Можно в школу не ходить

    Эта  заметка – на  основе  статьи  2000-ого  года  для  журнала  «Приморская  школа».  Публикацию  её  запретил  Н. И. Шугай,  тогда – глава  наробраза  Приморского  края.

«…Мы  решаемся  предложить  тему  «Домашнее  образование»,  которым  практически  занимаемся  с  1989  года  при  определённой  поддержке  краевого  управления  народного  образования.
    Общение  с  учителями  и  родителями  учащихся  многократно  показало  неравнодушие  к  домашнему  образованию:  от  острого  неприятия  до  горячего  энтузиазма.
  Однако  понять  настоящие  проблемы  под  горой  мифов,  как  оказалось,  очень  нелегко.  Трудности  домашнего  образования  неимоверны.

    Очевидно,  такой  «экзотический»  путь  обучения  детей  не  может  быть  массовым  или  хотя  бы  сравнимым  по  объёму  выпуска  даже  с  частными  школами.  Его  ценность – в  новом  качестве,  в  изменении  взгляда  на  школу. 
    Успешный  опыт  домашнего  образования  именно  в  Приморье  подтверждает,  что  в  культуре  и  образовании  нет  провинциализма,  и  здесь  мы  дышим  тем  же,  что  и  весь  цивилизованный  мир.

Мифы  о  домашнем  образовании.
    Обучение  и  воспитание  сына  и  дочери  без  посещения  ими  школы  не  очень  понятно  со  стороны,  и  это  рождает  множество  мифов;  основные  из  них  ниже  указаны.

    Миф  первый:  домашнее  образование – это  прихоть,  бездумный  опыт  над  своими  детьми.
    Категорически  нет:  сына  мы  вынуждены  были  забрать  из  школы  на  шестом  году  обучения  ввиду  стойкого  имиджа  «последнего  в  классе»  и  прежде  всего – в  его  самосознании;  дочь – по  медицинским  показаниям (группа  риска  по  здоровью).

    Прежде,  чем  впервые  решиться,  мы  долго  думали.  Инспекторы  школ  Т.И. Лабода  и  В.И. Либерцева  дали  консультацию  по  тогдашним  проблемам  экстерната.  Окончательное  решение  пришло  в  связи  с  благожелательным  отношением  Л.И. Михайловой,  заместителя  заведующего  крайОНО.
  Безусловно,  бездумная  прихоть  не  смогла  бы  служить  прочной  базой  последующего  десятилетнего  труда.

    Миф  второй:  домашнее  образование  отрывает  детей  от  коллектива,  лишает  их  контактов,  и  впоследствии  у  них  неизбежны  трудности  в  общении.
    Но  любой  ребёнок  скажет,  что  максимум  общения  у  него  на  летних  каникулах,  т. е.  вне  школы.
  Общение  в  школе  ограничено  одним  классом,  в  лучшем  случае – параллельными.  Уже встречи  с  друзьями  из  другой  смены  сильно  затруднены.

  При  домашнем  образовании,  экстернате,  нет  барьеров  школьного  расписания  и  перегрузки  уроками.
  Так,  сын  стал  дружить  не  только  со  сверстниками  из  своей  58-ой  школы,  но  и  из  7-ой,  получил  возможность  без  пропусков  заниматься  в  яхтклубе,  в  клубе  «Юный  патриот  Родины»,  общаться  с  более  старшими  хорошими  ребятами  по  своему  свободному  выбору,  а  не  по  принуждению  обстоятельствами  школы.

    Резко  расширился  круг  общения  дочери:  от  «трудновоспитуемых»  мальчишек  в  спортивном  лагере  А. А. Токарского,  известного  педагога  г.Уссурийска,  до  Заслуженного  деятеля  науки  профессора  Т.П. Рязанцевой.
  Сразу  появилась  возможность  общаться  с  иностранцами,  в  основном – с  японцами.

    Ныне  сын  руководит  людьми,  имея  в  подчинении  25-30  человек;  дочь  недавно  привезла  три  грамоты  за  первенство  в  различных  областях  жизни  коллектива  молодёжи  в  600  человек.
  Интересно,  что  и  сын,  и  дочь  показывают  способности  и  склонность  к  педагогике  и  явные  задатки  лидеров.  Так  что  проблем  с  общением  у  них  нет!

    Миф  третий:  домашнее  образование  не  воспитывает  патриотизма;  это  утверждал  ещё  Гельвеций.
    Ну,  при  строго  школьном  образовании  «в  годы  застоя»  мы  получили  раскол  общества  на  «диссидентов»  и  «ортодоксов»,  противоположно  понимавших  патриотизм.
  Кроме  того,  если  бы  я,  продукт  школы,  не  смог  воспитать  патриотизм,  это  был  бы  минус  как  раз  школе.
  Смеем  утверждать,  что  и  тут  домашнее  воспитание  не  хуже  школьного:  дочь известна  в  городе  как  один  из  лучших  экологов,  сын  в  22  года  получил  почётную  грамоту  от  губернатора…  именно  за  патриотизм (и  профессионализм,  конечно).

    Миф  четвёртый:  домашнее  образование  не  даёт  того  качества  знаний,  что  дают  дипломированные  учителя.
    Если  б  только  в  дипломах  было  дело,  наша  школа  не  знала  бы  проблем.  И  разве  не  видели  мы  громадную  разницу  между  учителями  с  одинаковыми  дипломами?

  Кстати,  у  жены  диплом  биолога  и  химика,  степень  кандидата  наук,  у  меня  диплом  физика и  успешный  опыт  преподавания  математики  и  информатики,  японского  и  английского  языков,  публикации  по  географии,  истории,  литературе,  вплоть  до  стихов.

    Однажды  пришлось  защищать  право  на  экстернат  в  кабинете  директора  школы,  где  висел  лозунг  «Самое  лучшее  образование – это  самообразование.  Д. И. Писарев».  Вот  ирония  жизни!
  Наконец,  наши  дети  не  раз  показали  прочность  «домашних»  знаний  на  различных  конкурсных  экзаменах.

    Миф  пятый:  «чиновники  наробраза»  против  нестандартного  образования.  Личный  опыт  убедил  в  обратном.  Однажды  в  остром  споре  с  одним  из  директоров  школы  мою  сторону  приняла  Л.И. Михайлова,  заместитель  Шугая. 
   Позже  я  спросил  её:  «Почему  Вы  в  нарушение  инструкций  решили  в  мою  пользу?»
  Она  усмехнулась:  «Во-первых,  я  ничего  никогда  не  нарушаю:  есть  письмо  Минпроса,  о  котором  Вы  не  знаете.  Во-вторых,  о  «Вашей  пользе»  я  вовсе  не  думаю:  просто  вижу,  что  Вашему  ребёнку  так  лучше.  Ребёнку,  а  не  Вам».

    В.В. Станкевич,  второй  заместитель  Шугая,  как-то  включил  меня  в  одно  российско-японское  мероприятие,  итогом  чего  явилось  увлечение  дочери  языком  и  культурой  Японии.
  К  слову,  после  того  я  взялся  учить  японскому  Серёжу  Корякина,  будущего  победителя  5-ого  конкурса  японского  языка  во  Владивостоке.  К  конкурсу  его  готовили  уже  другие  люди,  но  первые  два  года  занятий  с  ним – последствия  того  решения  Станкевича.

    Наконец,  И.М. Логвинова,  директор  Института  повышения  квалификации  работников  образования,  предоставила  нам  свой  список  адресов-связей  в  Японии  и  позволила,  ссылаясь  на  неё,  получить  из  администрации  префектуры  Осака  комплект  учебников  японского  языка  от  господина  Тору  Суэёси.

    Таковы  некоторые  мифы,  мнимые  преграды  домашнему  образованию.  Опасность  же  их  в  том,  что  они  прикрывают,  маскируют  реальные  препятствия.

Что  мешает  домашнему  образованию.
    Одно  из  сильнейших  реальных  препятствий – сопротивление  директоров  школ.  Нам  пришлось  иметь  дело  с  шестью директорами  и  с  не  меньшим  числом  завучей.  Из  них  трое – Н. Н.  Дикусар,  Е. В.  Бойко  и  Л. И.  Ткач – вынуждали  нас  либо  отказаться  от  домашнего  образования,  либо  покинуть  их  школу.
  Надо  признать,  что  причины  этого  остались  в  целом  не  понятными.  Возможно,  здесь  нормальная  реакция  на  «белую  ворону».
  Может быть  и  комплекс  чувств  специалиста  с  дипломом  по  отношению  к  «знахарю».  Или  неотлаженность  взаимодействий  в  этом  абсолютно  новом  деле  между  директором  и  учителями  с  одной стороны  и  директором  и  районным  звеном  с  другой.

    Второй  узел  проблем  связан  с  неопределённостью  финансовых  отношений.  Положение  с  финансами  в  народном  образовании  известно,  и  мы  никогда  не  поднимали  вопроса  о  компенсации  нам  затрат  на  образование,  объявленной  хотя  бы  в  Законе  редакции  1992-ого  года  и  тем  более  1996-ого.
  Считая,  что  федеральный  норматив  затрат  на  ученика  остаётся  в  пользу  школы,  мы  в  ответ  ожидали  бесплатной  реализации  права  на  государственную  аттестацию.

    Однако  факты  вымогательства  имели  место  и  в  явной  форме,  и  в  скрытой,  ритуал  которого  незатейлив,  стандартен  и  понятен  уже  после  двух-трёх  попыток.
  Надо  сказать,  что  эта  беда  известна  даже  в  США  и  заслуживает  отдельного  анализа.  Но  нам  удалось  за  десять  лет  обучения  удержаться  от  нелегальных  «компенсаций»;  это  говорит  о  том,  что  в  Приморье  не  так  страшен  чёрт,  как  его  малюют.

    Третий  барьер  на  пути  домашнего  образования – неравноправность  в  аттестации.  Так,  в  школе  аттестация  за  год – это  самооценка  учителем  своей  же  продукции.
  А  оценка  уровня  домашнего  образования – это  признание  успеха  «конкурента».  Часть  учителей  просто  психологически  не  может  поставить  «отлично»,  если  это  не  их  продукция.
  Они  даже открыто  заявляют  об  этом.  К  счастью,  много  и  таких,  кто  не  видит  здесь  проблемы.

    Причём,  наблюдается  сильная  корреляция:  чем  квалифицированнее  учитель,  тем  меньше  у  него  терзаний  самолюбия.
  Вообще,  признать,  что  родители – полноправные  учителя,  чрезвычайно  трудно:  за  десять  лет  нас  ни  разу  не  приглашали  на  педсовет  даже  как  наблюдателей.

    Четвёртая  стена  при  домашнем  образовании  ребёнка – между  ним  и  социальными  программами  системы  образования.
  При  любых  достижениях  и  таланте  он  заведомо  не  попадёт  на  школьные  олимпиады,  в  тематические  смены  лагерей  и  т. п.,  не  говоря  уж  о  программах  губернатора  и  главы  администрации  города.
  И  хотя  сам  ребёнок  выступает  во  внешнем  мире  под  флагом  школы,  в  которой  числится,  и  приносит  ей  добрую  славу,  ему  невозможно  получить  от  школы  даже  учебники.

    Ограничимся  этими  негативными  сторонами  домашнего  образования,  хотя,  повторяем,  трудности  неимоверны.

Некоторые  преимущества  домашнего  образования.
    Что  же  привлекает  в  домашнем  образовании,  несмотря  на  трудности  его?  Укажем  лишь  на  три  главные  особенности.
    Во-первых,  наилучшие  возможности  для  сохранения  и  укрепления  здоровья  детей.  Так,  взятый  из  6-ого  класса  школы  тщедушный  сын  сейчас  довольно  здоровый  парень,  парашютист,  водитель  любой  автотракторной  техники,  отличный  стрелок  из  любого  оружия;  словом,  «спецназ».

  Дочь  в  третьем  классе  была  на  строжайшей  диете  и  лекарствах,  ныне – первая  по  общефизической  подготовке  в  своей  группе  пловцов-разрядников;  турист,  уже  с  12-ти  лет  знающий  ночёвку  в  горах,  в  снегу.
  Хотя  оба  родителя  имеют  плохое  зрение  с  детства,  ухудшенное  ещё  и  школьными  перегрузками,  у  детей  оно  пока  ещё  абсолютное.

    Во-вторых,  большой  плюс - это  формирование  потребности  и  умений  в  самообразовании.
  Не  секрет,  что  познавательный  интерес,  который  есть  у любого  первоклассника,  у  большинства  за  школьные  годы  угасает.
  Свежесть  и  гибкость  ума  снижаются  из-за перегрузки памяти.  При  домашнем  образовании  это  тоже  наблюдается,  но  в  гораздо  меньшей  степени.  Понимание  ответственности  за  своё  образование  прежде  всего  перед  самим  собой  приходит  много  раньше,  чем  в  школе.

    Наконец,  при  домашнем  образовании  неизбежно  единение  родителей  и  детей,  взаимоуважение  их.
  Острый  ныне  вопрос  о  времени  общения  родителей  с  детьми  здесь  просто  не  стоит.  Авторитет  родителей  очень  высок,  и  такие  проблемы,  как  «дети  и  деньги»,  «переходный  возраст»,  «отцы  и  дети»,  решаются  непринуждённо. 
    Откровенность  и  взаимопонимание  в  семье,  как  нам  видится,  выше  обычного.  Во  всяком  случае,  домашнее  образование  детей  определённо  укрепляет  семью.

Благодарности.
    Нам  не  удалось  бы  осуществить  домашнее  образование  детей  без  поддержки  и  помощи  очень  многих  отзывчивых  и  чутких  людей.  Кроме  упомянутых  выше,  хочется  назвать  с  благодарностью  хотя  бы  некоторых.
    Это  журналисты  Елена  Смирнова (Владивосток)  и  В. В.  Жуков (Москва),  известные  в  нашем  городе  В. Я.  Семёнов,  Г. В.  Киселёва  и  С. В.  Меркурьев.
    Очень  много  для  эстетического  образования  дочери  сделал  профессор  А. П.  Онуфриенко.
  Культурное  и  духовное  воспитание  велось  при  содействии  коренной  москвички  Ю. В.  Белянчиковой  и  родственницы  о.  Александра  Меня  С. В.  Рабинович.
    Большое  влияние  оказывала  на  нас  свидетель  и  участник  истории  XX  века  Ц. И.  Кин,  вдова  писателя  Виктора  Кина.
    Деловое  сочувствие  проявила  профессор  Е. С.  Медведева (Владивосток).  Мы  очень  признательны  врачу-педиатру  Т. Н.  Горовенко.
    Немалую  роль  в  экологическом  образовании  дочери  сыграли  доктор  г.-м.  наук  профессор  Б. В.  Преображенский  и  к.  ф.-м.  наук  Н. А.  Иванов.
    Ни  рубля  на  репетиторов  потрачено  не  было.  Экономия  денег  и  времени – очень  большая.


PS:  В  середине  ноября  с.г.  дочь  Зоя  получила  третье  высшее  образование  в  Пед. институте  им. Герцена.  Диплом  с  отличием.  А  школу  она  посещала  лишь  1-ый  класс  и  четыре  месяца - последний,  в  основном  для  сдачи  экзаменов.


Рецензии
Точно.
ИМ ?
Тяжко!
И как они ЕГЭ
сдают?!))
По физике пытался
решить задачки...
А там опечаток - МОРЕ!))

Евгений Бригиневич   21.03.2019 14:17     Заявить о нарушении
Благодарю за внимание. Удачи Вам!

Владимир Бородин 4   22.03.2019 08:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.