Повесть о друге

   Мы встретились в далёком 1956 году при поступлении на кораблестроительный факультет Высшего военно-морского инженерного училища им.Ф.Э.Дзержинского, что в здании Адмиралтейства. Юра с серебряной медалью закончил среднюю школу в г.Кронштадте. А родился он 1 мая 1939 г.
   Война разбросала их семью. Юра с бабушкой сумели выбраться из осаждённого немцами Ленинграда в южные регионы страны. Отец и мать принимали активное участие в войне. Юра вспоминал, как они с бабушкой несколько лет жили впроголодь. И лишь во второй половине войны отцу удалось разыскать их и выслать свой офицерский продаттестат. Это спасло Юру с бабушкой.
  После войны отец забрал обоих к себе в Кронштадт, где Юра и окончил школу. После окончания училища(1-й и 5-й год мы учились в здании Адмиралтейства, а на 2-4 курсах - жили и учились в Михайловском или Инженерном замке). Юра с ограничениями по здоровью был направлен в Поти на судно безобмоточного размагничивания, СБР с деревянным корпусом. Он пробыл на СБРе около полутора лет, после чего по его настойчивым просьбам был переведён на Северный флот служить по специальности. Юру назначили на плавмастерскую по ремонту атомных подводных лодок в Западной лице СФ.
  Основу ремонта составляли сложные работы по замене узлов лодочных атомных силовых установок. Он глубоко вник в технологию и был замечен руководством флотилии атомных лодок.
  Несколько лет напряжённой работы в условиях, когда вокруг металл, сказались на его здоровье и артрит вновь напомнил о себе. Юра сделал попытку перевестись в ленинградский 1 ЦНИИ ВМФ, но попал в младшие военпреды на ПО "Ижорский завод". Очень скоро Юра стал высококлассным специалистом военной приёмки, глубоко разбиравшимся во всех тонкостях процессов по изготовлению сложных изделий из высоколегированных сталей и титана, включая методы их проверки и аттестации. Он регулярно участвовал в работе межведомственных комиссий по аттестации новых сталей и титановых сплавов.
  Заводские службы 30-тысячного коллектива ПО "Ижорский завод" вскоре почувствовали профессионализм Юры. Его не удавалось "обвести", если в предъявляемом приёмке изделии имелись даже скрытые недочёты.
  Во многом именно благодаря требовательности Юры заводу пришлось закупать самое совершенное оборудование, в т.ч. за рубежом, для изготовления и испытаний производимых блоков. В конечном счёте это позволило заводу ещё в советский период пройти аттестацию ТЮВ(TUV), одного из самых известных на Западе классификационных обществ(Западная Германия) и начать поставки атомных реакторов и их блоков за рубеж.
   О Ю.Львовиче хочу отметить, что его личный штамп стоит на многих корпусах лодочных атомных реакторов, а также на отечественных глубоководных аппаратах на глубины до 6 км, типа "Поиск-6".
  По достижении предельного возраста пребывания в звании капитан 2 ранга Юра ушёл из рядов ВМФ. И тут же ему предложили должность зам.генерального директора
ПО "Ижорский завод" по качеству. Так руководство завода и вышестоящего Министерств оценили деловые качества Юры. Подобное назначение из военпредов в замдиректора крупнейшего предприятия страны - единственное в своём роде.
  Юра, отвечая за качество поставляемой заводом продукции, с не меньшей, чем прежде, активностью занялся укреплением подведомственной производственно-технической базы и обучением кадров. Мне довелось его видеть по телевидению во время выступления на совещании в Кремле у премьер-министра Н.И.Рыжкова в 1990 г. Юра говорил о путях повышения качества продукции.
  В годы перестройки и после развала Советского Союза Юра организовал производственно-технический кооператив "Коралл", где стал замдиректора, а затем сам возглавил фирму НТФ "ОСГ"(научно-техническую фирму "Специальное оборудование судов и глубоководная техника"). Эти фирмы специализировались на разработке и поставке баллонов ВВД(воздуха высокого давления) на 200-400 атм. для кораблей, судов, подлодок и водолазов с привлечением уральских и Санкт-Петербургских заводов. Они поставили много сотен баллонов ВВД на экспортные корабли и лодки по линии "Рособоронэкспорта". Руководство последнего заметило квалификацию Юры и предложило ему в конце 90-х - начале 2000-х годов возглавить Кронштадтский морской завод, занявшись серьёзной его реконструкцией. Однако, Юра не хотел бросать дела в НТФ ОСГ, т.к. завод потребовал бы постоянного его нахождения в Кронштадте не менее 4-5 лет до полноценного запуска производства.
  В начале "нулевых" годов Юре удалось через "Рособоронэкспорт" получить очень ответственный заказ на поставку для французского космического полигона на о.Куру
сложного пульта управления запусками с системами ВВД, обеспечивающими его функциональность. Вначале этот заказ попал к одной московской фирме. Но когда её руководство ознакомилось с французскими тех.требованиями, оно отказалось от участия в работе.
  Юра вник в суть и в течение почти 1,5 лет успешно решил поставленную задачу. Возглавлявший французов эрудированный инженер, прежде руководивший французским классификационным обществом в области сосудов ВД, отметил техническую грамотность коллектива НТФ ОСГ и, в частности, самого Юры. Поэтому он потребовал просто в рукописном виде расчёты на ряд узлов, которых до этого не существовало ни за рубежом, ни в России. Юра и его зам в лице доктора тех.наук В.Рябова, работавшего до того в ЦНИИ им.А.Н.Крылова, за ночь рассчитали прочность таких узлов, и эти расчёты легли официальным приложением к контракту. Вся система была своевременно и успешно сдана французам, и полигон на Куру не имеет по ней претензий к России.
  Свои незаурядные качества технолога Юра проявил, когда поставляемую на экспорт заготовку корабельного вала длиной в несколько десятков метров один рабочий "Ижорского завода" обрезал на 10 см короче нужной длины. Повторное изготовление заготовки на Урале и обработка её могли занять месяцы и штрафные санкции за задержку поставки, не говоря уже о повторной оплате за её изготовление и доставку в С.-Петербург с Урала.
  Юра предложил технологический процесс равномерного нагрева этой заготовки в цехах "Ижорского завода" и затем обжатие её с целью вытягивания детали на необходимые 10 см, используя имеемый запас у диаметра вала в 1-2 мм(диаметр вала надлежало выдержать с точностью до сотых долей миллиметра по всей длине). И эта ювелирная работа была сделана! Полученный вал впоследствии не вызвал нареканий заказчика.
  Очень серьёзную работу выполнил лично Юра при проектировании, изготовлении и поставке прочного корпуса глубоководного аппарата из титана на глубину 6 км для КНР. НТФ ОСГ поставила корпус заводу, насытившему его необходимым оборудованием.
Испытания подтвердили расчёты Юры, что этот ГА может работать на глубине 6500 м, т.е. на целых 500 м глубже заказанного! Заслуга в этом принадлежит лично Юре, подобравшему необходимый титановый сплав.
  А вот когда за таким же ГА в 2014 г. к "Рособоронэкспорту" обратилась Индия, после трагического ухода из жизни Юры(29.06.2011 г.) в России не нашлось предприятий, способных выполнить этот заказ стоимостью ок. 10 млн. евро.
  Для такой работы требовались не только высокий профессионализм и наличие тонких технологий, но и большие организаторские способности для увязки работы нескольких крупных предприятий России, включая выполнение сварки титановых изделий в аргоновой среде под высоким давлением.(Для китайского аппарата привлекли лучших сварщиков из Северодвинска).
   Где-то в 2009-2010 гг. в Китае на стоявшей у стенки атомной лодки произошёл взрыв баллона ВВД, поставленного Адмиралтейским объединением. В результате на её прочном корпусе образовалась выпуклость в несколько сантиметров.
  Российскому поставщику грозил миллионный штраф в евро. В комиссию включили и Юру, поскольку Адмиралтейское объединение заявило, что взорвался баллон, поставленный именно НТФ, хотя часть баллонов поставлял сам завод(как оказалось, в т.ч. и взорвавшийся). С китайской стороны в совместном расследовании участвовали 7 академиков-прочнистов, утверждавших, что именно взрыв баллона привёл к повреждению стального корпуса лодки толщиной ок.100 мм.
  Однако, Юра на месте посчитал вероятную силу воздействия взрыва баллона на корпус лодки и показал, что её явно недостаточно для такого повреждения. Он предположил, что в отсеке лодки создалась, очевидно, по вине экипажа взрывоопасная газовая среда, взрыв которой и вызвал столь сильные повреждения.
  В ходе разбирательства выяснилось, что в момент взрыва баллоны ВВД лодки набивались воздухом от берегового компрессора, который, скорее всего, и нагнал пары топлива в отсек, создав гремучую смесь. На запрос Юры показать компрессор и шланг подачи командир лодки заявил, что агрегат сдали в ремонт и он здесь не при чём. Тогда всей 2-х сторонней комиссии(и китайской стороне) стала ясна вина экипажа лодки.
  Любопытно, что при отъезде нашей делегации ни один китайский академик не пожал Юре руку, поскольку их доводы о виновности российской стороны не были приняты китайским руководством. Но, по просьбе китайской стороны питерский ЦНИИ им.А.Крылова затем прислал официальные расчёты по силе создавшейся взрывной волны, подтвердившие правоту Юры.
  В 90-е годы в НТФ поступили небольшие заказы от французского(компания КОМЕКС) и швейцарского заказчиков, а также от частных российских водолазных фирм на поставку партий водолазных баллонов и даже узлов альпинистского снаряжения из титана. Московская фирма СВС комплектовала ими своё водолазное снаряжение, а холдинг ТЕТИС укомплектовал баллонами от НТФ партию водолазного снаряжения для спецподразделения охраны Президента РФ. Нареканий на продукцию не последовало.
  В 1999 г. ПТК "Коралл" выиграл тендер на разработку и поставку для объединения "Каспморнефтегаз" Миннефтепрома СССР водолазной системы на гл.400 м. Но в 1992 г. по настоянию пришедших в Баку американских компаний азербайджанцы остановили создание этой системы.
  С 1999 г. НТФ ОСГ занималась разработкой водолазных комплексов для работ на глубинах 20м,40 м,60 м,200 и 400 м(стационарные и мобильные системы, в т.ч. для работ со льда, катамараны для водолазов-любителей и профессионалов и т.д.) В начале 2000-х годов НТФ выиграла международный тендер на разработку и поставку для Азербайджанской госнефтекомпании(ГНКАР) водолазного комплекса ГВК-400 на 400 м. Предложение НТФ выглядело предпочтительнее западных конкурентов по цене, а по срокам поставки - почти таким же. К сожалению, уже после выигрыша тендера заказчик предложил заключить договор с ценой на несколько млн. евро меньше, чем принял вначале. Это стало неприемлемым для НТФ.
  О работах НТФ ОСГ стало известно руководителям подводных фирм в США, Индии и Болгарии. С некоторыми из них Юра встречался на Международных конференциях водолазов, где докладывал о разработках своей фирмы. Удивительно, но все они приехали в Питер на переговоры по заключению контрактов именно во время, когда с Юрой произошла трагедия.
  Американцев интересовали мобильная водолазная система на 60 м для работ с необорудованного побережья, Арктический водолазный мобильный комплекс "Арктика", а также водолазный катамаран, способный работать на льду через прорезаемую полынью на гл.60 м. Другие фирмы заинтересовались береговыми тренировочными барокомплексами. Наконец, по требованиям норвежской водолазной школы НТФ подготовила проект учебного водолазного комплекса на гл.100 м. Но до логического конца дело не дошло из-за ухода Юры из жизни.
  По тех.заданию института океанологии им.П.Ширшова в 2003 г. НТФ разработала аван-проекты Универсального мобильного контейнерного ГВК для гл.500 м(УМК ГВК-500) и стыкующегося с ним берегового гидротанка для исследований на людях на гл.до 1000м(ГТ-1000). Размещение их предполагалось на базе ИОРАН в Геленджике.
  Разработка этого проекта была включена в Соглашение о научно-техническом сотрудничестве между ВМФ и Российской Академией Наук, утверждённое в мае 2003 г. Главкомом ВМФ и вице-президентом РА$Н. Настигший страну финансовый кризис 2008 г. не позволил реализовать Соглашение.
  Очень интересный проект под руководством Юры был разработан для работ на гл.11 км. Это был глубоководный аппарат из титановых сплавов. Подобных аппаратов до сих пор в мире нет. Самые глубокие ГА сделаны из стали до глубин 6 км. Юра разработал титановый сплав и оригинальную конструкцию ГА, способного также производить бурение и выпускать подводный робот с манипуляторами на гл.11 км. И аппарат(ОПА 11022) и водолазный катамаран запатентованы. Аппарат оказался в 2-3 раза меньшего водоизмещения, чем даже аналоги на 6 км, и почти в 1,5 раза дешевле, чем они.
  В 2011 г. НТФ вернулась к данному проекту, но тут с Юрой случилась беда.
Оставшийся за него руководитель НТФ не решился взяться за сложное для него дело и проекты водолазной техники. Вот так нелепая случайность, связанная с преступником-водителем, лишила всех нас верного друга, по своей инициативе трижды финансировавшего юбилейные встречи однокашников, а Россию - высочайшего класса специалиста и организатора производства, "трудоголика", чей рабочий день заканчивался ночью, превыше всего ставившего целью жизни работу, семью, дружбу.
   Своё уважение к Ю.Львовичу проявили ряд руководителей питерских КБ и заводов, в т.ч. Малахита", Адмиралтейского и Балтийского заводов, "Алмаза" и др., прибывших на его 70-летие в мае 2009 г. и по достоинству оценивших квалификацию и человеческие качества и достоинства юбиляра.
  Незадолго до своей гибели Юра с группой аквалангистов отправился в район Мальдив. Там он попал в сильный водоворот, тянувший вниз. Остальная группа не заметила этого и уплыла дальше, исследуя кораллы. Юра пытался вырваться из воронки, но сил не хватало. Оценив запасы воздуха в баллонах, он увидел, что его оставалось минут на 10. Тогда Юра решил не сопротивляться тянувшей вниз воде, а когда воронка станет поуже, вырываться. На глубине 30-35 м его усилия преодолели водяной поток и он всплыл на поверхность.
   Тяжело осознавать, что злая воля мерзавца, грубо нарушившего правила дорожного движения днём, лишила нас надёжного товарища и верного друга


 







 



 










 













 



 


Рецензии