Мои переложения. Николай Шемякин. Барсук и бык

Как барсук быка съел

В пади Лапочкина, что совсем рядом с Читой, растут высокие сосны, упоительно пахнет смолой и хвоей. Слышен звон подойников, весёлые голоса доярок. Солнце стоит высоко и знойно золотится. В долине пасутся коровы, а тайга плывёт в синем мареве…
Вечером молодой пастух пригнал стадо.
- Куда девался пёстрый бычок? – сетовал он, пересчитывая коров и молодняк. Он кликнул доярок и мужиков, но сумерки прожорливо накрывали падь, и поиски решили отложили до утра.
Коровы мычали и вели себя беспокойно. Я чувствовал, что здесь что-то неладно, и утром отправился вместе с пастухами. Бывалый охотник, я зорко оглядывал местность и шёл не спеша. Неожиданно на закрайке леса я увидел бугрившуюся пёструю тушу, рядом с ней крутился жирный зверёк. Я побежал к туше наперерез, отсекая зверька от спасительного леса.
Заметив меня, зверёк бросился в сторону, но бежал он медленно, видимо, обожрался мяса. Настиг я его быстро. Был он не очень большим, но резвым и ловким. Ружьё я оставил дома, в руках даже палки не было. А взять зверька голыми руками – на дурака рассказ. Дело было безнадёжное. Зверёк резко разворачивался и, оскалившись, бесстрашно набрасывался на меня. Я отступил, и он, похрюкивая, скрылся в лесу.
Разочарованный, я вернулся к туше и остановился поражённый! Бычок был весь изодран и изъеден, потрохов не было. Даже не верилось, что такой маленький зверёк может съесть так много. Наверное, бычка задрали волки, а зверёк набрёл на тушу потом… Подошли пастухи.
- Барсук съел быка! – уверенно сказал самый старый из них. – Он на него лежачего напал, ночью, тащился вместе с ним до тех пор, пока не изодрал. Барсук – это такой паскудник!
Пастух, видимо, имел какой-то давний счёт на барсука. Ночью он взял ружьё и ушёл к туше, а утром пришёл с застреленным барсуком. Так я впервые увидел барсука, который обитает в степном и лесостепном Забайкалье. На севере он не живёт, потому я не встречал его в детстве…
Однажды я охотился на уток вдоль реки Монгой за Яблоневым хребтом. Ездил на мотоцикле и затаборился в лиственничном колке у самой реки. Вечером подъехали на машине два охотника-туриста, остановились недалеко от меня, поставили красивую палатку. Культурно отдыхали. На вечернюю зорьку мы пошли вместе. Настреляли довольно много уток.
Рано утром я завтракал у костра и любовался природой. Неожиданно ко мне подошли мои соседи. Один из них недовольно сказал:
- Кто-то из-под нашей машины уток утащил. Не видели?
Ничего себе! Я насторожился. Кто бы это мог быть? Но никакого шума я ночью не слышал. Мужики отправились на утреннюю зорьку, а я остался и, решив выследить вора, стал изучать окрестность.
Недалеко от машины, в густых кустарниках, я обнаружил разноцветные перья и недоеденную голову утки. Присмотревшись, увидел следы барсука.
Вернулись мои соседи, я повёл их в кустарники.
- Вот проказник! – изумлялись они и виновато отводили от меня глаза.
Что делать? Я привязал к ногам битых уток по пустой консервной банке и оставил под машиной. Соседи мои повеселели. А ночью они услышали звон банок и выстрел. Так я застрелил воришку-барсука…
Была ещё одна встреча. Как-то охотился на реке Конда в Бурятии Стрелял уток, ловил рыбу. Однажды пришёл с охоты и начал готовить завтрак. Вдруг послышались людские голоса и визг собак. Вскоре из леса выехали два охотника на лошадях, а вслед за ними выбежали два крупных охотничьих пса. Хвосты у них были опущены, как будто после большой собачьей драки. В одном из охотников я узнал старого знакомого – Козулина.
- Коля, ты посмотри на собак! Какая теперь охота? Только рёв начался, а собаки уже никуда не годные! – взволнованно начал рассказывать Козулин, спешиваясь около костра.
Морды собак были расцарапаны и в крови. Они поскуливали и виновато смотрели на хозяев.
- На барсука напали! – тоже огорчённо сказал второй, совсем молодой, охотник, привязывая лошадь к стволу дерева.
Оказывается, неопытный пёс, которого в первый раз взяли на изюбриный рёв, нашёл большую нору и вытащил оттуда полусонного барсука. Но барсук быстро очнулся и стал храбро защищаться. Он злобно кусал собак, переворачивался на спину и разрывал собачьи морды острыми когтями.
- Ты бы видел, Коля, что творилось! – уже смеясь, рассказывал Козулин. – Собаки-то не могли взять барсука, мы спрыгнули с коней и давай охаживать паскудника палкой, конечно, и собаке досталось… Какая теперь охота, пропал сезон, надо собак лечить. Хорошо, что глаза у них ещё целые, а ведь барсук мог бы и глаза им повырывать.
Умные собаки стояли в стороне и зализывали друг другу раны.
Тем временем молодой охотник отвязал от своего седла торок и, вытащив оттуда барсука, бросил на землю. Это был жирный и крупный самец. Две красивые полосы тянулись по обе стороны головы, нос был длинный и хищный. Я внимательно рассматривал его крепкие зубы и мощные когти на всех четырёх лапах.
- Да, такого просто так не возьмешь, - сказал я и пригласил огорчённых охотников чаевать.

.................................
© Н. Е. Шемякин. Сюжет, 2000
© В. Б. Балдоржиев. Литературное переложение, 2000


Рецензии