Яблоки и фымышата

47.ФМШ -ПР.08

23 августа вне времени.
Яблони  и фымышата.

Я только что опрокинул чашку с кофе. Это со мной бывает редко, но утром 24 августа почему-то случилось. А причиной тому мои мысли, они были в другом времени,  а руки были здесь и сейчас.  Кофе залило бумагу, но я даже не расстроился от этого. Будет след, напоминающий мне о 23 августа 2018 года и на моих бумагах.

Вчерашний день был полон забот о моих деревьях, яблонях, растущих на даче. Я обычно ни о ком из растений особо не забочусь, разрешаю им разбираться между собой в извечной борьбе за место под солнцем. Если кого и изничтожаю, то только по одной причине – они мне мешают. Такой у меня договор действует, уже целых 17 лет с моими растениями, на моей даче.  Живи и жить давай другим, но не забывай о себе.

Дело всё в том, что я не осваивал дачный участок «с нуля», я пришёл на землю, где уже были свои привычки и обычаи, свои местные растения. А с местными, если хочешь жить долго и счастливо, необходимо всегда договариваться. А главные на участке всегда многолетние растения, особенно  среди них славятся старожилы, они в авторитете особом.  Их я трогать не собирался, но и мешать моим действиям им не советовал. Ну, мы так и договорились, что если я не могу или не хочу навести порядок, на конкретном участке территории  дачи, то я туда и не лезу со своими делами. А если мне что надо, то извини и подвинься!

Жизнь шла своим чередом,  но мой участок всегда строго контролировали яблони, их у меня было целых восемь. Две из них мне достались обрезанными до пенька, а одна была малолетка, совсем маленький кустик. Одна из яблонь мне сразу помешала, и пенька не стало в первый же год. Каждые два года пять яблонь давали обильный урожай, особенно много было антоновки. Скоро к ним присоединилась шестая яблоня, из обрезанного пенька возродилось могучие дерево антоновки. А потом и кустик, пересаженный в хорошее, с моей точки зрения, место стал приносить свои вёдра очень вкусных яблок. В расцвет величия «яблочной цивилизации» семь яблонь приносили каждые два года больше сотни вёдер яблок, а один год было даже больше двухсот.  По сто-сто пятьдесят литров сидора возникало каждый яблочный год у меня. Всех желающих я кормил своими яблоками.

Парадокс заключался в том, что я яблоки вообще не люблю! У меня от них эмаль на зубах истончается, больно есть. Но, почему-то, мой организм стал воспринимать мои яблоки, с моего участка, и их стало есть совсем не больно. Договорились мои яблони что ли с моим организмом за моей спиной? А вот чужие яблоки, съеденные «на пробу», отдавались зубной болью. И сидор этот яблочный я не любил никогда пить, у меня его скопились огромные запасы!  А свежее выжатого соку много ли выпьешь? Больше трёх литров в день выпить у меня не получалось никогда. Короче говоря, яблони радовали меня, но и заставляли трудиться над их обильным урожаем. Хорошо, что всего лишь раз в два года, а то я бы не выдержал такого труда.

Неожиданно умерла, после урожая, когда она одна принесла восемьдесят вёдер яблок, главная яблоня на участке – антоновка. И осталось их только  шесть. Потом, почему-то, также неожиданно погибла самая молодая  яблоня. Но это была их гибель, их выбор. Я спиливал мёртвые яблони на метр от земли, ждал несколько лет, а потом превращал их в пеньки. Корчевать необходимости у меня эти пеньки не было. И я заподозрил в гибели молодой яблони личинок майских жуков. Если раньше я на них не реагировал, то теперь, за своих друзей, я им объявил геноцид.

И этот год, год 2018 обещал завалить меня яблоками, судя по обильному цветению яблонь весной, но что-то пошло не так. Яблони стали дружно подсыхать, болеть, давали мне мало яблок. Это меня не угнетало, скорее даже радовал факт, что нет гигантского урожая. Но болезнь друзей не радует, а яблони за эти годы стали мне хорошими  друзьями. Я решил их обрезать и подлечить. Легко сказать обрезать, яблони у меня высоченные и крепкие, а  сделать не так уж и легко это дело. Четыре я обрезал, а пятую боялся даже трогать. Очень уж она была огромна, и, с виду, совершенно  здорова, но почти без яблок.
 
Шелушил кору, покрывал стволы железным купоросом, выискивал и уничтожал гниль. Этим я занимался вчера весь день. Но с последней антоновкой было несчастье, сердцевина гнилой стала вверху. Я последовательно спиливал метр за метром, но конца этой гнили на уровне одного метра над землёй я не увидел видел. Пять лет максимум жизни оставалось этой антоновке, а урожая от неё было точно уже больше не дождаться. Я был перед выбором, уничтожить ли живое дерево, или оставить. «Резать, не дожидаясь перитонита», - возникла команда в сознании, и яблоня была решительно спилена под корень. Гниль уходила в землю, шансов у дерева выжить не было никаких, с полностью гнилой сердцевиной долго не живут.

И тут, абсолютно неожиданно, на меня накатила грусть. Мне эта яблоня не сделала ничего плохого,  участок земли, где она жила, я не планировал использовать в своих затеях, а яблоки я практически не ел, особенно антоновку. Но грусть накатила, так как по сути дела это было немотивированное убийство яблони, первое на моём участке. Разные чувства терзали меня, разные мысли приходили ко мне. Посажена эта яблоня была в 1983 году,  прожила 35 лет, для яблони не большой срок. Надо было раньше лечить свои яблони, надо это делать регулярно. С другой стороны, к немотивированным убийствам всего живого,  человек склонен был всегда. Я не исключение,  но был договор. И я, по всем признакам, его нарушил.  Надо будет выкорчевать  пенёк и посадить там  тюльпаны, тогда хоть будет объяснение, что участок под яблоней резко мне вдруг понадобился!

Но события часто бывают парными. У меня неожиданно зачесались руки, и я решил обрезать пятую, ещё не тронутую пилой яблоню. Совершать большую резню лучше один раз, а не резать окружающих друзей помаленьку! Резать, так резать! Потом выпил и забыл, чтобы не так стыдно стало за резню. Посмотрел я на яблоню-красавицу и решительно пошёл к ней. Да, она явно была главной на участке, после гибели антоновки. Срезал несколько веток, скорее напоминающих деревья, и только приступил к отрезанию одного из трёх основных стволов, с пилы слетела цепь. Я слез с дерева и пошёл её ставить обратно. Но  слетела не только цепь, разлетелась вдребезги шестерёнка, которая её крутила. А нагрузки на пилу особой не было.

Это был знак, что мне пора слегка утихомирить свои  человеческие действия. Я его услышал и пошёл к людям, в интернет. Налил себе сидора, что бы залить тоску о безвременно убиённой мной яблоне. Неожиданно для себя открыл ссылку, которую прислал мне друг из Новосибирска. Новосибирской ФМШ при НГУ исполнилось 23 августа 55 лет со дня открытия! Именно 23 августа! А я известный фымышонок, сформированный  этой школой, как трудоспособная личность. Трудиться меня  там научили. И неожиданно, я вспомнил 23 августа 1983 года, когда мы в Летней  физико-математической и химической школе праздновали это событие. 

В ФМШ попадали в те времена сквозь сито строгого отбора на областных и республиканских олимпиадах по физике, химии и математике.  Совет молодых учёных Сибирского Отделения Академии Наук СССР направлял молодых учёных в командировки для отбора самых талантливых детей.   Вся территория Дальнего Востока, Сибири, Средней Азии поставляла детишек в Летнюю школу, где из них потом отбирали учащихся в ФМШ. Это была огромная работа, тратились значительные средства, но любой талантливый ребёнок из глухой деревни, малоизвестного рабочего посёлка мог попасть в лучшую школу СССР, а скорее всего, и всего мира. Те элитные школы, которые я видел за рубежом, не были конкурентами мой родной ФМШ, а я был во многих. Элита,  никогда не бывает лучшей, элита бывает лучше подготовленной, и на этом основании претендует на исключительность..

А тут отбирали очень умных и сообразительных детишек с огромной территории и давали им прекрасную подготовку в разных областях знаний. А уж если хорошо подготовить здорового морально и физически парня из Сибири, то кто же перед ним устоит? Малохольные учащиеся Мехмата МГУ  вызывали приступы жалости и здорового смеха у здоровенных и весёлых математиков из Новосибирского  Государственного Университета, которые, значительной частью, поставлялись туда из ФМШ. «Деточки, наша цель научить вас учиться. Чтобы вы могли поступить в ЛЮБОЙ Вуз, в который захотите поступить», - часто говорила ТТ, Тамара Тимофеевна Новосёлова, наш воспитатель и учитель математики. И в этом была суть ФМШ, дать свободу выбора её ученикам, свободу выбора жизненного пути.

Я лично широко воспользовался предоставленными мне возможностями.  Учился в НГУ на мехмате, в ВолГУ на юрфаке,  В ВГПУ на инязе, в МГУ на географическом факультете, в Американском Институте Бизнеса (АIBEC-е) на МBA, и ещё были места… Благодарен ли я за это ФМШ? Конечно же, благодарен, ведь я ленив от природы, и хуже того, горжусь этим. Терпеть не могу работать, но трудиться, тяжело трудиться, для  меня часто в большую радость.  И получать радость от своего труда меня тоже научили в ФМШ, пашешь часов 16 подряд и при этом сильно радуешься. Красота, как можно не полюбить за это родную школу, где ещё такому могут обучить?!
.
Празднуя двадцатилетие ФМШ  23 августа 1983 года, я и предположить не мог, что через тридцать пять лет я вспомню это событие.  БРД (Контора Братьев Дивановых) играла на сцене ФМШ сценку «Про Койотов». Квант показывал юморески из мира спорта, а немногочисленные преподаватели рассказывали нам, будущим фымышатам, о первых днях  и трудностях становления ФМШ. О взрывах в общежитии и страшных карах за них, которая ждёт любого возжелавшего что-либо взрывать. Тема взрывов часто фигурировала, и не без оснований, в разговорах с массами будущих и настоящих фымышат. Говорили тогда о трудностях с питанием первый год, фымышата ходили реально голодные, и о том как их преодолели. На Президиуме СО АН СССР решили тогда том, чтобы получатели госпремий в области науки, академики, отдавали часть их «на прокорм» фымышат. А потом ещё говорили о придуманной формуле «спортивная школа» и о реальности спортивной подготовке в ФМШ, мол, научным работником ты можешь и не быть, а спортсмена из тебя в ФМШ сделают. Спортивные школы-интернаты финансировались по иным финансовым нормам в СССР, чем обычные школы-интернаты, больше денег выделяли.  И в области спорта наша школа реально имела хорошие достижения, после того как стали кормить как спортсменов. За питанием у нас строго следили,  фымышонок должен был быть сытым, а прожорливостью мы отличались изрядной. Даже специальную диету придумали для нас.

В плане реальных занятий в школе  мы учились мало, всего пять дней в неделю, по шесть уроков. Во всей стране тогда учились шесть дней в неделю. Самообразование,  развитие его навыков, было главным в нашей жизни. Нам читали лекции, и были ещё практические занятия. Очень было похоже не обучение в университете. Учились в школе  мы всего пять дней, но как учились! А потом ещё самостоятельно бегали по научным институтам, согласно своим интересам. Фымышат там принимали и уделяли им должное внимание. Я лично, больше всего времени вне школы провёл в Институте цитологии и генетики, и в Институте теплофизики.

А преподавателей было мало на том празднике, потому что они были в отпуске. В Летней школе преподавали студенты НГУ, бывшие фымышата. Таким образом многие из них отдавали «свой долг» школе. Я до сих пор «должен» ФМШ, не отдал вовремя свой долг в Летней школе. Потом в ФМШ в сентябре тоже как-то отметили это событие, двадцать лет со дня открытия, но слабее. Я запомнил 23 августа, потому что Богачёв, он тогда был директором ФМШ, говорил, что многие из нас поступят в ФМШ!  А потом была дискотека на  улице, у учебного корпуса. И «специалист по буриме» говорил: «Вот из леса на полянку, появляются цыганки», так он комментировал появление фольклорного ансамбля НГУ, выходившего из леска рядом и горланящего песни. Он возник только в 1981 и был молод и весел, всегда активно принимал участие во всех праздниках ФМШ, многие ведь там были фымышатами (ФА КрАсота он сейчас зовётся), и его руководительница была заводилой веселья. Тогда это было редкорстью, такое единение зрителя и артистов.  А  «специалист по буриме» был всегда на маёвках НГУ  и всех НГУшных праздниках в качестве комментатора, к сожалению, не знаю, как его зовут. Таким я помню 23 августа 1983 года.

А в это время, в районе Переславля-Залесского, на моей будущей даче, начинала осваиваться антоновка. Постепенно она всё больше и больше контролировала территорию своими корнями и приносила радость своими яблоками. Дело хорошее, полезное и радостное делала она.  Мало кто знал о ней, мало кто её ценил, но она жила своей жизнью.

Я спилил антоновку 23 августа 2018, и  её не стало, а я ещё жив. Я не посажу больше антоновку на своём участке, придёт время иных яблок, не люблю я антоновку. Но несколько яблонь я точно посажу и буду стараться, чтобы они не болели и жили подольше. Яблони всё же управляют моим дачным участком, и менять традицию я не намерен. Мне нравится наличие местных традиций и обычаев. Но  и от перемен в жизни тоже никуда не скроешься.
 
ФМШ при НГУ теперь СУНЦ при НГУ. И в ФМШ теперь даже берут детей из Академгородка, а не ищут по глухим деревням, как раньше. Всё меняется,  и празднования 55 лет уже иное, чем празднование 20 лет с момента открытия. Губернатор принимает активное участие, даже ему это надо. Да и хорошо, это нормально и закономерно, если власти есть дело до школ разных.  Главное в том, что ФМШ дала поросль, своих выпускников и воспитанников, детей прошедших через Летнюю школу, через многочисленные олимпиады по физике, математике и химии и даже биологии.  И пока они живы, пока ФМШ существует, этот процесс не прекратится, в отличие от популяции антоновки на моей даче. Потому что ФМШ зависит сейчас не от воли и волюнтаризма одной личности, а от многих людей.

А  пилу я починю, заменю деталь. Резать – так резать! На моей даче порядки иные, тут вам на ФМШа, губернатора не дождутся  точно мои растения! Зато, есть мыши, но они фымышонку не мешают, живут параллельно, яблоки любят, а яблок в этом году нет. А болезни яблонь мешают фымышонку, пусть пример антоновки будет всем  остальным  яблоням наукой. Омоложение необходимо,  если хочешь жить. Вернее, даже не омоложение, а наличие сил и перспектив.  Подправим, подлечим, если кому это ещё поможет, позабочусь я о своих, намечу перспективы. Ведь главное, в яблочном деле,  это не допускать гниение сердцевины, тогда шансов уже нет, тогда надо резать.  Порядки на своей даче я устанавливаю, ведь я школу закончил самую лучшую и самую первую  из всех ФМШа в мире, имею право, у меня даже грамоты от Академии Наук  СССР есть, о том, что я умный. Сегодня 24 августа и светит солнце. И кофе пролитый уже высох. Жизнь продолжается.


Рецензии