Былинные земли. Lepel на Стержне, часть 1-я

Первое летописное упоминание о моем родном Лепеле – 1439 год. Так гласит «Книга памяти» - историко-документальная хроника, выпущенная для жителей региона после распада СССР. Книга на белорусском языке, однако перевод понятен. Якобы в тот год единственный сын великого князя литовского Сигизмунда Кейстутовича - Михаил передал Лепельское поместье Витебскому костелу. К сожалению, дословно воспроизвести текст передачи мы не можем – оригинал отсутствует, поэтому приходится верить на слово.

А кто сомневается?

1439-й - год не однозначный, можно сказать, яркий в мировом масштабе. Именно тогда была предпринята первая планетарная попытка объединить две церкви – римскую и греческую, примирить два разнородных лагеря, сблизить юг и север.

Как же Лепель попал в столь значимый расклад?


СЕНСАЦИЯ ИЛИ ОШИБКА КАРТОГРАФА?

Этим летом я заглянул в филиал государственного исторического архива Латвии, что расположен на втором этаже рижского музея мореходства. Побудила зайти сногсшибательная весть: на берег Рижского залива волнами выбросило остатки древнего корабля – 10-метровое деревянное днище, возраст которого исчисляется пятью сотнями лет! Как будто оттуда, с того далекого времени, когда люди были разделены междупутьем…

Одно событие вытекало из другого, и я отправился в архив - посмотреть «путеводители» древних мореплавателей, старые географические карты: а вдруг что-то новое откроется? Стал рассматривать издание средних веков и – чуть не вскрикнул от неожиданности. Мой родной Лепель был обозначен совсем в другом месте - не там, где он теперь. Что это? Сенсация или ошибка картографа?

Слово «Lepel» (в латинской транскрипции) отчетливо прописано на карте и, несомненно, имело значение для составителя. Обращая внимание на наиболее важные населенные пункты, автор пособия ставил рядом с названием особый значок, отдаленно напоминающий домик. Так вот, символ, указывающий местоположение Лепеля, стоит примерно в 40 километрах восточнее того места, где расположен нынешний Лепель. Расстояние, конечно, незначительное, учитывая размеры карты – всего 60х80 сантиметров, и можно было бы считать явление обыкновенной оплошностью, если бы не детализация ориентира. Автор поместил «клеймо» Лепеля – удостоверяющий знак - на естественный водоем, который никак не соотносится с Лепельским.

Чудеса, да и только!

Автор нарисовал «домик» на северной стороне неназванного озера, причем внутри береговой линии, что надо понимать так: город был на острове. Озеро небольшое, кругленькое, как корабельное окошко-иллюминатор, и расположено между Лукомлем и Чашниками, ближе к Витебску.

По форме и очертаниям водоем напоминает Стержень, что лежит нынче на границе Чашникского и Сенненского районов Витебской области. Озеро прорезает некая речка, тоже не названная, однако профиль ее однозначно указывает на Свечанку – она впадает в другой, более мощный поток, и это, несомненно, Улла.

(Продолжение следует).

На снимке: фрагмент карты начала семнадцатого века.

25.08/18


Рецензии