Глава 2. Командирские классы. Служба старпомом ПЛ

   Фотография сделана автором

На командирские классы в Ленинград  от подводников Черноморского флота были направлены  пять офицеров: капитан-лейтенант Жучков Владимир Прокопьевич, старший лейтенант Полиневский Владимир Александрович,  старший лейтенант Петраченко Александр Васильевич, старший лейтенант Седов Владимир Васильевич и автор этих строк старший лейтенант Бабенко Анатолий Яковлевич.
   Я и Седов В. Были определены  в 103 группу. Со мной на командирских классах учились, представители со всех флотов интересно было общаться и слушать офицеров с Северного и Тихоокеанского флотов. В первых они были и старше возрастом, и старше  в званиях.  Правда, позже в обучении оказывалось, что у нас  дизелистов им тоже приходилось коечему учиться. Но это все возможно опишу позже.
   Особенно были такие харизматические личности как капитан 3 ранга Шпортько Александр (старший помощник командира ПЛ 671проекта), капитан 3 ранга Киселев Валерий (тоже старпом с такого проекта) оба из Западной Лицы. Капитан 3 ранга Горбунов (командир БЧ-2 с 670 проекта «Гога», так мы его звали) тоже из Западной  Лицы. Капитан 3 ранга  Кучеренко Владимир (старший помощник 641 проекта  знаменитого Полярного). Капитан 3 ранга  Губин Виктор и капитан 3 ранга Пищальников (с  «659 –Т» проекта Тихоокеанского флота).               
                               
     И вот начал вспоминать с кем учился на классах, все как в кино проплыло перед глазами образы молодых, красивых, здоровых, жизнерадостных офицеров подводников. Ведь перед ними открывалась огромная перспектива  дальнейшей службы под водой и огромной карьеры.
  Я всё - таки перечислю их всех в тех званиях и укажу, с каких флотов.
    С Северного флота капитаны 3 ранга Грогуленко Г., Севастьянов В., капитаны - лейтенанты Позняк В., Хияйнен В., Федяев В.
   С Тихоокеанского флота капитан 3 ранга Лупач А.., капитан лейтенант Храмцов А., Фролов В.,
   С  Балтийского флота капитан-лейтенант Дьяченко  и с Черного моря старший лейтенант Седов В. и  автор этих строк.
    Мы овладевали наукой уничтожать противника и старались познать и освоить все, что нам преподносили преподаватели. А это были в хорошем смысле «монстры» так старшим группы или классной дамой в нашей группе был опытный подводник капитан 1 ранга Шеховцев, а в 104 группе, где учился мой одноклассник Владимир Полиневский капитан 1 ранга Свербилов. Все подводники того времени знали этих «асов подводных глубин».  Так в жизни капитана 1 ранга Свербилова был случай, когда ему командиру 613 проекта пришлось буксировать и оказывать помощь аварийному атомоходу. Причем уже когда я стал командиром ПЛ, у меня служил боцман старший мичман  Слепцов Виталий Михайлович , который рассказывал как это происходило. Он тогда был матросом, говорил, всех переодевали, мыли, и кто выпил спирта, был спасён.
  И ещё интересно  рассказывал сам командир капитан 1 ранга Свербилов,  пытались взять атомоход на буксир, но все концы рвались. Оказывается на атомоходе взяли линии валов на стопора. Вот такие бывают ситуации в море, когда случаются аварии.
  Обучение происходило интенсивно, преподавательский состав был грамотным, опытным и самое главное давали необходимое. Торпедное оружие читал капитан 1 ранга Зайонц со своей любимой присказкой: «Катастрофически медленно идём, не успеваем».
   Все слушатели внимательно слушали его и у всех были хорошие конспекты по торпедному оружию. Я понимал, что служить буду на торпедной лодке и старался уяснить все тонкости торпедного оружия.
  Крылатые ракеты преподавал капитан 1 ранга Балясников так, что лекции пролетали как одно мгновение.
    Особенно большое внимание все мы уделяли обучению на кафедрах применения торпедного и ракетного оружия. Слушатели с дизельных подводных лодок быстрее вникали и реагировали на изменение обстановки. Они действовали, сообразуясь с возможностями подводных лодок по занятию позиций залпа.
   Слушатели с атомных подводных лодок определяли курс отряда боевых кораблей, затем маневрируя,  ложились на курс для корректуры дистанции. После определения курса  маневрируя,  сравнивали свою скорость со скоростью отряда боевых кораблей, определяли скорость и затем занимали позицию залпа. В результате атака затягивалась, и дистанции залпа были маленькие.
   Преподавали нам правила выхода в атаку опытные подводники капитаны 1 ранга
Абрамов О.К. , Передерий, Каширский, Онищенко, Панин.
   Управление подводной лодкой преподаватели под руководством контр-адмирала Русина Ю. С.,  каждый из них  не один год прокомандовали подводными лодками.
   Расчёт ГКП под командованием капитан-лейтенанта Бабенко А.Я. занял первое место на состязаниях  лучший ГКП ПО УПРАВЛЕНИЮ ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ.
   В составе: командира  капитан-лейтенанта Бабенко А., старшего помощника командира капитана 3 ранга Горбунова Г., помощника командира капитана 3 ранга Лупач Л., командира БЧ-5 капитан-лейтенанта Дьяченко В.), боцмана на горизонталь-ных рулях капитана 3 ранга Губина В., старшиной команды трюмных машинистов капитана 3 ранга  Грогуленко М.
   
  Всем участникам расчёта были выданы грамоты за подписью начальника 6 ВОК ВМФ
Вице-адмирала Я.Глоба. (Яков Николаевич Глоба служил командиром штурманской боевой части с1941- 44г. на подводных лодках типа «М» и начальником штаба 152 бригады подводных лодок 1954 - 57г. на Черноморском флоте).
 

  Кроме изучения всех необходимых дисциплин и отработки командирских навыков в расчётах КБР (корабельный боевой расчёт), ГКП (главный командный пункт) для применения носимого оружия и ведения борьбы за живучесть подводной лодки.
  Появилась возможность занятий спортом. Ведь  ни для кого не секрет, что этого на флоте с той организацией и быть не могло. Разыгрывались настоящие матчи с большой группой болельщиков между первым (командным)  факультетом и вторым (будущих флагманских специалистов),  а также с постоянным составом  6 ВОК ВМФ. Все турниры выиграла команда первого командного факультета.
  Это было самое светлое «пятно» в служебный период моей жизни.
  Многие командиры высказывали своё мнение о спорте – лучше иметь двух пьяниц, чем одного спортсмена. Я же всю свою службу убеждался в обратном. Конечно, профессиональных  спортсменов на лодке не вырастишь, а физически здоровых молодых людей заряженных на здоровый образ жизни. Обязан их поддерживать, они среди молодёжи пользуются правами лидеров. Сейчас опять в российской армии и флоте повернулись лицом к спорту и даже производят дополнительную плату. И по всей стране сдают нормы ГТО. Раньше у нас  в армии было ВСК третьей, второй и первой степени.
  На командирских классах мне было присвоено самое флотское звание капитан - лейтенант.

  По окончанию командирских классов мне предложили перейти на новую должность.
Старшим помощником командира по боевой подготовки на  новостроящийся ракетоносец. Я прошёл дополнительную медицинскую комиссию. Но приехал командир дивизии капитан 1 ранга Алексеев Станислав Георгиевич и убедил меня не терять перспективу в службе и продолжать служить на Черноморском Флоте. Я потом не один раз задумывался над своим решением остаться в 14 дивизии подводных лодок. Но изложу всё по порядку. 
    В сентябре 1977 года я был назначен старшим помощником командира  С-70 , сменив на этой должности капитан-лейтенанта Иванкина Ивана Кузьмича убывшего на классы, т.е. 6 ВОК ВМФ.
  Дела я принимал у командира подводной лодки капитана 2 ранга Куликова А.А., старший помощник  убыл на классы, на учёбу.
  Анатолий Алексеевич сказал,  принимайте подводную лодку. Вы будете, её командиром я убываю к новому месту службы в 27 бригаду подводных лодок в Феодосию. На должность заместителя командира бригады подводных лодок.
   Подводная лодка  С-70 вошла в состав ВМФ в 1953году. Эта подводная  лодка впервые осуществила плавание на полную проектную автономность в 30 суток. Лодкой командовал капитан 2 ранга Рыбалко  Леонид Филиппович. Лодке разрешалось всплывать ночью для выброса мусора. Зарядки аккумуляторной батареи производить под РДП (работа дизелей под водой – ПЛ осуществляет плавание в этот период на перископной глубине) . Самый опасный режим об этом я  подробно расскажу Вам позднее.
 Плавание началось 4 ноября 1954 года из Севастополя, маршрут пролегал вдоль Южного берега Крыма в сторону Кавказского побережья и в обратном направлении. 4 декабря 1954года подводную лодку торжественно встречали в Севастополе. Весь экипаж был награждён правительственными наградами. Основные итоги этого похода:
  -выявилось, что при движении под РДП в воздушную шахту подачи воздуха к дизелям попадали выхлопные газы, особенно при ветре с кормовых углов. Причина воздушная шахта и шахта вывода отработанных газов были недостаточно  разнесены по высоте и длине рубки ПЛ., практически находились рядом;
 - при плавании в штормовую погоду под РДП в лодке наблюдались резкие скачки барометрического давления в сторону понижения (накрытие волной и закрытие поплавкового клапана);
 - загазованность поступающего в прочный корпус воздуха менялась в диапазоне  неблагоприятного для здоровья, до неудовлетворительного для дыхания;
 - состав крови у экипажа менялся в худшую сторону, изменилось количество гемоглобина – верный признак лёгких отравлений угарным газом. В крови появились недопустимые микроэлементы;
 - сказывались недостаточная вентиляция, ядовитая атмосфера в отсеках, нехватка витаминов, солнца и движения.
  По итогам плавания внесли изменения в проект 613:
  - разнесли на максимально возможное расстояние шахту забора воздуха и трубопровод выхлопных газов. Выхлоп газов стал осуществляться в воду через устройство, называемое у подводников «петух» находящийся в корме ограждения рубки;
 - был модернизирован проект 613 , стал 613 В - увеличилось количество баллонов воздуха высокого давления – размещённых в киле ПЛ, увеличилось количество топливных цистерн и соответственно топлива. Увеличился запас пресной воды и масла. Всё это позволило увеличить автономность до 45суток.
  Однако при этом не всё было учтено для улучшения жизнедеятельности экипажа.
   
Через 10 лет этой подводной лодке в 1964 году после первого автономного плавания в Чёрном море, опять пришлось выходить  первой из Черноморских лодок для несения боевой службы в Средиземное море. Командовал этой лодкой капитан 2 ранга Бежанов Виктор Иванович.
   Ещё один рекорд неофициальный пришёлся на эту ПЛ С-70 её экипажам пришлось дважды встречать  Новый Год на боевой службе в Чёрном море – в 1971г. и 1974году.
  Анатолий Алексеевич Куликов был грамотным командиром и не единожды завоёвывал призы как по стрельбе по морской цели, так и по минным постановкам.
 Я выходил на ней в море, будучи прикомандированным  старшим  помощником и было приятно учиться у него. Экипаж был подготовленный и все задачи в море выполнял ус-пешно. Проблема была в период стоянки в базе. Но это зависело от старшего помощника командира и от заместителя по политической части.
   Подводная лодка стояла в среднем ремонте в судоремонтном заводе №13. Практически прибыв, принимать дела на лодку я получил приказание командира бригады капитана 1 ранга Бежанова В.И. прибыть к нему. Прибыв я увидел, что в кабинете комбрига находился капитан 2 ранга Куликов А.А.. Комбриг приказал принимать мне дела командира ПЛ и отпускать Анатолия  Алексеевича к новому месту службы. На вас я уже второй раз написал представление на командира, но Москва сообщила молодой.
  Я понял надо принимать дела и окунулся во всё хозяйство этой войсковой части 10515.
С актом прибыл к комбригу основное, не хватало 25 комплектов аварийного белья.   Получил приказание заниматься и нечего мне жаловаться. По годам это бельё уже давно должно было быть списанным, но надо предъявлять наличность при списании.
   Сказал капитану 2 ранга  Куликову А.А., я подпишу акт, а вы скажите комбригу, чтобы на этот период подводную лодку освободили от «поборов» (на все мероприятия собирали с ПЛ, всё по не многу  спирт, продукты, краску и выделение экипажа на работы).
    Я думал, он не пойдёт к комбригу - но всё было передано.
 Познакомился с экипажем:
   - командир и старпом в одном лице – Я.
   - заместитель командира старший лейтенант
Берсенев Фёдор Петрович;
   -командир БЧ-5 инженер - старший лейтенант
Нишпор Владимир Фёдорович;
   -командир БЧ-1 лейтенант Коржавин Владимир 
Аркадьевич;
   -командир БЧ-3 старший лейтенант Наговицын
Сергей Владимирович;
   -командир БЧ-4, начальник РТС  старший лейтенант Мисан А.А;
   -командир моторной группы движения инженер - лейтенант Зальц Виталий Викторович;
   -начальник медицинской службы старший лейтенант Кириенко Владимир Иванович.
Ведущим  строителем  по ремонту подводной лодки был старший строитель Сидоров Борис Петрович. Удивительно спокойный, грамотный, обладающий  огромным опытом по ремонту подводных лодок.


Рецензии