Глава 9. Круги на воде...

Продолжаю писать о службе на подводных лодках Черно-морского флота.
   22 апреля 1986 года, приняв дела и обязанности командира подводной лодки  «Б-67» приступил к их исполнению. Подводная лодка стояла в ремонте в Севастополе заводе «Серго. Орджоникидзе». Старшим помощником был капитан 2 ранга В.Бычков, командиром боевой части 2 был капитан 3 ранга В.Семенов, командир боевой части 5 капитан 2 ранга В.Захар, командир штурманской боевой части капитан 3 ранга С.Н.Отто, командиром БЧ-3 старший лейтенант И.Шпаков. Командиром группы старта  старший лейтенант А.Г. Шалыгин(который ни разу не выходил командиром подводной лодки в море, закончил службу в Главном штабе ВМФ России. Интересно если бы его папа не был адмиралом, как сложилась бы его судьба).


  Подводные лодки  651 проекта –  океанские дизель – электрические подводные лодки с крылатыми ракетами. Всего было построено 16 лодок. Эти лодки – единственный проект советских дизельных подводных лодок, изначально разрабо-танный для оснащения крылатыми ракетами, а не переделанный из многоцелевых подводных лодок. Развитием проекта стали атомные подводные лодки 675 проекта с 8 крылатыми ракетами.
  Автономность 90 суток. По кодификации НАТО  «Juliet». Рабочая глубина погружения 240 метров, предельная 300 метров. Восемь отсеков. Экипаж 96 человек. Водоизмещени-ем 4307т. Длина 86 метров. Осадка 8 метров.
    6 носовых торпедных аппаратов 533мм с запасными торпедами в количестве 16 торпед, размещёнными в первом и втором отсеке на стеллажах, перегрузка торпед осуществлялась через дополнительный торпедопогрузочный люк, размещённый между первым и вторым отсеками и с рабочей глубиной от перископной до 100метров.
      
      4 кормовых торпедных аппаратов 400мм с боезапасом в 12 торпед и глубиной стрельбы до 250 метров.
  Все крылатые ракеты и торпеды 533мм могли оснащаться ядерным оружием.

   Для этого проекта в 1985 году была разработана и установлена  на одну из лодок вспомогательная ядерная установка. Она была выполнена в цилиндрическом корпусе и размещалась в хвостовой части лодки, вне прочного корпуса. Применение ядерной установки позволило существенно увеличить время подводного хода. В серию  ядерные миниреакторы не пошли, но эта разработка так и осталась уникальной. В других странах подобные реакторы созданы так и не были.
  К-67 заложена  31.01.1965 года. 30.09.1967 года вступила в строй Черноморского флота, затем переведена в состав Се-верного флота. С 1977 года переименована в Б-67 и в октябре 1981 года перешла на Черноморский флот в состав 155 брпл командиром ПЛ капитан 2 ранга Букач Иван Герасимович.
    14 из 16 подводных лодок пошли на слом. Две проданы за границу: Б-24 в Германию в 1994 году используется как музей. Б-77 продана финскому бизнесмену, который сделал в ней ресторан, затем перепродал в США американской фирме. В 2010 году были разделаны на металлолом.
   Подводные лодки 651 проекта предназначались для борьбы  с авианесущими группировками потенциального противника.

   Они были переведены (Б-67и Б-318 под командованием капитана 2 ранга А.А. Азаркина) на Черноморский флот для усиления ракетного потенциала 14 дивизии подводных лодок. Подводные лодки 644 проекта, осталось две С-158 и С-162 должны были быть выведены в резерв и утилизированы.

  Подводная лодка стояла в ремонте уже не первый год. Удивительно, но никто в дивизии из руководства не интересовался её ремонтом. Один ответственный офицер флагманский ракетчик капитан 2 ранга Башук Григорий Борисович был в курсе всех проблем. Благодаря его инициативе, командира боевой части 5, капитана 2  ранга Захар Валерия Ростиславовича совместно со старшим строителем Ю.И. Слободянюк,  ремонт пошёл. Правда, его нормальному ходу мешали бестолковые действия командира 155 бригады подводных лодок, капитана 2 ранга Лупакова Е.А. Этот исключительно исполнительный решений и приказаний  командования офицер продвигался по службе благодаря своей глупости, а командование желало от него избавиться. Направляло его на учёбу в надежде избавиться от него. Командир бригады контр-адмирал Царёв Борис Михайлович открыл новое в системе определения и измерения глупости, «Лупак». Его он называл три «Лупака» вместе взятых. В конце концов, его довели до должности заместителя командира 14 дивизии подводных лодок и в самую трудную минуту, стал предателем. Но об этом позже возможно в другой книге. Вначале хочется изложить всё о своих сослуживцах подводниках  Черноморцах, а предатели подождут.
    В сентябре месяце при решении вопроса ремонта в штабе 155 бригады в кабинете флагманского механика капитана 3 ранга Петренко В.А.. После окончания совещания по ремонту я задал вопрос командиру бригады: вы подписали моё представление на звание?
Получил ответ, подпишу, когда командир дивизии подпишет мне. Я был поражён его ответом, подойдя к столу, взяв телефон в руки, попросил «Балкан» соедините с командиром дивизии. Через 3 секунды ответил капитан 1 ранга Кравченко Виктор Андреевич. Представившись, сообщил ему, командир бригады отказывается подписывать моё представление на звание, пока вы не подпишите ему. Ответ дайте ему трубку. Я протянул трубку капитану 2 ранга Лупакову, он старался быстро убежать из кабинета. Заместитель командира бригады капитан 2 ранга Жучков Владимир Прокофьевич стоял в дверях,  Лупакову пришлось вернуться. Он стоял, сверкал глазами и всем своим видом показывал, я тебе ещё покажу. Я вернулся и сказал ему, служу не тебе, а Родине.
  В октябре был отправлен на 2-х месячные курсы в  6 Высшие специальные офицерские ордена Ленина классы ВМФ по специальности – командир подводной лодки 1 и 2 ранга.
  Там при проведении показной тренировки по выходу в атаку, по отряду боевых кораблей под руководством капитана 1 ранга Абрамова Олега Константиновича, (Олег Константинович возглавлял кафедру применения торпедного и минного оружия на классах), мне вручили телеграмму.
В которой начальник штаба Черноморского флота вице–адмирал Клитный Николай Гаврилович поздравил меня с присвоением воинского звания капитан 1 ранга.
 Это звание мы «обмыли» в кабинете торпедной стрельбы в присутствии всех преподавателей кафедры применения торпедного оружия.

 В 1977 году я в звании капитан-лейтенанта окончил десятимесячные 6-е Высшие Специальные Офицерские Ордена Ленина Классы ВМФ по специальности командира подводной лодки. Кстати звание капитан-лейтенанта получил в период обучения на этих классах и через 9 лет, опять обучаясь на классах, получил звание капитана 1 ранга. Самое приятное, телеграмму принёс и зачитал капитан 1 ранга Абрамов Олег Константинович (он командовал подводной лодкой 633 проекта С-350, которой, при взрыве боезапаса на Б-37 в Полярном, оторвало носовые отсеки и погибло 11 человек. Потом эта лодка была переведена на Черноморский флот).
  По возвращению из командировки, прибыв на завод, я узнал хорошие и плохие новости. Хорошие это объединение «Равенство» (благодаря инициативе капитана 2 ранга Башук Г.Б) начала ремонт системы наведения крылатых ракет «Аргумент».
 Был решён вопрос установки нового навигационного комплекса «Мост - У».
  Плохие старшину команды штурманских электриков увольняют с военной службы за пьянство. Старший мичман Мандыбура А. А., старшина команды штурманских электриков, перешёл вместе с подводной лодкой с Северного флота на Черноморский. Он всю свою службу прошёл на проекте 651. Знал устройство лодки, как «Отче наш». Имел две благодарности от Начальника Главного штаба ВМФ, записанные в карточке взысканий и поощрений. Был женат и имел двух дочерей. Я видел его отношение к службе, и терять такого специалиста считал преступлением. Не мог он пьянствовать, не верил я в это. Он ожидал получение квартиры. Жил в од-нокомнатной квартире, прослужив 23 года на Северном и Тихоокеанском флотах. Благодарности были получены за переход лодки с Северного флота на Тихоокеанский и назад. Я стал разбираться, побеседовал с ним. Он мне сказал, что всё не правда и на меня наговаривают. Прибыл в штаб бригады и от командира бригады узнал. Старший мичман Мандыбура был задержан пьяным в городе Севастополь и доставлен в комендатуру. Состоялся суд чести мичманов 155 бригады подводных лодок, где было принято решение уволить из рядов Черноморского флота.
 Я был ошарашен, старший мичман обманывает меня и почему? Приехав в завод на лодку, я вызвал его на пирс. Через 10 минут появился в комбинезоне Мандыбура. Первое желание было высказать всё, но он сразу извинился за задержку. Объяснив,  помогал командиру боевой части 5 и строителю, указывал места расположения станций и вьюшек со шлангами системы ВПЛ-52 (воздушно-пенная лодочная система пожаротушения).
  Задал ему вопрос, почему вы говорите мне неправду? Вы были доставлены в комендатуру? Был суд чести? В ответ услышал, нет. Я стоял ошарашенный. Вы скажите мне всю правду или будете уволены приказ уже на подписи у Командующего. Он со слезами рассказал историю, в которую тяжело поверить. Заместитель командира бригады по политической части капитан 1 ранга Суглоб Л.Д обещал мне 2-х комнатную квартиру.
  Я помогал ему делать ремонт в квартире, стеклить балкон. В ваше отсутствие капитан 1 ранга Суглоб Л.Д. получил 3-х комнатную квартиру, а мне отказал. Тогда я сказал ему, буду жаловаться вплоть до ЦК партии. В результате были составлены документы и меня выгоняют со службы без квартиры и пенсии. Я никогда не видел человека в таком состоянии. Ответил ему если это, правда, то вам нечего бояться командующий поступит мудро. Сам на следующий день заехал в комендатуру и посмотрел журнал задержанных за период своей командировки. К своему большому изумлению записи о задержании старшего мичмана Мандыбуры не обнаружил. Решил заехать в бригаду и узнать про суд чести, опрашивая мичманов в возрасте, с кем служил. К большому своему изумлению выяснил, судов чести в этот период вообще не было.
  Проходили учения и меня определили в помощь на командный пункт флота в противолодочном направлении ближней зоны. При входе в штаб меня остановил подполковник юстиции вопросом: вы командир подводной лодки Б-67? Я ответил да,  мне надо с вами поговорить. Зайдя к нему в кабинет, я услышал. У вас служит старший мичман Мандыбура? Я ответил, служит. Он написал жалобу в ЦК и оттуда пришёл очень плохой ответ, я иду докладывать командующему. Вас вызовут по этому вопросу.
  На следующий день по оперативной службе получил приказание от оперативного дежурного дивизии в 14.00 прибыть к командующему. В 13.50 у кабинета встретился с командиром дивизии капитаном 1 ранга Кравченко Виктором Андреевичем, заместителем командующего флота по боевой подготовке контр-адмиралом Алексеевым Станиславом Георгиевичем. В 14.00  открылась дверь, и командующий адмирал Хронопуло Михаил Николаевич сказал, заходите. Каждый входивший представлялся и заходил. Когда очередь дошла до меня, и я представился. Получил в ответ с таким командиром, и здороваться не хочется. Это было ударом ниже пояса, но я промолчал (хотя было желание повернуться и уйти) и вошёл. Все сели за стол. Получилось так, командующий  во главе стола, слева контр-адмирал Алексеев, справа от командующего  командир дивизии капитан 1 ранга  Кравченко В.А. и подполковник юстиции (фамилию, к сожалению не помню). Я оказался напротив командующего. Доложил командир дивизии. Затем юрист штаба флота. Я сидел и смотрел на командующего, молча. Командующий, выслушав, сказал, давайте послушаем командира. Я встал (все говорили сидя) и сказал. Товарищ  командующий, привода в комендатуру не было, суда чести тоже не было. Вы приняли решение об увольнении старшего мичмана Мандыбуры и уже подписан приказ. Если он будет уволен с пенсией и квартирой никаких жалоб не будет. Для подводной лодки он  нужен и имеет две благодарности от Начальника Главного штаба ВМФ. Доклад закончен. Командующий, обращаясь к капитану 1 ранга Кравченко, а где Суглоб. В госпитале товарищ  командующий. Медвежья болезнь! Всё – юристу уволить с пенсией и квартирой. Я был ошарашен. Не ожидал такого решения. Прощаясь, командующий пожал мне руку и сказал до свидания. Все кто был в кабинете, смотрели на меня. Наверное, я так светился и они, не ожидали такого решения. Я знал, что письмо из ЦК было в мою пользу. А кто хотел в ту пору «воевать» с ЦК.
  Подводная лодка Б-67 относилась к 155 бригаде подводных лодок, но в период ремонта была замкнута на 153 бригаду. Командование этой бригады привлекало меня  к командирской подготовке и даже в её проведении с командирами подводных лодок. Я понимал у офицеров с 27 бригады, которые занимались больше наукой, нет опыта и знаний. Кто будет заниматься этой подготовкой, если она не нужна. И, тем не менее, во всех боевых бригадах командовали выходцы из Феодосии - кузницы кадров. Правильно участвуя в инспекциях министерства обороны, главного штаба ВМФ и стрельбах, нести боевые службы, боевые дежурства всегда есть возможность быть наказанным. Но это прерогатива командования дивизии и оно решало, как считало быть нужным. После 1982 года командирами бригад, начальниками штабов постоянной готовности были назначены  Погорелов Ф.И., Рогулев Л.Г., Попов В.А., Сигналов А.А., Волынец П.И., Молодых Б.Ф., Аникин В.А. не имеющие опыта применения торпедного оружия в море. Чему они могли обучить, каким действиям командиров при тех возможностях дизельных подводных лодок. Был  утерян особый местный опыт, который знали командиры и командование в своих базах базирования. Так при выходе из Балаклавской бухты командиры, впервые выходящие, ложились на выходные створы и в результате касались грунта и повреждали обтекатели гидроакустических станций. Так в марте 1984 года С-11 (В Харченко) при выходе их бухты Балаклавской коснулась грунта – был повреждён  обтекатель, ГАС «Арктика». 15 ноября 1988 года С-70 (А.Максимов) при выходе  на расстоянии 15-20 метров коснулась грунта – в результате повреждён обтекатель ГАС «МГ-10» в виде полосы  до полутора метров. А всё просто. Когда  меня обучали, то давали рекомендации и требовали  при выходе, ложиться на расщелину правее створов на 5 градусов и при прохождении  носа лодки боннового сетевого заграждения руль, лево 20 градусов.  В мою пору службы в Балаклаве до 1980 года таких случаев не было.
  «9 августа 1983 года на С-348 при погружении в 5-м отсеке  обнаружили попадание забортной воды. Лодка всплыла в надводное положение. Течь прекратилась. Не выяснив причину случившегося, командир капитан 3 ранга  Ф.В.Ермалюк повторно погрузился на перископную глубину. В результате в 5-й отсек было принято около 10 тонн воды-оказалась негерметичной верхняя газовая захлопка правого дизеля. Пришлось возвращаться в базу». (стр.539 «Подводные силы Черноморского Флота).
  В 1978 году я был на этой лодке, на боевой службе (уже писал об этом) и тоже негерметична газовая захлопка правого дизеля. Значит, температура правого дизеля выше и резина горит. Где опыт  таких инженер механиков как капитан 1 ранга инженер А.М.Муха, капитан 2 ранга М.М. Краюшкин, капитан 2 ранга Г.М Баландин. Опыт утерян.
А ведь вторые запоры должны держать до глубины 40 метров.
    В 1988 году подводная лодка Б-498(С.Андреев) готовилась к переходу на Северный флот через несение боевой службы в Средиземном море. « Спасательное судно проекта 547 (водоизмещением 13400тонн)  «Эльбрус», отрабатывая  с Б-498 элемент оказания  ей помощи, произвёл на неё навал. Опасное маневрирование судна командир бригады и командир заметили с опозданием, за минуту до навала, отработка полного хода назад результатов не дала. Полученные лодкой повреждения лёгкого корпуса, ЦГБ, рубки и выдвижных устройств (Перископа и антенны р./связи) привели к переносу установленного  срока перехода ПЛ на СФ» (в книге «Подводные силы  Черноморского  Флота» стр.543).
 Во первых за минуту электрики не дадут хода (ИНЕРЦИЯ - время включения моторов электриком и набора оборотов).
Во вторых при подходе к надводному кораблю или его к вам, надо опускать все выдвижные. (Это как раз о том, что командовали соединениями выходцы из кузницы кадров Феодосии. Как выражался  контр-адмирал Царёв: «Служба там шла по особому распорядку – с 8.00 до 17.00 часов». Отсутствовал опыт и знания.)
 В третьих надо помнить, что у него есть подзор и носом на лодку он не должен подходить. Это просто хорошая морская практика.
 В четвёртых управлял СС «Эльбрус» старший помощник, который при подходе испугался сближения и отработал задний ход. При положении руля право на борт и работе подруливающего устройства (расположенного в носовой части судна) для разворота вправо и струя как дополнительный руль судна влево. Так как была хорошая инерция вперёд.
  Кроме этого при атаке отряда боевых кораблей идущих скоростью 24 узла, т.е. 4каб/мин., а подводная лодка поворачивает на угол 90 градусов под мотором экономического хода (скорость 0,2каб/мин)12-15 минут, а под главным (скорость 0,6 каб/мин.) 8-10 минут. Здесь не получается как в кабинете атака. А эти командиры требовали в атаке следующие действия:
1-ложиться на курс равный пеленгу на цель. Определять сторону движения и курс цели;
2-ложиться на курс удержания пеленга и корректировать скорость цели;
3-ложиться на курс отхода и корректировать дистанцию до цели.
  Вот эти три поворота увеличивали время атаки на 40 минут при ходе подводной лодки на ходу экономического хода. И 25 минут при ходе под главным гребным. А отряд боевых кораблей  проходил за это время 160 и 100 кабельтовых. Это выполнение атаки по «хрестоматии», которую изучали в училище и по документам. Жизнь и опыт показывали, надо использовать повороты самого отряда боевых кораблей и определять все параметры активно сближаясь, и атаковать. Благо знание своих средств обнаружения, оптимальных условий использования торпедного оружия позволяли это.
  Здесь однозначно нужны знания торпедного треугольника, нужен опыт и не одна стрельба. У любого треугольника, в том числе и у торпедного, всего три угла, скрупулёзное изучение которых успешно завершено  ещё в 1в. нашей эры, однако благодаря стараниям  разросшегося отряда деятелей науки оно будет продолжаться ещё очень долго. А вот мастеров искусства, к которому относится и торпедная стрельба, можно и сегодня пересчитать по пальцам.
 Хочу здесь указать на командира капитана 2 ранга Е.А Лупакова, не выполнившего самостоятельно ни одной стрельбы положительно и все пытались от него избавиться довели до заместителя командира дивизии. Вот такая была кадровая политика в 14 дивизии. Но я повторюсь  это прерогатива командования дивизии, и оно решало, как считало быть нужным.
 
   В мае месяце меня вызвали к командиру дивизии. Я  передал оперативному дежурному поеду автобусом. Мне сказали надо срочно, вас ждёт машина. Каково было моё изумление, это был самосвал ЗИЛ-130. Смех столько бензина сожжёт. Приехав, получил приказание катером следовать на внешний рейд, лодку Б-318. Там командира капитана 2 ранга  В.В. Киц увезла скорая в госпиталь, проблема с сердцем. Задал вопрос командиру дивизии, есть командир бригады капитан 1 ранга Е.А.Лупаков, заместитель командира капитан 1 ранга В. П.Жучков, начальник штаба капитан 2 ранга П.Волынец они по должности обязаны быть допущенными к управлению всеми проектами подводных лодок соединения. В ответ командующий адмирал М.Н. Хронопуло приказал отправить Бабенко А.Я. (думаю, командир дивизии не доверял их способностям). Катером был доставлен на лодку. На ней меня встретил командир бригады капитан 1 ранга Лупаков – Анатолий Яковлевич надо отрабатывать задачу Л-2. Я ответил, лучше скажите, как вы довели командира до инфаркта. Хотя ничего не хочу слышать пройду по лодке, познакомлюсь с экипажем.
  Внизу меня встретили дружелюбно заместитель командира по политической части капитан 3 ранга Игорь Локтев, старший помощник командира капитан 3 ранга Артур Панчук и командир боевой части 5, капитан 3 ранга Владимир Кирийчук. Я сказал им сейчас пройду по лодке, и будем отрабатывать элементы Л-2, которые вы спланировали.
    Экипаж был удивлён моим появлением, и чувствовалось, были этому рады. Видно обстановка на лодке была накалена присутствием командира бригады. Меня всегда удивляло, когда начальники думали, что криком, раздражением и сидячкой могут добиться успехов.
  Обойдя подводную лодку, ознакомившись с планом, поднялся на мостик. Снялись с якоря и последовали в район боевой подготовки. Выполнив все запланированные элементы Л-2. Прибыли на рейд Балаклавы. Командир бригады сказал надо заходить, но нет буксира и нет катера. Я посмотрел на него и говорю, пойдём и встанем  к причалу №1 по указанию оперативного дивизии. Он промолчал, а когда мы ошвартовались, отметил, вот теперь вижу настоящего командира. На пирсе встречал заместитель командира бригады по политической части капитан 1 ранга Суглоб Л.Д.. Здравия желаю, Анатолий Яковлевич красиво зашли. Мне хотелось послать их подальше. Вот собралось осиное гнездо.  Зазвонил телефон, командир дивизии отдал приказание капитану 1 ранга Бабенко и командиру бригады прибыть в штаб дивизии. Удивительно, появился катер, мы перешли на восточную часть бухты и поднялись в штаб.
  Получили боевое распоряжение завтра в 09:00 загрузить УДР (для проверки ракетного комплекса)  в контейнер и в 16:00 начать переход в Варну на учения. В Варне проведёте горячую гонку – показ возможности лодки и её ракетного оружия. Старшим на переходе командир 475 дивизиона из Феодосии. Странно лодка 155 бригады, а старший из Феодосии капитан 1 ранга Анатолий Филиппович Луценко.
    Загрузив УДР в 4-й контейнер, сделали приготовление и получили добро на выход. Я позвонил оперативному дежурному дивизии, отсутствует старший командир 475 дивизиона. У телефона оказался командир дивизии: «капитан 1 ранга Луценко пойдёт на подводной лодке С-37 (командир капитан 2 ранга Проскурин). Вам выходить, встретитесь на внешнем рейде Балаклавы».
  Снялись со швартовых вышли из бухты, опять не было катера – убыл в Батилиман (база отдыха подводников). Потеряли 30 минут времени развернуть подводную лодку длиной 86 метров и при ветре 15 метров в секунду в Балаклавской бухте довольно не просто. Это знают командиры, служившие в Балаклаве. Вышли на внешний рейд, погода серчала, установили связь с подводной лодкой С-37. Ветер усиливался  С-37 - 633 проекта, шла впереди  и сильно зарывалась. Б-318 шла ровно, как утюг. Это была первая подводная лодка, предназначенная для действий в океане. Я спустился вниз, зашёл в радиорубку и передал капитану 1 ранга Луценко – переходите к нам, нас не качает. В ответ получил красиво идёте. Прибыли в Варну Б-318  поставили в порт, С-37 в дивизион Болгарских подводников. На следующие сутки прибыла группа офицеров и гражданских лиц, возглавляемая министром обороны генералом армии Джуровым Добре Мариновым. Мы показали лодку, подняли кормовые контейнера, развернули  антенну «Аргумент» наведения ракеты на цель и произвели горячую гонку УДР. Шум стоял по всей Варне самолёт ревел на лодке. Впечатление было сильное, они все наблюдали с пирса. Затем уехали, а нам поступила команда завтра утром выходить на учения. Отпустили всех людей по очереди в город. Мне понравилась организация и взаимодействие старшего помощника командира капитана 3 ранга А.Панчук и заместителя по политической части капитана 3 ранга И.Локтева. До сих пор вспоминаю их добрым словом.
    Вышли в море на учения, нам предстояло атаковать отряд боевых кораблей.  Состав сторожевой корабль  «Дерзкий» (проекта 50)  и два противолодочных корабля. Стрельба пузырём всегда - отлично. Нам ограничили глубину 80 метров, наверное, у противолодочных кораблей  были опускаемые станции. В период поиска ОБК ночью произошёл не очень приятный случай. Всё по порядку. В 02.40 минут я находился в центральном посту, глубина 80 метров, на вахте командир  боевой части 3,  капитан 3 ранга Кузнецов. Вахтенный механик старший лейтенант Ломов,  лодка идёт под левым мотором экономического хода скоростью 2.8 узла. Смотрю я на рулевого управляющего горизонтальными рулями и вижу, лодка становится тяжёлой, и он пытается удержать её на заданной глубине. Говорю вахтенному офицеру, действуйте смелее. Он дал правый мотор малый вперёд. Но лодка продолжает медленно погружаться. Вахтенный офицер дал левым мотором малый вперёд. Я говорю, поставьте левый мотор «товсь» у нас работает  левый мотор экономического хода. Дали оба мотора малый вперёд, лодка медленно погружается. Дал команду откачивать из уравнительной цистерны за борт. Пошёл главный осушительный насос из уравнительной за борт, но лодка дифферентом на корму медленно погружается. Скомандовал оба средний вперёд, затем оба полный. Остановили погружение на глубине 105 метров, откачав из уравнительной 12 тонн. Лодка держит глубину 95 метров дифферент 3; на корму. Дал приказание, прибывшему командиру боевой части 5, удифферентовать подводную лодку, тяжёлая корма-разберитесь. Разобравшись, капитан 3 ранга Кирийчук доложил, самопроизвольно заполнилась уравнительная №2. Осушили её, всплыли на глубину 80 метров, произвели дифферентовку. Обнаружили и атаковали отряд боевых кораблей, всплыли, донесли результаты на пункт управления. Получили предварительная оценка отлично. Пузырь молодец. Получили радио следовать к месту базирования. Я собрал на мостике всех вахтенных офицеров и механиков и произвёл разбор случившегося случая. Довёл до них действовать надо быстро. Увеличивая ход, подводная лодка благодаря скорости и несущей поверхности корпуса, используя горизонтальные рули, способна нести отрицательное количество воды равное объёму уравнительной. Это рассчитывается при проектировании подводных лодок.
 Почему произошло самопроизвольное заполнение, как несётся вахта, как производится проворачивание техники. Лодки уже старые, к сожалению, ремонтная база не успевает осуществлять их ремонт. Весь переход была отличная погода. Не знаю, почему мне не хотелось есть. Пришли в Балаклаву стали к первому пирсу. Позвонил оперативному, доложил. Он дал телефон командиру дивизии, который спросил, как сходили, и сейчас подойдёт машина отвезёт вас в Сева-стополь. Было приятно это слышать, но я ответил,  что у трюмного с 8-го отсека рожистое воспаление» и его надо отвезти в санитарную часть.
   Сам я поехал в Севастополь автобусом № 9. Весь переход из Болгарии в Балаклаву мне не хотелось есть. Приехав домой сел ужинать и смог выпить только бокал шампанского,есть ничего не смог. Супруга обиделась, я готовила, старалась и ты ничего не съел. Утром проснувшись,оделся,выпив кофе без бутерброда, убыл на службу. Доехав до первой городской больницы, пешком прибыл в часть, на матроса Кошки. Дежурный на КПП передал, зайдите к оперативному дежурному, объявляли. Поднявшись к оперативному дежур-ному получил указание командира дивизии прибыть на ПЛ Б-318. Должны прибыть офицеры главного штаба для проверки и будут играть учение по живучести на ПЛ С-376, стоящей рядом. Могут зайти к вам.
 В это время зашёл флагманский врач бригады майор Оленченко Антон, я ему сказал, не хочу, есть уже вторые сутки. Он отвёл меня в сторону, проверил на аппендицит и говорит, поехали в госпиталь посмотрим. Через час по прибытии в госпиталь оказался на операционном столе. Надо такому случиться, когда в 1973 году делали операцию аппендицита старшине  на ПЛ С-384. Мне приснился сон, что мне тоже будут делать операцию в море. И вот почти через 16 лет  это случилось.
   Через 5 дней попросился, и меня выписали из госпиталя. Первый раз за всю службу поехал отдыхать в санаторий Солнечногорск, детище Главнокомандующего адмирала Горшкова С.Г.. Там встретился с экипажем знаменитой подводной лодки «К-278», который вернулся с боевой службы, с 30 ноября 1985 года по 28 февраля 1986года.
  4 августа 1985 года эта подводная лодка установила абсолютный мировой рекорд  глубины погружения - 1027 метров. При этом при всплытии на глубине 800 метров из торпедных аппаратов были произведены успешные выстрелы болванками.  На такой глубине лодка была не достижима для других подводных лодок и остальных противолодочных средств, а также практически не фиксировалась гидроакустическими средствами обнаружения. И её командир капитан 1 ранга Зеленский Юрий Александрович, который окончил  обучение в нашем училище на два года раньше меня. Он подарил мне кассету, на которой  вице-адмирал Чернов поздравляет экипаж с погружением на глубину 1027 метров.
   Эта подводная лодка служила базой для экспериментов в области глубоководных погружений. Участвовала в противолодочном охранении РПКСН от подводных лодок вероятного противника. Всего выполнила 3 боевые службы.
  31 января 1989 года подводная лодка получила название «Комсомолец» (опять политические институты назвали и предрекли, как и всю страну в будущем).
28 февраля 1989 года К-278 «Комсомолец» вышла на третью автономную боевую службу. На борту подводной лодки находился сменный 604-й экипаж под командованием капитана 1 ранга Ванина Е.А. основной экипаж «К-278» остался на берегу.
   Эта лодка погибла 7 апреля 1989 года при возвращении с третьей боевой службы. В результате возникновения пожара в двух смежных отсеках были разрушены системы цистерн главного балласта, через линию вала произошло  затопление лодки забортной водой. И она, потеряв продольную остойчивость, затонула  в Норвежском море.
( Отступление: перед выходом командир капитан 1 ранга Ванин и первый командир капитан 1 ранга Зеленский Юрий Александрович играли в шахматы, в каюте. Зашёл мичман, отвечающий за хим. приборы. Юрий Александрович спросил, вы проверили  газоанализаторы на кислород? Получил ответ нет. Приборы ПГА-КМ необходимы для производства  наличия кислорода в отсеке, в воздушном пространстве отсеков в диапазоне от17до 21процента. Свыше высокая вероятность возникновения пожара. Это также могло быть одной из причин. Надеялись на автоматику? После трагедии обучаясь в академии при игре в шахматы, он поделился со мной. Когда я задал ему вопрос, почему ты не пошёл на боевую службу?)
      В 1987 году поступил в Военно-морскую академию имени Маршала Советского Союза Гречко А.А., на специальность «Командно-штабная оперативно-тактическая Военно-Морского Флота» - заочное отделение.
     Прибыли мы в город Ленинград с Черноморского флота:
-капитан 1 ранга Горишный Михаил Юрьевич командир опытовой подводной лодки 219 проекта – отрабатывали старт баллистических ракет (поступал третий раз); 
-автор этих строк капитан 1 ранга Бабенко А.Я. командир подводной лодки Б-67 (поступал первый раз);
-капитан 1 ранга Лату Василий Степанович командир ракетного крейсера «Головко» 58 проекта (поступал второй раз);
-капитан 2 ранга Бабич Михаил Иванович офицер оперативного управления ЧФ (поступал первый раз);
-капитан 3 ранга Иванчук Сергей Иванович порученец ко-мандующего ЧФ (поступал первый раз);
-капитан 2 ранга Панасенко  Иван Васильевич командир подводной лодки Б-380 (поступал первый раз).
   В период сдачи экзаменов произошёл казусный случай. При сдаче экзамена по высшей математике, как установлено в учебных заведениях билеты были расписаны среди поступающих. Каждый на определённые билеты писал шпоры. Капитаны всех  рангов как студенты писали ответы на вопросы. Причём при сдаче была выявлена схема расположения билетов шли по своим билетам. Я шёл отвечать по очереди 14. За два человека до моего захода, ко мне подходит капитан 2 ранга Дышлевой В. Г. с генерального штаба и спрашивает, у вас есть ответ на ваш билет. Я ответил, есть и дал ему по его просьбе ответ на билет, добавив, неужели тяжело выучить свой билет. Он заходит передо мной и берёт мой билет. Старший группы Горишный М.Ю. выходит и говорит он взял твой билет. Бери любой. Я ответил, покажи, где лежат билеты не распределённые – он показал. Через 10 минут я зашёл и взял в указанном месте билет. Первый вопрос был интеграл по двум переменным. Вообще я готовился серьёзно к экзаменам и по математике особенно. Но получив сначала поблажку – разгадана система раскладки билетов и перед самым заходом такой подвох. Вот такие офицеры служили в вышестоящих штабах не отличающиеся особой порядочностью. Сев за стол готовиться к ответу я удивился, на что способна память людская. Перед моими глазами открылся конспект, по которому я готовился в училище 18 лет назад. В период изучения этого материала я защищал честь родного училища на первенстве военных училищ СССР по волейболу. И по приезду изучал его по конспекту моего товарища Вячеслава Пятницкого, он писал, используя цветные шариковые ручки. Начальник кафедры математики  выразился, первый раз вижу, как капитан 1 ранга разбирается в математике. По первому вопросу получил 5, общую оценку  три балла. Затем все экзамены сдал на отлично, по тактике и боевым средствам флота ответы были признаны лучшими. После окончания экзаменов и зачисления в слушатели, встретился с одним капитаном 1 ранга, с кафедры боевых средств флота. Решили выпить за встречу по100грамм коньяка. Я купил коньяк и коробку конфет, пришёл к нему в кабинет. Он сказал Толя, подожди, придёт мой племяш. Каково было моё изумление, когда появился господин Дышлевой. Он смутил-ся и выбежал. Видно всё - таки не знал, что подводники знают друг друга. Я не называю фамилию друга по его просьбе.
   И ещё один момент произошёл, когда я встретился с контр-адмиралом Кобельским Леонидом Ивановичем. Он был начальником кафедры оперативного  искусства в академии. Леонид Иванович спросил, почему вы не приехали на учёбу в 1983 году, вы были в списках. Рассказал о всех событиях, взрыве аккумуляторной батареи при ходе под РДП (работа дизеля под водой). Я сказал, наказания не было и, тем не менее, не послал командир дивизии контр-адмирал Алексеев С.Г., ответ я так и думал. Странно прошло столько времени, а он вспомнил меня.
   Вместе со мной сдавал экзамены и поступил командир подводной лодки «Комсомолец» капитан 1 ранга Зеленский Юрий Александрович. Вечерами мы проводили баталии с ним за шахматной доской. Делились с ним опытом службы на своём флоте каждый.

               В феврале 1988 года был вызван оперативным 153 бригады на переговоры с оперативным дежурным флота. Прибыв в рубку оперативного  дежурного бригады, позвонил оперативному дежурному флота, получил приказание от заместителя, командующего флотом вице – адмирала Кузьмина А.А. (на флоте его называли «народным учителем») снять со стенда размагничивания в артиллерийской бухте «варшавянку» Б-808 командир капитан 2 ранга А.Гончарик. Я ответил, есть командир бригады капитан 1 ранга Рогулев Л.Г., заместитель командира бригады капитан 2 ранга Г.В. Гвоздев, начальник штаба капитан 1 ранга В.А. Попов. Получил приказание, вам снять Б-808 со стенда пока её не разбило. С вами будет работать СБ-5. Сказал оперативному дежурному капитану 3 ранга И. Штукатурову, запиши в журнал приказание вице – адмирала А.А.Кузьмина. На бригадном катере – «Ярославце»  убыл на стенд. Волна гуляла по внутреннему рейду, катер не мог подойти к подводной лодке.
СБ – 5 проект «Лебедь» одновальный не мог справиться из-за ветра. Я подошёл к лодке и говорю командиру, снимайся, кабеля привяжи к палубе, и я на ходу сяду к вам на борт. В ответ я не буду, обмотан кабелями. Опять кричу, ему спасёшь кабеля, лодку потеряешь. Запиши в вахтенный журнал, в командование подводной лодкой вступил капитан 1 ранга  Бабенко. В ответ не могу отдать концы, они надраены. Какая глупость надо было заводить серьгой. Но не стал ему этого говорить. Приказал рубить кормовой конец, а носовой катер отдаст. Выполнив указание, лодка дала ход, катер смог подойти и я прыгнул на её корпус. Даже конца с мусингами не было на борту. Я не удивлялся с 4-й эскадры, все были «ма-риманами» и не уважали хорошую морскую практику. Поднявшись на мостик, услышал от командира, вы весь мокрый. Я смотрел на него удивлёно и не знал, что судьба распорядится обкатывать этот экипаж и командира в дальнейшем. Ошвартовав лодку к 4-му пирсу с севера 3-м корпусом (столько было лодок в бригаде). Через 5 минут  появился командир бригады, я ушёл переодеваться. В каюте раздался звонок, услышал голос старшего помощника оперативного дежурного флота капитана 1 ранга А. Я. Чадовича. Он поведал мне, что вице – адмирал А.А. Кузьмин объявил тебе бла-годарность и спасибо.
   Я думал вице – адмирал А.А.Кузьмин был командиром 4-й эскадры и прекрасно понимал, что лодкой должны управлять допущенные командиры или командир соединения, или его заместители – которые обязаны иметь допуск ко всем проектам подводных лодок соединения. Но мне было приятно, значит доверяют.
 
 
 В июне на комплексном выходе подводной лодки Б-380, командир капитан 2 ранга Панасенко Иван Васильевич была подготовлена и проведена командирская подготовка со всеми командирами 153 бригады. Под руководством командира бригады капитана 1 ранга Рогулева Леонида Гавриловича. Подводная лодка 641-Б проекта, последняя постройки 1982 года. Естественно с боевой информационной системой управления МВУ-110,  с устройством быстрой зарядки (УБЗ) торпед и всем новым, что было в ВМФ тех лет. На этом выходе было проведено учение стрельба противолодочными телеуправляемыми торпедами  по лодке через помехи.
  Надо было показать это командирам подводных лодок 613 проекта? A их было четверо (у них в боевом комплекте не было этих торпед и приборов для их применения) и три командира с проекта 641(железки).
 Но у них в боекомплекте имелись телеуправляемые торпеды. Вот здесь для примене-ния этих торпед было спланировано специальное маневрирование. Прохождение лодки цели в заданное время, заданной точки. Повторяли два раза, и получилось на втором галсе. И это с исправным комплексом, а в  книге «Подводные силы Черноморского Флота » командир пишет, что обнаружил и следил за ПЛ С-296 аж целых 8 часов(с неисправным комплексом). Всё-таки хотелось выглядеть в истории командиром подводной лодки, а не политическим работником. Главное пришлось готовить это учение, хотя ни разу не стрелял такими торпедами. Разве, только на классах в кабинете торпедной стрельбы. На выходе и командир бригады капитан 1 ранга Рогулев заболел, пришлось всё делать самому и впервые стрелять ими. Торпеды наводились, и стрелять ими было интересно. Увы, дистанции обнаружения были малы. Что не позволяло их использовать в реальной жизни.
  В ноябре 1988 года был назначен заместителем командира 153 бригады подводных лодок. Командиром бригады был  назначен капитан 1 ранга Попов Владимир Алексеевич, начальником штаба капитан 2 ранга Косткин Александр Яковлевич закончивший академию. Оба грамотных офицера. Но не отстрелявшие командирами весь курс стрельб,  в соответствии с курсом. То есть не имеющие практического опыта применения оружия. Но это не их вина. Комбриг служил командиром на опытовой лодке СС-350 в Феодосии, кузнице командных кадров. Эти лодки не применяли оружие. Александр Яковлевич Косткин  был командиром подводной лодки С-96, которая из-за коррозии торпедных аппаратов была ограничена в погружении 8 метров. Но это грамотный офицер, начинавший службу командиром боевой части 3 и служивший старшим помощником командира подводной лодки С-66 и С-232. Где приходилось применять оружие иногда за командира. Начальником политического отдела был капитан 1 ранга Буров Владимир Васильевич. Коллектив был дружный, и служить было приятно.
  В декабре месяце экипажи подводных лодок отрабатывали  первую задачу: подготовка к плаванию. Мне при отработке корабельных боевых расчетов экипажей подводных лодок к применению оружия пришлось познакомиться с командиром подводной лодки Б-36, капитаном 2 ранга Ляшок Василием Фёдоровичем. Случилось так, я пришёл с моря при входе  в штаб, навстречу вышел командир бригады Владимир Алексеевич и сказал: «Яковлевич  в кабинете атака  КБР  Б-36 я проводил тренировку, срочно вызвали в штаб дивизии – проведи разбор. Этот командир командовал лодкой целью в Феодосии». При подходе к кабинету  торпедной стрельбы я услышал громкий разговор, на чисто русском языке, который понятен всем. Зашёл, не сказав ни одного слова. Закончилась тренировка, командир продолжил воспитание начальника РТС. На том же языке. Я остановил его, на том же сленге, приказав отпустить расчет КБР. Самому прибыть ко мне в кабинет. Через 10 минут зашёл возбуждённый капитан 2 ранга Ляшок. С вопросом Вы не дали мне возможность провести разбор с расчетом и оскорбили меня на чисто русском языке. Я буду жаловаться командиру бригады. Это было что-то новое. Жаловаться вы можете кому угодно  и на строевом смотре. А комбригу проведёте доклад. Вас предупреждаю, при мне вы больше никогда не будете проводить тренировки с оскорблениями членов расчета. Вы на них давите и не получите требуемого результата. А может, и наоборот будут вам мешать  в период атаки. И всё - таки он пошёл и пожаловался командиру бригады. Я был удивлён и ответил комбригу, считал и считаю, оскорбления и унижения приведут только к отрицательному результату. Я буду требовать, как и требовал. И странно он пытался сам проводить тренировки с этим экипажем. Но жизнь ставила свои условия. Ко мне несколько раз подходил капитан 3 ранга Манучаров Андрей Иванович, старший помощник с этой лодки и приглашал в кабинет атаки на тренировку. Я делал вид, что ни чего не происходило. Тренировку проводил старпом. На мой вопрос, где командир? Получил ответ, в отпуске.

  Находясь в море на новой подводной лодке «Варшавянке», командир капитан 2 ранга Гончарик пытались замерить шумность. Сделали 17 выходов. Шумы моря превышали шумы подводной лодки. Было принято решение направить СФП (судно физических полей) 40 миль от берега. Оно должно находиться в дрейфе с опущенными гидрофонами на глубину 40 метров. На подводной лодке в носовой части  надстройки был закреплён СИТ (прибор излучающий  сигналы). Она  находилась в 10 кабельтовых от СФП. Должна была погрузиться на глубину 80 метров и пройти  под ним для замера шумности. Сделали 3 галса, но на СФП подводную лодку не слышали и все возмущались, вы не там ходите. Тогда я сказал  займу позицию в 5 кабельтовых от вас и выполним галс по вашей команде. Подошли на перископной глубине на дистанцию 5 кабельтовых  и погрузились на  80 метров, всплыли, пройдя СФП. Запросил как галс? Ответили,  не слышали. Я передал, а кильватерную струю лодки наблюдаете? Ответили да, тогда у вас не исправна аппаратура измерения. В конце концов, замерили шумность подводной лодки на внешнем рейде Балаклавы, на кабельной петле института. Это были отличные лодки для того времени. Она шла под экономическим  ходом скоростью до 7 узлов. Мечта каждого командира дизельной подводной лодки.
  По возвращению командир бригады дал указание допустить КБР Б-36  к выполнению  торпедных стрельб в море практическими торпедами. Прибыв  в кабинет торпедной стрельбы, я увидел там командира капитана 2 ранга Ляшок Василия Фёдоровича. Он спокойно выполнял и никого не «погонял», я подумал, отдохнул человек и вот результат.
 После окончания тренировки я записывал в журнал боевой подготовки подводной лодки Б-36 допуск на стрельбы. Ко мне подошёл капитан 2 ранга Ляшок и сказал спасибо за учёбу. Я спросил, что произошло и он, рассказал мне историю, которая произошла с ним в отпуске. Когда я возвращался из дома на своём москвиче М- 2141. Меня за городом Запорожьем остановил старший лейтенант ГАИ. Я превысил скорость, подавая ему документы, он увидел удостоверение офицера. Спросил, а вы где служите? Командиром подводной лодки в Севастополе. Второй вопрос удивил меня, а вы знаете Бабенко Анатолия Яковлевича? Я ему ответил он сейчас заместитель командира бригады. Он вернул мне документы и сказал, езжайте и передайте привет от торпедного электрика  старшины 1 статьи Олега Ганенко. Я выслушал его и говорю, это так повлияло на ваше отношение к расчёту КБР. Нет, он просто сказал, что командир никогда не повышал голоса на расчёт КБР. Выслушав, я сказал,  надо чаще отправлять командиров в отпуск.
 Все стрельбы в соответствии с курсом подготовки, Василий Фёдорович выполнил на отлично. Но об одном эпизоде при выполнении боевого упражнения НТ-3 (выход из полосы поиска противолодочных кораблей и в случае невозможности выхода стрельба по крайнему кораблю и выход) я хочу описать.
  Перед этим подводная лодка выполнила стрельбу НТ-2,  2-мя практическими торпедами по одиночному кораблю. После погружения, на глубине 40 метров я увидел, что сигнализация воздушной захлопки РДП (работа дизеля под водой) показывает – она открыта. Показав это командиру и командиру боевой части 5, капитан-лейтенанту Ковалёву. Я предупредил, всплывёте и в надводном положении отрегулируете. Заодно напомнил случай с М-351,С-80 и К-429. Случай с С-80 уже описан. К-429 затонула при дифферентовке, не заметили по сигнализации открытие захлопки РКП (работа компрессоров под водой).
  М-351при уходе под воду из-за неисправности сигнализации, верхняя захлопка подачи воздуха к дизелям была не полностью закрыта. Подводная лодка приняла в 6-й отсек значительное количество воды.
  В ходе борьбы за живучесть  подводникам  удалось закрыть нижние запоры и остановить поступление воды в прочный корпус. Однако  подводная лодка  потяжелела и начала проваливаться на глубину с большим дифферентом на корму. Экстренное продувание цистерн главного балласта не помогло из-за большого дифферента на корму.
    Подводная  лодка  воткнулась кормой  в илистый грунт. На глубине 83 метра и дифферентом 62 градуса на корму.  Внутри переборки стали палубами и передвигаться  в отсеках стало очень сложно. 6-й отсек оказался затопленным на две трети своего объёма. Залившаяся вода через переборку попала в 7-й отсек. Из-за замыкания в электрощите в 7-м отсеке возник пожар. Электрики обесточили 7-й отсек по команде  командира БЧ-5 из центрального отсека, пожар был потушен. Затем по команде личный состав 6-го и 7-го отсеков вывели в  первый отсек. Подсчитали– средств для дыхания экипажу хватит на 70 часов, пищи - на двое суток. В кормовые отсеки попало около 40 тонн воды. Откачать её трюмной помпой не удалось из-за большой высоты всасывания, помпа не забирала воду.
  Самостоятельно лодка всплыть не могла. Воздух высокого давления был вытравлен через шпигаты. Через 3,5 суток подводная лодка была поднята  в надводное положение благодаря  успешной спасательной операции аварийно – спасательной службы Черноморского флота. Благодаря её умению  работать в сложных условиях на большой глубине, быстро и эффективно.

   В  районе  выполнения упражнения НТ-3, я решил проверить действия ГКП (командного пункта) Б-36. При погружении подводной лодки. На глубине 8 метров объявил, поступает вода в пятый отсек, через воздушную захлопку РДП. Командир находился в боевой рубке, действия были правильные, но медленные и не решительные. Провёл разбор и показал, за 30 секунд вы были бы на глубине 70 метров. И тогда для спасения вы потратили бы весь воздух ВВД (воздух высокого давления) и всплывали бы полным ходом.
  Эта лодка готовилась к боевой службе в дальней зоне Средиземном море. Я был уверен в этом экипаже. Подводная лодка выполнила БС на отлично. Правда, я уже служил в штабе Черноморского флота, в должности заместителя  начальника штаба по боевому управлению, но об этом возможно напишу в другой книге.
  Другой интересный случай произошёл на подводной лодке Б-41. Она участвовала в учениях (инспекция министерства обороны) на стороне синих. Перед ней стояла задача прорваться на внешний рейд Севастополя и произвести стрельбу по берегу НТ-6 (используя в учебных целях специальное оружие) и уничтожая корабли, стоящие на рейде.
Я находился в море на подводной лодке капитана 2 ранга Гончарик – отрабатывали элементы задачи №2. Плавание подводной лодки.
   Прибыв в бригаду, пересел на Б-41. Она только выполнила задачу по замеру магнитного поля  в южной бухте. Старшим на борту был начальник штаба капитан 2 ранга Косткин. Поднявшись на борт, выслушал доклад командира о готовности к выходу и разрешение оперативного флота на выход. Дал команду сниматься и прошёл в корму на мостике, чтобы не мешать командиру капитану 2 ранга Баталину Юрию Анатольевичу. Опытный командир только несколько месяцев назад, вернулся с боевой службы, Средиземного моря. Старшим на боевой службе был заместитель командира 14 дивизии, капитан 1 ранга Погорелов Фёдор Иванович. Лодка стояла вторым корпусом у второго пирса с севера, в южной бухте. Командир дал команду на двигатели, из 6 –го отсека прошёл доклад растёт нагрузка на левой линии вала. Командир продолжал съёмку. Я дал команду, остановите моторы. Вы слышали доклад из 6-го отсека, растёт нагрузка? Нет, запросите 6-й. Из отсека доложили, растёт нагрузка на левой линии вала. Командир обратился ко мне, пока не разберёмся, в море не пойду. Я ответил, когда вы становились к причалу,  слушали электриков. Докладов не было. Чудес не бывает. Вы намотали на левую линию вала, и срывать выполнение зада-чи нельзя. Инспекция. У вас задача перейти на рейд Одессы, встать на якорь и через 2 суток на стороне синих выполнить задачу. На рейде разберёмся у вас три мотора, три линии вала. Он стоял и молчал. Я скомандовал старшему помощнику, капитану 3 ранга Никишину  запишите,  в командование кораблём вступил  капитан 1 ранга Бабенко. Снялись, вышли из Севастополя, заступила смена. Через час ко мне подошёл командир извинился. Я спросил состояние подводной лодки, конкретно можете погрузиться на глубину ниже 200метров. Против нас будет работать КПУГ (корабельная поисково-ударная группа) из противолодочных кораблей проекта 1124, носителей ГАС «Шелонь». Это опускаемая станция, работающая в активном и пассивном режимах. Он вызвал командира боевой части 5, капитана 3 ранга Лагун Юрия Николаевича и спросил, можем погружаться на 200 метров. Тот ответил да. Я сказал на рейде Одессы, будем создавать дифферент на нос и освобождаться от конца на левой линии вала. Юрий Николаевич сказал я в АВМ-5 (снаряжение  водолаза) спущусь и освобожу линию вала. На  это я ответил, только в ИДА-59 (индивидуальный дыхательный аппарат  для каждого члена экипажа).
   Прибыли на рейд Одессы  и встали на якорь. Утром связался с начальником штаба дивизиона, капитаном 1 ранга Горишным Юрием Михайловичем. Попросил прислать ВРД (водолазный катер с водолазами) для выполнения работ. Он ответил через 15 минут, море 2-3 балла не выпускают. Море фактически было максимум 2 балла. Но было холодно февраль месяц. Сыграли учебную боевую тревогу и создали дифферент на нос. До винта оставалось 1.5 метра. Попробовали, поворачивая линию вала вручную размотать конец. Не получилось, он закипел, сварился. Надо резать. Собрал офи-церов и объяснил обстановку. Вызвался работать в ИДА-59 командир боевой части 3 капитан-лейтенант Верещагин. Отличный специалист, но по данным политического отдела пьяница. Такие офицеры выполнят свой долг в любое время. Страховал его старший специалист СПС (шифровальщик) старший мичман Смирнов Георгий (служил у меня, когда я был командиром). Резали конец специальным ножом. Через 2 часа закончили. Я дал команду доктору разогреть их горячим чаем и если захотят, и потребуется крепким и закуской. И здесь появился на мостике заместитель начальника политического отдела капитан 2 ранга Аршинов С.В. Его слова я против выдачи спиртного «пловцам». Посмотрев на него, я сказал, другого я не ожидал. Где вы были раньше и почему сами не полезли в воду, температура  8 градусов. Он ответил, буду докладывать. Что же, вас этому учили, и вы продолжайте. Только я не позволю, чтобы люди заболели. И потом сказал ему один на один, больше со мной в море не выходите. Выполнили все поставленные задачи. Был один  неприятный момент, когда подводная лодка 1-й линии не могла погрузиться в течение 1.5 часов. Ясно как они выполняли задачу боевой службы. Старшим на борту был капитан 1 ранга Погорелов Ф.И.. Подводная лодка после отработки задач курса дизельных подводных лодок, должна погружаться только по срочному погружению. Если комбриг и его заместители не выполняли, этого боялись. То и командиры не стремились выполнять. Явно они не готовились, к использованию по предназначению. Зарплату получали как подводники, здесь становится понятным отношение командования КБФ к Александру Ивановичу  Маринеско.
  Затем, когда уклонялись от обнаружения КПУГ 3-х кораблей проекта 1124. Надо было для уклонения уйти как можно глубже, командир испугался погружаться.
   Из-за протечки воды по левой линии вала, пришлось идти с ним в 6-й отсек и считать, сколько воды поступает по времени в лодку. Убеждать в безопасности манёвра. Странно, как таких командиров выпускают в море. Правда, затем он был назначен на большую должность в МЧС Ростовскую область.
  Придя в бригаду с учений, получил приказание командира дивизии идти на лодке капитана 2 ранга Гончарик на обеспечение науки, в Пицунду. Где пробыли 25 суток.
Опять встретился с людьми, которые разрабатывали новые виды оружия и техники для наших  военно-морских сил. Но на  лодке этого проекта слабое якорное устройство и поэтому  меня послали на ней старшим. Все испытания были проведены успешно. В этот период я обнаружил, что командир обладает плохим зрением. Произошло это при всплытии, после очередного обеспечения. Акустики докладывают шум винтов по пеленгу 310 градусов. Всплыли на перископную глубину, он осмотрел горизонт визуально и говорит отойти от быстрой. Горизонт чист. Но пеленг не менялся, и я взял перископ. По пеленгу 311градусов идёт большой транспорт весь в огнях. Оставив перископ, наведённый на цель, я сказал, смотрите. Он осмотрел  горизонт и говорит, горизонт чист. Отвернув на курс 180 градусов, я всплыл, продув среднюю группу ЦГБ, и пригласил его на мостик. Оставшись вдвоём, я сказал, вы преступник нельзя рисковать экипажем и лодкой. Он согласился и сказал, будет списываться с лодки.
  С приходом я доложил командиру бригады об испытаниях, и командире. Через месяц я находился в отпуске, мне предложили должность заместителя начальника штаба по боевому управлению. Предложил капитан 1 ранга Евстафьев Альберт Мефодьевич. Я был удивлён. Он предложил встретиться со мной. Мы встретились, и он сказал, я предложил вашу кандидатуру командующему адмиралу Хронопуло. После гибели подводной лодки «Комсомолец» было принято решение одного из заместителей начальника штаба по боевому управлению назначить подводника. Выслушав, я отказался. Через 2 дня он приехал в бригаду. В беседе сказал, тебе не надоело ходить в море на лодках, и быть всё время заместителем командира бригады. Командующий утвердил вашу кандидатуру. В кабинет зашёл брат и говорит, если оперативным флота, то иди это адмиральская должность. Хватит, наверное, за последние три месяца быть на берегу 5 дней. Дежуришь по боевой подготовке, и в плане флота только твоя фамилия. Остальные в море не ходят. Я дал согласие. В августе был назначен заместителем начальника штаба  Черноморского флота.
     На этом закончилась моя служба в подводных силах СССР.

Закончить свою исповедь, я решил «Офицерским вальсом» написанным  Андреем  Саксеевым.
               
КРУГИ НА ВОДЕ.
 
 Окончилось лето. Грядут холода.
 Случайная туча над гладью пруда.
 Рисуются в редком осеннем дожде
 Бегущие кольца – круги на воде…
 Круги на воде…
                Круги на воде…
 Нашивки и кортик, и праздничный пир…
 Военно-морской улыбается мир!
 Там синее море, там чайки парят!
 Юнцы-лейтенанты азартом горят!
 Их трудная вахта на флоте влечёт!
 Добудут они всенародный почёт
 И славу в нелёгком подводном труде!
 Мечты…Обещанья… Круги на воде…
 Круги на воде…
                Круги на воде…
 Не надо о долге бубнить моряку!
 Сам знает - должна быть всегда начеку
 От южных морей до полярных снегов
 Незримая стража родных берегов!
 Бескрайнее море и волны вокруг.
 Захлопнулся бронзовый рубочный люк.
 Исчезла подлодка в бурунной гряде.
 Остались одни лишь круги на воде..
 Круги на воде…
                Круги на воде…
 Фортуна в России слепа и слаба.
 Обычно российских героев судьба.
 То лихость их губит, то злая напасть,-
 Чиновничья зависть и хамская власть!
 Тех море сгубило, а этих - навет…
 Печальна Россия, а их уже нет!
 Нам их не встречать никогда и нигде.
 А память? Что память – круги на воде!
 Круги на воде…
                Круги на воде…
 У каждого есть, а у многих истёк
 Суровой судьбою отпущенный срок.
 Всё было в ушедших годов череде
 И «сплыло»! Как будто круги на воде!
 Круги на воде…
                Круги на воде…


Рецензии