Миропольский Л. С

МИРОПОЛЬСКИЙ ЛЕОНТИЙ СЕМЁНОВИЧ
1749 – 1819

Леонтий Семёнович, родился в семье потомственного казака в станице Миропольская Белгородской губернии Малороссии (нынешняя Украина) в 1749 году. Отец Леонтия связал свою судьбу с кожевенным производством и работал в артели сапожников, которая каждый год выезжала на различные ярмарки Малороссии, в том числе и в Полтаву, где Леонтий очевидно и познакомился с семьёй Дмитрия Левицкого.

С раннего возраста Леонтий проявлял способности к живописи, и отец, судя по всему, не препятствовал развитию живописного таланта сына. Возможно, именно по совету Левицких Леонтия определили в полтавскую иконописную мастерскую. Где он получил первые навыки живописного мастерства.

В 1771 году Дмитрий Левицкий занимает должность руководителя портретного класса Императорской академии художеств, и он сразу вызывает в Петербург Леонтия Миропольского, который стал одним из талантливых его учеников.

Пребыв в Петербург, Леонтий поступает в Императорскую академию художеств в портретный класс Дмитрия Левицкого на казённый счёт. В то же время Левицкий помогает начинающему художнику, своему земляку, получать заказы по оформлению петербургских церквей. Известно, что он писал образа для Андреевского собора в Кронштадте.

Уже в 1779 году Миропольский был удостоен звания «назначенного» в академики. После этого художник стал получать многочисленные заказы от Академии на выполнение портретных и иных работ.

Только спустя 15 лет в 1794 г. Леонтий Семёнович получил звание академика, за портрет адъюнкт-ректора Г.И. Козлова.

Имя Г.И. Козлова удивительным образом переплетается в судьбе Левицкого и Миропольского.

В 1769 году за портрет художника руководителя класса исторической живописи Г.И. Козлова с женой Левицкий получил своё первое академическое звание — «назначенного». А 25 лет спустя за портрет того же Г.И. Козлова, его ученик получает звание академика.
Миропольский получает задание на академическую работу исполнить портрет профессора Г.И. Козлова в 1786 году.
Ряд исследователей склоняется к версии, что восьмилетний срок исполнения академического задания был связан с тем, что портрет Г.И. Козлова Миропольскому не удавался и его окончательная редакция принадлежит Левицкому. [1]

Леонтий Семёнович был не только хорошим иконописцем и портретистом, но и незаурядным копиистом. Так из всех прижизненных портретов М.В. Ломоносова (1711 – 1765), до нас дошёл всего лишь один кисти австрийского художника, приглашённого в Россию в 1750 году вице-канцлером М.И. Воронцовым (1714 – 1767), Георга-Гаспара Преннера (1720 - 1766), написанный им в 1757 году, в копии Миропольского.
После смерти М.В. Ломоносова этот портрет находился у его дочери Елены Михайловны Ломоносовой (1749 – 1772), который после её свадьбы в 1766 году с Алексеем Алексеевичем Константиновом (1728 – 1808) перешёл во владение семьи Константиновых.
Очевидно в 1783 году Е.Р. Дашкова (1743 – 1810) обратилась к Левицкому с просьбой написать копию с известного портрета Ломоносова для Академии наук. Тот в свою очередь предложил исполнение этого заказа одному из своих лучших учеников Миропольскому. В связи с этим Дашкова даёт своей канцелярии поручение:
«Отдать живописцу Миропольскому взятый у Константинова портрет покойного Ломоносова и, когда он с оного копию снимет, то ему 35 руб. заплатить, и поставить оный в Конференц-зале, а оригинал Константинову возвратить. К. Дашкова».
Местонахождение оригинала портрета в настоящее время неизвестно.

Влияние Дмитрия Левицкого на творчество Миропольского особенно хорошо видно в портрете графини Александры Васильевны Браницкой - урождённая Энгельгардт, известной как Санечка (1754 - 1838) - племянница и любовница Григория Потёмкина (1739 – 1791), супруга коронного гетмана Польши Ксаверия Браницкого (1730 – 1819).
Сравнивая этот портрет с двумя другими: портрет Агаши кисти Левицкого (1785) и графини Браницкой (1781) английского живописца Ричарда Бромптона (1734 – 1783), видно как Миропольский видит модель сквозь призму творчества своего учителя. Его Браницкая, это повзрослевшая Агаша Левицкая, нежели модель Ричарда Бромтона.
Ещё более усиливается ощущение этого влияния, если сравнивать портрет Александры Васильевны работы Миропольского с её портретом (1793) кисти австрийского художника Джузеппе Грасси (1757 – 1838).
Предполагается, что Миропольский писал портрет Александры Васильевны между 1781 (когда был написан портрет Бромтоном) и 1793 (портрет Гарсси). Но если на портрете Грасси, мы видим то же лицо, но более зрелой женщины, то на портрете Миропольского мы видим совершенно иной тип лица, который не соотносится ни с портретом Бромонта, ни с портретом Грасси.
 
Учитывая это влияние Левицкого на творчество Миропольского, с очень высокой степенью вероятности можно допустить, что в работе лучшей его картины – портрет Г.И. Козлова, - это влияние вполне могло перерасти в прямое участие. 


[1] Сам Левицкий исполнил академическое задание всего за год (портрет ректора Императорской академии художеств А.Ф. Кокоринова) и был удостоен звания академика.


Рецензии