Без вины виноватые

Отзыв на спектакль "Без вины виноватые" (Малый Театр, 1985)
К пьесе Островского "Без вины виноватые" я питаю давнюю и нежную любовь, поэтому к её постановкам я отношусь трепетно. Пересмотрела все, какие только сумела найти в записи. На данный момент эталонным считаю спектакль Малого Театра (1985 год), постановку В.Хохрякова и А.Бурдонского с Элиной Быстрицкой, Александром Овчинниковым и Борисом Клюевым. Это старый спектакль, возможно, не все его видели, и я буду рада, если кто-то заинтересуется и захочет посмотреть. У этой постановки много достоинств.
Во-первых, главная героиня - настоящая Кручинина, сильная духом, благородная женщина, способная пережить свои потери и начать новую жизнь, не ожесточившись, не возненавидев. Вот это главное. Страдают все, не все остаются людьми.
Во-вторых, Божий Промысл, незримо направляющий героев навстречу друг другу, действующий так, что из человеческой подлости и глупости рождается истина. Это, товарищи, высший пилотаж.  Не было бы счастья, да несчастье помогло - в этом заключена вся суть мелодрамы.
В-третьих, действие постоянно "на грани", постоянно держит в напряжении: один неверный шаг и... Что предпримет Муров, видя, что его угрозы не подействовали? Что имеет в виду Незнамов, когда говорит, что сумеет наказать себя за глупую доверчивость? Исполнитель этой роли в театре Ленсовета Антон Багров считает, что после монолога о матерях, бросающих своих детей, он застрелился бы, и это похоже на правду.
В-четвертых, гениально, клянусь, гениально показано "пошлое зло" в лице Коринкиной и Миловзорова.Люди даже не осознают, что они сволочи и подлецы, они просто так живут. Сделал гадость - на сердце радость. У Мурова, по крайней мере, шкурные интересы, которым может повредить скандал, а у этих что? Кручинина все равно скоро уедет, она не вытеснит Нину Павловну и никак не угрожает ее положению - ту просто сжирает зависть.
В-пятых, мистика. Буквально щепотка, но как искусно ею приправлена пьеса! Как! "Галлюцинации" Кручининой - сама она приписывает их чрезмерно развитой фантазии, а зритель сразу чувствует - здесь что-то не так. За семнадцать лет забывается любая потеря, а мертвые уходят так далеко, что уже не тревожат живых. Героиня думает о своем сыне, живо представляет его себе - и в этот момент распахивается дверь, и без стука входит Незнамов.
Начало пьесы - молоденькая Люба Отрадина и ее любовник. Великолепный диалог: Муров пришел сообщить, что они расстаются, а Люба настолько верит ему, что вкладывает в его слова противоположный смысл (он говорит об обязанностях перед матерью, от которой зависит материально, она же понимает это как обещание помнить об обязательствах перед ней и сыном). Она вообще очень доверчивый, искренний и прямой человек, и сын на нее похож, отчего и наступает на те же грабли (верит тем, кому верить нельзя ни в коем случае).
Сыграна эта сцена Быстрицкой и Клюевым так, что забываешь о возрасте актеров, которым уже поздновато играть двадцатилетних, забываешь обо всем. Остается только один вопрос: что она в нем нашла?? Каким образом образованная, умная девушка с сильным стержневым характером влюбилась в пошлого, трусоватого юношу, не стоящего доброго слова?
Сцена с Незнамовым целиком построена на нюансах. Он входит с развязным видом, держа одну руку в кармане, потом вынимает ее оттуда, потом - встает, когда встает Кручинина. Видно, как он постепенно проникается уважением к собеседнице и как у него пропадает желание дерзить.
"Позвольте мне у вас руку поцеловать?" - Кульминационный момент. Кручинина, тоскующая о сыне, внезапно остро чувствует одиночество этого чужого парня, его неприкаянность, испытывает к нему нежность - и Незнамова, что называется, пробивает. Коротнуло, прорвало и понесло. "Что вы, что вы! За что?" - севшим голосом (горло стиснуто судорогой, того гляди заплачет). И выскакивает Незнамов из номера Кручининой опрометью, с быстротой, говорящей о боязни не справиться со своими чувствами.
В финале спектакля есть еще один " момент истины": Кручинина хочет погладить сына по голове и останавливает руку, судорожно стискивая пальцы, словно хватая воздух. Этот жест без слов говорит, что она еще до конца не верит в случившееся чудо, боится, что её Гриша сейчас развеется как фантом. У меня слезы брызнули в эту секунду. Боже, какая актриса!
При чтении пьесы мне всегда казалось, что симпатия Кручининой к Незнамову (до встречи с Галчихой) объясняется тем, что она невольно видит в нем сына. Как если бы он был её Гришей, вырванным из небытия силой её тоски, или душа её ребенка жила в этом парне. В спектакле Малого Театра, поскольку в 1985 г в СССР мистика была не в моде, этот момент воплощен через внешнее сходство Быстрицкой с Овчинниковым - он немного похож на нее и сложением, и чертами лица, вписывается в тот же тип.
Отлично сыгран и переход Незнамова от отчаяния к надежде. Он, конечно, не дама, чтобы лишиться чувств, но... на что он рассчитывал, устраивая скандал? Высказаться и громко хлопнуть дверью. Из театра его бы выгнали на следующий же день, ни антрепренер, ни губернатор не простили бы ему такого безобразия. И что же дальше - бродяжничество, этап, острог? Лучше и правда пулю в лоб, тем более  что ничего хорошего в его жизни нет и не было.
Этот спектакль - как глоток чистой воды.Такая тоска по психологическому театру, нормальным человеческим чувствам, истинным ценностям, нормальной актерской игре, без ломания и кривляния, которое почему-то считается остромодным.
Блестящая режиссерская работа (В.Хохряков, А.Бурдонский). Великолепная актерская игра. А.Овчинников чуть излишне красив и романтичен для Незнамова (ведь этот юноша умен и зол не по годам), но в целом верибелен. Быстрицкая неподражаема. Клюев-Муров отвратителен настолько, что руки чешутся кинуть в него чем-нибудь.
Нельзя не отметить удачную работу В.Хохрякова - Дудукин в его исполнении очень симпатичный, располагающий к себе, неудивительно, что Кручинина с ним разоткровенничалась. И еще у меня есть некоторые претензии к финальному монологу Незнамова - в спектакле он "чувствительный", со слезой, а ведь на самом деле он страшный. И не надо забывать, что Незнамов при этом пьян в той степени, когда нестерпимо хочется набить кому-нибудь лицо. Зато А.Овчинников отлично решил мизансцену с Шмагой - когда он его обнимает. Одно это судорожное объятие (напуганный Шмага какое-то время стоит руки по швам) показывает, как Незнамову плохо и одиноко, как он отчаянно нуждается в душевном тепле.


Рецензии