В память о Самарском Воскресенском соборе

               
                Собор

   Сбор денег на строительство собора во имя Спаса стало делом всенародным. Богачи соединились с бедняками в едином порыве служения Вере, Царю и Отчеству: кто давал тысячи, а кто медный грош. Дворянин и купец, мещанин и лавочник, крестьянин и грузчик были объединены великой любовью к спасенному  Государю, к великой России. Как им был нужен храм!
    9 апреля 1866г. было получено высочайшее соизволение на строительство  собора.(ГАСО,Ф.153,оп.36,д.1000,с.48) На другой день из городской казны было выделено 15 тысяч рублей на это великое дело, а 17 апреля, в день рождения государя, было освящено самое высокое место города, место будущего храма на площади, получившей название Соборная.
      Был создан строительный комитет, в состав которого вошли: председатели преосвященный Герасим, губернатор Камергер  Двора Его Императорского Величества Действительный Статский Советник Б.П.Обухов, а также члены городской Думы: Голова  В.Е. Буреев, пятеро гласных городской Думы первого созыва купцы Е.Н. Шихобалов, П.М. Журавлев, И.М. Плешанов, А.М. Горбунов, А.Е. Надысев, протоиерей Халколиванов, старший советник губернского правления Громов и губернский архитектор Муратов. Обязанности казначея были возложены на Е.Н. Шихобалова. Начальная смета составила  160 тысяч рублей. Профессор архитектуры Э.И. Жибер составил проект собора, вместимость которого должна была быть  две с половиной тысячи человек.    Строительство началось 25 мая 1869г. Первый камень заложил Государь Император Александр II Николаевич.
   Городская Дума 18 мая 1871г. своим постановлением сформировала  соборную комиссию, избрав ответственным строителем храма Е.Н. Шихобалова. Надзор за постройкой был поручен архитектору Теплову.
   Собор строился 25 лет по старинным русским технологиям: использовались для прочности яичные желтки, известь гасилась в ямах десятки лет. Для фундамента собирали и обтачивали валуны, сохранившиеся с ледникового периода. Для строительства собора приглашались  лучшие русские мастера.  Участвовать в этом благородном деле считалось почетным долгом каждого гражданина России. Казанская городская управа рекомендовала специалистов по столярному делу  Сергея Парфеновича  Лоскутова и Терентия  Александровича Будылина. Они изготовили пять наружных входных дверей резных полированных из темного мореного дуба, три внутренних сосновых двери и четыре меньших размеров. Мастер Белоусов из Палеха по рисункам архитектора А.А. Щербачева расписал стены храма.  Три иконостаса резных и золоченых выполнил  мастер Бычков. Ювелир Алексей Акимович  Овчинников в Москве сделал соборную церковную утварь: бронзовую, золоченую с эмалью и серебряную. Купец Д.В. Кирилов на свои деньги отлил в Москве 880 пудовый колокол, который был поднят в октябре 1893г. на колокольню.
   Кафедральный Воскресенский собор во имя Спасителя с пределами во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, Святого Иосифа  Песнопевца и в нижнем этаже во имя  Алексия Митрополита Московского и всея Руси, небесного покровителя города Самары был открыт и  освящен в 1894г.  На торжествах присутствовал молодой Император Николай II с  супругой Александрой Федоровной. Это был один из его первых выездов после коронации. Самара ликовала. Собор высотой 79 метров ( с колокольней) был виден в ясную погоду за 80 верст. Пассажиры волжских пароходов высыпали на палубы, чтобы посмотреть на самарское чудо:  золоченые купала, белые стены и зелень соборных садиков. Как здесь не вспомнить слова Владимира Семеновича Высоцкого:"Купала в России кроют  чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал". И Господь заметил Самару - началась эпоха ее расцвета. Собор  стал душой города, символом  могущества и величия "русского Чикаго", архитектурной доминантой Самары.
   Вся жизнь города проходила через собор: в нем крестили, венчали, отпевали. Здесь оплакивали жертвы  русско-японской войны, читали анафему "зеркалу русской революции" графу Льву Николаевичу Толстому, молились за победу в 1914г.
  Художник Ю.Н. Малиев вспоминает:" Соборная площадь чем-то напоминала заволжскую степь, из которой неожиданно вырастал гигантский каменный массив собора.  Церковь венчалась двенадцатью главами, окрашенными в цвет июльского неба. На центральном купольном своде и четырех главах  сияли восьмиконечные золотые кресты. В собор вели пять высоких крылец по два с восточной и западной  стороны и одно с севера. Подъем на них шел по каменным широким лестницам в двадцать ступеней каждая".
   Стоит заметить, что  существуют еще два таких же храма в Ревеле(Таллинне) и в Новочеркасске. Они были построены к 300- летию  дома Романовых и сейчас украшают эти города, две копии, два брата нашего собора. Правительство Эстонии  неправославной страны и  сами эстонцы,  протестанты, католики любовно охраняют собор в Таллинне и гордятся им. А вот нашему собору недолго пришлось украшать самарскую землю. Жизнь храма оборвалась чуть позже жизни Государя Николая Александровича и его семьи. Собор был закрыт большевиками в 1920г., осквернен и разграблен. Прихожане выносили и прятали иконы от чекистов, что было небезопасно.  Из всего разграбленного сохранились два колокола. Самый крупный колокол был увезен в Москву Большим театром, находившимся в Самаре в эвакуации в годы  Великой Отечественной войны. Второй по величине колокол является реквизитом Самарского театра оперы и балета. Он используется при постановке русских опер.
   Убивали собор пять лет: с 1930 по 1935гг, для чего была использована вся взрывчатка, предназначенная для строительства ГЭС.  Курировал процесс уничтожения первый секретарь Средне-Волжского областного — краевого комитета ВКП(б) Мендель Маркович Хатаевич. Он регулярно докладывал о состоянии дел  в Москву. Сталин торопил. Однако взорвать  собор сразу коммунист боялся, ведь рядом здание обкома и жилой дом для партработников. То что рядом находились жилые массивы, вряд ли останавливало ретивого функционера. Был разработан план постепенного разрушения. Ю.Н. Малиев рассказывает:" взрывали башенку за башенкой,  жители  вскакивали по ночам от страшных взрывов, но вспоминали, что идет "процесс" и  снова ложились спать. Утром дети бегали по улицам, лазили по  крышам, собирая разлетевшиеся во все стороны кирпичи с клеймами старых мастеров".Самарские жители говорят, что по домам ходил милиционер и предупреждал, чтобы не выпускали детей на улицу во время взрывных работ. А при взрывах в радиусе двух-трех кварталов от собора в домах звенели и вылетали стекла, как будто Господь хотел достучаться до  человеческих душ.  Самарцы плакали, прощаясь со своей  святыней.
    Ю.Н. Малиев так описывает последний акт трагедии:" Им осталось взорвать гигантскую  четырехъярусную колокольню. Ночной взрыв был ужасен. Яркая вспышка света, и эта громадина как ракета устремилась в ночное небо. Она взлетела примерно  на 20 метров и кусками рассыпалась по соборным садикам". Может быть это было первое испытание авиационной космической техники в Самаре, эдакая предтеча Юрия Гагарина. Кстати,  Божья кара настигла  рьяного коммуниста Хатаевича. 27 октября 1937 года  он был приговорён к смертной казни по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации и расстрелян в Москве.
   Большевики утилизировали  обломки храма.  Весь строительный лом был переработан в щебень, из которого советские умельцы делали железобетонные  блоки. Именно из этого святотатского материала был воздвигнут Дом промышленности, который с Божьей помощью постоянно разрушается. На сохранившемся  мощном фундаменте собора был построен театр оперы и балета, незабвенный памятник эпохи культа личности. Катакомбы и  подземные ходы под собором превратились в бомбоубежище для правительства в случае  сдачи Москвы в период Великой Отечественной войны.
   Самара без собора - уже не Самара.  И нам не услышать больше благовест колоколов на Соборной площади. Так давайте же помянем тех, кто вложил свою душу и сердце в строительство  русского собора. Они мечтали о процветании самарского края. У этих людей был  храм в душе.

 Он вышел на площадь в крестах,
В мундире из белого камня,
Один за Самару стоял
Как витязь из древних сказаний.

Погон золотых купала
Как солнца лучи сияли,
Гудели колокола,
Будили заволжские дали.

Последний солдат державы,
Последний ее солдат
Самарский собор кафедральный
Прощальный свой бил набат.

 А после земля дрожала,
И даже горел металл.
Взрывчатки им так не хватало,
И храм все стоил и стоял.

Напиток истории горек,
Российской же горек  вдвойне,
Замешан на крови и боли,
И на Гражданской войне.

Последний солдат державы,
Последний ее солдат
Самарский собор кафедральный
Прощальный свой бил набат.
 
 

   


Рецензии