Месяц август

             Август у меня в разные периоды жизни имел разное значение.

             Босоногое сельское дошкольное детство «запомнило» этот месяц обилием огурцов, помидор и других овощей, созревших в нашем огороде. «Ребята, - просит в очередной раз с открытого окна летней  кухни нас с братом бабушка, - сбегайте на огород и принесите мне для салата то-то и то-то. Далее следует перечень овощей.

            Проходит несколько секунд и мы уже на огороде. Я, как старший, собираю вначале отражающие солнечные лучи помидоры. Не выдерживаю, и один помидорчик оказывается у меня во рту. Наблюдавшая за нами бабушка кричит: « Не смей кушать немытые овощи!». Несмотря на её окрик, младший брат успевает тоже самое сделать с хрустящим таким зелёненьким огурчиком. Бабушка  права, но устоять нам перед неземным запахом созревших овощей не представлялось возможным. Вечером она проверяла у нас   температуру и всё допытывалась, не болят ли наши животы. В тот раз всё обошлось. «Выручил»  прошедший накануне тёплый летний дождичек.

            Все десять школьных лет август оставался для меня месяцем «грустным». Несмотря на то, что, проживая вначале в селе, помогал собирать обильные урожаи фруктов как в своём саду, так и в дедушкином. Бабушки в это время уже не было в живых, но в память о ней я прежде чем съесть сорванные с дерева яблоко или грушу, опускал их в ведро с водой. Несмотря потом на то, что,   проживая уже в городе, весь август  проводил с друзьями на пляже. Слово  «несмотря» употреблено потому, что первого числа следующего месяца предстояло идти в школу. А так не хотелось! Почему, сегодня трудно объяснить.

        После службы в армии, устроившись на работу на завод, я со временем полюбил август. Трудно поверить, но я его шесть лет подряд ждал с нетерпением, ибо учился заочно в вузе и писал в это время контрольные работы. Их написание для меня являлось праздником: в этом последнем месяце лета я в буквальном смысле слова не вылезал из библиотек, в том числе и областной. Тогда об Интернете мы не слышали. Материал для написания контрольных работ находили в читальных залах библиотек.

         По окончании обучения, я несколько раз брал очередной отпуск в августе, отдыхая в своё удовольствие. Лучшего месяца для отдыха трудно представить. Июнь  встречается «не очень приветливым». С прохладой, а то и с заморозками. Июль иногда «жарит» так, что не надо и электроплитку на кухне включать. А август – что надо: и не сгоришь на солнце и не замёрзнешь. Гуляй – не хочу.

           В августе, как известно, тридцать один день. Однако два его числа мне забыть трудно. Ибо они взаимосвязаны. К тому же, находятся рядом.

           Девятнадцатого августа 1991 года в стране случился «ГКЧП». Всё, как говорят в таких случаях, «встало с ног на голову». Попытка государственного переворота не удалась, но она имела печальные последствия: вскоре некогда могучий Советский Союз «приказал долго жить».

        Лично для меня это обстоятельство «аукнулось» 18 августа 2014 года, когда меня, как и других работников нашего завода (кого раньше, кого позже) уволили на досрочную пенсию в связи с предстоящей ликвидацией предприятия.

        Русская пословица гласит: «Нет худа без добра». В том, что она права, я убедился, находясь на пенсии. Если раньше в августе  мне приходилось брать отгулы на работе для покупки и консервирования овощей и фруктов на зиму, то теперь – красота. Этот  летний месяц  я жду с нетерпением: он позволяет потом зимой не иметь проблем с витаминами.

       Если не каждый российский школьник, то, по крайней мере, большинство из них знает, в честь кого месяц назван. Этой чести удостоился император Римской империи Август. Однако к самому месяцу он отношения не имеет. Назвали  и назвали. Но мало кто из школьников наших знает, что более правильное название имеется в украинском языке. «Серпень» происходит от слова «серп». В этом месяце начинается сбор зерновых. Ранее, при отсутствии комбайнов,  ту же пшеницу крестьяне убирали серпом.

       «Заглянул» я как-то и в словарь древнерусского языка. Там месяц носит название «Зарев». Как говорят источники, от слова «Зарево». Это природное явление случается под воздействием солнечного света после заката или перед восходом. Но … почему  именно в августе, не уточняется.  Тем не менее сегодня последний месяц лета мы, россияне, называем августом. И ничего тут не поделаешь.

03.08.2018 г.

Фото из Интернета

      

    
      
            


Рецензии
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.