Заметка о материи и субстанции

Как это странно не звучит, но и "идеальные", и "материальные" объекты состоят из материи. Материальное яблоко состоит из атомов, как исходной материи. Материальные атомы состоят из элементарных частиц, как исходной материи. Идеальные мысли состоят из понятий, как исходной материи. "Материя как таковая, это — чистое создание мысли и абстракция" (Энгельс).

Для некоторых философов материя и субстанция — это одно и то же, а для других — нет. Отождествление материи и субстанции присуще прежде всего материализму. В материализме материя — сущность природы, причина самой себя и источник бытия всех вещей. Декарт сосуществование материального и идеального в субстанции понимал, как некую эклектичную смесь. Спиноза считал, что Бог - это и есть субстанция. Но ни Аристотель, ни неоплатоники между материей и субстанцией знака равенства никогда бы не поставили хотя бы по смыслу этих терминов.

Так тождественны ли понятия "материя" и "субстанция" или нет?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить, что материя, как понятие, относится, прежде всего, к материализму. А материализм и идеализм находятся в непримиримом противостоянии. Одно дело, когда речь идет о материи материального объекта, но, другое дело, когда речь идет о материи идеального объекта. Материя идеального уж слишком режет ухо и напрягает апологетов двух противоборствующих кланов. Но ведь нужно каким-то термином обозначать материю идеального мира? Именно для этого случая и существует понятие "субстанция". Понятие "субстанция" используют и материалисты, и идеалисты, как расширенное понятие "материя". Поэтому у "субстанции" нет никакого сакрального смысла: божественная субстанция - это все та же материя, но только материя идеального мира.


Рецензии