Хуго ван дер Гус. Алтарь Портинари

          Алтарь Портинари. Хуго ван дер Гус. Около 1476-1478. Дерево, масло. 253х588.Галерея Уффици

           Центральной работой мастера и одним из самых значительных произведений
нидерландского искусства второй половины XV в. мы вправе считать
знаменитый «Алтарь Портинари»,вошедший в историю под именем заказчика.
      
      Хуго ван дер Гус ( 1430/1440 — 1482) — один из наиболее важных фламандских живописцев XV века, наряду с Яном ван Эйком, Рогиром ван дер Вейденом, Гансом Мемлингом и Дирком Боутсом. Участвовал как декоратор в украшении города Брюгге по случаю свадьбы в 1468 герцога Бургундии Карла Смелого и Маргариты Йоркской, позже в оформлении торжеств в городе Генте по случаю въезда в город Карла Смелого и новой графини Фландрской в 1472.      

        Самое известное произведение — большой алтарный образ «Поклонение пастухов», или «Алтарь Портинари»,был заказан для церкви Святого Эгидия госпиталя Санта Мария Нуова , Флоренция, был написан ок. 1475 по заказу Томмазо Портинари — представителя банка Медичи в Брюгге — и оказал глубокое влияние на флорентийских живописцев: Доменико Гирландайо, Леонардо да Винчи и др.

      В 1478 г. «Алтарь Портинари» был перевезен морем во Флоренцию, где он хранится и поныне в Галерее Уффици. Он произвел ошеломляющее впечатление на флорентийских художников. Поколению Гирландайо, Боттичелли вдруг стало ясно, что возможно высочайшее искусство, основанное на других принципах, на другой технике, потому что это масло, а во Флоренции все еще использовали темперу, технику очень утонченную, но более косную по сравнению с масляной живописью, с ее практически неограниченными возможностями.

       Сюжетно этот алтарь посвящен Рождеству Христову. На левой  створке, на фоне скалистого, довольно мрачного пейзажа изображены заказчик с сыновьями
  Антонио и Пигелло и со святыми покровителями – апостолом Фомой и св.Антонием.
 
         На правой створке – супруга заказчика Мария ди Франческо Барончелли со своей дочерью Маргаритой и двумя святыми девами, св. Маргаритой и Марией Магдалиной, которые покровительствовали женской половине этого семейства.

           В центральной части изображена, во многом уже хорошо известная нам иконографически, сцена поклонения или Рождества – эти мотивы традиционно сливаются воедино. Богоматерь на коленях перед младенцем, лежащем на голой земле. Слева в стороне – Иосиф с молитвенно сложенными руками. Справа в верхнем углу – трое пастухов (в композицию включен и мотив поклонения пастухов).

           Изображены здесь и ангелы в богатых и разных литургических одеяниях – и в ризах, шитых золотом, и в светло-голубых туниках, и в ослепительно белых хитонах.

        Богоматерь погружена в созерцание Сына, ангелы обстоятельно приступают к молитве, на лицах прочих персонажей - глубокая задумчивость и серьезность. Но по тому, как разметаны волосы Иосифа, не успевшего от волнения их пригладить, по его старательно сложенным в молитве рукам, по тому порыву, в котором склоняются перед Младенцем пастухи, чувствуется радостное потрясение, сменяющееся растроганностью в душах всех этих людей.

        И только один из пастухов с грубоватым, простонародным лицом, не успевший опуститься на колени и сложить молитвенно руки, смотрит на происходящее, буквально открыв рот от изумления. Ко всем этим подробностям внимателен художник, поскольку они создают настроение картины, как и цветы в вазе на переднем плане, частично осыпавшиеся, и расшитые одеяния ангелов справа, и красивый, пронизанный светом пейзаж на заднем плане.

         Очень красивы женские фигуры на правой створке и фигуры святых дев, стоящих за ними, – Марии Магдалины с сосудом и св.Маргариты с драконом. Удивительно одухотворенные и очень женственные образы, чем-то напоминающие женщин с портретов Рогира ван дер Вейдена, но, пожалуй, несколько более поэтические, лишенные той сословной замкнутости, которая так характерна для образов Рогира.
 
          Это как бы само воплощение нидерландского типа красоты, той особой хрупкости, одухотворенности, изысканности, которые вспоминаются нам, когда мы говорим о нидерландских Мадоннах, о женских образах в нидерландской живописи.



         


Рецензии