Орнаменты Ханты и Манси. Конём!
Начало смотри на http://www.proza.ru/2018/08/25/327
Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2018/08/25/420
Мы упорно исследуем орнамент Ханнэ пуххопи «Висячие головки», размещённый в «Атласе» под номером 19.
Выделим крупно два фрагмента структур орнамента в представлении матрицами 3х3 и 2х2
Очевиден «крест» из пяти матриц 3х3 и «стрела» из пяти матриц 2х2.
Пока абстрагируемся от этого странного числа «5» (встречающегося здесь же в матрицах 5х5 в виде «буквы» W).
Зададимся другим вопросом о принципиальной возможности обходить поля выделенной структуры «ходом шахматного коня».
Как вообще выглядит для шахматной доски ход любой шахматной фигуры?
Что-то появилось в пункте А, затем исчезло, вновь появилось в пункте В.
Когда человек шьёт (вышивает) иголкой с ниткой, для материала на котором осуществляется шитьё всё выглядит в общем точно так же:
Игла появилась в пункте А, затем исчезла, вновь появилась в пункте В.
В ритмичном перемещении – медитативная суть происходящего.
Так льётся песня, созвучная внутренним ритмам швеи.
Подчиняясь этим ритмам движется глаз мастера.
И всё, что созвучно внутренним ритмам – радует глаз и душу.
Поэтому в орнаментах выражается именно душа народа.
И оттого так удивительны его представления собственных внутренних ритмов.
Самое тайное и сокровенное выражается в орнаментах!
На иллюстрации видно, что в целом задача Эйлера («обойти конём всю доску») здесь разрешается достаточно просто.
О ужесточении правил и требований поговорим в дальнейшем, если, конечно, даст Бог.
Свидетельство о публикации №218082500514