Оскорбление - от слова скорбь

Однажды я навещала могилу бабушки (она похоронена в родном селе) и обратила внимание на памятник с фотографией десятилетнего мальчика. Родственники мне рассказали, что этот четвероклассник покончил с собой по вине учительницы - она его невзлюбила и оскорбляла. Что мальчик мог ей противопоставить? Это же был советский мальчик, в СССР было не принято приходить в школу с оружием и чинить расправу. Ребенок безуспешно искал выход из невыносимой ситуации и нашел его - в самоубийстве, поскольку бессильный гнев - реакция на оскорбление - неизбежно превращается в аутоагрессию.
О-скорб-ление - от слова "скорбь", что означает "страдание". Оскорбитель хочет заставить нас страдать, чтобы насладиться властью над другим человеком, над его чувствами и самой жизнью: захотел - и причинил боль, довел до инфаркта, инсульта или онкологии, а то и до суицида.
Феликс Дзержинский в молодости, как многие юноши, писал стихи. В ссылке он прочитал свои вирши товарищу, тоже ссыльному революционеру - Льву Троцкому, а тот спародировал их, зарифмовав возвышенное слово "кохана" (любимая) с "ванна": "О моя кохана, как мне потребна ванна!" - ссыльные маялись от вшей, так как жили в грязных крестьянских избах. Наверное, стихи были слабые, подражательные и не произвели впечатления на будущего Льва Революции, который мнил себя интеллектуалом, но будущему Железному Феликсу они были дороги, и собеседнику ничего не стоило выразить свое мнение более доброжелательно и деликатно, не осмеивая романтических порывов товарища. Дзержинский был оскорблен, он вообще был пан гоноровый - шляхтич, что вы хотите. Всю жизнь он ненавидел Троцкого и был его последовательным противником.
Когда будущий маршал Буденный был солдатом драгунского полка, психопат-офицер заставил его плясать, стреляя под ноги из револьвера. Не хочешь получить пулю - пляши. Буденный не забыл этого десятки лет спустя, когда был всеми уважаем и знаменит. Он был образцовым солдатом, Георгиевским кавалером, он любил армию и военную службу, верой и правдой служил Российской империи - и был очень обижен на армию и империю, которые так благодарят своих героев и позволяют золотопогонным выродкам так их оскорблять. В этом разница между оскорблением и обидой: оскорбление - это нападение врага, который не может убить, руки коротки, поэтому убивает словом, а обида (от "об-видети" - "не заметить, проявить слепоту") - это когда мы обмануты в безопасной привязанности. Когда нас больно укусил кто-то свой, кому мы доверяли. Или не поддержал, не защитил, как Буденного не защитили от своего сослуживца-садиста другие офицеры полка, представлявшие ту самую армию, которую Семен Михайлович считал родным домом. Впоследствии они горько пожалели об этом, как вы понимаете. Как и другой офицер, чьи слова "Господин солдат!.. Да помилуйте, какой же он к черту "господин"? Он был и останется свинопасом, не более чем сознательной скотиной!" - Семен Михайлович как-то случайно подслушал. "У меня душа рванулась от обиды, мне как в лицо плюнули", - так эмоционально старый маршал Буденный рассказывал об этом эпизоде много лет спустя. Таково свойство оскорблений - они не забываются. Поэтому для христианина грех против ближнего - как причинение вреда действием, так и оскорбление - является одним из самых тяжких грехов. Ведь мы не знаем, "как слово наше отзовется", достаточно ли у человека сил и ассертивности, чтобы пережить этот удар.
И своих сил мы тоже не знаем. Поэтому нельзя позволять бессильному гневу превращаться в смертельный яд. Некогда оскорбление смывали кровью на дуэли. Те времена прошли, Уголовный Кодекс не приветствует мстительность и кровожадность, но ничто не мешает нам отправить оскорбителя в бессрочный бан, в черный список, а при личном общении сказать: "Вы оскорбляете меня. Я понимаю, почему вы это делаете: вы - ущербный человек, получающий удовольствие от чужой боли. Но этот номер не пройдет, со мной так нельзя!"
"Я-общение" тут совершенно неуместно. В автобусе мы говорим хаму "Вы толкнули меня", а не "Я потерял равновесие"! Оскорбитель отдает себе отчет в том, что делает, и в том, что мы чувствуем, не нужно вступать с ним в диалог. Вполне достаточно слов "Вы оскорбили меня, я не позволяю так со мной обращаться" - и разрыва контакта.



 


Рецензии