Страницы из дневника 2009-2011 гг

«МЕНЯ КОЛБАСИТ ЧИСТЫЙ ЛИСТ БУМАГИ…»

Неделю была в отъезде. Вернувшись  домой, я снова окунулась в стихию Интернета. Увы, моё отсутствие совсем не изменило ситуацию на литературных сайтах:

Средь множества стихов в сети бескрайней
С трудом найдешь, действительно, творение.
Что ж, сорняки и в поле урожайней,
Чем редкие культурные растенья.

Обидно, что среди графоманского хлама порой трудно разглядеть жемчужины, так как плодовитость бесталанных людей удивительна:

Пешу стехи! Блокнот со мною с децтва.
Играю на бояне... Пью коньяк.
За Музу я готов душой раздецца -
Ведь без неё там сыро и сквозняк.

Меня колбасит чистый лист бумаги,
Когда на нём - ни букв, ни запетых...
Коттедж сгорел. Жыву один!.. В общаге...
Зато рифмуйю - выноси святых!

Намедни сочинил вахтёрше оду...
Теперь шикую в вязаных носках!
Так расписал черты её породы -
Что бабушку искали в облаках...

Пешу фсекда... Стехи - моя стихия!
Пусть критеги зудят - не двину бровью!
Свидания... Мечты... И ностальгия...
Я каждый слог кроплю своею кровью!

Вот дворник зашуршал, а мне не спицца.
Скрепид перо, да стих ещё немой.
Непруха с ритмом, и остыла пицца.
О, Боже!.. Забери меня домой...

Так с юмором, но очень точно описал это явление некто Рифмобай Иванович в своей «Исповеди графомана». Добавить к сказанному нечего.
                7.12.2009.

    «ВРОЧИ И ПОЦИЭНТЫ» ИЛИ КАК ЛЕКВЕДИРОВАТЬ БИЗГРАМАТНОСТЬ ?

Между тем, я не случайно привела именно этот образец графоманского творчества: безграмотность людей, общающихся на литературных форумах, порой просто поражает. Сейчас, когда молодые люди книг почти не читают, а уроки русского языка направлены на натаскивание старшеклассников для сдачи ЕГЭ, хорошее знание государственного языка - скорее редкость, чем правило. В Интернете много шума наделала статья преподавателя Московского государственного университета о проведенном диктанте на грамотность среди первокурсников факультета журналистики. За него 82% студентов получили двойки. А ведь в  МГУ попали почти круглые отличники! В диктанте были написаны «оррестованы» (вместо арестованы), «двух яростная» (двухъярусная), «врочи» (врачи), «поциэнт» (пациент), «генирал» (генерал), «профисиональное» (профессиональное), «через-чюр» (чересчур), «нез наю» (не знаю), «рыца» (рыться) «за пол ночь» (за полночь), «мащеная» (мощенная), «щетаца»  (считаться) и т.п.
Безграмотные люди не хотят учиться, а порой и бравируют незнанием  орфографии – с их подачи сейчас вошел в моду язык «паддонков» (подонков), где практикуется намеренное искажение слов. Именно это явление отразил в «Исповеди графомана» Рифмобай Иванович, которому «не спицца» из-за «стехов», поэтому вопрос о «лекведации бизграматности» вовсе не риторический…
               
                8.12.2009.

                О ПЛАГИАТЕ

Есть ещё одна отрицательная черта литературных сайтов – повальный плагиат. Воруют, не церемонясь, самое ценное - образы и темы чужих стихов, интересные находки авторов. Причем, грешат этим как плохие,  так и хорошие поэты. Таким стихотворцам, кто, не стесняется подпитываться моими произведениями, я, не выдержав, написала:
               
Твой дух уже сполна я напитала:
Ты вхож в мои стихи, как в отчий дом,
И потому растишь свои кристаллы,
Увы, в моем растворе солевом.

Но подражаньем не снискать успеха –
Ведь люди ценят голос, а не эхо.

Именно из-за плагиата я во всемирной паутине не показываю целиком своих самых удачных произведений – стихотворных вариантов «Книги перемен» и «Советов Сенеки».
                15.12.2009.
 
               
КАК БЕЗ ТЕБЯ ЖИЛА Я СТОЛЬКО ЛЕТ ?

   Ах, всё-таки замечательное изобретение - Интернет. Позволяет общаться с людьми вне территориальных границ. Я живу в Горном Алтае, а переписываюсь с людьми, живущими в самых разных местах планеты...
Сегодня, к примеру, я получила такое письмо по электронной почте: «Я ехала в метро. Рядом со мной сидел мужчина с книгой стихов. После каждого стихотворения он закрывал глаза, переживая прочитанное, а потом продолжал чтение. Мне стало любопытно. Я пристроилась и одним глазком тоже стала читать. Очнулась только тогда, когда диктор объявил мою остановку. Времени на объяснение уже не было, а узнать имя автора мне очень хотелось, поэтому, не говоря ни слова, я сложила руки своего попутчика, захлопнув книгу - и взглянула обложку. Так я запомнила Ваше имя. А сегодня в Интернете я обнаружила ссылку на Ваш сайт и Ваш адрес... С искренним уважением к Вашим талантам, скромная почитательница Вашего творчества Ариан Юрьева». Подобные письма – не редкость, они поддерживают желание жить и творить, поэтому  совсем не случайно был написан этот сонет-признание:

Как без тебя жила я столько лет?
Тянулись дни протяжно и уныло.
А ты к ногам мне бросил целый свет -
И я о скуке горестной забыла.

Ты юн, но всё ж умен не годам:
Я сражена познаньями твоими.
Ты новый импульс дал моим стихам -
И я хочу твоё прославить имя.

С тобою жизнь –  калейдоскоп цветной:
Мелькают дни как кадры на экране.
И хоть теперь всё время ты со мной –
Никто не знает о моем романе.

Тебе замены не было и нет,
Мой дорогой любимый Интернет!
                16.01.2010.

ГАЛИНА КАТРУК
               
Через Интернет я познакомилась и начала сотрудничать с композитором из Твери Галиной Катрук, которая год назад оставила на моем сайте такое письмо: «Уважаемая Лилия! Я и мои соратники - в восторге от Вашей поэзии. Я написала несколько романсов на Ваши стихи, которые сразу же нашли своего исполнителя (их исполняет оперная певица Татьяна Бастаева). Даже могу похвастаться: романс "Не уходи" записан в её исполнении на студии "Мелодия"…
Галина оказалась многогранно талантливой – она замечательный художник, талантливый композитор и певица. Несколько дней назад она меня озадачила: «Хочу написать одноактную оперу на сюжет твоей драматической поэмы «Цветы и мотыльки». Только мне кажется, что надо сделать другой конец». Я перечитала заново эту пьесу в стихах – и в субботу, 13 марта, дописала два действия, добавив реалистичной вещи немного мистики. Измененный вариант в этот же день выслала по электронной почте в Тверь, где пошутила, что давно мечтаю написать либретто к оперетте. «О,  обожаю этот жанр! Я бы немедленно взялась за работу!» - отреагировала Галина.
                13.03.2010.

МОЙ ГЕНЕРАЛ

Моя соседка однажды сказала: «Я часто вижу Вас с мужем на улице. Вы всегда гуляете, держась за руки. Это такая редкость среди супругов со стажем!» До ее слов я особо не задумывалась над нашими отношениями – необходимость друг в друге уже давно стала обыденной потребностью:

Мы говорим и мыслим об одном.
Мы смотрим общим взглядом на явленья.
Мы, крепко взявшись за руки, идем
С тобой давно в едином направленье.

Я всегда чувствовала его защиту и поддержку:

Я за твоей спиной по жизни шла,
Когда в пути ненастье застигало,
И потому отчаянья и зла
Мне меньше, чем тебе перепадало…

Мы учились в одной группе в мединституте, куда поступили сразу же после школы. Поначалу я удивлялась его живому уму и начитанности, потом – душевной щедрости и заботе. Когда мы расстались, разъехавшись на зимние каникулы, то договорились писать друг другу, и каждый день я получала по длинному письму,  написанному  аккуратным почерком хронического отличника.
В Казань Лёня вернулся раньше меня. В том году в Поволжье стояли небывалые морозы, к тому же мой поезд прибывал в 5 часов утра, поэтому никого из встречающих я не ожидала. Но, выйдя из вагона, я увидела на переходном железнодорожном мосту худенькую мальчишескую фигурку и скорее почувствовала, чем узнала – он. Совершенно замерзший, он стоял на продуваемой всеми ветрами лестнице, и когда я поравнялась с ним, вытащил спрятанные под дубленкой три белые розы…
Через два года мы поженились и сняли квартиру. Чтобы ее оплачивать, молодой муж устроился работать ночным сторожем в детском саду. Впрочем, работали мы вместе: на все дежурства, которые были через ночь, я тоже ходила с ним. Вдвоем время текло весело и незаметно: в детском саду было пианино, на котором мы музицировали, зал для спортивных занятий и возможность уединиться, если надо было готовиться к экзаменам и зачетам.    Все выпускные экзамены мы сдали на отлично.
На распределении молодой муж выбрал самую дальнюю точку - и мы оказались в Сибири, в Горно-Алтайске. Через полгода он стал главным санитарным врачом города, а потом – главным санитарным врачом Республики Алтай. В 2005 году санитарная служба перешла в разряд государственной, и у супруга появилось звание – генерал-майор. Однако генеральские погоны и лампасы не сказались на его характере: внутренне дисциплинированным, энергичным и волевым он был всегда. Лидерские способности проявлялись и в школе, и в институте, и в Российской академии госслужбы (которую он закончил с красным дипломом), и в депутатской деятельности. 
А дома – это по-прежнему чуткий и внимательный человек, который может ко дню рождения написать мне такие слова: «Мне повезло в жизни – я больше всех отмечал этот день с тобой, мое солнышко! Ты всё время удивляешь меня своей целеустремленностью. С годами к этому удивлению прибавилось чувство гордости и восхищения. Желаю моему львеночку, моему цветочку, счастья – ты его достойна больше всех…»
Он пишет признания прозой, а я отвечаю своему генералу стихами:

Крадут года и юность и здоровье,
Но облик твой, окрашенный любовью,
Не смыть потокам ливневых дождей.

Одна любовь с годами не стареет.
Одна любовь в цене не дешевеет.
Что может быть для смертного важней?..
                15.03.2010.

О ПОЭЗИИ

В канун Дня поэзии у меня брали интервью. В частности, прозвучал вопрос об Интернете: хорошо или плохо, что во всемирной паутине выставлено так много стихов? Я вспомнила давний разговор с мамой. «Во времена Пушкина было мало грамотных людей, поэтому талантливого человека замечали сразу. А сейчас? Столько книг издается, что выявить среди этой массы настоящую поэзию очень сложно…» - сетовала она.
О поэтической инфляции из-за нарастающего вала стихотворных сборников говорил еще в 1968 году Михаил Исаковский в статье «Доколе?..»: «Людям дорого то, чего у них мало. А к тому, чего у них слишком много, они относятся с величайшим равнодушием и даже пренебрежением. Человека можно закормить до отвращения даже самой вкусной едой, если ее непомерно много. А уж о плохой еде и говорить нечего». Он видел выход в ужесточении редакционного контроля за публикациями стихов и в более тщательном отборе кандидатов в Союз писателей, куда должны проходить лишь талантливые люди. Исаковский с горечью приводил в статье возмутительные цифры - на 20 февраля 1967 года в Союзе писателей СССР насчитывалось 2185 поэтов, выпускающих около 1700—2400 сборников в год!
Бедный Михаил Васильевич, чтобы он сказал сейчас, если бы узнал, что только на одном сайте (Стихи.ру) в Интернете насчитывается 270 тысяч авторов, опубликовавших более 9 миллионов стихов?
Да, обилие стихов невысокого качества, действительно, обесценивает поэзию и не способствует формированию хорошего вкуса у читающей публики. Но ведь остановить процесс запретительными мерами невозможно!
 К тому же любое творчество (в том числе и поэтическое) делает жизнь человека содержательнее и радостнее. Поэтому пусть народ пишет и печатается, а уж взыскательный читатель сам выберет лучшие образцы. Автору же остается только ждать, когда его произведения попадут в поле зрения широкой публики.

И мнится мне – стихи не канут в Лету,
Когда они гармонией согреты,
Когда из слов лучится высший свет.

Сожги листы, закрой мне рот рукою,
Сломай перо – я буду петь душою.
Не может без поэзии поэт…
                20.03.2010.


ДЕНЬ ПОЭЗИИ

С 1999 года по решению ЮНЕСКО 21 марта считается Днем поэзии. Само слово поэзия – греческое и означает творчество. Я согласна с В.Белинским, который считал, что «поэзия есть высший род искусства». Есть множество определений поэзии, но мне кажется самым точным высказывание Сэмюэля Кольриджа: «Проза - это слова в наилучшем порядке, а поэзия - наилучшие слова в наилучшем порядке».
                21.03.2011.

ПЕРВЫЙ ПОЭТ

Как ни бранят женскую поэзию мужчины-поэты, но первые стихи, которые дошли до нас, сочинила женщина – шумерская принцесса Эн-Хеду-Анна, дочь царя Саргона Древнего, основателя Аккадского царства. Это стало известно в 1927 году, после раскопок в Уре (в Иране). Литературоведы, ознакомившись с ее текстами, сразу окрестили поэтессу «Шекспиром шумерской литературы», т.к. произведения поэтессы – храмовые гимны – написаны грамотным литературным языком. Её имя переводится как «Верховная жрица украшения небес». Эн-Хеду-Анна знала языки, математику, магию, медицину. Все найденные 53 стихотворения начинались от первого лица – «Я, Энхедуанна…», дата их написания - примерно 2350 год до нашей эры.
                25.03.2011.

Я – «ГИТАРООБРАЗНАЯ  ВЕЩЬ»

Несколько лет назад на поэтическом марафоне я познакомилась с новосибирским филологом Юрием Медных. Мы обменялись стихами – и разъехались, а месяц назад он нашел в Интернете мой венок сонетов «Время» и прислал восторженный отзыв с приглашением на свою страничку на сайте Стихи.ру. В его резюме я прочла: «Новизна красна не нарушением наработанных мастерами правил, а виртуозностью их применения… Одна из немногих, наша современница Лилия Юсупова в поэмах и стихах о современном замечательна пушкинской мягкостью, глубиной и иронией, но по-своему женственной и яркой». Среди перечня произведений Ю.Медных было также эссе о моём творчестве – «Сильней и чище», названное так из-за цитируемого произведения:

Когда всё сказано в веках,
Всё многократно перепето
В чужих романах и стихах,
В чужих рассказах и куплетах,
Мне остается, милый друг,
Одно стремление в итоге:
Петь так, чтоб был рожденный звук
Сильней и чище, чем у многих.

Такое деятельное участие в моей судьбе вызвало у некоторых читателей раздражение. Вскоре я прочла о себе на одном из сайтов:

"Ты - гитарообразная вещь
.....со спутанной паутиной струн",-
грустно Бродский сказал да и вышел весь,
.....а я повторил, болтун...
Ты считаешь, ты - новая Ах!
.....мадулина или матова
(не решила ещё?), мудрецам на страх
.....лепя в терема слова.
Ты - богиня (а как же!) твой мир –
.....из высших непроходимых сфер,
и тебя похвалами с руки кормил
.....филолог-пенсионер.
Рядом, гривой болтая, бежит
.....поклонников молодых табун...
А вот Бродский сказал, ты - гитары вид
.....со спутанной паутиной струн.

Когда я пожаловалась на критика своему брату, Артур сказал: «На что ты обижаешься? Ты же сама спровоцировала, когда заявила:

Два имени на русском пьедестале
Татарскими фамильями блистали –
И я в литературной эстафете
За Анной и за Беллой буду третьей!

Кстати, у товарища, написавшего пародию на стихи Бродского, неплохое чувство слова».
Однако это утешение действовало недолго: энергия возмущения требовала выхода – и я выпустила пар, написав стихотворение «Когда я стану классиком».
                15.04.2011.      

НЕСКРОМНЫЕ СТИХИ

«Ты знаешь, мне понравилось стихотворение «Когда я стану классиком…», но печатать ты его не должна – это нескромно», - сказала мама. На следующий день после нашего разговора я поместила «нескромные» стихи в Интернете:

Когда я стану классиком,
Закончится возня.
Стереть не смогут ластиком
Противники меня.

Всё творчество, до листика,
Музеи соберут -
И бедные завистники
От зависти умрут.

Я стану новой гордостью
В своей родной стране,
И больше черной подлостью
Платить не будут мне;

Напротив, станут пестовать,
Ценить, хвалить, любить...
Как жаль, что мне до этого
Не даст судьба дожить.

Мамины опасения не  подтвердились: народ принял мой спитч - как я и ожидала – с юмором, а поэт Максим Зоркий написал пародию "Гений на даче":

Сбылась мечта! Фантастика!
Мой путь один - в музей!
Я стал в субботу классиком
На даче у друзей.

На сцену делегировал
Меня весь шумный зал.
И долго аплодировал
Какой-то генерал.

И скромно понял:  в моде я -
Без зависти и зла -
Когда читал пародию
Про пьяного козла.

Меня назвали гением
По первое число.
И даже супер пение
Турецких не спасло.

Весь вечер я в ударе был,
Почти не ел, не пил.
А Михалков слезу пустил
И «Оскар» подарил.

Пародия мне понравилась (особенно последнее четверостишье), поэтому я ответила автору опять «нескромными» стихами:

А если впредь со скуки мы
Начнём шутить вдвоём,
И «Оскара», и «Букера»,
И «Нобеля» возьмём!
                28.05.2011.

ОПАСНАЯ ПОЭЗИЯ

Сегодня – день рождения Александра Сергеевича Пушкина. Дата, которую я всегда помню и по-своему отмечаю - перечитывая его стихи.
Накануне 212 годовщины рождения поэта на одном из Интернет-форумов возникла дискуссия на тему «Почему я не люблю Пушкина». Одна из поэтесс определила нашего гения как крепкого поэта средней руки, подкрепляя своё высказывание неудачными пушкинскими рифмами, употреблением нецензурных слов и прочими слабостями, раскопанными литературоведами.
Но разве по слабым стихам определяется гений? «Евгений Онегин» живет уже почти 200 лет, а роман в стихах так и остался вершиной русской поэзии, которую никто из последующих поэтов так и не смог покорить. И по-прежнему современно звучит ответ А.С. Пушкина его воинствующим критикам:

Поверь: когда слепней и комаров
Вокруг тебя летает рой журнальный,
Не рассуждай, не трать учтивых слов,
Не возражай на писк и шум нахальный;
Ни логикой, ни вкусом, милый друг,
Никак нельзя смирить их род упрямый.
Сердиться грех - но замахнись и вдруг
Прихлопни их проворной эпиграммой.

Да, на эпиграммы поэт не скупился. Пушкинисты насчитали в его творчестве 71 произведение этого жанра. Большинство из них при жизни поэта не были напечатаны, но широко цитировались в обществе. Пушкин умел ударить язвительными словами. Соперники в долгу тоже не оставались: Фаддей Булгарин стрелял в автора обидной эпиграммы из духового ружья, князь Дондуков-Корсаков пытался отравить его ядом, Кюхельбекер вызывал Пушкина на дуэль, а Гнедич ударил поэта по голове тяжелым томиком «Илиады». Так что поэзия — весьма опасное занятие...
                6.06.2011.

НЕИЗВЕСТНЫЙ  АВТОГРАФ

Несмотря на то, что вся пушкинская биография вдоль и поперек изучена литературоведами, находки случаются и в наше время. В прошлом году был найден неизвестный автограф А.С.Пушкина… в подорожной книге.  Его случайно обнаружила  старший научный сотрудник Государственного литературного музея Светлана Бойко, которая работала в фондах Центрального исторического архива Москвы, готовя работу о Лермонтове. В тетради для записи прихода и расхода подорожных бланкетов она отыскала запись от 27 июля 1830 года: "До Казани Коллежскому Асессору Александру Пушкину. 2 лошади, 829 верст. 3 р. 16 коп.". В последней графе стоит подпись: "Подорожную получил коллежский асессор Александр Пушкин".
Интересно, что чин поэта завышен на два ранга. Ошибку списали на чиновника, сделавшего запись. Найденный автограф подтвердил признание Пушкина: "Чины в России необходимость хотя бы для одних станций, где без них не добьешься лошадей".
Кстати, об этой поездке в Казань (летом 1830 года) биографам ничего не было  известно.
                7.06.2011.

ОГОНЧАРОВАННЫЙ  ПУШКИН

У меня пушкинский 1830 год ассоциируется с 2 событиями: в апреле поэт получил согласие Гончаровых на брак с Натальей Николаевной, а осенью испытал необыкновенный взлет творчества, который мы называем Болдинской осенью. Душевный и поэтический подъем был, несомненно,  связан с любовью:

Я восхищен, я очарован.
Короче, я огончарован…

Так шутливо говорил он друзьям. Женитьба состоялась 18 февраля 1831 года.
                8.06.2011.

МУЗА И МУХА

Борис Модзалевский в своей работе «Пушкин в донесениях агентов тайного надзора» приводит выписки из рапортов слежки за поэтом. «Пушкин принят во всех домах хорошо, и как кажется, не столько теперь занимается стихами, как карточной игрой и променял Музу на Муху, которая теперь из всех игр в большой моде», - доносит Бенкендорфу начальник 2-го жандармского корпуса генерал-майор А. Волков 5.03.1827 года.

ПРОСЧИТАННЫЙ  ПУШКИН

Дотошные исследователи посчитали, что 84% всех стихотворных строк А.С.Пушкина составляют ямбы, 10,6% — хорей, 1,5% — трехсложные размеры, 3,9% падают на «народные» размеры и гекзаметр с пентаметром, а дактиля нет совсем. Так что неслучайно ямбы так и называют – пушкинскими.
                9.06.2011.

ПУШКИН И МАЯКОВСКИЙ

У Маяковского на одном из выступлений спросили: «Часто ли Вы заглядываете в Пушкина?» Маяковский ответил: «Никогда не заглядываю. Пушкина я знаю наизусть».
Я тоже многие строки А.С. Пушкина знаю наизусть. В школьные каникулы (после 6 класса) я решила развивать память и начала ежедневно учить стихи. Первое произведение, на котором шла «тренировка», был роман в стихах «Евгений Онегин», а ежедневная норма – 1 страница текста в день. Выбор был неслучаен: больше всего из пушкинского наследия мне нравилось именно это творение.
                10.06.2011.

В СОАВТОРСТВЕ С АЛЕКСАНДРОМ СЕРГЕЕВИЧЕМ

Стихи Александра Сергеевича Пушкина входят в нашу жизнь с детства: сначала со сказками поэта, потом - с его лирикой, навсегда срастаясь с душой. Удивительная легкость и мелодичность стихов, красота и точность слога, ум и юмор пушкинских творений необычайно притягивают читателя. Влияние Пушкина  испытывают на себе даже зрелые поэты, не говоря уже о начинающих.
В 1937 году, когда отмечали столетний юбилей гибели Пушкина, одна из учениц  прочитала на школьной сцене «собственное стихотворение», посвящённое поэту:

Он памятник воздвиг себе нерукотворный.
К нему не зарастёт народная тропа.
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа…

Торжественно и отчетливо, в полной уверенности в своём авторстве, она продекламировала до конца «Памятник» Александра Сергеевича, где слово «я» было замещено на «он»…
                11.06.2011.


ЛИЛЛА, СИЛЛА И СТЕЛЛИЛЛА

Прочла сегодня под броским названием «новые формы стихосложения» такие стихи:

БЕЛО БЕЛКА БЕЛИЛА КАК БЕЛМЕЛЛОММ
БЕЛОВЕЖСКОЕ ЛИЛЛА ВСЕ ЦВЕТА ЕСТЬ В БЕЛОМ
БЕЛОСНЕЖНОЕ СИЛЛА БЕЛЛАДОННА БЕЛ МОЛЛИЛЛА
БЕЛЫМ БЕЛЛО СТЕЛЛИЛЛА ВЕЛИ БЕЛЕЕ БЕЛИ БУЛЛО

Просматривая это сочинение Роджера Эдвина Рома, я вспомнила невольно Велимира Хлебникова, который призывал «выйти на глубину чистого слова» и сам следовал этому призыву:

Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй - пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.

Хлебникова можно понять. Тогда, в начале ХХ века, революционный порыв диктовал новые формы выражения. «Язык, взятый взаймы у пыльных книгохранилищ, у лживых ежедневных простынь, чужой и не свой язык», - проповедовал Хлебников. Своим языком считалось:

Кони, топот, инок,
Но не речь, а черен он.
Идем, молод, долом меди.
Чин зван мечем навзничь.
Голод, чем меч долог?
Пал, а норов худ и дух ворона лап.
А что? Я лав? Воля отча!
Яд, яд, дядя!
Иди, иди!

К счастью, пошли этой дорогой немногие, поэтому подобные эксперименты в поэзии не прижились, как не приживутся и сегодняшние «неоньюмодернистские» опусы с их стихотворными «Черными квадратами»:

ЕЧЕРНООНРЕЧЕ
ЧЧЕРНООНРЕЧЧ
ЕЕЕРНООНРЕЕЕ
РРРРНООНРРРР
НННННООННННН
ОООООООООООО
ОООООООООООО
                13.06.2011.

ЛОСКУТНЫЕ СТИХИ

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Ты стать моей мечтой могла бы,
Но – боже мой! – взгляни назад:
За мной, как в очереди бабы,
Десятилетия стоят.

Где ты теперь? Кто мне расскажет?
А, впрочем, это всё равно:
Я позабыл тебя. И даже
Все письма сжег давным-давно…

У этого стихотворения сразу три автора – Александр Пушкин, Михаил Светлов и Сергей Викулов, чьи четверостишья я записала в порядке перечисленных авторов.
Такое стихотворение, составленное из обрывков чужих стихов, называется центон (от лат. cento - одежда или одеяло из лоскутков). Центоны использовались давно. В  Древней Греции они складывались из стихов Гомера, в Риме – из стихов Вергилия и Овидия.
Сейчас этот жанр подзабыт и применяется только как игра на литературных конкурсах или капустниках. А жаль: для составления центонов нужна литературная эрудиция и некоторые навыки стихосложения, поэтому сотворить центон не так просто, как это может показаться с первого взгляда.
                14.06.2011.

ЦИФРОВЫЕ СТИХИ

Если центоны – изобретение древних поэтов, то цифровые стихи – творческий продукт нашего времени. Прочтите вслух с выражением и, наверное, различите явную музыку пушкинского слога, точнее, начало онегинской строфы:

17 30 48
140 10 01
126 138
140 3 501

А это уже тяжелая поступь Маяковского:

2 46 38 1
116 14 20!
15 14 21
14 0 17

Цифровые стихи могут быть грустными или веселыми, как частушки:

2 15 42
42 15
37 08 5
20 20 20!

Забавно, не правда ли?
                15.06.2011.

МЕЛАНХОЛИЯ

Китайский император Цяньлун казнил поэтов, если они писали грустные стихи, но  практически вся мировая поэзия – это собрание грустных стихов. Наверное, потому что печаль и боль – более глубокие эмоции, чем радость, и сильнее тревожат души как поэтов, так и читателей.
Недавно американский ученый Джеймс Кауфман, изучив биографии почти двух тысяч литераторов, пришел к выводу, что поэты умирают раньше, чем прозаики. Это явление Кауфман объяснил именно особенностями психического склада поэтических личностей, которые склонны к депрессиям и всевозможным самоистязаниям, укорачивающим жизнь (не говоря уже о самоубийствах). Ученый установил, что сейчас поэты в среднем живут 60 лет, романисты примерно 65 лет, а публицисты доживают почти до семидесяти. Заключение неутешительное - лирика укорачивает жизнь…
                16.06.2011.

«КАК ПРОВОЖАЮТ ПАРОХОДЫ?..»

В конце июня мы были с мужем в Казани; гуляли по улицам и невольно восхищались тем, как похорошел город нашей студенческой юности. Посетили и речной порт: постояли на причале, улыбаясь пассажирам прогулочного теплохода «Булгария», отходившего под бравурную музыку с пристани. Тогда мы еще не знали, что через две недели этот прогулочный теплоход выйдет в рейс последний раз, а итогом рокового плавания станут 120 погибших, среди которых будет знакомая семейная пара...
Однако беда не приходит одна. На следующий день после гибели круизного судна на Волге в Горном Алтае тоже произошла трагедия на воде: на Телецком озере перевернулся прогулочный катер под названием… «Волга». Четверо из 13 пассажиров погибли.
Помнится, один школьник в своём сочинении написал: «Творчеству Гоголя была характерна тройственность. Одной ногой он стоял в прошлом, другой вступал в будущее, а между ног у него была жуткая действительность». Ну, что сказать? Мы до сих пор живём у Гоголя между ног …
                13.07.2011.

КОНЕЦ СВЕТА?

2012 год объявлен концом света. На моей памяти уже несколько раз разнообразные «пророки» называли даты гибели человечества. Очень серьезно, помнится, готовились к этому в 1999 году, увидев в трех девятках перевернутое «число зверя». А Земля и мы с вами пока живы.
Недавно была выпущена книга, составленная из писем детей… Богу. В ней младшие школьники задают Всевышнему вопросы, которые их больше всего волнуют. В том числе и этот: «Если Ты устроишь конец света, кто ж на тебя будет молиться?»
                15.07.2011.

«И ВИЖДЬ, И ВНЕМЛИ…»

Сейчас стало модным писать стихи, как прозу, не разделяя текст на строфы. К примеру, так: «Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился, — и шестикрылый серафим на перепутье мне явился. Перстами легкими как сон моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, — и их наполнил шум и звон»…
О, нет, больше не могу – меня нервируют подобные приёмы. Думаю, что Александр Сергеевич Пушкин, живя в наше время, даже несмотря на то, что «обычай – деспот меж людей», не стал бы лишать стихотворение гармонии, которую придают ему строфы. Поэтому знаменитое стихотворение «Пророк» продолжим читать в авторской редакции:

И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Это стихотворение очень важное в творчестве поэта. Написано оно в 1826 году во время его ссылки  (в Михайловском). О возникновении идеи стихотворения Пушкин рассказывает в одном из писем: “Когда я приехал в монастырь Святые горы, чтобы отслужить панихиду по Петре Великом, там прочёл отрывок из Библии, который перефразировал в «Пророк». Отрывок меня внезапно поразил, преследовал несколько дней, и раз ночью я написал своё стихотворение; я встал, чтобы написать его. Мне кажется, что стихи эти я видел во сне. Это было незадолго до того, как Его Величество вызвал меня в Москву. Я думаю, что Пётр Великий вдохновил его тогда; мне кажется, что мёртвые могут внушать мысли живым”.
Пушкин сделал стихотворное переложение отрывка «Из Книги Исайи», сохранив торжественность стиля и отчасти библейскую лексику. Главная мысль стихотворения: пророк (поэт) - посредник между Богом и людьми, уста Господа. Я уверена, что стихотворение писалось на большом подъеме, потрясшем поэта до глубины души, на едином дыхании. Великие поэты всегда видят намного дальше и глубже, чем современники, прозревая еще не случившиеся события. Уже 200 лет пушкинский глагол жжет сердца людей, обходя моря и земли. Так что 28-летний поэт в оценке своего творчества  был прав...

«ВТОРИЧНЫЙ» ПУШКИН

Сегодня прочла в Интернете об эксперименте, который провел один из авторов литературного сайта. Он разместил на своей страничке под своим именем пушкинское стихотворение «Талисман». Реакция последовала тут же – в первом же отзыве автора обвинили в гомосексуальных наклонностях из-за строк:

И тебя на лоно друга,
От печальных чуждых стран,
В край родной на север с юга
Не умчит мой талисман.

А в другой рецензии дан такой разбор стихотворения: «Стихотворение связное. Ритм выдержан. Что хотел сказать автор - понятно. К сожалению, на мой взгляд, у произведения есть недостатки:
1) Бедные рифмы. "Плещет-блещет"; "любя-тебя"; "очи-ночи" и практически все остальные устарели уже лет сто пятьдесят тому назад.
2) Неточности. "Мусульман" - мусульманин (впрочем, особого греха здесь не вижу). "Лоно друга". Применительно, как правило, к предметам женского рода (лоно природы, материнское лоно).
3) Увы, вторичность. Стилизация под классические образцы не отменяет необходимости новых идей. Рассказ о восточной деве, дарящей герою талисман, к таковым отнесен быть не может».
И никто из 100 посетителей странички не узнал классика!
                30.07.2011.

КОНКУРСЫ, КОНКУРСЫ

Случайно обнаружила в Интернете страницу «Все конкурсы». Конечно, раздел, который меня заинтересовал больше всего, назывался «Литературные конкурсы». Там  было объявлено о международном конкурсе переводов тюркоязычной поэзии «Ак Торна» («Белый журавль»). Инициатором проекта выступили уфимские литераторы и консалтинговая компания «Имидж-Консультант». Условия поэтического соревнования  были довольно жесткие – необходимо было послать не только переводы, но также и оригиналы произведений с русскими  подстрочниками. Прием заканчивался 15 августа. Из тюркоязычных поэтов я переводила алтайских авторов (Паслея Самыка и Владимира Бабрашева) и много (больше 200) произведений мамы, поэтому сомнений не было – на конкурс были высланы переводы маминых стихов.
В ожидании результатов я стала просматривать в сети мнения литературоведов о премиях и конкурсах. Выяснилось немало интересного. Так, поэт и критик Игорь Панин, анализируя подборку стихов, присланных на какой-то литературный конкурс, написал: «Ян Шенкман как-то язвительно заметил, что наряду с литературой обычной существует еще и специфическая, «букеровская», – главная цель которой состоит в получении премии. То есть речь о стихах, которые написаны вроде бы грамотно и «современно», но вот поэзии в них маловато». Весьма откровенно о работе жюри конкурсов высказался в одном из интервью писатель и сценарист Валерий Былинский: «Одна моя приятельница говорила с членом жюри прошедшего «Нацбеста» (он оказался её одноклассником), и тот сказал: «Ты что, какая справедливость? Мы заранее выбираем того, кого продвигаем, остальных просто не читаем или в лучшем случае заглядываем в книгу. Если побеждает тот, кого мы продвигали, он делится с нами деньгами, и мы отмечаем это дело в ресторане». Былинскому вторит писатель Юрий Поляков: «Премии дают не за уровень текста, а за приверженность определенной команде и идеологии».
На основании прочитанного я сделала вывод, что шансов выйти в финал у меня почти нет, так как к уфимской команде я не принадлежу и башкирских поэтов не перевожу…
                30.08.2011.

МАМИНЫ СТИХИ

Я оказалась права: несмотря на то, что мои стихи вошли в лонг-лист, а потом - в шорт-лист конкурса «Ак Торна», призовые места распределились среди тех, кто принадлежал к уфимской команде. Мне достался специальный диплом. Впрочем, плюсы есть: члены жюри познакомились с творчеством Иделбике, моей мамы, чьи стихи я отправляла на номинации «Гражданская поэзия» и «Философская лирика», и её четверостишья в день награждения звучали с уфимской сцены:

Ссылаются те, кто замечен в пороке,
Что нравы сегодня низки и жестоки.
Однако есть люди, что грязи не знают, -
Ведь грязь к ним, как к золоту, не прилипает.

           *  *  * 

Красивая внешность - не повод гордиться:
От Бога и стан, и лицо, и ресницы.
Чтоб в полную силу краса засияла,
Стремись и душою достичь идеала.

            *  *  *
Как правильно все же заметил мудрец,
Что вместе со смертью уходит подлец!
А тот, кто добро и тепло раздает, -
В десятках сердец после смерти живет.
                25.11.2011.


Рецензии