Восхождение

       Восхождение

 Поклон тебе, святой Иерусалим!
Я эту землю увидать не чаял.
И мой восторг пред нею нескончаем,
Как будто я удачливый  олим – репатриант.
                Андрей Дементьев

 Иерусалим - официальная столица Израиля. Его расположение в Иудейских горах на водоразделе Средиземного и Мертвого морей и создает этот средиземноморской климат, с жарким сухим летом и мягкой, влажной зимой. Священный  город  для трех авраамических  религий - иудаизма, христианства и ислама. Святыни разных религий влекут к ней верующих на протяжении нескольких тысячелетий.
 Первое поверхностное знакомство с одним из самых удивительных мест планеты было связано с программой НААЛЕ «Молодежь репатриируется раньше родителей», по которой семья Роберта отправила сына на обучение в Израиль.
 Программа, полностью  финансируемая израильским государством, предоставляла бесплатную поездку учащимся посетить родителей после  окончания первого года учебы.  Родители могли посещать детей, но только за свой счет.
 Глядя со стороны, многие друзья и знакомые завидовали такой возможности: учиться заграницей. Однако все было не так просто. В первую очередь, нужно было связаться с ближайшим представительством Сохнута (Еврейским  агентством) и представить документы, подтверждающие право на репатриацию, с последующим тестированием способностей и психологическим соответствием. В тот год из общего числа желающих только 25% прошли успешно испытания. Не многие из них знали, что столица Израиля - Иерусалим.
 Попав в одну из школ с сельскохозяйственным уклоном, сыну приходилось  собирать яйца, убирать в коровнике. Спать приходилось в комнате на 4 человека с ребятами с совершенно разным менталитетом и отсутствием общего языка общения, иврита.  Считалось, что программа предназначена только для детей постсоветского пространства. Однако на самом деле эта программа распространилась также и на Восточную Европу, Аргентину и другие страны Южной Америки, Северную Америку, Мексику, Южную Африку.
 Первый год был очень сложным  в психологическом  плане. Тех денег, которые выдавали каждый месяц, хватало только на телефонную карточку и на поездки к родственникам на выходных. На лишнюю пару носков денег не оставалось. Знойное жаркое лето давало о себе знать: требовалось чаще менять те же носки и майки. Дети же, родители которых были рядом, находились в более выгодном положении. И на этой почве  возникали  ссоры. 
 В начале этой программы детей направляют в специальные классы с усиленным изучением языка. По всем вопросам хозяйственной и бытовой деятельности обращаются к  ответственным инструкторам и воспитателям. В свободное от учебы время  организовываются экскурсии по всей стране, всевозможные кружки по интересам.
 Учащимся этих школ-интернатов, подросткам 14 - 15 лет, предстоит выбор: оставаться после окончания учебы в стране или вернуться на родину. Перед сыном этот вопрос возник  сразу же после первого года, так можно сказать, учебы в этой школе.

 Экономический и социальный хаос периода перестройки в постсоветском пространстве   привел к росту уровня преступности. Когда сыну Роберта предоставили возможность побывать дома у родителей, сразу же было принято решение встретить его в аэропорту приземления самолета. И это был город Симферополь. Это было недалеко (одна ночь в поезде), поэтому его мама быстро собрала вещички и отправилась  поездом встречать своего сыночка.
 В этот период обстановка на Украине складывалась катастрофическая: возникли серьезные социальные проблемы, ушли в прошлое привычные гарантии со стороны государства, стабильная заработная плата, материальная поддержка бедствующим слоям общества и пенсии. Выплаты заработной платы, пенсий, стипендий производились с задержкой. Жизненный уровень людей падал в связи с отсутствием продуктов,  медикаментов и медтехники в достаточном количестве. Заметен был и рост больных сердечно-сосудистых  и онкологических заболеваний. Особенно это стало проявляться после Чернобыльской   катастрофы.
 В период открытия права для въезда и выезда на Украине заметно активизировались миграционные процессы. За эти годы страна столкнулась с массовым въездом  иностранных граждан из стран ближнего и дальнего зарубежья: события в Закавказье и Приднестровье  привели к огромному потоку беженцев. Однако больше стали выезжать. В основном, в Израиль, Германию и США. Страну покидали ученые, научно-технические работники, деятели культуры, квалифицированные рабочие.
 На Украине и на всем постсоветском пространстве сложилась очень тяжелая криминальная ситуация, фактически не контролируемая милицией, эпидемия наркомании. Донбасс на  Украине был в числе лидеров по распространению наркотиков. Именно  на 90-е годы выпал период лавинного роста наркомании в этих местах.
 В школе-интернате, где учился сын Роберта, была закрытая система обучения и жизни, замкнутое пространство без контактов с окружающим миром. Это, возможно, и защищало детей от доступа к наркотикам и алкоголю.

 В каждой стране свои достоинства и недостатки. Однако на то время основным достоинством единственного свободного государства на Ближнем Востоке была и есть возможность ходить по улицам спокойно в любое время суток. Несмотря на то, что  Израиль - не простая страна: с постоянным состоянием войны, пересечением культур разных народов, населяющих  государство, благодаря высокому уровню жизни, социальной защищенности, развитой медицине, лояльной иммиграционной политике, она на протяжении многих лет представляет интерес не только для жителей стран бывшего СССР, но и других стран.

 Вернувшегося из-за границы мальчика дружно  встретила вся семья. Дочка Роберта к этому времени закончила учебу в университете и родила внука. Жила она со своей семьей в другом городе.
 Сын делился своими впечатлениями о жизни в школе-интернате, и особого восторга в его словах они не услышали. Совсем нелегко было проживать  вместе со всеми, постоянно видеть одних и тех же людей 24 часа в сутки. Такая ситуация не давала возможности избежать ссор и всевозможных неурядиц. Большую заботу проявляли в этом отношении воспитатели (мадрихи), мама-хозяйка (эм-байт), педагоги интерната, окружавшие детей любовью и заботой. Однако эта трогательная забота всего персонала, начиная с директора и заканчивая воспитателями, которые ободряли, утешали и мирили, не могли заменить детям их родителей. Сразу же стало заметно по поведению сына, что он стал более самостоятельным, немного возмужал. Работа в поле, в курятнике, в котором они позволяли себе забрасывать друг друга яйцами, мытье полов в своей комнате и на кухне - все это давало о себе знать. Что было в изобилии, так это еда. На завтрак всевозможные йогурты и салаты, ну, и, естественно, омлеты; на обед - говядина или курица, вегетарианские  блюда, всевозможные овощи и фрукты в большом выборе.
 
 Учась в специальном классе, с усиленным изучением  иврита, в первый год  обучения  он намного отстал от своих прежних школьных друзей. Цель программы заключалась в погружение в израильскую культуру: традиции, язык. Для этого школьников, по их желанию, прикрепляли к израильским семьям, где они могли проводить выходные дни и праздники. Кроме того, их возили на экскурсии по всей стране.
 На здоровье детей не обращали особого внимания: обязательное посещение  школы при любом состоянии. Уже на следующий год, посетив сына, Роберт был несколько удивлен тем, что в помещении  санчасти, в которую его поселили, практически никого не было.
 Понятно было, что тех денег, которые получали учащиеся на карманные расходы и поездки по стране в выходные дни и каникулы, не было достаточно. Душа родителя болела, что ребенок не то, что голодает, а лишен возможности что-то себе позволить. Поэтому семья Роберта высылала ему  дотацию, которая находилась на хранении у  воспитателя (мадриха). И все же он научился так  бережно относиться к деньгам, что не было необходимости в их использовании. Уже в дальнейшем он стал подрабатывать в качестве официанта или мойщика посуды в кафешках и ресторанах.

 Практически год прошел в адаптации, и в отношении учебы не было никакого продвижения. Вначале, до встречи с школьными друзьями, у сына было желание вырваться из этого «заключения», демократии и свобод, остаться с родителями, продолжить учебу в своей школе.
 
 Роберт прекрасно понимал его состояние, и невольно у него возникла  ассоциация  со  школой-интернатом в постсоветском пространстве, куда помещали детей, от которых добровольно отказывались родители, или тех, чьих родителей лишали прав, тех, кто потерял родителей.
 
 Первый же выход в город, с его мрачными домами, с неухоженными лужайками вокруг домов, с отсутствием городского освещения в ночное время, да и встреча со школьными друзьями, пристрастившимися к наркотикам, дали огромный толчок к нервному срыву. Побывав в школе, с этими грязными общественными туалетами, где на каждом шагу можно было заметить валявшиеся по углам шприцы и иглы, он стал задумываться. Да и в подъездах домов, во всех электрических ящиках, можно было найти то шприц, то бутылки с ацетоном, клеем «Момент» и другими токсичными веществами.
 Никто из его друзей серьезно не думал об учебе, лишь о том, как сбежать с уроков, во время школьных занятий, сходить в кино или «потусоваться» с ребятами. Многие из них  покинули школу, чтобы помогать родителям. Это был самый тяжелый период в истории независимости Украины. Люди нищали. Инфляция выросла неимоверно. Люди потеряли веру в будущее страны. Начались народные выступления, в которых принимали участие не только шахтеры, но и тысячи работников других отраслей. Уже тогда и начались выдвигаться политические требования: восстановить отношения с Россией, дать Донбассу автономию.
 Настораживала и обстановка в армии, куда предстояла идти служить после окончания школы, где уже с начала 90-х  годов происходил процесс полного ее уничтожения и развала.

 Врожденные прозорливость и смекалка, да еще подкрепленные самостоятельностью с раннего возраста, вызванной обстоятельствами жизни,  подталкивали Роберта к пониманию того, что рано или поздно  возникнет  необходимость примкнуть к  волне репатриантов 90-х.
 Первоначальная мысль была такой: получить двойное гражданство, дающее ему возможность чаще навещать сына, и, заработав определенный капитал, вложить его в какое-либо дело в Израиле, стране, пытавшейся изначально построить социализм. Многие из его  приятелей и знакомых, тоже пытались осуществить то же самое, отправив свои семьи в страну обетованную.
 Уже потом, приняв гражданство и окунувшись с головой в новую жизнь, Роберт ясно осознал несбыточность своих планов  и надежд. В стране, где властвуют устои  капиталистического общества, даже коренным  жителям не всегда удается устоять в жестокой борьбе с конкуренцией.

 Учитывая все доводы и обстоятельства, на семейном совете, было принято, не единогласное решение: все же  отправить сыночка для продолжения учебы в Израиле и получения аттестата зрелости (багрута). При том, что с разговорным ивритом у него не было проблем, да и дополнительные уроки английского, которые он с удовольствием посещал до поездки в Израиль, тоже помогали ему адаптироваться за границей.
 
 Обратный билет на полет в Израиль, выданный ему руководством школы, был из аэропорта города Одесса. Роберт и его жена решили сопровождать сына до аэропорта на своем автомобиле. Это поездка  была полна приключений с хитроумными ловушками по всему пути  от Донецка до Одессы.
 Учитывая состояние дорог, возраст, как самого водителя, так и автомобиля, отсутствие в то время навигаторов, можно было назвать это решение героическим. Самый короткий маршрут проходил по населенным пунктам: Мелитополь - Новая Каховка – Херсон – Николаев - Одесса. Общая протяженность маршрута небольшая – чуть более 700 км, и, в принципе, часов за десять  можно было ее преодолеть.
 До Мелитополя дорога была знакома, несмотря на многочисленное количество бугров, которые приходилось объезжать. В общем, состояние было терпимое.
 Дальнейшее путешествие по дорогам Украины требовало неимоверных терпения, усилий и внимания. В Херсоне они все-таки решили сделать привал. Выбрав недорогую гостиницу, переночевав, они, отдохнувшие и свежие, были готовы к дальнейшим испытаниям: езде по кочкам и ухабам магистральных дорог, к ловушкам, которые устраивали служители дорожной инспекции.
 Логика нечистоплотных инспекторов очень проста: коль ты едешь с семьей в сторону моря, значит, обладаешь приличной суммой денег. И терять время на всякие освидетельствования при задержке у тебя нет никакого желания. Вот и идешь на согласие  «решить вопрос на месте». А не нарушить  скоростной режим, практически невозможно: если даже ты и захочешь прилежно выполнять предписания знаков, то тебе не дадут покоя водители вереницы машин, которая едет за тобой, сигналами выражая недовольство тем, что ты медленно едешь.
 
 Добравшись с небольшими трудностями до самого красивого и гостеприимного города в мире - Одессы, нельзя было не совершить обзорную экскурсию. Ведь Одесса - это не просто город. Это - целая планета. Здесь по камешкам мостовой ходили  Пушкин и Гоголь, Бабель и Катаев, Котовский и Жуков, Фидель Кастро и Марк Твен. На пешеходную прогулку времени особенно не хватало, так что пришлось довольствоваться проездом по достопримечательным местам на автомобиле.

 Посадив сына на самолет, они отправились в обратный путь, в Донецк. В этот раз они решили нигде не останавливаться. Был солнечный, ясный день, и ничего не предвещало этого неприятного происшествия, произошедшего уже в городе Херсон. Вскоре небо заволокло тучами, и начал моросить мелкий дождик.
 Запотевшие окна в автомобиле ухудшали видимость дороги. Приходилось всматриваться в огоньки впереди идущих машин, придерживаясь  определенного расстояния. Подъезжая к одному из перекрестков, Роберт не заметил выезжающий из парка трамвай, который обычно не едет по кругу, а пересекает его, пользуясь преимуществом перед транспортом, выезжающим  на дорогу, с круговым движением.
 И только в последний момент, когда оставалось несколько метров до столкновения с огромной массой металла, он резко, до отказа  вдавил педаль  акселератора, что спасло его жену от прямого удара в переднюю дверцу машины. Однако самой машине досталось: в багажное отделение ударило выступающей на метр траверсой для сцепления вагонов. От удара автомобиль отбросило в сторону, и Роберту стоило неимоверных усилий удержать рулевое управление. Остановившись на обочине для выяснения обстоятельств аварии, он обнаружил огромную дыру в боковой части багажника. Трамвай, полный пассажиров, затормозил. Будучи некоторое время в шоковом состоянии, Роберт не в состоянии был решить: начинать ли  разборки в чужом городе с водителем общественного транспорта, набитого до отказа пассажирами. Подождав немного и убедившись, что никто не вышел из вагона и не подошел к его авто, Роберт решил не ввязываться, надеясь, что никто не сообщит полиции о происшествии. Тем более, что все остались живы и без травм. Да к тому же на руках у него был водительский талон, весь неоднократно до этого проколотый на перекрестках с «ловушками» инспекторов дорожной полиции, которым Роберт принципиально не давал взятки, надеясь на то, что это его последняя поездка на столь далекие расстояния в этой стране.

Продолжение следует…


Рецензии