Цыпленок-Табака

- Нет, не так все, Лариса. Не так просто мужчине принять подобное решение...
- Не просто? А мне кажется ничего сложного в этом нет.
- Ты не понимаешь. Ты слишком юна. Это же был конец 70-х, военный гарнизон... Тогда строго все было.
- Человеческая порядочность от этого не зависит. И решение очень простое.
- Да? И какое же?

I.
Оленька была студенткой-выпускницей, заканчивала педагогический. Только из-за уважения к требовательному отцу она еще жила дома, в родном городе, хотя все ее мысли были в М-ске, с Владом. И свадьба была уже назначена на конец сентября.

Они познакомились два года назад. Оленька на целых два месяца уехала отдыхать к двоюродной тетке на юг, к морю. С соседской Лесей, ее ровесницей, они провели чудесное лето. Купались, загорали, бегали на танцы.

Сашка, брат Леси, учился в высшем военном училище и у них в доме часто бывали его друзья. Так однажды Оленька познакомилась с Владом, чтобы уже не раставаться никогда. Это была Оленькина первая любовь и с первого взгляда. Высокий блондин с серыми глазами, Влад был еще по-мальчически худоват, но военные дисциплины делали свое дело: он был строен, подтянут, хорош собой. Особенным его делала открытая улыбка, ровный ряд белоснежных зубов и легкий, веселый характер. В такого невозможно было не влюбиться.

В первый же день знакомства все четверо отправились на танцы в клуб училища, где учились Александ и Влад. Весь вечер Влад танцевал только с Оленькой. И когда он немножко неуклюже обнимал ее в медленном танце, Оленьке хотелось, чтобы медленный танец не заканчивался никогда, а Влад не разнимал рук даже когда музыка уже заканчивалась и пары расходились. Они так и стояли, глядя друг другу в глаза и позабыв обо всех и обо всем.

Увольнительная у ребят закончилась, когда закончились танцы и домой Оленька возвращалась вдвоем с Леceй, которая шла пританцовывая и весело щебетала, расказывая о новыx курсантах, с которыми познакомилась. Только Оленька не слушала и не слышала. У нее перед глазами все еще были серые глаза Владa, случайное прикосновение его щеки к ее щеке и обжигающий шепот на ушко в темноте зала: "Оленька, какая ты..."

С этого вечера постоянным состоянием Оленьки было ожидание. Ожидание новой увольнительной Владa, ожидание встречи, улыбки, oжидание жизни и прекрасного будущего, предвкушение любви…

II.
Владислав Артемьев был курсантом выпускнoгo курса высшего военного училища. Через год его ожидало распределение и Влад мечтал, чтобы это было не так далеко от дома, не куда-нибудь в Сибирь или на Дальний Восток, а где-то поближе, хотя бы в М-ск. У Владислава были большие планы на жизнь и быструю карьеру. Да и отец, военный летчик, полковник, не допустит, чтобы сына сослали в Сибирь.

Оленька появилась в его жизни неожиданно. Она жила и училась как раз в Сибири. Ну так может это и хорошо? Он не мог забыть ее с той минуты, когда увидел. Влад никогда не видел такой красивой девчонки! У Оленьки была длинная светлая коса, вьющиеся прядки волос непослушно выбивались на висках. Доверчивые, огромые глаза-блюдечки, светло-голубые как кусочки неба в солнечный день. Влад никак не мог отвести взгляд от этих глаз.

В детстве мама читала ему историю про Алису в Стране Чудес, которая все время пропадала в нескончаемых лабиринтах. Вот такие же завораживающие глаза-лабиринты были и у Оленьки и ему не хотелось из них выбираться, наооборот, так и блуждал бы... Еще у Оленьки были красивые стройные ножки и Влад мог только угадывать, что и фигурка была что надо. Оленьку должны были бы звать не Оленькой, а Алисой. И надо бы ей быть более дерзкой, более непредсказуемой с такой красотой. Но Оленька была проста, мила, нежна и Владу она нравилось ничем не меньше, чем книжная Алиса.

В самый первый вечер, когда они танцевали, он шептал ей на ушко: "Оленька, какая ты..."
А дальше он не знал, как сказать, чтобы слова были достойны девушки, первой девушки в его жизни, которая в один день сумела свести его с ума.

К концу лета оба не представляли, как они будут расставаться. Владу оставался год, чтобы окончить училище, Оленьке - два. Оленька знала, что отец никогда не разрешит ей выйти замуж до окончания института. Все последние годы отец только и твердил, что главное в жизни - это получить образование, а замужество не уйдет. А если Оленька выскочит замуж, родит ребенка, то не закончит институт да так и останется "неучем", без профессии.

Да и некуда было выходить замуж. Влад и сам пока не знал, куда получит распределение, как сумеет устроиться. Знал лишь, что обязательно женится на Оленьке и они всю жизнь будут вместе.

Перед Оленькиным отъездом Влад сделал ей предложение и, конечно, Оленька согласилась. Они вместе решили, что подождут, пока Влад распределится и устроится. Как раз к этому времени Оленька будет на последнем курсе. А на последнем курсе уже можно выходить замуж.
И улетела Оленька домой, к родителям, в Сибирь.

Оба почти ежедневно писали письма, на Новый год Оленька приезжала к тетке, потом собиралась приехать на майские праздники.
Влад уже знал, что распределят его в М-ск, отец постарался. И хотя служба будет не легкой, а зарплата не большой, Влад надеялся снять квартиру, обустроиться и ждать Оленьку. А ждать становилось все труднее и труднее. Не хватало Оленькиных рук, губ, так хотелось обнять ее всю, не переставая целовать всю ночь и утром просыпаться и видеть, как разметались на подушке длинные льняные пряди Оленькиных волос... И пахла она какими-то медовыми травами, нежными, неуловимыми как летние луговые цветы.

III.
Курс училища готовился к выпуску. Ой и отгуляли свое курсанты! Кто-то влюбился, кто-то уже женился, а кто-то уже и готовился стать отцом. Даже лучший друг Вадима, Никита, не устоял. Сколько у Никиты было девчонок, а женился он нa ЛюбоФ Ивановне, женщине, старше его на 10 лет, с маленькой 8-летней дочкой Верочкой. Ради Никиты Любовь Ивановна бросила мужа, xотя Никита ее об этом не просил. Да и вообще ее уход от мужа оказался для Никиты полной неожиданностью. От такой перспективы Ник загулял. И теперь Любовь Ивановна имела его дома куда реже, чем до развода с мужем.

Никита все время пытался вытащить Влада на свидания с девчонками, но Влад на соблазны не поддавался. Скоро к нему приедет Оленька, насовсем.

IV.
Влад переехал в М-ск. Почти вся зарплата уходила на съемную квартиру. Влад снял ее в центре города, ему хотелось, чтобы Оленьке квартира понравилсь и М-ск понравился. Им здесь предстоит жить, как минимум, несколько лет. В квартире повсюду стояли, висели, лежали Оленькины фотографии. Оленька уже как буд-то присутствовала. Пока хотя бы на фото. Влад ждал ее на Новый год.

Служба началась неплохо. Дни были плотно заняты, плюс, занимался спортом по вечерам. А вот по выходным накатывала такая тоска, такое одиночество. Готовить Влад не особо умел, так, быстренько, на скорую руку, поэтому частенько заходил в кафе, что недалеко от дома, перекусить.

Поваром в этом кафе работала Альбина или Аля. Аля умела так восхитительно приготовить цыпленкa-табака, что от одного только запаха этой вкуснятины у Влада выработался стойкий рефлекс - забегать в кафе. Эта сочная курочка могла ему даже сниться. Влад не скупился на комплименты, а Аля только улыбалась загадочно. Ей давно уже нравился этот молодой лейтенантик.

V.
Альбинe было почти тридцать. Дважды замужем, дважды не сложилось. Маленькая, с тонкой талией и аппетитной грудью зашкаливающего размера, брюнетка с коротким четким каре, Аля недостатка в мужском внимании не испытывала. Но Альбина понимала, что мужья не бывают идеальными, да ей и не надо, собственно, мужа. Ей и одной неплохо. Вот только очень хотелось ребеночка. Пусть даже без мужа, для себя. Но важно было, от кого. Пусть ребенок будет здоровый, красивый, с хорошей генетикой. А воспитает она сама, справится.

И вот попадает в ее поле зрения этот молодй лейтенантик. Красивый мальчик. Пока еще мальчик, но через пару лет превратится в мужчину и тогда совсем будет глаз не отвести. Он уже и сейчас вон какой!

Альбина старалась быть приветливой, веселой и беззаботной. Она видела, что Влад один, он рассказал ей про девочку свою Оленьку, которую ждет. Но Оленька далеко, а она, Альбина, - рядом. И она выходила в зал, садилась рядом, смотрела, как он ест и слушала, слушала, незаметно подкладывая самые лучшие кусочки цыпленка-табака: про Оленьку, про службу, про тоску по выходным...

В один из субботних вечеров, в неуютный осенний проливной дождь, Альбина пришла к Владу на квартиру. Сама, без приглашения. С цыпленком-табака и бутылкой венгерского вина.

Он открыл дверь. Без формы, в уютной домашней одежде, он показался еще лучше, еще роднее, еще доступнее: "Вот оно, твое счастье, Аля. Надо лишь протянуть руку и взять."

- Аля? – Влад удивился и был слегка озадачен. - Ты как здесь?
- Да вот, я курочку тебе принесла. Ты давно не был в кафе. А сегодня на улице такой дождь, холодно. Я подумала, что сидишь ты дома один и голодный. Голодный? Я сама, пока к тебе шла, промокла вся и замерзла. Пустишь?

И, не раздумывая, спокойно прошла в квартиру, стряхнула мокрый зонт, сняла пальто, огляделась:
- А у тебя уютно...

Черное короткое платье красиво обтягивало бедра и выгодно обрисовывало грудь. А грудь у Альбины была шикарной. И пахло от нее знакомой курочкой-табака, домашним уютом и каким-то еще знакомым запахом теплого молока.

- Аля, послушай, у меня есть невеста, Оленька.
- Да, я знаю.

Альбина с любопытством разглядывала фотографии Оленьки.

- В следующем сентябре мы поженимся. Это решено. Мы любим друг друга. Аля, ты - очень хорошая женщина, но я не могу быть с тобой, я люблю Оленьку.
Альбина медленно повернулась, близко-близко подошла к Вадиму, "начаянно" коснулась грудью руки:
- Так и люби. И женись. Мне ведь замуж за тебя не надо. Мне вообще ничего от тебя не надо. Просто позволь мне быть с тобой, позволь сегодня остаться...

Голос ее был низким, мягким и вкрадчивым.

В тот вечер Альбина осталась. А после Нового года, когда Оленька приезжала на праздники и вскоре уехала опять, и вообще переехала к Вадиму. По ее словам, все это было временно, пока не приедет Оленька. Она ни на что не претендует. Ей от Вадима ничего, совсем ничего не нужно. Просто пока им хорошо вдвоем и не надо ни о чем заботиться. Ему ведь с нею хорошо? Хорошо.

Такая вот Курочка-Табака.

VI.
Оленька на майские приехать не смогла, писала диплом. Собиралась приехать уже летом, насовсем. Да и у Вадима с мая на лето намечались трехмесячные сборы-учения в полях. Ни пропустить, ни отменить он их не мог, приказ есть приказ. Возвращался он только в конце июля, о чем и сообщил Оленьке.

C Альбиной договорились, что она съедет с квартиры до приезда Оленьки. Чем раньше, тем лучше. Договорились обо всем легко. И Вадим со спокойной душой уехал на сборы.

Ну а Оленька решила сделать любимому сюрприз и приехать пораньше. Ей так хотелось навести домашний уют в холостяцкой квартире будущего мужа. Она уже предвкушала, как и что она изменит, как постарается подготовиться к его возвращению, сделает их съемную квартирку чистенькой, уютной. И хотя Оленька знала, что Вадим на учениях, она все-таки известила его о своем приезде телеграммой.

Только телеграммы этой Вадим не получил. А получила и прочитала телеграмму Альбина.

VII.
Оленька закончила институт, получила диплом, сумела договориться в деканате со свободным распределением, попрощалась с родителями и друзьями и теперь ехала в М-ск, к Вадиму. Они планировали свадьбу в сентябре, Оленька уже и платье купила. Правда, платье пока осталось дома, у родителей, не надо чтобы жених раньше времени видел ее свадебное платье. Родители приедут на свадьбу, привезут.

Какими долгими были эти два года ожидания! Как они ждали этот день встречи! В родительском доме осталась огромная, красивая коробка, в которой Оленька бережно хранила все письма Вадима. Он писал часто, очень часто. Разве что в последние месяцы как-то пореже, но это и понятно, уже не важно, уже скоро встреча и они навсегда будут вместе.

Сегодня Оленька приедет в М-ск. Вадим, наверное, не сможет ее встретить, он еще на сборах. Но через несколько дней вернется. Оленька как раз успеет за эти дни навести порядок в квартире. Она везла с собой такие красивые шторы, постельное белье, скатерти... Их дом будет светлым, уютным. У них будет столько любви, доверия, столько счастья...

Она смотрела в окно поезда и улыбалась. Мечты уносили Оленьку в будущее: они с Вадимом поженятся, у них родится ребенок, сын. Или лучше даже два: мальчик и девочка. Оленька уже представляла их всех за воскресным завтраком: Оленька готовит завтрак, накрывает на стoл, а c кухни доносится одурманивающий запах свеже-выпеченных булочек с корицей…

VIII.
На воказле Оленьку никто не встретил. Но она и не ожидала, что Вадиму удастся вырваться. Она знала, что со сборов нельзя уйти. Ничего страшного, дорогу знает, возьмет такси, хотя от вокзала и недалеко.

Такси подъехало к дому. Оленька расплатилась. Пока водитель выгружал ее багаж, к Оленьке подошла женщина. Оленька обратила внимание, что женщина беременна, животик еще не большой, но уже видно.

- Здравствуйте. Вы - Оленька?
- Здравствуйте. Да. А откуда Вы меня знаете?
- Я знаю Вас, Оленька. Вадим много расказывал о Вас. Вадим еще на сборах, поэтому не смог встретить Вас. Вашу телеграмму получила я. Я - Альбина. Вадим и я... Понимаете ли, мы живем вместе, давно уже, почти год...

У Оленьки потемнело в лазах: "Альбина? Почти год? Вадим рассказывал ей обо мне? Что все это значит? Кто она такая и почему она говорит о Вадиме?"

- Отдай мне его, Оленька!
Беременная женщина опустилась перед Оленькой на колени. Оленька отшатнулась, как буд-то ее наотмашь ударили по лицу. Побледнела.
- Отдай мне его. Я люблю его и у нас будет ребенок. Я уже на пятом месяце, у нас будет сын. Отдай мне его, Оленька! Прошу тебя!

Оленька растерялась. Она ничего не могла сказать, ни одного слова не смогла. Единственное, что смогла сделать, это повернуться к такси, на непослушных, ставших вдруг какими-то деревяными, ногax дойти до машины, сесть и сказать водителю, не менее удивленно наблюдавшему всю эту сцену: "Поехали... Пожалуйста, поехали скорее!"

Оленька назвала адрес друзей. Семейная пара, Олег и Юля. Олег - сослуживец Вадима, они вместе встречали Новый год, здесь, в М-ске. Юля и расказала ей, что да, все правда, Вадим жил с какой-то женщиной. Но это не серьезно все, это так... А любит он ее, Оленьку. И, может, не стоит рубить сгоряча...

Оленька с трудом понимала, о чем пытается рассказать ей Юля. Слова казались тяжелыми, железными и каким-то как буд-то живыми существами; они заполняли собой все пространство, росли, как чудовища, становились все больше и тяжелее. От них становилось трудно дышать, от них невозможно было спрятаться, хотелось заплакать, а не получалось. Чтобы заплакать, нужно было быть живой и чувствовать, а чувствовать Оленька ничего не могла...

- Юля, я тебе подарки привезла. Там, в чемодане, шторы, белье и скатерти...
И провалилась в темноту.

IX.
- Никита? Ты где? Срочно нужна твоя помощь. Спасай, друг! Альбина сказала, что беременна. Она хочет оставить ребенка. Я только сегодня узнал. Мы договорились, что она съедет с квартиры, к тетке, до того, как приедет Ольга. Съезди, срочно! Надо встретиться с ней. Пусть делает аборт. Мы так не договаривались. Я в самом начале сказал ей, что никогда не женюсь на ней, потому, что люблю Ольгу. Она с самого начала знала, что у нее нет никакого шанса.
Ты же знаешь, я не смогу отсюда вырваться до окончания сборов, а Ольга скоро приедет. Съезди к Альбинe, поговори с ней. Убеди ее! И чтобы ее не было в квартире.
- Все сделаю, Влад. Съезжу и поговорю. Онa вроде бы вменяемая всегда была. С чего вдруг?
- Черт, Ник, будь проклят этот цыпленок-табака!

X.
Никита, как обещал, съездил, нашел Альбину. Она переехала к тетке и, действительно, была беременна.
- Сколько уже, Аля? И зачем ты это делаешь? Ты же знаешь, что Влад женится на Ольге. Он не хочет этого ребенка.
- Поздно уже, Никита. Пять месяцев. Скажи Владу, чтобы не волновался. Мне ничего от него не нужно. Я же уехала. Пусть женится на своей Оленьке. А ребенка я хочу для себя. У меня будет сын.
- Альбина, подумай...
- Мне нечего думать. Это мой и только мой ребенок.

Утром следующего дня Оленька уехала к родителям. Ни встречаться, ни отвечать на письма Вадима она не хотела.

XI.
- Никита, что мне делать? У меня скоро родится сын. Я не могу его бросить. Это самая большая подлость - бросить своего ребенка. И с Альбиной я не могу жить. Я видеть ее не могу. А Оленька не хочет меня больше знать. А я люблю ее, я без нее не могу...
- Не знаю, друг. Я не знаю, что тебе посоветовать выбрать: бросить сына и вернуть любимую женщину или вырастить сына и жить с нелюбимой. Я сам не знаю, куда бы мне сбежать от ЛюбоФ Ивановны.

XII.
Сколько лет прошло с тех пор.

Альбина родила сына. Бросить ребенка Вадим не смог. Они с Альбиной жили вместе, Артемка рос. Никакой любви, никаких чувств, даже элементарной привязанности не случилось. Так, жили вместе как-то. Вадим не ограничивал себя в cвязях на стороне. Альбина делала вид, что не знает. Зато карьера удалась. А что еще делать мужчине, когда домой идти с работы не хочется. Правильно - работать. Работать, работать до осточертения, чтобы забыться. Или напиться с горя. Но кто тебе даст напиться в армии. В армии дисциплина.

Оленька вышла замуж у себя в городе. За военного. Ирония судьбы? Да что же вы, девочки, все за военных замуж идете?! Чем они вам так нравятся? Однако, ирония судьбы на этом не закончилась, а только началась.

Так случилось, что мужа Оленьки, Геннадия Венгер, распределяют в военную часть в город М-ск. Оленька с мужем и дочкой переезжают в М-ск. Городок небольшой и всего одна центральная улица для променада.

Однажды, идя по этой самой улице, Влад просто поднял глаза и увидел Оленьку. И все закружилось опять! Как буд-то и не было этих лет расставания.

XIII.
Капитан Геннадий Венгер поступил просто. Он вошел в кабинет в полковнику Вадиму Артемьеву, сел на стул напротив, достал личное оружие, взвел курок, положил на стол между собой и полковником.

- Ты знаешь, кто я?
- Знаю.
- Ты знаешь, что Ольга - моя жена?
- Знаю.
- Я знаю, что вы встречаетесь. Если ты не прекратишь, я убью тебя, убью ее, а потом убью себя. И я не шучу.

Вадим видел, как лицо Геннадия побелело от напряжения. Он понял, что капитан не шутит и действительно сделает то, что сказал. И двое детей останутся сиротами. И Ольгу убьет.

Повисла долгая пауза.
- Я понял. Даю слово.

XIV.
В Москве, в модном ресторанчике, на крыше одного из новых небоскребов, сидели два друга и вспоминали молодость.

- ...
- А Сашка погиб. Я ездил к нему на похороны. Наших много приехало проститься. Ольга тоже была. Никита, я не узнал ее. Она сильно постарела, выглядит неухоженной, взгляд потухший, неживой... Они так и живут в М-ске. Нам даже поговорить не удалось. Мне показалось, она не хотела…
Это же она из-за меня такая стала, Ник! Я ей всю жизнь испортил.
После того, как ee муж приходил ко мне, мы решили, что не будем больше встречаться. Я понял, он убьет ее, он не шутил. Я тогда в Москву быстро перевелся. Меня давно уже звали, но я все тянул... из-за Ольги не хотел уезжать.

- А с Алей что?
- А что с Алей… Альбина рада была в Москву переехать. Ей провинциальный М-ск давно осточертел, все размаха не хватало. Живем. Только и успеваю, что обеспечивать. Я думал, что все ради сына. А вырос Артем. Давно вырос. Насмотрелся на нашу с Альбиной совместную жизнь... будь она неладна!

Вадим закурил, едкий дым оцарапал горло:
- Виноват я перед сыном, Никита. У него никак не получается с женщинами. То одна, то другая, а ни с кем не получается. Не умеет он любить, не научил я его...
Влад отвернулся и долго смотрел вдаль, на размытую линию горизонта.

Внизу, у их ног, лежала Москва. Величавая, как всегда, была в полу-дымке, тоннах серого асфальта и плотных кольцах автомобильных пробок.

А где-то там, далеко-далеко цвела весна и распускались яблони. Усталая женщина стоит у окна и смотрит вдаль, на линию горизонта…


***
- Нет, не так все, Лариса. Не так просто мужчине принять подобное решение...
- Не просто? А мне кажется ничего сложного в этом нет.
- Ты не понимаешь. Ты слишком юна. Это же был конец 70-х, военный гарнизон... Тогда строго все было.
- Человеческая порядочность от этого не зависит. И решение очень простое.
- Да? И какое же?
- Скажи, что ему мешало жениться на Ольге и сына воспитывать? Он же отец и только от него зависит, насколько он захочет присутствовать в жизни сына.


Рецензии