Ступени времени. картина 24
Вахтанг Георгиевич – У нас в городе существует целый Научно-исследовательский институт
технологии электрических микромашин и многие наши выпускники по распределению попадают к
ним на работу. Поэтому я решил дать возможность представителям этого института самим
готовить себе кадры у нас на кафедре. Для этого я пригласил к нам на должность доцента
одного из молодых их научных сотрудников, который и возглавит у нас технологическое
направление и он же подберет почасовиков взамен вами приглашенных.
Саша – С моей точки зрения это неправильный шаг, технология микромашин нечто иное, чем
технология машин средней мощности, на заводы по производству которых, попадает большая
часть наших выпускников. Но, делайте как хотите. Я готов передать все наши наработки
приглашенному человеку.
В беседе с Аликом на эту же тему Саша заявил –
Саша – Да я всегда говорил, что стране не нужно большое количество расчетчиков и конструкторов
электрических машин. Нужны инженеры технологи электромашиностроения, которые от обычных
инженеров-технологов отличаются знанием методов изготовления, укладки и пропитки обмоток
разных типов и методов создания отдельных частей электрической машины из спрессованных
друг с другом тонких листов электротехнической стали. А в технологии микромашин эти
процессы автоматизированы и, по сути, выпадают из понимания заводского технолога. Такой
специалист в среднем электромашиностроении будет беспомощен.
Алик – А то что тебе придется поменять предметы преподавания, тебя не беспокоит?
Саша – Нисколько не беспокоит, я даже рад отойти от технологии. Надо осваивать вычислительную
технику и внедрять в наши предметы.
Алик – Тут на кафедру пришло предписание, касающееся всех преподавателей моложе 50 лет –
пройти курсы повышения квалификации по осваиванию использования вычислительной техники.
Каждый семестр кафедра обязана посылать на эти курсы по одному преподавателю, освобождая
его от аудиторной нагрузки.
Саша – Вот бы мне туда попасть. Не поспособствуешь?
Алик – Те, кому полагается их пройти, боятся, что плохо освоят и опозорятся на экзамене,
который предполагается суровым. Так что у тебя хорошие шансы.
Первым на курсы по освоению вычислительной техники каким-то
образом удалось направить Игоря, одного из своих
выпускников русского сектора и принятого на должность
лаборанта. Отец его, машинист электровоза, вернувшийся из
Сибири, куда был направлен на работу после окончания школы
машинистов и куда поехал с женой и сыном. Игорь плохо
владел грузинским языком, но Саша убедил шефа, что этот
парень очень способный и скоро сможет преподавать на обоих
языках.
Алик – Мы послали на курсы не преподавателя, а лаборанта Игоря, ссылаясь на то, что
оперативно перераспределить часы нагрузки преподавателя не удается. А с нового учебного
года большую часть твоей лекционной нагрузки, связанной с технологией, ты передаешь
переходящему к нам специалисту по технологии микромашиностроения и мы тебя направляем
на курсы.
Саша – Удачно складывается, как бы не сглазить.
Алик – Просто меньше попадайся шефу на глаза, вот и все.
Но назревали изменения и в личной жизни. Саше позвонила
Стелла –
Стелла – Папа, сейчас конец декабря, а в июне я заканчиваю восьмой класс, у меня сплошные
тройки. С такими отметками у нас в девятый класс не переводят, а направляют в ПТУ
(профессионально- техническое училище), а мне бы хотелось окончить среднюю школу и
институт. Забери меня к себе и я выправлю все отметки.
Саша – А как на это смотрит твоя мама.
Стелла – Она на этот раз согласна.
Саша – Хорошо, постараюсь в ближайшие дни прилететь, готовьте документы.
Анастасия – (узнав о просьбе Стеллы) Саша, Стелла в таком возрасте, когда девочке очень
нужна мать, тебе с этим не справиться. Давай я сама позвоню им и сообщу, что мы
отказываемся её брать.
Саша – Не знаю как ты, но я не собираюсь отказываться.
Анастасия – Саша, ты не представляешь, что ты на себя взваливаешь, а ведь у тебя есть и
вторая дочь и жена, с которой ты не разведен. Как они посмотрят на это?
Саша – Не знаю как, но Елене завтра же сообщу о своем намерении.
Анастасия – Что ж, поступай как знаешь, но на меня не рассчитывай.
Александр, в свою очередь, посоветовал Саше прислушаться к доводам
Анастасии, но принципиально возражать не стал.
Уже 2-го января Саша был в Москве, а 4-го они со Стеллой поездом
отправились в Тбилиси. На перроне тбилисского вокзала их встречал
только Алик.
По прошествии нескольких дней в разговоре с Аликом –
Саша – Как назло отцовская жена готовить не умеет. Поэтому мне приходится самому подключаться
к этому делу, а начинать всегда трудно. Требуется консультант, твоя жена вроде неплохо
готовит – можно я буду названивать ей с вопросами по кулинарии?
Алик – Звони, конечно. Уверен, что Ира с удовольствием возьмется тебя просвещать в вопросах
кулинарии. Поучать кого-то это её конек, так что не стесняйся, звони в любое время. А
дочек своих ты уже познакомил между собой?
Саша – Увы, нет. Как ты знаешь, к ним в дом я перестал ходить - не в силах молча выслушивать
колкости. Я узнал, что на прогулку в сад офицеров на Плехановском проспекте малышку
выводит нанятая для этой цели старушка. Я время от времени хожу туда инкогнито, и сидя на
соседней скамейке, наблюдаю за дочерью. В последний раз случилось так, что девочка упала,
я бросился её поднимать. После этого я представился сопровождающей её старушке и спросил
- будут ли они и завтра гулять тут. Сказал, что в этом случае я приведу старшую дочь с
целью познакомить девочек. Но больше в этом саду они не появлялись.
Как Ира не старалась, Сашины обеды Стелла оценивала
на 3, и только иногда - с плюсом.
Стелла – Папа, кончается третья четверть. А по геометрии меня еще не вызывали и я боюсь, что
четвертную отметку наш учитель поставит по результатам единственной контрольной, за
которую я почему-то получила 3, хотя и решила правильно.
На следующий день Саша нанес визит в школу и познакомился с
преподавателем математики -
Саша – Здравствуйте, я отец Вашей ученицы восьмиклассницы Стеллы, которая недавно перевелась к
вам из московской школы. Меня беспокоит что за всю четверть Вы ни разу её не опрашивали,
как же Вы собираетесь выводить ей четвертую отметку?
Педагог – Здравствуйте. Для вынесения отметки я могу воспользоваться результатом контрольной
работы, по которой она получила тройку.
Саша – Она утверждает, что решила правильно. Так почему тройка?
Педагог – Там у неё кое-что зачеркнуто,за грязь я и снизил.
Саша – И этой сниженной оценкой Вы собираетесь руководствоваться при выставлении четвертной
отметки? Разве такое разрешено инструкцией?
Педагог – Но ведь у неё и за две московские четверти стоят тройки. Почему Вы думаете, что в
Тбилиси учиться легче, чем в Москве.
Саша – Да, стоят. Но в этой четверти с ней занимался я и уверен, что её знания не ниже знаний
ваших отличников. И буду настаивать на назначении комиссии для оценки правильности
выставленных Вами оценок в этом классе.
Педагог – Вы намекаете, что у меня есть любимчики?
Саша – Просто меня смущает Ваше нежелание путем опроса убедиться в хорошем знании предмета
моей дочерью. Но что там может открыться при приходе районной комиссии, я не знаю.
Педагог – Ну так уж и районная комиссия!
Саша – Есть возможность настоять, чтобы ко мне там прислушались. Я не вижу причины для вашего
отказа проэкзаменовать Стеллу, ведь четверть еще не кончилась.
Педагог – А разве я отказываюсь?
Саша – Извините, если мне это только показалось.
Педагог – Завтра же её и проэкзаменую, хотя урока у меня в этом классе завтра нет.
Саша – Спасибо за понимание коллега, я ведь тоже преподаю.
Назавтра Стелле пришлось, сидя в учительской,
доказывать теорему и решать две задачи соответствующие
программе восьмого класса. С чем она, конечно, легко
справилась.
Еще работая на заводе, Саша как-то сдружился с Левой,
который работал в ЦЗЛ электрослесарем. И вот Лева
пришел к нему и попросил его помочь дочери
подготовиться к экзаменам в институт, где Саша и
работал на должности доцента.
Саша – (В разговоре с Аликом) Представляешь – приходит ко мне мой заводской приятель Лева и
просит меня помочь подготовиться его дочери к экзаменам к нам в институт. В его
представлении кандидату технических наук, да еще доценту, преподающему в ВУЗе, не стоит
большого труда, между делом, подготовить одиннадцатиклассницу по математике и физике к
экзаменам в ВУЗ. Ну как ему объяснишь, что это колоссальный труд, требующий огромной
затраты времени, что я и помнить-то не помню всех тонкостей тригонометрии. Откажешь –
обидится, ведь для него «доцент» что-то вообще великое, недосягаемое. Пришлось
согласиться.
Алик – Да ты просто с ума сошел. Тебе не вытянуть. Да и школьная физика теперь другая, не та,
что в твое время. Он, что не знает, что у тебя на руках восьмиклассница Стелла и её с
его дочерью вместе за учебники не посадишь. Да и времени осталось слишком мало.
Саша – Про Стеллу он знает.
Алик – Знает, и все-таки пришел с просьбой! А ведь умный парень.
Саша – Одна надежда на то, что его дочь настоящая трудяга, отличница, как он говорит. Алик,
пожалуйста, раздобудь мне один экземпляр сборника задач по математике, предлагаемых на
экзаменах в нашем институте в прошлом году.
Алик – Сборник не проблема, конечно же, достану. Кстати, как у тебя дела с дипломниками, ведь
кроме двоих своих ты ведешь и троих за одряхлевшего Николая Николаевича, которому 92 года.
Саша – Эта пятерка дипломников из Батумского филиала и держатся они вместе и работают вместе.
А живут в общежитии ТЭВЗа, так как проходили преддипломную практику на этом заводе. У них
все в порядке, дипломы будут готовы к сроку.
Со своей дочерью и дочерью Левы, Саша занимался по четыре
раза в неделю. Он садился во главе обеденного стола, а
девочки располагались от него по правую и левую руку. Когда
они решали (каждая своё задание) он заглядывал в их тетради,
определяя как идут дела и иногда напоминал им о
существовании той или иной теоремы или алгебраическом
приеме. Обычно этого хватало, чтобы они справлялись с
задачами.
Саша – (В разговоре с Аликом) Обе девочки очень мотивированы и мне не приходится их подгонять.
Математика идет отлично.
Алик – А как у вас с физикой? Или с другими предметами Стеллы?
Саша – Я раздобыл книги с решениями физических задач и беру задачи оттуда, предварительно с
ними ознакомившись. Кое-что получается неплохо.
Опасность испортить отношения с дочерью подстерегала Сашу с
другой стороны. Однажды утром Стелла заявила, что не хочет
идти в школу в той одежде, которую ей подготовил в тот день
Саша. Тот опешил –
Саша – Ты что, дочка? Ведь ты не раз в этом ходила! В чем дело?
Стелла – Я уже взрослая и сама могу решать, когда в чем мне выходить.
Саша – Ты - взрослая?
Стелла – Конечно, мне же уже четырнадцатый пошел.
Саша – Давай решай – если ты взрослая, то с сегодняшнего дня вместе со мной делай всю домашнюю
работу: стирай, убирай, готовь обеды. Ведь, считая тебя ребенком, все это делаю я. Даже
глажу твои вещи. Раз у тебя сегодня дурное настроение, не ходи в школу, оставайся дома. Но
когда я вернусь домой, скажи мне чувствуешь ли ты себя достаточно взрослой, и тогда мы все
будем делать наравне, если нет, то все останется по-прежнему и ты будешь одевать то, что я
тебе приготовлю.
К вечеру Стелла пришла к выводу, что ещё некоторое
непродолжительное время её можно считать ребенком, со
всеми вытекающими последствиями. А к лету решила, что ей
пора возвращаться в Москву, к маме.
Саша – Стелла, гораздо разумнее тебе остаться и проучиться в девятом и десятом классе здесь.
За два года мы с тобой пройдем всю школьную программы по математике и физике и ты,
окончив одиннадцатый класс в Москве, легко сдашь экзамены в технический институт.
Но доводы оказались бесполезными. К сентябрю Стелла к
нему не вернулась. Левина же дочка, тем временем,
сдала экзамены в Грузинский политехнический
институт на «отлично».
Саша с сентября стал посещать курсы повышения
квалификации, а на кафедре его нагрузка заключалась
только в присмотре за студентами первого курса в
качестве прикрепленного преподавателя и посещения
заседаний кафедры.
Алик – Саша, насколько удачными ты считаешь занятия на курсах и реально ли после них
самостоятельно составлять учебные программы по нашим курсам?
Саша – Уровень курсов считаю ниже среднего. Я занятий не пропускаю, но полезными для себя
считаю ту часть, где рассматривалась разработка алгоритмов. К великому сожалению к
вычислительным машинам нас не очень допускают, просто водят по кафедрам, где они есть, и
кое-что с их помощью показывают. Да и язык программирования «Бейсик», на котором нам
демонстрируют возможности вычислительной техники, не используется для сложных
исследовательских задач.
Алик – Ты знаешь, наша кафедра во втором семестре получит три персональных ЭВМ «Электроника»,
нашего советского производства. А так как курсы повышения квалификации к этому времени
прошли только Игорь и ты, а Игорь уезжает учиться в аспирантуру в Ленинград, то именно
тебе придется ставить на них задачи на «Бейсике».
Саша – Ну для начала 5 – 6 небольших задач я установить смогу. Но для более серьезных работ я
стал по учебнику изучать «Фортран». Для этого купил учебник и вгрызаюсь.
Алик – Не надорвись, братец, тебе не за горами 50.
А Саша, задумав исполнить более серьезную работу по
программированию, обратился на завод ТЭВЗ с предложением по
договору с кафедрой выполнить для них разработку темы по
многовариантному расчету тягового двигателя. Причем большую
часть из оговоренной суммы он возвращал заводу через аренду
заводского компьютера.
Алик – Саша, вынужден тебя огорчить – Вахтанг Георгиевич не хочет, чтобы кафедрой
заключалась ещё одна тема, их итак заключено много и весь персонал кафедры уже в них
участвует. С кем ты собираешься в ней работать?
Саша – По существу мне никто, кроме одного студента-дипломника в теме не нужен.
Алик – Ты что, хочешь эту работу использовать как дипломную для студента?
Саша – Так ведь эта работа будет иметь ограниченную ценность - как подспорье для заводчан и
повышение навыков программирования для меня и студента-дипломника. Исследовательской её
назвать можно только с натяжкой.
Алик – Даже без этих твоих пояснений шеф не хочет слышать о ещё одной теме, а если узнает, что
ты связываешь её с выполнением диплома и риском, что диплом не состоится, то совсем
озвереет.
Саша – Да, небольшой риск имеется – мы можем не успеть все закончить к защите дипломов. Но
если я увижу, что это нам грозит - тут же на некоторое время отставлю работу по
программированию и все для диплома выполним вручную.
Алик – И это тебе надо?
Саша – «Надо, Федя, надо». Поговаривают, что так говорил Никита Сергеевич Фиделю Кастро.
Алик – И студент для этого эксперимента у тебя есть?
Саша – Наташа – игрок республиканской сборной девушек по волейболу. Она умная и
целеустремленная. Об этом говорят её спортивные и отличные учебные результаты.
Саша пошел на кафедру, которую он когда-то заканчивал.
Правда, Левана Георгиевича уже не было в живых, но и с
новым заведующим кафедрой он прекрасно был знаком и спросил
его, не согласится ли он на то, чтоб оформить договор с
заводом и его кафедрой. Тот, узнав о содержании темы,
вполне подходящей для его кафедры, тут же согласился, но с
условием, что в тему будут включены два сотрудника его
кафедры.
Алик – Саша, ну и как идут у вас дела по хоздоговорной теме?
Саша – На заводе нам вроде бы выделили время с 18 до 22 часов три дня в неделю. Их
Вычислительный центр использует мощную вычислительную машину, но беда в том, что
устройство для подготовки перфокарт у них устаревшее, не дающее тут же проверить
правильность сделанных в них записей. Ошибки выявляются только тогда, когда прогоняешь
программу. Это страшно затягивает продвижение наших работ.
Саше кто-то подсказал, что в Вычислительном центре Тбилэнерго передача программы на машину
осуществляется не вслепую как на ТЭВЗе, а с помощью ПЭВМ. Визит Саши в этот центр
закончился договором об использовании их вычислительной машины в течение месяца по два
часа в день. Так что Наташа заканчивала дипломную работу в комфортных условиях. Защита её
дипломной работы привлекла внимание всей кафедры. Вахтанг Георгиевич тут же предложил ей
остаться на кафедре лаборантом.
Наташа – Александр Александрович, шеф предложил мне место лаборанта на кафедре, как мне быть?
Саша – Вы же знаете, что для Вас приготовлено место инженера-программиста в Научно-
исследовательском институте технологии микроэлектромашин.
Наташа – Но он же находится в конце Сабуртало и это страшно далеко от моего дома. Вы же
знаете.
Саша – Это мне известно. Можно Вас устроить и на ТЭВЗ, он от Вас близко. Впрочем, решайте
сами.
Наташа осталась на кафедре – лаборантом.
А у Саши назревала другая проблема – к нему обратилась его
сестра –
Инна – Это просто здорово, что ты смог так хорошо подготовить к экзаменам в институт дочку
своего приятеля Левы. Моему Саше не мешало бы позаниматься с тобой.
Саша – Твой Саша учится в математической школе и у её выпускников отличная репутация – они
отлично сдают вступительные экзамены в институты.
Инна – Мне известно, но я знаю и то, что мой сын очень не собран и в его знаниях могут
обнаружиться много пробелов. Занятия с тобой его подтянут. Я буду спокойна за результат.
Саша – А почему бы обнаружением пробелов в его знаниях не заняться его отцу?
Инна – Понятно, что от твоих наставлений он не посмеет отмахиваться и будет выполнять все твои
требования. А у Левы с ним этого не получится.
Саша – Получается, что пообедав у мамы, я должен бежать к вам. Когда же я попаду домой?
Инна – Так ведь тебя дома никто не ждет, да и заниматься вы будете всего два раза в неделю.
Саша – Ну тогда вторник и пятница, устраивает?
Когда Саша пришел на первое занятие, он застал у Инны, помимо
готового к занятиям своего племянника, ещё и тоненькую
девочку-подростка. Инна вывела его в другую комнату –
Инна – Пожалуйста, пойми меня. Я вчера встретила Милу, ну ту, с которой мы знакомы со времен
отдыха в Манглиси. Разговорились. Из разговора выяснилось, что и её дочери нужна
подготовка по математике для сдачи экзамена в институт. А к тому времени как я об этом
узнала, я уже успела сообщить ей, что готовить моего сына будешь ты. Она и вцепилась, ты
знаешь, как она это умеет.
Саша – Откуда мне знать, я не давал ей повода в меня вцепляться. Как-то раз я встретил Милу
в транспорте, в разговоре со мной она как бы пыталась определить – почему наша двоюродная
бабушка Татьяна Даниловна, которая преподавала у нее в школе математику, помогала ей
получить серебряную медаль.
Инна – Ничего об этом не знаю. Отказать я ей не могла и пригласила её к нам для
собеседования.Девочка её отличница и я уверена - мороки у тебя с ней не будет. Да и
небольшая денежная подработка тебе не помешает.
Саша – Мне бы такую уверенность, впрочем, что сделано – то сделано.
В следующий свой приход для проведения занятия с племянником
и дочерью Милы, Саша обнаружил присутствие незнакомого
мальчика -
Саша – Инна, это что – ещё один отличник?
Инна – Да нет, это сын Амалии.
Саша – Кто такая Амалия и почему её сын не может быть отличником?
Инна – Амалия - это старшая сестра Седы волейболистки, которую ты хорошо знаешь. Они когда-
то жили по соседству с семейством нашего дяди Антона.
Саша – Амалию помню, она живет где-то здесь, около вас, и сын её зашел к Саше как сосед?
Инна – Немного не так, просто Амалия просила, чтобы ты определил его способности по математике
и стоит ли ему готовиться к поступлению в технический ВУЗ.
Саша – Знаешь сестра, ты меня просто ошарашила, я что должен проверять математические
способности, а то и готовить детей и племянников всех наших знакомых?
Инна – Ну что тебе стоит? Пусть мальчик позанимается с вами пару недель и станет видно – стоит
ли ему продолжать.
Вскоре стало яснее ясного, что не смотря на то, что все
правила он вроде бы знал, этому мальчику способностей
явно не хватало при решении алгебраических и
геометрических задач.
Саша – Инна, вероятно при индивидуальных занятиях с сыном Амалии и, конечно же, не в столь
короткий срок, который у нас остался, его можно было бы вытянуть на тройку. Но
возможностей для такого эксперимента у меня нет. Так и скажи Амалии.
Инна – Боюсь, что говорить с ней придется тебе самому. Она просто жаждет с тобой переговорить.
Пришлось Саше поговорить с Амалией –
Саша – Амалия, я вижу, что твой сын не ленится, но у него не получается. У него нет
способностей к математике. Я не смогу его подготовить.
Амалия – Саша, он мне говорит, что ему интересно с вами заниматься, обещает подтянуться. Не
отказывайся от него. Пусть ходит к вам. Вдруг получится. А насчет оплаты не стесняйся,
говори сколько надо.
Саша – Амалия, ты меня ставишь в неловкое положение – как я могу взять деньги, если не надеюсь
его подготовить.
Амалия – Ну насчет денег я с Инной договорюсь, а ты его не прогоняй.
Саша – Ну хорошо, пусть приходит, надеюсь, сам скоро поймет, что не тянет.
Амалия – Вот и хорошо, значит договорились!
После этого разговора Саша на всех занятиях с ребятами
стал проводить контрольные и каждый раз его племянник и
дочь Милы справлялись с заданием. Сыну Амалии лишь
иногда удавалось кое-что решить, но он продолжал
приходить.
Как-то в институте к Саше подошел студент –
Студент – Александр Александрович, мне очень нужно освоить работу на станках с
программированием. Не возьмете ли меня к себе на диплом?
Саша – Если Вы предполагаете, что я умею писать такие программы, то вынужден Вас разочаровать.
У меня в этой области знания на нуле. А у Вас?
Студент – У меня тоже. Но больше не к кому обратиться.
Саша – А учебники по работе на таких станках в продаже есть?
Студент – К счастью, есть и не один.
Саша – Тогда так – покупаем по одинаковому учебнику, день мне на его просмотр и я дам Вам
ответ.
Так и сделали. Учебники приобрели. Саша
удостоверился, что они это легко освоят. Прикинул,
что есть возможность ознакомиться на заводе ТЭВЗ с
реально действующими программами станков с ЧПУ, и дал
согласие на руководство дипломом. Теперь оставалось
только определить для какой электрической машины и для
каких деталей они будут составлять программы. И Саша
пошел на завод ТЭВЗ –
Саша – Я к Вам с просьбой (начал Саша, когда его познакомили с молодым инженером,
занимающимся написанием программ для станков с ЧПУ), дело в том, что я с одним из моих
дипломников вознамерились для его диплома разработать программу по обработке одной или
нескольких деталей, изготавливаемых на станках с ЧПУ. Но для того чтобы первый для нас
блин не вышел комом, нам нужно чтобы нами составленную программу проверил человек
сведущий. С этой просьбой я и пришел к Вам.
Вероятно, молодой инженер был польщен, что солидный
человек, доцент ГПИ, обращается к нему с просьбой или,
может быть, у него просто был общительный характер, но он
тут же согласился –
Инженер – Пативцемуло, (уважаемый) – ( так обычно обращаются студенты грузинских групп к
своему преподавателю, даже зная его имя) мне будет приятно Вам по-мочь – несите вашу
программу.
Саша – Программа нами ещё не написана. Я ещё хочу посоветоваться с Вами какую или какие детали
электрической машины для этих целей следует выбрать. Ведь она или они не должны быть
неприлично короткими, но и не слишком длинными.
Инженер – Понимаю, в таком случае Вам следует просмотреть все наши заводские программы и
определиться. Если хотите я их сейчас же и продемонстрирую.
Саша – Признаться, я хотел бы чтобы в этом принял участие и сам дипломник. Если Вы не
возражаете, мы зайдем к Вам на днях.
Инженер – Пожалуйста, как Вам будет удобнее, для Вас я всегда смогу найти свободное время.
Все, что было намечено для диплома, было в дальнейшем
выполнено и диплом получился отличным, но на него на
кафедре как- то не обратили внимания. Но это сути не
меняло – студент получил те знания, какие ему были нужны, и
был доволен. Саша тоже был доволен, что помог ему.
Свидетельство о публикации №218082401573