Александра Николаевна Позднякова, стихи

АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВНА ПОЗДНЯКОВА

†††

Я ходила у моря,
Всё ждала я погоды.
В море, с ветрами споря,
Унеслись мои годы.

Уповала я долго,
Глядя вдаль, где сливались
Небо с морем, и молкло
Чувство горечи. Жались

Тесно к сердцу надежды,
Что однажды в той дали
Парус белый забрезжит —
Тот, которого ждали.

Управляет им смелый
Капитан умудрённый,
Средь ветров загорелый,
В их борьбе закалённый.

Вот он выйдет на берег,
Скажет: я тебя знаю,
Ты из тех, кто так верит,
Что я к ним приплываю.

И привёз я в награду
За надежды и веру:
Мудрость — сердцу отраду,
Чувствам свежести меру…

ПАМЯТИ Г.X.АНДЕРСЕНА

Притчами стали вы, сказки любимые,
Полные грусти, отваги, любви.
Образы вечно живые и зримые,
С нами по жизни шагаете вы.

Шепчет Солдатик слова ободрения
В трудную пору: «Крепись, старина!»
«Ты победишь в океане терпения, —
Слышишь Русалочку? — рядом она».

В силе добра человека спасение,
Только б хватало нам сил для борьбы!
Сказочник добрый своим убеждением
Нам помогает в дорогах судьбы.

†††

Вьётся тропинка, куда — неизвестно,
Что если взять да свернуть на неё?
Вдруг приведёт на волшебное место,
Вдруг там стоит доброй феи жильё?

«Что ты, опомнись! — звучит голос здравый, —
Что за ребячество, бредни в уме?
Вон он, твой путь, — вон дорога направо,
Прямо, утоптано, — это по мне…»

И, постояв чуть в раздумье недолгом,
Правой дорогой я дальше иду,
Думы направив со смыслом и толком,
Снова с собою беседу веду…

Вот ветерком потянуло по лесу,
Словно в тревоге сыр-бор зашумел,
Будто деревья зелёную мессу
Многоголосо справляли. И пел

Там, на реке на лесной, среди чащи,
Кто-то, должно быть, в своём челноке;
Чуден был голос тот, грустью звучащий,
Чётко звенели слова вдалеке:

«Всё же живёт там, в дворце изумрудном,
Добрая фея, и всё тебя ждёт, —
Только теперь туда путь будет трудным,
Скоро тропинка совсем зарастёт…»

†††

Зачем-то вышла за ворота,
Зачем-то в поле побрела, —
Как будто собралась кого-то
Встречать, забросив все дела.

Дошла до дальнего оврага,
Глядела долго-долго вдаль…
Пока росы вечерней влага
Алмазом не покрыла шаль.

…Кого ты ждёшь, о чём жалеешь?
Куда летит надежды тень?
Чем ты живёшь… иль только смеешь
Благословлять прошедший день?

МОЯ ФИЛОСОФИЯ

Бывает, что всё постыло…
Гляжу я тогда на небо;
Часто с душою унылой
Жду я, всё жду лучей солнца.

Хочется, чтоб пожалели, —
Тебя вспоминаю, мама…
Чувства чтобы не тлели:
Слушаю птичьи трели;

Друзья мои! — музыка, книги,
Легки с вами жизни сдвиги!
Также всегда за этим
Путь направляю к детям.

Грустно без нежной ласки? —
Ласка всегда с цветами!..
И очень люблю я сказки —
С любовью, с добром, с дарами!

М

Меня мечта моя манила —
Минувшей молодости миг, —
Мне мнилось море — мир мой милый,
Манящий музой, — многолик.

Мне мысль материей мелькнула!
Мечты мешают миру мчать
Могучих мощностей мерило —
Машин механике мигать.

— Мученье механизмом! Мрачный
Мир мертвечины, мир менял!
Мои мечты-молитвы — мачты —
Мощней металла материал!!!

†††

Зачем ушли те времена,
Когда дружить умели, —
Надеждой дружба скреплена —
Ей гимны, оды пели;

Зачем ушли те времена,
Когда любить умели —
Была любовь, как смерть, сильна,
А так любить всё ж смели!

Куда ушли те времена,
Когда за честь стояли
И знали, что она — одна:
Его, твоя, моя ли…

Как растеряли на пути
Понятия о правде,
Позволив злу на кон прийти,
Махнув на всё: вы правьте…

И только как-то сберегли
Мы крохи из наследства —
Должно быть, предки стерегли
Нам это наше средство.

Я вижу чуть заметный свет
Там, в глубине туннеля, —
Он двигается или нет?!..
Он — от меня?.. Ко мне ли?..

†††

Помню, детьми на разъезде мы жили
В доме у тётки, меж нив и полей.
В прятки, бывало, играть мы любили,
Прятались в ниве средь злаков стеблей.

О, как давно, как давно это было,
Но золотую пшеничную даль —
Море колосьев — душа не забыла,
Хоть и ношу уж старушечью шаль.

И чем быстрей наши годы уходят,
Тем всё отчётливей детства года,
Воспоминания водят нас, водят
Улицей прежней, где жили тогда.

Сердце уходит от памяти горькой,
Жить в вечной скорби не может душа,
Рвутся они за блистающей зорькой,
К проблескам радости, счастья спешат.

Дальше несёт меня памяти лодка:
Стой-ка, причалим вот к этим местам, —
Тут голос матери мягко и кротко
Не уставал петь и сказывать нам.

Вот этот дом, эти окна и двери,
Солнце лучи свои льёт в колыбель…
Как интересно! За край колыбели
Цепко держусь и качаюсь… Качель!

Спит безмятежно младенец в качели,
Песни, качаясь, сестрица поёт…
О, как давно эти песни мы пели…
О, как к ним память обратно зовёт!

†††

Снова безсонница,
Снова не сплю я,
Всё безпокоится
Сердце, тоскуя.

…То вдруг почудится
Звон колокольный;
То будто кружится
Кто подневольный,

Пригоршни снежные
В окна кидая,
Вихри кромешные
Прочь отгоняя;

То кто-то горестно
Будто вздыхает,
То словно боязно
Выть начинает…

— Где же хоронится
Дрёма, любезный?
Дай успокоиться,
Дай сон чудесный!

†††

Зачем желаний столько скрыто,
А исполнений им нет и нет?..
Зачем для счастья душа открыта,
Но там и тут на то — запрет.

Зачем так к радостям стремимся,
Но не даётся их нам найти;
Зачем, бывает, мы так стучимся
К тому, с кем нам не по пути;

Зачем нас убеждают с детства,
Что всё зависит лишь от себя?
Что у тебя ведь так много средства
Жить мирно, радуясь, любя…

Зачем у юности есть крылья,
Но часто некуда ей лететь.
Порой вокруг вас всё степь кобылья
И в ней не хочется вам петь.

И быстро молодость проходит, —
Едва начнёшь ты чуть понимать,
А тут и сила уж прочь уходит,
И немощь станет донимать.

Но глухо там, в душе усталой,
Тебе всё кто-то твердит-твердит:
Что в жизни всё же чудес немало,
Да вот не всякий разглядит;

Что и желаний столько сбылось,
Но нам всё больше и больше дай!
Что в счастьи сердце — бывало! — билось;
Являлась радость невзначай.

Что, значит, слабо мы стучали
В ту дверь заветную в те года;
А в детстве истину нам сказали,
Пусть рядом и жила нужда!..

И были крылья!.. Не сумели
Мы так, как надо бы нам, парить,
И зря над степью той мы не пели, —
В ней многие умеют жить!


Рецензии