Судьба жены без вести пропавшего

«Каждую минуту я жду своего супруга. Когда увижу седого мужчину, всегда думаю, если бы с ним не случилась беда, наверное, он тоже был бы таким седым...»
        Женя Мовсесян, супруга пропавшего без вести, г.Гадрут, Арцах

- Женя, согласны ли вы, любить и быть любимой, в добром здравии и в болезни, в радости и печали... взять в законные мужья Жору…

- Да. Я согласна. Клянусь любить… - выдохнула девушка.

- Согласны ли вы, Жора, любить, хранить и оберегать, защищать и строить ваш семейный очаг, поддерживать во всем свою жену, быть ей надежной опорой... взять в законные жены Женю…

- Да. Я согласен. Клянусь любить…- сквозь шум в ушах услышала она голос своего любимого, стоя с ним в ЗАГСЕ райцентра Гадрута.

Шёл 1970 год. Люди жили в период развитого социализма и верили, что вот-вот, скоро наступит коммунизм...

Не знала тогда Женя, что Богом ей и Жоре было отпущено жить в любви и согласии всего 20 лет. Даже в страшном сне не могла она представить, что в одночасье потеряет своего любимого, и официально получит страшный статус – «жена пропавшего без вести»...

Родилась Женя в 1952 году в с.Тагот Гадрутского района. Вышла замуж за Жору Мовсесяна, жителя с.Караглух того же района. Женщина всегда с улыбкой воспоминает момент, когда заведующая Гадрутским ЗАГСом с удивлением обнаружила, что фамилия и отчество у неё и Жоры совпадают, и недоверчиво, с подозрением спросила, не брат и сестра ли они. Родились у них трое детей: Жанна в 1971 году, Тигран в 1972 году и Виген в 1977 году.
Жора работал водителем, возил газ и хорошо зарабатывал. Сама Женя – агрономом. Муж любил её, носил на руках, выполнял все её желания. Каждый год они ездили на курорты бывшего Союза. Первый автомобиль марки «Москвич-412» в Гадруте был у них. Женя до сих пор помнит его государственный номер: 97-98 АЖГ. Иметь автомобиль этой марки в то время считалось роскошью...

А потом началась война. 15 декабря 1991 года Жора пошёл на пост... Не вернулся в день своего рождения...

В тот день во время боя в местности Караглух без вести пропали 4 человека...

Я приехал в Гадрут, нашёл квартиру тикин Жени. Старое двухэтажное здание. Квартира на первом этаже. Предварительно я позвонил и предупредил её, что хочу приехать, чтобы написать статью...

Сижу в уютной комнате двухкомнатной квартиры тикин Жени и внимательно слушаю её. На балконе видны заготовленные на зиму дрова.

Женщина сидит на диване и рассказывает о своей судьбе, по которой война прошлась своими тяжёлыми гусеницами...

- Дети выросли, каждому из них я дала высшее образование. Сын служил в Советской Армии, после демобилизации сразу же записался в Армию обороны (АО). Дочь к тому времени закончила институт, также вступила в АО, служила связисткой.

Вначале в Гадруте был военный госпиталь, и я работала там санитаркой, ухаживала за ранеными. Видела смерть. Я решила стать донором. С июня 1992 года начала давать свою кровь раненным солдатам. А потом я заболела раком. Лечение моё длится годами. Лежала в больницах, приняла курсы химиотерапии. Бог видит, что я помогала раненым, теперь он мне продлевает жизнь... - тихо рассказывает Женя.

Из неторопливого разговора женщины я узнал, что пенсия её составляет 56000 драм ($1 – 482 драм, - прим. АВ), она инвалид 2-ой группы. Два года, как получает 60000 драм за потерю супруга. Много денег идёт на лекарства. Живёт одна, так ей спокойней. У детей свои семьи, но постоянная связь с ними есть – то она идёт к ним, то дети и внуки навещают её. Первого её внука назвали в честь деда – Жорой...

На столе я увидел круглый испечённый хлеб. Поймав мой взгляд, тикин Женя улыбнулась, подошла к столу, взяла в руки этот хлеб, из серванта достала пачку зелёного чая и говорит:

- Во время войны наш гадрутский парень был тяжело ранен. Все думали, что он умрёт. Срочно нужна была кровь и я дала свою. Он выжил. После войны женился и уехал жить в Среднюю Азию. Так вот, этот парень приехал к своим родным в Гадрут, нашёл меня и дал мне этот хлеб и зелёный чай...

Вдруг она резко поменяла тему и, изменившись в лице, с тоской в голосе заговорила:

- Лучше быть женой погибшего, чем женой без вести пропавшего. После того боя был совершён обмен трупами. Нам дали три целлофана, в котором были две обожжённые ноги, голова, и несколько непонятных фрагментов человеческого тела. Выкопали одну общую яму, положили эти фрагменты в три ящика и закопали на Гадрутском кладбище...

От чая и кофе, которые любезно предложила мне тикин Женя, я отказался. На душе у меня было тяжело. В который раз замечаю, что люди, находясь в такой ситуации, как наша героиня, никого не проклинают, не ропщут на судьбу, а тихо, спокойно несут по жизни свой крест.

Возвращаясь из Гадрута, на полпути, я сделал себе привал, чтобы спокойно выкурить сигарету.

В ушах у меня звучал тихий голос моей собеседницы: «Каждую минуту я жду своего супруга. Когда увижу седого мужчину, всегда думаю, если бы с ним не случилась беда, наверное, он тоже был бы таким седым... Почему он не рядом со мной? Зимой сидели бы с ним около печки... У детей своя судьба, свои семьи... Я сейчас чувствую себя очень одинокой...»

Август 2018 г.


Рецензии
Да, грустная история!
Я бы сказал- печальная судьба людей с большой буквы!
Спасибо, за увековечивание благородной истории жизни Жени Мовсесян и её мужа Жоры!

С пожеланиями добра и мира!

Ион Жани   07.02.2019 14:37     Заявить о нарушении
О таких людях надо писать, чтоб другие читали и знали о них... Спасибо.

Альберт Восканян   07.03.2019 00:29   Заявить о нарушении