Ворон быль

В 20-е годы прошлого века в одной из самарских больниц работала сестрой милосердия красивая девушка-еврейка, Софья Соломоновна Гринберг. Своего происхождения она не скрывала, а было оно самое неподходящее: отец, Соломон Гринберг, - один из богатейших самарских купцов, владелец роскошного особняка и большой конюшни. Был он таким самодуром, что мог бы проводить мастер-классы для своих русских коллег, Кабаниха бы обзавидовалась. Очень жестокий, тяжелого и крутого нрава был человек, и при этом религиозный фанатик, державший семью в покорности и страхе. Впрочем, красавицу-дочь Софью он баловал, хотя и держал затворницей. Но девушку не радовали наряды и драгоценности, которые некому было показать: она хотела жить нормальной жизнью молодой барышни, ходить в театр и синематограф, иметь подруг, бегать на свидания с мальчиками. Но отец, не спросив ее мнения, просватал Софью за сына своего компаньона.
У Соломона была одна страсть - лошади. Он не жалел на них денег, а его любимцем был купленный на императорском конном заводе вороной жеребец по кличке Ворон - огромный, дикого и свирепого нрава, таких называют "людоедами". Конь был настолько злобным и непредсказуемым, что, когда он был не в духе, конюхи боялись к нему приблизиться, и богач Гринберг сам его чистил и седлал. Конечно, жеребца можно было привести в порядок, приставив к нему опытного берейтора, но Соломону льстило, что Ворон не признает никого, кроме хозяина. Они с конем были на свой лад привязаны друг к другу - два свирепых звероподобных существа, родственные души в некотором роде.
И вот к Гринбергу нанялся конюхом русский парень по имени Федор. Он был очень хорош собой, просто образец славянской красоты: стройный, синеглазый, русоволосый. Юноша любил и понимал лошадей, имел к ним подход, и только к Ворону его до поры до времени не допускали: за "людоедом" ухаживали более опытные конюхи, к которым он привык, но и этих хорошо знакомых ему людей конь-зверь постоянно кусал, лягал и всячески над ними издевался.
Софья сразу же влюбилась в Федора - ведь это был первый красивый юноша, которого она увидела вблизи (жених ей совершенно не нравился). Федор ответил взаимностью, и они стали близки. Вскоре Гринберг то ли выследил их, то ли кто-то из слуг ему донес, словом, он узнал. И Федор получил приказ оседлать хозяину Ворона для прогулки.
Другие слуги говорили ему "Беги, дурень!" Но парень любил и не боялся лошадей, даже норовистых и строгих. Он был уверен, что справится. Это все же конь, а не тигр.
Федор вошел в денник... Через минуту оттуда раздался отчаянный крик и злобный рев жеребца (разъяренные кони не ржут, а ревут). Ворон сбил юношу с ног и принялся втаптывать его в опилки. Федор кричал, но другие слуги только с ужасом смотрели, не смея вмешаться. Побежали за хозяином. Гринберг пришел, взглянул и произнес два слова: "Уберите это". Федор был мертв, взбесившийся конь буквально растерзал его в клочья.
Полиция получила щедрую мзду и замяла дело. Смерть конюха оформили как несчастный случай: крестьянский парень сдуру напугал своими деревенскими ухватками темпераментного и строгого породистого коня.
А Софья Гринберг ушла из дому, поступила на курсы сестер милосердия и больше не хотела знать своего отца. Соломон осыпал ее проклятьями, но ей было все равно. А потом грянула революция, особняк Гринберга конфисковали, лошадей мобилизовали в Красную Армию, а сам он с семьей уехал за границу. Софья осталась в Советской России и так и не вышла замуж. Возможно, она хранила верность Федору, заплатившему жизнью за ее любовь.
Теперь в бывшей конюшне - квартиры, там живут люди. И в одной из этих квартир жильцы время от времени слышат вопли страха и боли и злобное конское ржание.


Рецензии