Свято - Митрофановский 2. Святитель Митрофан

  Семилуки - городок маленький. До парка, а значит, до места будущего храма можно доехать минут за 10-12. Решаем ехать, ну хотя бы посмотреть. Выходим из нашей конторы барачного типа, бывшего здания заводоуправления завода красного кирпича, зовем водителя, и вот уже наш УАЗик выруливает на дорогу мимо забора СКСМ (Семилукского комбината строительных материалов), через железнодорожный переезд, мимо стадиона, здания районной администрации, мимо дворца культуры "Огнеупорщик", что ласково примостился прямо у пляжа на берегу реки Дон, весело несущей свои воды через наш городок, дальше по улице с частной застройкой у райвоенкомата, и вот уже сворачиваем мимо конторы райгаза направо. Вот оно, святое место, мягко примыкающее к зеленому тихо шелестящему парку, небольшому прудику и резко уходящему вниз оврагу, расположенному неподалеку. Здесь и решено построить нашу святыню - Храм во имя свт. Митрофания, епископа Воронежского, называемого в народе Свято-Митрофановским.

   Как строители, сразу обращаем внимание на фундамент. Он заложен в траншеях из фундаментных блоков, возведен до уровня земли. Подвальной части по-видимому не будет, котлован в основной части не выкапывался. Сразу же невооруженным глазом видно, что фундамент выполнен добротно, с высоким качеством. Блоки смонтированы ровно, швы заделаны аккуратно.
   - Вы бригаду нанимали? - спрашиваю.
   - Это делало Латненское ПМК, директор у них - Рубан Петр Филиппович.
   - А что же они дальше не строят?
   - Да выдохлись, говорят, больше не потянут.
   "Ну, вот, - думаю, выбрали самое сладенькое и бросили". Фундамент-то быстр в исполнении, а дает самую хорошую процентовку, в общем, большие деньги за короткое время. Когда стоишь объект под ключ, на одних работах зарабатываешь большие деньги, другие виды работ низко или вовсе нерентабельны. Зрелые строители на ранней стадии деньги приберегают, а потом уж используют для ведения остальных работ, так удается построить объект и вложиться в смету, выплачивать зарплату работникам, платить коммунальные платежи, содержать базу, контору, технику. Я не был в восторге, что фундаментные работы выбраны.

   - Может все-таки посмотрим проект? - вступил Вячеслав Александрович. Имея по образованию строительный техникум, он начинал свою трудовую деятельность на строительстве КАМАЗа - одной из крупнейших строек страны в качестве мастера. Естественно, он там получил мощнейшее развитие как профессиональный строитель. Слава пользовался в организации непререкаемым авторитетом. За 16 лет работы в качестве руководителя я неоднократно предлагал Максимову должность главного инженера. Он отказывался, уклонялся, хотя фактически выполнял все обязанности человека на этой должности.
   - А зачем? Ведь на должности старшего прораба я и так отвечаю и за материалы, и за технику безопасности, и за работу механизмов на разных участках.
Конечно, это говорила в нем скромность. Я в жизни вообще мало встречал столь достойных людей. После отстранения от должности нашего прежнего начальника, он, конечно должен был занять должность руководителя. Начальник нашего главка Ткачев В.Г. сказал мне тогда, что назначает меня временно, пока не подберет подходящую кандидатуру. Вячеслав Александрович не стал претендовать, хотя был самым опытным и авторитетным, стал во всем мне помогать, поддерживать, а ведь я тогда только-только закончил институт, совсем не имел практического опыта, отработал на стройке года полтора с перерывом на службу в армии.

   И вот перед нами альбом с чертежами. Вячеслав Александрович открывает титульный лист и у меня захватывает дух - какая красота! Здания храмов, церквей, даже часовенки всегда красивые, так уж повелось на Руси, храмам отдавали всегда самые высокие творческие полеты мысли, самый качественный труд.
И все-таки это было нечто особенное. Летящие в небо 12 куполов, сложные шатровые ломаные крыши, арочные окна и двери. Проект был создан воронежским архитектором Александром Борисовичем Поплавским. Основой для проекта послужила архитектура второй половины ХVI века. Архитектура храма - шатровая эклектика. Форма основания храма - крест, высота 42 метра. Позже нынешний настоятель храма отец Василий (Попов), художник, иконописец рассказал, что он попросил добавить в проект тринадцатый купол, чтобы была ассоциация с Иисусом Христом и двенадцатью апостолами, что в последствии и было исполнено, внеся дополнительную изюминку в архитектуру храма.

   Трехпрестольный Свято - Митрофановский храм был заложен в честь великих угодников Божьих, небесных покровителей Воронежской земли, святителей Митрофана, Тихона и Антония. В названии утвердилось имя Митрофана - первого Воронежского епископа, много сделавшего для развития окраинной в те времена для России Воронежской Епархии. Это было время правления Петра I, время активного развития Государства Российского.

   Епископ Митрофан оказывал поддержку Петру I, который организовал в Воронеже корабельную верфь для строительства флота, участвовавшего в походе на Азов в 1696г. В своих проповедях он поддерживал это начинание царя, как правящий архиерей, содействовал строительству кораблей, жертвовал крупные суммы на кораблестроение, считал возможным заимствовать у Запада технические знания. Царь, в свою очередь, с уважением относился к святителю, для некоторых воронежских им по ходатайству епископа Митрофана были уменьшены государственные повинности (что было нехарактерно для Петра I, но объяснялось его хорошими отношениями с владыкой.

   В то же время активная политика вестернизации различных сторон жизни встречала неприятие со стороны святителя, который не боялся возражать царю, когда речь шла о принципиальных вопросах. В Житии Святых описан его конфликт с Петром I во время одной из поездок царя в Воронеж.

   Государь пожелал видеть у себя святителя Митрофана и велел ему явиться во дворец. Святитель тотчас же отправился к царю пешком. Но, войдя во двор, ведущий ко дворцу, он увидел статуи греческих богов и богинь, поставленные в качестве украшения по царскому приказанию. Святитель сейчас же развернулся и ушел домой. Об этом доложили императору, который не знал, почему святой Митрофан возвратился обратно, вторично отправил к нему посланника с приказанием явиться. Но святитель ответил: "Пока государь не прикажет снять идолов, соблазняющих весь народ, я не могу войти в его дворец". Разгневанный такими словами Петр приказал передать святому: "Если он не придет, то ослушанием предержащей власти подвергнет себя смертной казни." На эту угрозу епископ Митрофан отвечал: "В жизни моей государь властен, но неприлично христианскому государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца".
   
   Конфликт завершился примирением - царь простил епископа и приказал убрать статуи, после чего владыка явился во дворец благодарить государя.

   23 ноября (4 декабря по новому стилю) 1703 года святитель Митрофан скончался. При его погребении присутствовал царь Петр I, который планировал посетить воронежскую верфь, но ускорил свой приезд, узнав о кончине епископа. После заупокойного богослужения ПетрI сказал всем присутствующим: "Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем благодарности благодательному сему пастырю отданием ему последней почести. Итак, вынесем его тело сами". Царь лично нес гроб владыки, а после похорон, обратившись к приближенным, сказал: "Не осталось у меня такого святого старца".

   В нашем решении об участии в строительстве храма многое беспокоило - и отсутствие опыта строительства подобных объектов, и недостаточные производственные мощности, и самое главное, невероятно тяжелое , нестабильное положение с финансами, распространившиеся и на производственные структуры и на физические лица.
Очередное сомнение высказал Максимов. Узнав, что проект занял 2 место на конкурсе в Санкт Петербурге, еще раз посмотрев чертежи, Вячеслав Александрович сказал: "Проект, конечно, красивый, и храм, но совсем же нет деталировки, отсутствуют узлы. И как тогда строить?"
   - Есть договоренность с Александром Борисовичем, архитектором, он готов бесплатно дорабатывать необходимые узлы. Позже, когда велось строительство, мы не так часто обращались к Поплавскому. Эту сложную функцию - инженерного контроля, взял на себя другой замечательный человек - Александр Евгеньевич Харитонов, работавший в то время главным инженером в СМУ Огнеупорстрой. Не знаю, вряд бы без его помощи мы справились, а ведь нашими совместными усилиями было освоено порядка шестидесяти процентов строительных работ.

   А тогда Вячеслав Александрович сидел и качал головой. Ответственность за этот объект высочайшая.
   - А давайте поедем в молитвенный дом, там у нас есть еще макет храма.
Через десять минут мы смотрели на это архитектурное для нас чудо - красавец макет. От него нельзя было оторвать глаз. Лично для меня все решила именно красота храма, его архитектурная необычность. Я тогда меньше думал об ответственности, был молод и мне хотелось построить что-нибудь значительное,нужное. Судьба давала такой шанс.
   


Рецензии
Главное начать. Интересно пишите, Юрий. Рада, что зашла к Вам на страничку.
Не выдержала, посмотрела в интернете на Храм сейчас. Красота, глаз не отвести.
Читаю дальше.
Спасибо.
С уважением, Людмила

Людмила Колбасова   18.09.2019 13:10     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Людмила. Спасибо, что откликнулись. Храм, правда, красивый очень, особенно для районного центра. Бываю теперь в нем. С уважением, Ю.И.

Юрий Иванников   18.09.2019 16:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.