18. Что проповедуют небеса

Псалмы - это послания. От кого, откуда - не имеет определяющего значения. Значение имеет принимающий послания, то есть - ты. Если ты их принимаешь, они - к тебе и для тебя.

Послание 18.

"Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь."

Всё мироздание вещает о чудесных делах рук Создателя.
В Писаниях словом «небеса» (еврейское шамайим, греческое – уранос) обозначается «высокое или превознесённое». А слово «твердь» (еврейское раджия) означает атмосферу или воздух, а в понимании древних — небосвод).

Сын Давида Соломон в своей Книге Премудрости напишет:
«Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника… ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их».

Всякий порядок и движение должны иметь начало; они сами не могут сотворить себя, – это будет явное противоречие. Они не могли произойти в результате случайности – это абсурд, который недостоин размышления.
Отсюда следует, что они должны были иметь Творца, который не может быть ничем иным, как совершенным, могущественным и добрым Вечным Сознанием.

Яркость «небес» даёт ощущение, что Творец – это свет; размеры мироздания говорят о Его необъятности; высоты Духа – о Его превосходстве и всемогуществе; духовное влияние на землю – о Его владычестве, провидении и милосердии.

Просто взглянув в звёздное небо, человек способен понять, что Бог существует, и способен ощутить Его вечное могущество.
А как написал Лорд Кельвин, «если вы достаточно серьёзно над этим задумаетесь, то наука заставит вас поверить в Бога».

"День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание.
Нет языка и нет наречия, где не слышался бы голос их."

«Передаёт речь» в НЕсинодальных переводах – «передаёт слово».
«Нет языка и нет наречия, где не слышался бы голос их» – «Нет слова, и нет слов – не слышен голос их». Речь – это проявление слова, и это было признано важнее.

Но почему день дню передаёт слово, а ночь ночи открывает знание?
Природа раскрывает творение, чтобы люди днём услышали её речь, а в ночь открыли в ней знание, и познали через неё Творца?
Или в том смысле, что «...будет великое Пробуждение и тогда ты поймёшь – то был глубокий сон»?
Ещё вспомним относительно дня и ночи: «Приблизь день, который ни день и не ночь, возвышен знанием, потому что Тебе день и Тебе ночь… освети светом дня тьму ночи!» (пасхальная Агада).

Но ведь ВНАЧАЛЕ было сказано: «И назвал Творец свет – днём, а тьму назвал ночью». Почему нельзя было явить только свет?

Слово, даже самое простое, несёт духовную составляющую. Если рассматривать состояния человека как свет и тьму, то понимание этих категорий даст раскрытие духовного смысла.

Относительно человека состояние «жизнь» также называется «светом». Жизнь духа человеческого начинается тогда, когда он в состоянии полной отдачи, а не беспокоится о собственной выгоде.
А противоположность «свету» – «тьма», когда нет у него желания отдавать, а желает наполнить только то, чего требует его эго. Поэтому тьма называется «желание», а свет называется наслаждением, наполнением этого желания, согласно правилу: нет света, когда нет желания, стремящегося получить свет. Другими словами, состояния «тьмы» - это состояния создания желания.
Именно эти состояния создают в человеке потребность в ощущении Господа и в сближении с Ним.

Получается, что ночь даёт возможность узнать, оценить роль света Творца для жизни, чтобы не потерять его из-за недостатка понимания важности духовного подъёма души и её исправления.

«День дню передаёт речь» означает, что в конце исправления все души удостоятся слияния с Творцом – возвращением к Нему от любви, а не от страха.
«Приблизь день, который ни день и не ночь» – имеется ввиду конец исправления, когда день не будет состоять из дня и ночи, а будет днём сам по себе.
Ведь на самом деле ночь полна света, только мы не способны видеть ночью – нам не хватает света любви и отдачи, чтобы его увидеть ВЕСЬ свет.

Только в свете любви и отдачи мы можем заставить раскрыться ночной свет знания и засветить внутри него, и чем больше света любви и отдачи – тем больше подобие Творцу, тем ближе возвращение к Нему.

"По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их."

Нет языка, нет ни слов, ни слышимого голоса, но «По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их».

Это «голос» Духа, управляющего этим миром из Высшего мира – мира духовного.
Причём в переводе Теилим звучит «По всей земле проходит ЛИНИЯ их…» – линия между действием Божьего слова и знанием.
Говоря современным языком, линия, направление развития есть ЗАМЫСЕЛ, ПРОГРАММА.

«Невозможно рассматривать строение мира, не признавая замечательную упорядоченность в нём и определенные проявления действия руки Божий в совершенстве его взаимосвязей. Разум, однажды увлечённый и очарованный этим величием красоты и совершенства, по праву приходит в негодование от необузданной глупости, дерзающей приписывать все это игре случая, удачному стечению обстоятельств. Высшая мудрость породила этот замысел, и Бесконечное могущество обеспечило его осуществление, иначе и быть не могло» – это уже слова Канта.

"Он поставил в них жилище солнцу, и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще: от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его."

Псалмопевец видит в солнце образ жениха, выходящего из брачного чертога своего. Ничто не укрыто от солнца, дарящего всему тепло. Лучи его заполняют поднебесье, пронизывая его насквозь, и даже проникая в закрытый от лучей уголок. В поэтических текстах Библии это символ отдачи и любви, исходящей от Творца.

"Закон Господа совершенен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни – истина, все праведны;"

Творение – только одна ипостась в полном Божьем откровении. Вторая ипостась – «Закон Господа». Здесь нельзя не привести ещё одно высказывание Канта, всеми цитируемое именно потому, что лучше не скажешь: «Звёздное небо надо мной и моральный закон во мне – это те две вещи, которые наполняют душу всегда новым и всЁ более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них».

Творение раскрывает Бога как Вседержителя. А слово Божие раскрывает Его как Отца, установившего отношения завета со Своим народом. Дела Бога раскрывают Его всеведение и могущество, а Слово Божие раскрывает Его любовь и благодать.

Научные истины могут удовлетворять наш разум и любознательность, но духовные истины необходимы для души и совести! Закон Господа – это откровение Господа, повеления Господа, заповеди Господа, страх Господний и суды Господни. Этот закон совершен, откровение верно, повеления праведны, заповедь светла, страх чист и пребывает вовек, суды Его суть истина.
Давид указывает пять граней Его действия на людей: Слово Божие укрепляет душу, откровение умудряет простых, повеления Его веселят сердце, заповедь просвещает очи и предостерегает от зла, родитель которого – самость с отрицанием Бога.

Закон Господа совершенен. Ничего нельзя добавить или убрать из него. Он содержит в себе лишь благо и цель, для которой предназначен - обратить душу и наполнить её духом, чтобы она вернулась к Нему.

Откровение Господа, которое свидетельствует о Нём, верно и непреложно. Оно предназначено, чтобы сделать человеков мудрыми ко спасению, оно вводит в беспокойство о своих душах и вечности.
Поэтому можно верить ему и положиться на него. Это неопровержимое раскрытие божественной истины и правильное направление пути. Это твердое основание жизненных утешений и долговременных надежд. Оно даёт способность приобщиться божественных истин, вовлекает в наилучшие, праведные дела и хранит для истинных стремлений.

Заповедь Господа не только производит очищающее действие на всех, кто принимает и следует ей. Она даёт возможность увидеть, прочувствовать своё зло, и направляет на путь заповедей для его исправления.

Суды Господни - это и есть Его заповеди в действии, которые зиждутся на совершенной правде и мудрости, они все праведны и по своей сущности справедливы.

"они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще мёда и капель сота;"

Вожделенность золота и сладость мёда разве могут ассоциироваться у нас с судами? У нас – не могут, потому как наш мир противоположен по свойствам миру духовному.

В выражении «слаще мёда и капель сота» содержится тонкое значение, ведь лучший и самый полезный мёд сам вытекает каплями из сот к тому, кому он стал необходим.
Суды Господни становятся необходимыми тому, кто ощутил и осознал их пользу и благость, которая становится вожделеннее золота. Тому, кто обнаружил в Боге любовь, которая есть его главное свойство.   

О любви можно говорить как о духовном золоте. Тогда самое великое благо для нас – стремление обрести духовное золото, которое даёт Творец.

Как бы кто ни любил вкус мёда, он никогда не бывает настолько сладок, насколько сладостно ощущение близости и влияния Творца, которое и дают суды Его. Только это ощущение может наполнить душу и придать нашей непростой жизни смысл.

"и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их – великая награда."

Ощущая суды Божии и выполняя даваемые через них наставления, человек обретает смысл и полноту жизни. В духовном, умственном и часто (но не всегда) – в физическом отношении он благоденствует! Но это только предверие великой награды, которую он получит. «Благочестие на всё полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1 Тим. 4:8).

"Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня"

Мы неспособны увидеть свои отступления от закона, когда в самости своей перед собой видим только себя. Из-за собственной пристрастности или беспечности на многое не обращаем внимания. О многих своих проступках мы уже забыли. Постоянное заглушение голоса совести укорачивает память.

Когда задумываешься о том, насколько святы, справедливы и совершенны суды Его, и, конечно же, сам закон Господа, который без всяких обиняков можно назвать законом любви, – тогда только видишь и осознаёшь, сколько у тебя безобразных изъянов.

Ощущение существования Бога, идущее от осознаваемого действия Его, будет служить человеку, если он захочет очистится и сохранить свою чистоту. Но чтобы очиститься, он должен к Господу ОБРАТИТЬСЯ.
Очищение «от тайных моих» возможно только в ощущении Творца, в том духовном поле, в которое вводит такое обращение.

"и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мной. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения."

Умышленные грехи порождаются самостью и гордостью, которые и есть первичный грех, упоминаемый в образе восстания Люцифера против Бога. Если сумеет человек не попасть под их власть, то будет непорочен и чист от великого развращения. Проблема в том, что ни один из нас не сумеет. Только вера и плоды её исправляют великое развращение человека, отошедшего от Бога и восставшего против Него.

"Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!"

Давид воспел книгу творения и книгу откровения. Теперь он возносит заключительную молитву о том, чтобы его слова и помышление его сердца были благоугодны пред Господом, ведь именно в этом он выражает любовь к Нему и наполняется любовью Творца. Когда Бога называют твердыней, это подразумевает силу, безопасность и спасение. Вера Давида обращается пророчеством: Бог во Христе Иисусе искупил нас всех от греха и открыл дорогу в спасение.


Рецензии
Вот при чтении всплыло из Книги Премудрости Соломона:
"Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника,
а почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила.
Если, пленяясь их красотою, они почитали их за богов, то должны были бы познать, сколько лучше их Господь, ибо Он, Виновник красоты, создал их.
А если удивлялись силе и действию их, то должны были бы узнать из них, сколько могущественнее Тот, Кто сотворил их;
ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их.
... и далее ..."

Ваня Сталкер   24.08.2018 18:14     Заявить о нарушении