фракции американской еврейской общины – местные уроженцы и иммигранты, реформисты, ортодоксы, представители светских и религиозных организаций объединились, чтобы создать крупнейшую еврейскую благотворительную  организацию, ныне известную как “Джойнт”. В годы войны американские евреи собрали 63 миллиона долларов в фонды помощи жертвам военных действий. В настоящее время “Джойнт” успешно помогает евреям, находящимся в нужде или опасности по всему земному шару вне США.

Особое внимание Семейный еврейский общинный центр уделяет людям, пережившим Холокост. Им посвящена портретная галерея, которую посетили более 7000 человек. Она открылась в 2012 году благодаря гранту Фонда Рут и Джерарда Даниэля. Выставка рассказывает о тридцати семи пострадавших от Холокоста, ныне живущих в большой Санта-Барбаре, и о смелых действиях неевреев, рисковавших своей жизнью, чтобы спасти евреев во время Второй мировой войны.
 
Энни и Питер Шпиппер были молодой голландской парой, которая в своём доме, находившемся рядом со штаб-квартирой немцев, два года прятала еврейскую семью. Доктор Джордж Виттенштейн, студент-медик в Мюнхене, способствовал побегу евреев из нацистской Германии, а затем тайно помогал их семьям. Датская спасательная служба в 1943 году защищала от нацистов датских евреев: американцы из Солванга, имеющие датские корни, способствовали побегу датских евреев в Швецию.

Среди людей, пострадавших от Холокоста, - моя знакомая по занятиям йогой Джули Рузнак. Её воспоминания, как и других людей, пострадавших от Холокоста, помещены в портретной галерее:
-  Я родилась в июле 1940 года в Будапеште. Мой отец Вильмос был клерком, а мать Маргарет училась на швею. Мы жили с бабушкой и дедушкой. Во время Холокоста погибли ТРИДЦАТЬ моих ближайших родственников. Вскоре после начала войны отец и его двоюродный брат были доставлены в лагерь Бор, а затем в Бухенвальд, где они умерли в 1944 году. Мама тоже была депортирована, но когда поезд остановился на венгерской границе, она подкупила охранника золотым обручальным кольцом, и он отпустил её. Ей удалось вернуться в Будапешт, где я оставалась с тётей.
После возвращения мама решила скрыть наше еврейство и выдавала нас за венгров-католиков из сельской местности. Будучи четырёхлеткой,  я не знала, что я еврейка и почему мы прятались вплоть до окончания войны. Мама работала горничной у скрипача-цыгана и его жены немки, которые поверили в её историю. Эта пара регулярно развлекала немецких солдат в своей квартире. Однажды, незадолго до окончания войны, меня в доме увидел немецкий солдат и сказал хозяйке, что я, должно быть, еврейка. Услышав это, мама в ту же ночь собрала наши скудные пожитки, и мы ушли. После войны маме предложили стать управляющей магазином табачных изделий, а я пошла в школу и до Венгерской революции 1956 года, помимо общеобразовательной школы, занималась музыкой. К этому времени мама решила покинуть Венгрию. Ожидая переезда в Канаду, мы жили в австрийском лагере беженцев, где я встретила Джорджа. В сентябре 1957 года мы поженились в Вене и после свадьбы прилетели в США. Мы жили и работали в Лос-Анджелесе, пока я не ушла на пенсию и не переехала в Санта-Барбару. У нас есть сын, который живёт в Лос-Анджелесе.

История каждого человека, пережившего Холокост, уникальна и никого не оставляет равнодушным. Центр помогает людям всех возрастов не забывать о событиях прошлого. Центр стал родным домом для многих людей, где они имеют возможность изучать языки, читать, заниматься йогой, развлекаться и получать ланч.

Продолжение см. http://www.proza.ru/2018/09/22/51

         


Рецензии
В Ваших репортажах,Алла, подкупает Ваш искренний интерес не только ко всем вместе. но и к каждому в отдельности. Это передаётся и читателю.
Я никогда не уделяла особого внимания национальности, мне всегда в человеке были важны его человеческие качества. Однажды в моём классе были дети 11 национальностей. Ну и что?

Спасибо Вам за интересные рассказы о человеческих отношениях.

С уважением -

Анна Алексеевна Золотовская   09.04.2021 14:41     Заявить о нарушении
Нет сомнений в том, что Ваша позиция, дорогая Анна, самая разумная и цивилизованная. В СССР мне пришлось вплотную столкнуться с национальным вопросом. Я прошу Господа, чтобы Он дал ещё несколько лет жизни, чтобы я успела написать мемуары о своей жизни. В Калифорнии я постоянно поражаюсь тому, что евреи совершенно открыто говорят о своих национальных праздниках и обычаях в нееврейской аудитории, и слушатели воспринимают эту информацию с интересом. Я не знаю, как обстоят дела по всей стране, но в городах, где мне довелось близко общаться с местными жителями, я наблюдала именно эту картину.
Большое спасибо.
С признательностью,

Алла Валько   09.04.2021 23:25   Заявить о нарушении
Конечно, мемуары о своей жизни , дорогая Алла, Вам надо написать обязательно.
Надо успеть! Как говорит моя дочь МНЕ в таких случая," вот и появилась причина жить долго".
С улыбкой -

Анна Алексеевна Золотовская   10.04.2021 23:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.