Обеднение духовного мира на уроках литературы или

Все давно привыкли к мысли о том, что книга – это не только источник знания, но и средство духовного, нравственного, эстетического развития школьника.  И вдруг – обеднение духовного мира на уроках литературы. Как это может происходить?
Об этом писали Г.Г Граник, С.М. Бондаренко, Л.А.Концевая в своих исследованиях еще в 90-е годы. [1] Они утверждали, что подбор художественных произведений для чтения, основанный на историко-хронологическом принципе не воспитывает у детей познавательный интерес, а наоборот подавляет его. И в итоге у детей не возникает любовь к чтению, мы теряем поколение читателей.
Чтобы этого не происходило, сейчас приходит осознание того, что, во-первых, подбор произведений должен учитывать возрастные особенности школьников, показывать связь с жизнью, во-вторых, уроки истории должны давать исторические знания, которые помогали бы усваивать и литературные произведения и, в-третьих, должна выработаться новая традиция в образовании, позволяющая высказывать ученикам свою позицию. Это к вопросу  о развитии самостоятельного мышления. 
Умение видеть в художественном тексте интеллектуальные и нравственные задачи, требующие решения собственными умственными силами и с собственных  нравственных позиций должно стать направляющей линией развития в обучении. Пока такая традиция только начинает вырабатываться, и представлена удачными попытками отдельных педагогов.
Разработка системы таких заданий должна начинаться с дошкольного и младшего школьного возраста.
В начальном обучении школы уже подготовлена коллекция текстов с вопросами к ним, которая обучает осмысленному чтению. Использование таких пособий учителями начальной школы поможет значительно изменить содержание нашего обучения  и сделать изучение литературы важнейшим средством гуманизации школы.
Чтобы показать направленность содержания произведений приведу переречень нравстенной тематики текстов.

№ текста Название Нравственная тема
1. Правда всего дороже. О честности и смелости
2. Глупая ссора. О совместном труде. Об умении согласовывать свои действия.
3. Рыба-меч. О переоценке своих возможностей. Об эгоизме. Об уважении к другим.
4. Акула. О неразборчивости и неосторожности, о надежде на «авось», о неоправданном риске, о  неумении предвидеть. О жадности.
5. Жаба. О гордости и гордыне
6. Охотник и перепел.
О неприятии предательства. 
7. Трудные слова. Об игре. Об умении достигать цель. Трудно, когда врозь (отдельно гласные и согласные).
8. Осьминог. О возможности отождествления с природой (О возможности жить по законам природы).  Каждому дано природой свое. 
9. Дельфин. О жизни в дружбе с природой,  «о братьях наших меньших».
10. Волк и коза. Об умении отличать ложь от правды  О хитрости.
11. Ноша. Об умении преодолевать трудности. «Слово «трудность» совершенно не должно существовать для творческого ума». (Лихтенберг). Об умении  «взвешивать» свои возможности.
12. Муравей и голубка. О взаимопомощи.
13. Дятел и тетерев. О разном восприятии окружающей жизни.
14. Две лягушки. О сильном характере, об умении не сдаваться в трудную минуту.
15. Павлин. Об умении видеть главное.
16. Гусь и журавль. О хвастовстве и зазнайстве.
17. Камень. Об умении не держать зла на других.
18. Зайцы и лягушки. Унынье – наш враг. Об умении преодолевать страх.
19. Разговор с кошкой. Можно ли говорить без слов?
20. Тонкие нитки. Наказанье за невежество.
21. Легенда о камне. О гордыне. Об умении взвешивать свои силы.
22. Два плуга. Не зарывай свой талант в землю.
23. Что такое звезды? Об умении фантазировать.
24. Для чего говорят спасибо. О чувстве благодарности, которым человек отличается от зверей. Об умении добром отвечать на добро.
25. Топор. О желании властвовать над всеми.
26. Озеро. Об умении ценить дружбу. О зазнайстве.
27. Белка и волк. «... мир скучен для скучных людей» (Сократ). «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение» (Спиноза)
28. Мальчики развлекаются. Об умении жить рядом с другими людьми.  «Помните: у человека нет другого выбора – он должен быть человеком!» (Ежи Лец)
29. Страшный мостик. Об умении заботиться о людях.
30. Волк. Об умении делать добро.
31. «Смотри, спеши!» Что может сделать одна буква! Буква и смысл слова. О внимании к слову.
32. Дотянись до облаков. Как быть стройным, подтянутым, следить за своим здоровьем.
33. Что лучше? Об умении видеть прекрасное.
34. Неблагодарность. Об умении быть благодарным.
35. Где работает твой папа? Необоснованные страхи.  О недоверии окружающему миру.
36. Березкины слезки. О внимательном отношении к природе.
37. Орел и пчела. О скромности и тщеславии. Об умении определить свое место в жизни.
38. Век живи – век учись. Об умении учиться у младших.
39. Спящая книга. О нежелании познавать мир. О своевременности получения информации. О тщеславии.
40. Что случилось с моими детками? О проблеме «отцов и детей». О непонимании родителями своих детей.
41. Добрый клён. О разборчивом выборе.
42. Золотой верблюд. О том, как составлялся словарь В. И. Даля. О сокровищах языка.
43. Красивое и уродливое. О красивых и безобразных поступках.
44. Может ли человек поднять одну книгу? О происхождении древних книг.
45. Ветер и солнце. О значении доброго отношения.
46. Причина, явление, следствие. О наблюдательности и умении делать выводы.
47. Пусть я буду ваша… Об одиночестве. О доброте. О том, что и чужие люди могут стать как родными.
48. Как Митя обедал. О жадности. О коллективе. О слепой материнской любви.
49. Я хочу сказать свое слово… О поиске своего слова. Об умении чувствовать свое. О проявлении индивидуальности. Об умении видеть в неживых предметах душу. Об умении принимать чужое мнение.
50. Не всякому слуху верь. Об умении не поддаваться панике.
51. Огурцы вокруг колодца. О неумении ладить с людьми. О жадности.  О собственническом чувстве.
52. Дуб на дороге. По решению совести. О бережном отношении к природе.
53. Самая трудная контрольная. О дружеской солидарности.
54. Отец и сын. Что значит быть человеком?
55. Человек с Горячим Сердцем. Об умении (видеть) чувствовать красоту.
56. Собери ее слезы. О легкой ранимости грубым словом.
57. Коле стало легче. Об умении просить прощение.
58. Легенда о материнской любви. Об умении распознать настоящую любовь.

В теории обучения чтению появилось много разных терминов: развивающее чтение, осмысленное, осознанное, созидающее, продуктивное, глубинное и т.д. Каждый термин отражает какую-либо сторону названного процесса обучения.
Рассмотрим, в чем состоит отличие осмысленного чтения от развивающего.  Развивающее чтение предполагает развитие личности читающего за счет работы над содержанием текста. Предполагается, что тот, кто читает текст, уже умеет читать.
Осмысленное чтение было названо так для того, чтобы подчеркнуть необходимость развития таких навыков чтения, которые бы обеспечивали чтение с пониманием и предупреждали бы развитие «механического» чтения. Т.е. осмысленное чтение предполагает подготовку навыков для развивающего, текстового чтения. Без хорошей отработки навыков осмысленного чтения (слогового, словесного и фразового), полноценное развивающее чтение не сможет состояться.
Процесс обучения чтению  текстов начинается с осознания ценностно-целевых установок. Самая важная цель и ценность данного способа обучения чтению заключается в возможности одновременно обучать, воспитывать и развивать ученика. Обучать – отрабатывать технику чтения. Это очень важный момент в обучении, но не главный. Он должен быть подчинен развитию и воспитанию.
 Каков наш ученик? Что его волнует? Как его затрагивают события текста? Как он может проявить свою индивидуальность, вычитывая подтекст? В каком возрасте ученик способен понять подтекст – трудноуловимую составляющую любого художественного текста? Познание ученика и желание учителя в процессе обучения  воспитывать и развивать духовно-нравственного человека – две стороны одной задачи и одновременно ценности для учителя (аксиологическая направленность всего процесса обучения). Развитие в данном случае понимается как процесс, где всякое последующее изменение связано с предыдущим и тем настоящим, в котором сложившиеся прежде особенности личности сейчас проявляются, сейчас действуют (по Л. С. Выготскому).
Технология развивающего чтения строится  таким образом, что все вопросы для ученика решаются целостно: имеется возможность проявить  и показать индивидуальное прочтение  текста, проверить и осознать собственную технику чтения. При коллективном обсуждении ответов к тексту учителю и всем детям видны те проблемы, которые волнуют самого ученика и автора текста. При этом происходит подведение учеников к рефлексии, к пониманию того, что не сумел в тексте понять ученик, когда читал самостоятельно.   При помощи этой технологии формируется целостное осмысленное восприятие текста, понимание своих возможностей (способностей) и индивидуальное отношение к читаемому у каждого ученика.
  В технологии развивающего чтения даются небольшие художественные тексты без сокращений, с хорошо проработанной сюжетной линией, чтобы ученику легче было устанавливать связи между событиями в процессе обучения чтению. Эти тексты отбираются очень тщательно, поскольку они должны быть в первую очередь доступны детям по содержанию и в то же время нести нравственную нагрузку.
 Любой  целостный текст как законченное произведение  имеет свою смысловую структуру.  Поверхностный слой текста излагает факты в линейной последовательности (фактографическая информация). Более глубокий слой составляют суждения о фактах (концептографическая информация). Самый глубинный слой содержит эмотивно-оценочные элементы отношения к информации: индивидуальные, личностные, субъективные характеристики автора сообщения (имплицитная информация, подтекст) [2]. Задачи познавательного чтения как более зрелой фазы обучения сводятся именно к постижению смысла целого, проникновению в скрытые слои содержания [3].
Обучение продуктивному чтению может быть успешным только при работе с целостными текстами, когда исключается отрывочность восприятия и вырабатываются навыки синтеза смыслов. Происходит начало развития аксиологического аспекта речевой деятельности.
 Итак, ученик  должен овладеть тремя составляющими текста. Причем самая трудно воспринимаемая информация – это понимание подтекста, понимание смыслов и выработки своего собственного отношения. Чтобы освоить это, нужно и две другие составляющие хорошо сформировать. Для этого к каждому тексту составлены вопросы с учетом смысловой структуры текста. Отвечая на эти вопросы, ученик воспроизводит и фактографическую информацию, и концептографическую, и высказывает собственные смыслы. При чтении с установкой на ответы к вопросам по содержанию текста ученик усиливает продуктивность работы. Ответы фактически представляют собой вторичный текст, полученный путем свернутой информации. Происходит развитие живой речи.
 Важным развивающим моментом при таком чтении является открытость обратной связи не только учителю, но и самому ученику. Учитель помогает ученику сравнивать свои ответы с другими ответами и наглядно видеть, сколько и какой информации он извлек из текста. Этот прием помогает учителю развивать самооценку результативности чтения, которая составляет ядерный компонент структуры всей цепи психических процессов чтения. Происходит соединение бессознательных и сознательных процессов чтения. Одновременно формируется саморегуляция,  саморефлексия учащегося, что определяет развитие личности в целом, психологическое взросление ребенка, понимание своего Я.  При таком подходе к чтению происходит координация внутренних и внешних сторон личности, а технология развивающего чтения в данном случае является социальным компонентом, который помогает достигать этой координации. Это подчеркивает целостно-ценностный подход обучения начальной грамотности, который можно сформулировать в следующих положениях:
1) Основу овладения начальной грамотностью образуют индивидуальный стереотип и аксиологическая направленность речевой деятельности учащихся.
2) Осознание целей и ценностей обучения как лично и общественно значимых.
3) Максимальное сближение теории и практики, мысли, слова, чувства и дела.
4) Речевую деятельность в процессе обучения предлагается рассматривать (изучать, анализировать, оценивать) целостно: с учетом всех модальностей речи - слушания, говорения, чтения и письма [28].
 Анализ и обсуждение детских ответов дает возможность выявлять ценностные ориентиры детей, так как личность ребенка целостна и в ответах отражается и отношение к себе, и к своим близким,  ко всем людям и окружающему миру. Обсуждение ответов к текстам дает возможность учителю выделить общность внутренних и внешних черт данного класса и отдельных учеников, если учителю это нужно будет для проведения исследования. В практической же работе строгая классификация не нужна, т. к. живой процесс общения не может заменить никакая статистическая информация.
Беседы о нравственных поступках, о том, как поступили бы дети в трудных ситуациях, помогают детям познать себя, своих товарищей, фактически помогают осознать свой социальный опыт в слове. Учителям, конечно же,  необходимо помнить  предупреждение В. А. Сухомлинского о сложности вербального воспитания. Учитывая это предупреждение, тем не менее, не обсуждать нравственные проблемы  невозможно.
 Анализ детских ответов учеников вторых и пятых классов был проделан автором статьи. Апробация технологии развивающего чтения во вторых и пятых классах показала доступность текстов по содержанию, возможность понимания детьми подтекста, умение самостоятельно письменно выражать мысли.
В развивающем чтении активно используется квалиметрия. Она тесно связана с основной ценностно-целевой установкой – развитие ученика и, в частности, направленности сознания на развитие (поиск) ценностных ориентиров (аксиологической направленности речевой деятельности). Это является  качественным показателем в измерении, ему придается большее значение, чем количественному.
Покажем это на примере.
Выше уже было описано, что текст содержит три вида информации – фактографическую, концептографическую и имплицитную (подтекст). К текстам составляются вопросы, которые дают возможность выяснить, как ребенок усвоил все эти составляющие структуры текста.  Вопросы в зависимости от своей сложности имеют  разный балльный вес. Вопросы, требующие самостоятельного суждения, осмысления фактов, оценены большим баллом.  Этот прием подчеркивает важность индивидуальных, оригинальных прочтений текста (но не оторванных от содержания авторского текста).
Подсчет набранных баллов после ответов на вопросы показывает количественную характеристику качества чтения. Анализ детских ответов дает возможность педагогу увидеть, как у ребенка развиты память, внимание, воображение, умение обобщать и самостоятельно мыслить. 
В процессе чтения по этой технологии у детей одновременно формируется и скорость, и качество чтения. Это помогает, с одной стороны, внутреннему сосредоточению, а с другой – умению регулировать, соединять работу внешнего считывания текста и внутреннего осознания читаемого.
Количественно-качественная оценка дает возможность измерения продуктивности чтения. Наиболее распространен  и хорошо отработан такой инструментарий  в динамическом, рациональном чтении.  Успешно он себя зарекомендовал и в начальной школе. Применительно к чтению продуктивность понимается как мера самостоятельности смыслового восприятия текста. [3]. Продуктивность – это комплексная характеристика результата чтения, которая учитывает и качественные, и количественные характеристики чтения.
Использование понятия продуктивности чтения существенно изменяет всю технологию обучения, так как расставляет акценты и учитывает аксиологическую направленность чтения.
Еще раз выделим особенности этой технологии, отличающие ее от существующих способов обучения текстовому чтению.
• Эта технология обеспечивает четкую обратную  связь и самоучет скоростных и качественных навыков чтения после прочтения каждого текста. При этом большое значение имеет возможность индивидуального чтения текста. Ребенок сначала оказывается в позиции «Робинзона Крузо», один на один с текстом, и отвечает на вопросы после чтения самостоятельно. Затем в процессе обсуждения ответов на вопросы ученик может сопоставить свои ответы с ответами товарищей. Происходит совместный поиск глубинного прочтения текста. От индивидуального чтения – к коллективному и к рефлексии чтения – так происходит обучение вычитыванию подтекста в развивающем чтении.
• Использование квалиметрии при обучении чтению объективно оценивает возможности ученика. В этой технологии особое место отводится определению качества усвоения прочитанного. В первую очередь происходит работа над содержанием текста, а во вторую – над скоростью чтения. Практика показала, что легче научить быстро читать того, кто хорошо понимает текст, чем научить читать с пониманием того, кто читает механически.
• Введение трех оценочных  показателей чтения (скорость, качество и продуктивность) обеспечивает более четкое определение степени сформированности навыка текстового чтения у младших школьников. Коэффициент качества чтения  дает представление о ценностных ориентирах ученика и о глубине прочтения произведения.
• Данная технология позволяет  определять самооценку чтения после каждого прочтения текста и, таким образом, помогает развивать умения адекватно оценивать свои результаты по чтению.
• В процессе письменных ответов на вопросы после прочтения текста ученики упражняются в формулировании собственных мыслей, тем самым дополнительно происходит формирование письменной речи в свободном изложении, т. е. «живой речи».
• Технология развивающего чтения объединяет в себе одновременно квалиметрию (количественное измерение качества чтения) и обучение самому процессу чтения. Такая технология обучения для начальных классов разработана впервые в 1998 году (Санкт-Петербург).

Изучение литературных произведений  по технологии осмысленного и развивающего чтения станет важнейшим средством гуманизации школы, помогающим растить духовно-нравственных и думающих людей.

Литература.
1. Граник Г.Г.,Бондаренко С.М., Концевая Л.А. О психологических аспектах изучения литературы в школе. М., 1990
2. Доблаев Л. П. Смысловая структура текста и проблема его понимания. М., 1982.
3. Засорина Л. Н., Плюснина Е. М. Развивающее чтение: Книга для учителя. Вып. 2 –  СПб.: «Сударыня», 1998. – 68 с.

Публикация Обеднение  духовного мира  на уроках литературы или литература как средство гуманизации школы? ж. «Личность и культура» – 2018. – №1. – С.61-66
 


Рецензии