Мои переводы. Гарма Цырендашиев. Повезло

В 1960 годы я был совсем молодым парнем. Однажды выехал на весеннюю охоту с опытными охотниками, которые имели винтовки, карабины и прочее запрещённое, нарезное, оружие. У меня была машина, но ружья не было. Мы довольно далеко углубились в тайгу вдоль Дульдургинки, искали солнцепёки.
Когда остановилась машина, самый старый из нас, знаменитый охотник Дондок-ахай, развернул бумажный пакетик с зерном и одарил духов и хозяев тайги, заклиная и прося у них добычи и везения.
Мне вручили чей-то двуствольный дробовик двадцатого калибра, показали, как стрелять. На правом стволе был сбит боёк, стрелять надо было только левым стволом. «Ну, попадись мне кабан, он мне живо живот распорет, - думал я, рассматривая своё оружие. – Не лучше ли мне остаться в кабине и дожидаться старших?» Но если бы я сказал им об этом, меня бы сразу засмеяли. Лучше промолчать.
Дондок-ахай начал делить солнцепёки хребтов и вершин. Себе взял южный склон дальней горы, двух других охотников тоже не обделил, хотя идти к этим горам было довольно далеко, но косули там должны пастись.
- Ну, а ты будь поблизости. Видишь – вон тот маленький солнцепёк, сядь на нём у ложбины в кустарниках, не высовывайся. Раньше там появлялись косули, могут и сейчас прийти. В это время они все солнцепёки обходят. Стреляй наверняка. Помни о левом стволе, - напутствовал меня Дондок-ахай и протянул мне два патрона.
Настроение моё испортилось окончательно.
Мою машину просят, а ещё патроны жалеют. Машина им нужна, а не я. У меня нет даже перочинного ножа, ни бинокля, ни соли, ни спичек. Охотник… Невесёлый, я поплёлся на указанный солнцепёк. Добрёл быстро. «Какая тут может быть добыча? От шума мотора и хлопанья дверей, наверное, все косули давно разбежались!» - раздражался я всё больше и больше, выбирая удобное место. Наконец устроился. Жду.
Сидел я долго, незаметно пролетело время, солнце повернуло на закат. Осторожно оглядываю места. Но никакой живности не видать. Всё кажется, что где-нибудь вот-вот грянет выстрел. Но чтобы ни случилось, машина близко, с началом сумерек я побреду туда.
И вдруг позади меня, на вершине горы, кто-то страшно закричал. Испугавшись, я мгновенно повернулся, всматриваясь в сторону крика. По склону горы стремительно бежал какой-то мужик и громко кричал:
- Эй, человек, человек! Эй!
Я испугался ещё больше. «Медведь за ним гонится!» - мелькнуло у меня в мыслях, и я побежал к машине.
- Эй, человек! Стой, стой! Подожди, поговорим!
Остановившись, я стал дожидаться. Русский мужик с винтовкой, конечно, охотник, быстро подходил ко мне. Я не спускаю глаз с вершины, жду медведя. А он, запыхавшийся и взволнованный, подбежал ко мне и стиснул в объятиях.
- Какой ты счастливый! Какой я счастливый! Ты в рубашке родился! Как тебе повезло, как тебе повезло! – Кричал он, захлёбываясь от сильнейших эмоций, клокотавших в нём. – Уф! Как нам повезло!
Он оказался из соседнего села Акша. Второй день шёл за двумя изюбрями. Потом потерял их следы и на обратном пути решил подстрелить косулю. Поднялся на вершину и на моём солнцепёке увидел пасущуюся в кустах косулю. Прицелился и только хотел спустить курок, как в солнечном луче мелькнуло светлое лицо человека. Им был я, одетый в коричневую куртку и сидевший в кустарнике.
Увидев человека, охотник оцепенел, потом буквально обезумел от нахлынувшей радости. Ведь он мог спустить курок! Закричал, запрыгал, потом побежал. Он делился со мной своей радостью за меня и за себя. Ещё миг, и я был бы убит, а он мучился бы в тюрьме и на зоне.
До сих пор меня пробирает дрожь, и я удивляюсь своему везению. Не поверни я в тот момент голову… не сверкни солнечный луч… Или помогли заклинания Дондок-ахэ, или это судьба… Но смерть тогда была совсем рядом со мной…


Рецензии